М.А. Гузик

Источник

Канон (греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально ― прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения взвешивания)

1. Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, окончательно сформировался в период иконоборчества (728‒842). Патриарх Никифор (?‒829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточно-христианского искусства, как важнейший культуро-созидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог ― это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике.

В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др.

2. Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь ― переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья ― благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

Каппадокия ― область Малой Азии между Галисом и Евфратом, ставшая с 17 г. н.э. сначала римской, затем византийской провинцией. Она разделялась на Понтийскую (побережье Черного моря) и Внутреннюю Каппадокию. К IV в. относятся самые ранние упоминания о простых по архитектуре пещерных храмах в горах Каппадокии, созданных группами отшельников. Согласно новейшим открытиям, в VIII‒начале IX вв. иконоборцы создали в Каппадокии несколько храмов (Новая церковь Токалы, двухнефная церковь св. Василия с двумя апсидами и крестом на плоском потолке, часовня св. Стефана с остатками фигур святых и сценой «Евхаристия» на южной стене и др.), украшенных изображениями крестов. С X в. стали появляться многочисленные пещерные капеллы и церкви разных размеров. Их своды, арки, колонны, апсиды высекались в мягком скальном грунте и расписывались монахами-самоучками, которые создавали выразительные фрески, привлекавшие своей непосредственностью и искренностью. Некоторые росписи датированы и снабжены посвятительными надписями.

Каппадокийские пещерные храмы впервые были исследованы французским ученым Г. де Жерфанионом в ходе нескольких экспедиций (с 1908 г.), результаты которых были опубликованы в 1919‒1920 гг. Ученый разделил каппадокийские фрески на две группы: «архаические» (X в.) и зрелые (XI‒XII вв.). В «архаических» росписях заметно влияние сирийских живописцев: большеголовые приземистые фигуры, угловатые жесты, сложные композиции на фризеобразных лентах. Вторая группа росписей отличалась утонченностью, свойственной византийской живописи македонской эпохи. Стены церкви Токале Килиссе покрывают росписи двух периодов ― периода иконоборчества и XI в. После восстановления иконопочитания каппадокийские фрески стали своеобразным образцом для константинопольских художников, создававших многофигурные композиции, и для живописцев Армении и Грузии.

Со второй половины IV в. Каппадокия стала центром религиозной образованности на востоке Римской, а затем и Византийской империи. Здесь возник кружок, в который входили Василий Кесарийский, его брат Григорий, епископ Нисы, и Григорий Назианзин. Они великолепно знали античную словесность и использовали методы неоплатоников в богословских спорах. «Великие каппадокийцы», как их называли, заложили фундамент собственно византийской философии. Они способствовали утверждению христианства, развитию жанра христианской проповеди, оформлению культа святых и мучеников. В последующие эпохи их взгляды развивали Иоанн Филопон, Георгий Писида, Евстратий Никейский, Михаил Пселл и другие образованные византийцы.

Карта из Мадабы (24 х 6 м, 40‒50-е гг. VI в.) – единственный дошедший до нашего времени памятник ранневизантийской картографии, обнаруженный в 1884 г. во время сооружения нового храма. Она составлена из 2,5 миллионов разноцветных (синих, коричневых, черных) кубиков смальты на полу христианской церкви в городе Мадаба (Трансиордания). На карте изображена Палестина и прилегающие к ней страны со всеми городами, реками, дорогами, общественными зданиями и церквами, упомянутыми в Новом завете. Безымянный картограф обозначил города крупнее, чем остальные географические пункты. Ветхозаветные объекты представлены лишь частично. Рядом с названиями некоторых городов, рек, селений помещены цитаты из Библии, в которых сообщается о том или ином месте. Крупномасштабно (1:1600, в то время как масштаб остальной карты 1:15000) представлен Иерусалим. Хорошо сохранились мозаичные изображения областей между Иерусалимом и Мертвым морем, к востоку от Аскалона, район синайских гор и дельта Нила. От остальных частей карты сохранились лишь фрагменты.

