А.А. Кострюков

Источник

Глава 15. Русская Церковь в последние годы коммунистического режима

§ 1. Церковно-государственные отношения в 1985 –1991 гг.

В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко. Приход к власти нового лидера М.С.Горбачева был отмечен попытками исправить экономическую и политическую ситуации в стране, находившейся в тяжелом кризисе, а также смягчить отношения с Западом. Очередной новый курс, вошедший в историю как перестройка, подразумевал исправление многолетних ошибок, которые и привели страну в тупик. Новые реформы предполагали развитие частного предпринимательства, ускорение социально-экономического развития. Для этого необходимо было преодолеть инертность, навязанную народу десятилетиями коммунистической власти, и развить инициативу на местах. Это было нереально без относительной свободы прессы, без серьезной критики системы. Но возможность говорить правду, обличить ошибки и преступления советского режима привела к эффекту прорванной плотины – к пониманию глубокой порочности коммунистической власти, как таковой. Начался процесс восстановления справедливости к невинно пострадавшим, с географических карт стали исчезать имена революционеров и виновников репрессий. Партия коммунистов окончательно потеряла свой авторитет, что усугубилось появлением многопартийной системы.

Преодоление диктата коммунистической партии нанесло удар и по Советскому Союзу, искусственно созданному большевиками на месте исторической России. В соответствии с Конституцией СССР любая союзная республика имела право выхода из Союза. Единственной основой единства республик была власть Коммунистической партии. Естественно, что с падением этой идеологии исчез и связующий элемент страны, что привело к распаду Советского Союза. Одна за другой союзные республики заявляли о своей независимости. «Парад суверенитетов» начался уже в конце 1980-х гг. 12 июня 1990 г. о своем суверенитете объявила и Российская Федерация. Ровно через год республика избрала и своего президента, которым стал Б. Н. Ельцин. После неудачной попытки государственного переворота в августе 1991 г. Советский Союз фактически прекратил существование. 8 декабря в Беловежской пуще было подписано «Соглашение о создании Содружества независимых государств» (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате представители 11 бывших союзных республик подписали Декларацию о создании СНГ. 25 декабря президент СССР М. Горбачев был отправлен в отставку. В тот же день над Кремлем был спущен красный флаг, вместо которого в небо взвился российский триколор.

Все эти события не могли не отразиться на церковной жизни, хотя государственный курс в отношении Церкви поменялся не сразу.

Новые веяния, наступившие после прихода к власти Горбачева, дали Церкви надежду на изменение отношений с государством. В декабре 1985г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) обратился к Горбачеву с просьбой о пересмотре законодательства относительно Церкви.

Однако советская идеологическая машина остановилась не сразу. Вплоть до 1988 г. в школах и на предприятиях продолжались атеистические лекции, а проявление церковности по-прежнему обещало серьезные неприятности. В 1989 г. в с. Приволжское Ивановской области местное руководство пыталось разрушить церковь, поврежденную молнией. Местные жители взяли храм под охрану и сумели отстоять его.

Продолжались и преследования за веру. В 1985 г. был арестован и провел год в заключении архимандрит Иосиф (Софронов) из с. Внуто Новгородской области. Одним из поводов для обвинения старца стало посещение его иностранцами. Пастырь попал в тюрьму Кресты, где подвергался пыткам. Одно из истязаний состояло в стягивании на голове стального обруча, пока человек не терял сознание. Сам архимандрит, хорошо помнивший сталинские лагеря, рассказывал, что методы допросов у чекистов с тех пор не поменялись. Однако поднятый на Западе шум, а также изменившаяся государственная политика помогли освобождению о. Иосифа. Получили свободу и другие страдальцы за веру.

В 1987 г. стало понемногу увеличиваться число храмов. В тот год Православной Церкви были переданы Оптина пустынь и Толгский монастырь, где начала возрождаться монашеская жизнь.

В преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси проходили международные конференции, посвященные проблемам церковной истории, богословия и литургики. Все это привлекало интерес и к Церкви, способствовало ее популяризации. Тем не менее партийная номенклатура до последнего сопротивлялась идее празднования Тысячелетия Крещения Руси, а также освещению торжеств в СМИ.

В апреле 1988 г. состоялась встреча патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода – митрополитов Киевского Филарета (Денисенко), Ленинградского Алексия (Ридигера), Крутицкого Ювеналия (Пояркова), Минского Филарета (Вахромеева) и Ростовского Владимира (Сабодана) с М.С.Горбачевым. Генеральный секретарь ЦК КПСС охарактеризовал гонения на религию как ошибку и сообщил о разработке нового закона о свободе совести. В мае 1988 г. Оружейная палата Кремля передала Церкви святыни, хранившиеся в музеях. Тогда же Церковь получила часть помещений Киево-Печерской лавры. Еще одним заметным событием стала передача Церкви мощей святителя Феодосия Черниговского и преподобного Феодосия Тотемского. Утратил свои права и председатель Совета по делам религий. В июне 1989 г. на место М. Харчева был назначен Ю.Н.Христораднов, который уже не имел возможности существенно влиять на церковную жизнь.

Процесс возвращения Церкви отобранных некогда храмов продолжался и при следующем патриархе Алексии II. В 1991 г. Православной Церкви были переданы древние русские монастыри, в том числе Соловецкий, Валаамский, Донской и Новоспасский.

30 мая 1991 г. министр юстиции Η. Ф. Федоров вручил патриарху Алексию II свидетельство о регистрации Гражданского устава Русской Церкви.

События государственной жизни также не остались без внимания Церкви. Патриарх откликнулся посланиями на волнения в Вильнюсе, на избрание президента Б. Н. Ельцина.

«Вы приняли ответственность за страну, которая тяжело больна, – сказал патриарх новоизбранному президенту Ельцину. – Семь десятилетий разрушения ее духовного строя и внутреннего единства... Три поколения людей выросли в условиях, отбивавших в них желание и способность трудиться. Сначала людей отучали трудиться духом, отучали от молитвенного подвига. Затем – от труда мысли, от стремления к самостоятельному поиску истины».

Во время попытки августовского переворота 1991 г. патриарх Алексий II занял сторону президента Российской Федерации Ельцина, передав ему слова поддержки. 19 августа, когда «Государственный комитет по чрезвычайному положению» заявил о захвате власти и изоляции в Крыму президента СССР Горбачева, Святейший распорядился, чтобы за Божественной литургией в праздник Преображения в Успенском соборе Кремля вместо поминовения властей возглашалась молитва за «народ страны нашей». Во избежание войны патриарх призвал военных не применять оружие под угрозой отлучения от Церкви. Мятеж удалось предотвратить.

Падение коммунистического режима Святейший Патриарх недвусмысленно приветствовал. «Коммунистическая идеология, – говорилось в патриаршем послании 23 августа 1991 г. – как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России. Россия начинает труд и подвиг исцеления!». Такую же позицию занял и митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев), благословивший священникам своей епархии выступить на митинге в поддержку Горбачева и Ельцина.

Патриарх Алексий II дал оценку и вынужденному компромиссу в отношении безбожных властей со стороны Московской Патриархии: «Трагедия митрополита Сергия заключается в том, что он пытался «под честное слово» договориться с преступниками, дорвавшимися до власти. <...> ...Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся ею».

§2. Церковная жизнь

С конца 1980-х гг. представители Церкви начали выступать по радио и телевидению, а также со страниц печати. Миллионы телезрителей получили возможность смотреть передачи с участием пастырей и архипастырей – митрополитов Кирилла (Гундяева), Филарета (Вахромеева), Питирима (Нечаева), Антония (Блума), епископа Василия (Родзянко) и многих других. Активную деятельность развернул подмосковный протоиерей Александр Мень, умевший доходчиво и ярко рассказать о православии. Отец Александр стал также автором ряда интересных книг о христианстве. Выводы и утверждения этого автора не всегда соответствовали православному вероучению, однако деятельность священника многим помогла прийти в Церковь. 9 сентября 1990 г. пастырь был убит при невыясненных обстоятельствах по дороге в храм.