Касия (варианты: Икасия, Кассиана; ок. 800/805 или 810‒?) ― уроженка Константинополя, талантливая поэтесса-монахиня, отличавшаяся остротой ума и независимостью суждений. В одной из легенд рассказывается о сватовстве будущего императора Феофила (829‒842), отвергшего эту умную и красивую девушку, которая на его вопрос: «Ведь зло в мире произошло от женщины?» – ответила: «Но через женщину произошло и высшее благо». Это событие нашло отражение в хрониках Георгия Амартола, Феодосия Мелитенского, Зонары и Глики. Касия вынуждена была постричься в монахини (ок. 830 г.). Ей приписывают основание монастыря в Константинополе, близ Золотых ворот.

Поэтическое творчество Касии многообразно. Она была автором гимнов; литургических поэм, к которым писала музыку; сатирических ямбов, высмеивавших лицемерие, предательство, глупость, невежество, скупость, лживость, «злопамятность ― мать зависти» и другие людские пороки; эпиграмм на морально-этические темы, в которых воспевались правдивость («правдивые слова подобны клятве»), благочестие, покорность судьбе, осмотрительность в выборе друзей («несчастье выявляет истинного друга»). Ее излюбленным жанром были ямбические сентенции, состоявшие из одного стиха. Нередко они преобразовывались в двустишия или эпиграммы.

Среди литургических песнопений Касии выделяются рождественский гимн, прославляющий торжество христианства над другими культами, и «Канон на усопших», посвященный тем, кто должен предстать перед Богом в день Страшного суда. В 9 одах, составляющих акростих – имя поэтессы, она воспевает силу и мудрость «владыки жизни и смерти», призывает его проявить к грешникам доброту и простить им прегрешения, «совершенные вольно и невольно». Творчество Касии было высоко оценено последующими поколениями византийцев. Феодор Продром отметил ее талант композитора, чьи мелодии использовали позднейшие гимнографы. Георгий Кодин восхищался этой «благочестивейшей монахиней», которая «сочинила много канонов и стихирей и другого достойного удивления и положила на музыку во времена императора Феофила». Никифор Каллист Ксанфопул включил имя Касии в перечень известных поэтов-гимнографов.

Квинт Смирнский (рубеж V‒VI вв.) ― уроженец Смирны на западном побережье Малой Азии, автор историко-мифологической поэмы «Послегомеровские события». Большинство исследователей считает, что поэт был знаком с киклическим эпосом, откуда он заимствовал материал, а также с древнегреческими трагедиями, местными преданиями о троянских героях, эллинистической и римской поэзией. Поэма Квинта, написанная гекзаметром, открывается битвой греков с амазонками и с эфиопским войском Мемнона, поспешившего на помощь Трое после гибели Гектора. Затем следует гибель Ахилла и Париса, самоубийство Аянта (Аякса), падение Трои и отплытие греков на родину. Христианский мотив божественного возмездия за всякое содеянное человеком зло не позволяет распасться поэме на отдельные эпизоды. Как и все подражатели Гомера, Квинт использует большое количество риторических фигур, эпитетов, заимствованных из «Илиады» и «Одиссеи» или составленных самим поэтом, и других средств выразительности. Сюжеты из этой поэмы использовались в прикладном искусстве.

Кекавмен (XI в.) – полководец, автор «Стратегикона» («Советы и рассказы Кекавмена»), адресованного его детям как руководство в жизни. В этом дидактическом произведении, содержится много интересных сведений о нравах и обычаях византийцев, о византийских политических деятелях, писателях, ученых и о тех, кто возделывает землю и насаждает виноградники. Книга не имеет четкой композиционной линии, но ей присущ объединяющий призыв «уповать на Бога»: «Не покидай Бога, и Бог не покинет тебя». Однако вера в Бога сочетается у Кекавмена с верой в человеческий разум, в способность человека многого добиться своим трудом, без которого «нет блага». Он оценивает людей по их личным качествам, с уважением относится к другим народам, «ибо они разумны, как и ты».