Юбилей Крещения Руси рассматривался как важное историческое событие не только в России, но и за рубежом. Значимость этого юбилея была отмечена на Генеральной ассамблее ЮНЕСКО.

Торжества проходили с 5 по 12 июня 1988 г. с участием глав и представителей Поместных Церквей, а также инославных гостей. Праздничные мероприятия открылись Божественной литургией в кафедральном Богоявленском соборе. На следующий день после литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры открылся Поместный Собор. В отличие от предыдущих Поместных Соборов (1945 и 1971 гг.), многие решения на этот раз не были предсказуемыми. По ряду вопросов развернулась полемика.

Среди деяний Собора необходимо отметить канонизацию ряда подвижников – святителей Макария Московского, Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, преподобных Андрея Рублева, Максима Грека, Паисия Величковского, Амвросия Оптинского, блаженной Ксении Петербургской, благоверного князя Димитрия Донского. В соборном определении говорилось также о возможной канонизации других святых, почитаемых народом церковным.

8 июня Поместный Собор принял новый устав Русской Православной Церкви. Было отмечено, что «Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое в 1945 г., устарело, а изменения, внесенные в документ в 1961 г., серьезно ухудшили ситуацию на приходах, отстранив духовенство от церковного управления.

Было решено созывать Поместные Соборы не реже одного раза в пять лет. В промежутках между Поместными Соборами власть должна принадлежать Архиерейским Соборам, созываемым не реже одного раза в два года в соответствии с Уставом. Первоиерарх Русской Церкви подотчетен Соборам и имеет первенство чести среди архиереев. Произошли и давно ожидаемые изменения в приходском управлении. В соответствии с решением Собора 1988 г. клирики включались в состав приходского собрания, председателем которого становился настоятель.

Собор издал ряд посланий: «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», «Ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви».

В неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, в Свято-Даниловом монастыре предстоятели Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Кипрской Церквей совершили Божественную литургию.

Юбилейные торжества, поддержанные государством, знаменовали собой новую эпоху русской истории. Если до лета 1988 г. руководители различных уровней на местах находились в неведении о векторе государственной политики, то после юбилея сомнения уже отпали – был дан зеленый свет возвращению храмов и монастырей, открытию духовных училищ и семинарий, доступу духовенства к средствам массовой информации. В 1988 г. было увеличено число поступающих в действующие семинарии, в Смоленске было открыто духовное училище. В следующем году были открыты Киевская, Тобольская и Минская (в Жировицком монастыре) семинарии.

9–11 октября 1989 г. в Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, приуроченный к 400-летию учреждения патриаршества в Русской Церкви. Собор причислил к лику святых первого русского патриарха – святителя Иова, а также первого патриарха после восстановления патриаршества в 1917 г. – святителя Тихона. Комиссия по канонизации получила задание начать подготовку материалов для прославления еще одного святого – протоиерея Иоанна Кронштадтского. Среди других вопросов, обсуждавшихся на Соборе, были вопросы приходской жизни, духовного образования. Собор рекомендовал архиереям издавать епархиальные ведомости. Еще одним пунктом повестки была подготовка закона о свободе совести.

30–31 января 1990 г. состоялся еще один Архиерейский Собор, рассматривавший трагическую ситуацию на Украине, где восстанавливало свои позиции униатство и стали зарождаться новые расколы.

3 мая 1990 г. в 3 часа дня отошел ко Господу Святейший Патриарх Пимен, тяжело болевший с 1985 г. 6 мая он был погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Уже в день блаженной кончины Первосвятителя, 3 мая, состоялось заседание Священного Синода, на котором патриаршим местоблюстителем был избран митрополит Филарет (Денисенко).

Поместный Собор для избрания нового патриарха был предварен Архиерейским Собором в Свято-Даниловом монастыре. 6 июня иерархам предстояло избрать трех кандидатов в патриархи. По итогам тайного голосования большинство голосов получили митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) (37 голосов), митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) (34 голоса), митрополит Киевский Филарет (Денисенко) (34 голоса).

Поместный Собор открылся 7 июня в Троице-Сергиевой лавре под председательством митрополита Филарета (Денисенко). По окончании Божественной литургии члены Собора собрались в Трапезном храме преподобного Сергия. Помимо трех избранных Архиерейским Собором кандидатов Поместный Собор предложил еще пять кандидатур: митрополитов Крутицкого Ювеналия (Пояркова), Минского Филарета (Вахромеева), Волоколамского Питирима (Нечаева), Ставропольского Гедеона (Докукина), Сурожского Антония (Блума). Последняя кандидатура была отклонена местоблюстителем по причине того, что по уставу кандидат в патриархи должен быть советским гражданином. Однако по итогам голосования ни один из этих кандидатов не набрал должного количества голосов. Поэтому Собору предстояло избрать одного из трех митрополитов – Алексия, Филарета и Владимира.

По итогам тайного голосования митрополит Алексий получил 139 голосов, митрополит Владимир – 107 голосов, митрополит Филарет – 66 голосов. Поскольку ни один из кандидатов не набрал половины голосов состоялся второй тур выборов. За митрополита Алексия теперь проголосовало 166 членов Собора, за митрополита Владимира – 143.

Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий. Детство будущего предстоятеля, происходившего из древнего немецкого дворянского рода, прошло в независимой Эстонии. По окончании академии в 1950 г. Алексий Ридигер был рукоположен во иерея, в 1961 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во епископа Таллиннского и Эстонского. С 1964 г. архиепископ (затем митрополит) Алексий был управляющим делами Московской Патриархии, с 1986 г. – митрополитом Ленинградским и Новгородским. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II прошла 10 июня в Богоявленском Елоховском соборе.

Важным деянием Собора стала канонизация праведного кронштадтского пастыря Иоанна Сергиева. Собор обсудил и проект закона о свободе совести, обратив внимание на необходимость предоставления юридического лица не только приходам, монастырям и учебным заведениям, но и Русской Церкви в целом. Действительно, закон «О свободе совести и религиозных организаций», принятый 1 октября 1990 г., предоставил права юридического лица Русской Православной Церкви. Новый закон открывал возможность для религиозного воспитания детей, запрещал военному командованию препятствовать совершению религиозных обрядов военнослужащим, а также позволял совершение служб в тюрьмах, лагерях, больницах и т. д. Вместо Совета по делам религий в Верховном Совете была создана Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям.

25–27 октября 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре под председательством патриарха Алексия II прошел Архиерейский Собор, рассматривавший вопросы правового статуса Русской Церкви, а также вопросы церковных расколов.

Радостным событием тех лет стало обнаружение в служебном помещении санкт-петербургского Казанского собора, превращенного в советские годы в Музей истории религии и атеизма, мощей одного из самых любимых и почитаемых народом русских святых – преподобного Серафима Саровского. 11 января 1991 г. рака с мощами святого была перенесена в Троицкий собор Александро-Невской лавры, откуда мощи были доставлены в Москву. Более пяти месяцев останки святого находились в Москве, а затем крестным ходом через Владимир, Нижний Новгород и Арзамас перенесены в Дивеевский монастырь.

Мощи преподобного Серафима были не единственными обретенными в Казанском соборе. 28 февраля 1991 г. здесь были найдены нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского, торжественно перенесенные в Белгород.