Сын своего времени, Кекавмен проповедует осторожность и умеренность в политике, полное подчинение императору (говорить василевсам к «их удовольствию» и «смотреть вниз», «ибо тот, кто царит в Константинополе, всегда побеждает») и его «первым» людям ― архонтам, судьям, епископам и митрополитам. Он советует воспитывать детей в «страхе божиим» и покорности родителям; предостерегает своих сыновей от увлечения азартными играми и пирушками, чтобы не попасть в дурную компанию или не сболтнуть лишнего слова; рекомендует им больше читать («Читай много – и узнаешь много»), вести душеспасительные беседы с монахами и поддерживать отношения с родственниками, ибо семья для него ― это прочная и надежная крепость. Однако Кекавмен опасается предательства близких и друзей («Нужно больше беречься друзей, чем врагов»), настороженно относится к женщинам («Опасно бороться с женщинами, еще опаснее дружить с ними»), советует неустанно следить за женами, невестками и дочерьми, способными на самый неожиданный поступок. Его жизненное кредо – во всем сохранять умеренность, избегать крайностей, быть упорным и терпеливым, следовать христианской морали. Сочинение Кекавмена завершается разделом «Советы императору», но ученым не удалось выяснить, кому именно они адресованы.

Керамика византийская ― мало чем напоминавшая античные образцы, была двух видов: красочная глазурованная и поливная. Она изготовлялась в Константинополе, Афинах, Коринфе, Херсонесе, в городах Египта, Северной Африки, Сирии, Палестины и др., входивших в V‒VII вв. в состав византийской империи. В тех случаях, когда использовалась полихромная техника, рисунок синего, коричневого, желтого, зеленого или ярко-красного цвета, иногда с добавлением золота и серебра наносился на тонкостенный сосуд из белой глины, а затем покрывался тонким слоем глазури. Техника росписи и состав глины зависели от места изготовления изделий, но в основном это была белая глина. В быту широко использовались керамические тарелки, бокалы, чаши с ручками, блюда, лампочки с изображениями христианских символов, квадратные изразцы и прямоугольные облицовочные плитки.

В IX‒XI вв. получили распространение керамические иконы, состоявшие из нескольких изразцов, с погрудным изображением Христа, Богоматери, апостолов и святых. В это же время стала появляться художественная керамика с рельефными изображениями фантастических грифонов, кентавров, сирен, с сюжетами из греческого эпоса, воинских и любовных песен, посвященных Армурису, Дигенису Акриту и др. С приходом к власти династии Комниных и Ангелов, представлявших интересы военной аристократии и крупных землевладельцев, керамические изделия украшаются геральдическими эмблемами, знаками сословных отличий.

В XII в. керамические изделия стали изготовляться из красной глины. Сосуды покрывались тонким слоем мягкой белой глины, по которой наносился рисунок иглой, а затем обжигались. В палеологовскую эпоху с ослаблением Византии в военном и экономическом отношении художественная керамика начала вытеснять золотые и серебряные изделия в быту даже высшей знати. В XIII‒XIV вв. разнообразные сосуды из белой глины украшались линейными изображениями птиц и животных, монограммами владельцев и расписывались синими, красно-коричневыми или зелеными цветами. Поздневизантийская керамика сохранилась за пределами страны в Сербии, Болгарии, Италии. Сосуды покрывались тонким слоем мягкой белой глины, по которой...(нет оконания в тексте– ред.).

Килиссе (турецкое название Моллса Гюрани или Килиссе-джами) ― пятинефная крестово-купольная церковь в Константинополе, византийское название которой не установлено (одно из предположений ― церковь Феодоры). Она была сооружена во второй половине XI в. и отличалась центричностью композиции, пространственным единством. Тонкие колонны, легкий световой барабан, вытянутые вверх пропорции придавали стройность этому сооружению. С северной и южной сторон к храму примыкали галереи, с западной стороны он соединялся с нартексом. Церковь неоднократно перестраивалась ромеями и турками. В XIV в. к зданию был пристроен эксонартекс, расположенный на склоне холма. Главный алтарь и центральная пятигранная апсида, три