§ 3. Расколы и разделения

Возрождение Церкви шло параллельно с появлением новых проблем. Люди, на протяжении семи десятилетий жившие под воздействием оголтелой антирелигиозной пропаганды, часто не могли отличить пшеницу от плевел. Представление, что все необычное – от Бога, привело к росту популярности всевозможных «целителей» и экстрасенсов, а также сект, порой деструктивных. Пропаганда лжеучений лилась с экранов телевизоров, в то время как проповедники разнообразных культов собирали целые стадионы зрителей. Церкви было необходимо срочно дать отпор лжеучениям, что было очень непросто после периода гонений. Тем более что и внутри самой Церкви стали наблюдаться нестроения.

Униатская проблема

Большой проблемой, потрясшей Церковь в конце 1980-х – начале 1990-х гг., стало возрождение униатства на Западной Украине – политика середины 1940-х гг. дала о себе знать. Антикоммунистические настроения в Галиции (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области) соседствовали с антиправославными идеями. Уже в 1988 г. вышли из подполья униатские общины, стали переходить в греко-католичество приходы, считавшиеся православными. Начался и захват радикалами православных храмов. 1 декабря 1989 г. в Ватикане М.С.Горбачев встретился с Папой Римским Иоанном Павлом II. Вопрос о легализации унии на Украине был решен положительно. Предоставило легальный статус греко-католикам и украинское руководство, что привело к новым беззакониям на местах.

12–17 января 1990 г. вопрос о ситуации на Украине обсуждался представителями Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви. Стороны пришли к соглашению, что легализация униатских приходов должна проходить мирным путем, а не с помощью бесчинств и силовых методов. 8–13 марта того же года во Львове состоялись четырехсторонние переговоры между представителями Московского Патриархата, Украинского экзархата Московского Патриархата, Римско-Католической Церкви и униатской Церкви. Комиссии договорились, что униатский вопрос должен решаться путем опроса населения тайным голосованием в каждой местности. В соответствии с количеством сторонников унии или православия предлагалось мирно разделить все местные храмы. Если в населенном пункте храм один, то он должен был передаваться большинству, но с условием, что получившая храм община поможет меньшинству построить свой храм. Однако униатов, стремившихся получить все храмы, принадлежавшие им до 1939 г., такое предложение не устроило. Представитель униатской стороны архиепископ Владимир Стернюк покинул заседание комиссии.

Социологические исследования показывали, что униаты в Галиции не представляли большинства, во Львовской области их было 28 %, в Тернопольской – 12 %, в Ивано-Франковской – 22 %. Несмотря на это в 1990 г. в указанных областях у Русской Церкви осталось совсем немного храмов. Значительная часть была захвачена униатам и, немалое количество ушло в расколы.

Расколы

Возникновение расколов стало еще одной церковной проблемой конца 1980 – начала 1990-х гг. Особенно болезненными были расколы на Украине. 1 ноября 1989 г. находившийся на покое епископ Иоанн (Боднарчук) заявил о своем выходе из подчинения Русской Церкви. На заседание Священного Синода епископ Иоанн не явился, сообщив, что переходит в подчинение созданной в годы Второй мировой войны «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ), глава которой «митрополит» Мстислав (Скрыпник) проживал в Америке. Вслед за епископом Иоанном в раскол перешло и несколько украинских приходов. 14 ноября 1989 г. Священный Синод лишил этого архиерея сана за учинение раскола и объявил его священнодействия безблагодатными. Решение было подтверждено Архиерейским Собором, состоявшимся 30–31 января 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре.

Решение Собора не остановило раскольников. Весной 1990 г. Боднарчук вместе с «епископом» катакомбной серафимо-геннадиевской ветви Викентием Чекалиным поставил несколько «архиереев», положив начало новой лжеиерархии. В июне 1990 г. автокефалисты провели в Киеве свой «Собор». Боднарчук был поставлен «патриаршим местоблюстителем», в то время как «патриархом всея Украины» был провозглашен Мстислав (Скрыпник). В ноябре того же года в Софийском соборе Киева состоялась «интронизация» Скрыпника. Однако отношения между Боднарчуком и Скрыпником не сложились. Своим «местоблюстителем» последний поставил «епископа» Антония (Масендича). Как и униаты, представители автокефалистского раскола часто действовали путем насилия, изгоняя верных канонам пастырей и захватывая храмы. К концу 1991 г. раскольникам принадлежало около 500 церквей.

Раскол был осужден Поместным Собором Украинской Церкви 22–23 ноября 1990 г. На этом же Соборе был принят устав Украинской Церкви, главой которой был избран митрополит Филарет (Денисенко).

Другой печальный раскол охватил уже всю территорию Советского Союза и был связан с деятельностью Русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ). Началом раскола стал разгоревшийся в конце 1989 г. конфликт между правящим архиереем Владимирской епархии архиепископом Валентином (Мишуком) и настоятелем храма святого Царя Константина в Суздале архимандритом Валентином (Русанцовым). Среди причин конфликта было запрещение последнему баллотироваться в депутаты городского совета. Архимандрит указание своего архиерея проигнорировал и в наказание был переведен в г. Покров. От нового назначения ослушник отказался и вместе со своим приходом обратился в Зарубежный Синод с просьбой о принятии в его подчинение. В апреле 1990 г. Зарубежный Синод принял мятежного клирика. Последовавшая вскоре кончина патриарха Пимена подтолкнула руководство Зарубежной Церкви к более серьезному каноническому нарушению – созданию так называемой «Свободной Церкви».

15 мая Архиерейский Собор РПЦЗ принял «Положение о приходах свободной Российской Православной Церкви», что означало создание раскола на территории Московского Патриархата. 16 мая 1990 г. Зарубежная Церковь признала возможным открытие своих епархий в Советском Союзе. Параллельно с этим РПЦЗ стала совершать архиерейские хиротонии над священнослужителями «Катакомбной Церкви». По данным епископа Лазаря (Журбенко), в течение 1990 г. к РПЦЗ присоединилось около 30 клириков. Также присоединялись к РПЦЗ и «клирики» из секачевского раскола, которых епископ Лазарь рукополагал заново. 10 февраля 1991 г. в храме-памятнике святого Иова Многострадального в Брюсселе архиереи РПЦЗ рукоположили во епископа Суздальского архимандрита Валентина (Русанцова), который стал членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Лазарь (Журбенко) в марте 1991 г. был возведен в сан архиепископа. В Москве появилось Синодальное подворье РПЦЗ в Марфо-Мариинской обители, были организованы заочные богословские курсы для студентов из России.

Отличительной чертой нового раскола стала оскорбительная критика в адрес Московского Патриархата. Руководство РПЦЗ, имевшее весьма смутное представление о реалиях российской жизни, рассчитывало, что в перспективе в «Свободную Церковь» перейдет вся российская паства. Такие иллюзии подпитывались уверениями безответственных лиц наподобие священника Глеба Якунина, во всеуслышание заявлявших, что Московская Патриархия не пользуется поддержкой народа и доживает последние дни.

Московский Патриархат подверг новый раскол резкой критике на Архиерейском Соборе 25–27 октября 1990 г. Собором было составлено воззвание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви, где осуждались действия Зарубежного Синода, а также указывалось на каноническую спорность его существования. При этом в послании Собора прямо говорилось, что Московский Патриархат не считает себя связанным «Декларацией» митрополита Сергия. Таким образом Собор констатировал, что главного повода к разделению с Зарубежной Церковью больше не существует. Несмотря на то что действия Зарубежного Синода давали повод для более решительных шагов против РПЦЗ, Московский Патриархат не пошел на такие меры. Воззвание завершалось призывом «искать мира и любви между собой».

В таком состоянии Русская Православная Церковь вошла в новую эпоху – постсоветскую.


Источник: Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917—2008): Учебное пособие/ А. А. Кострюков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle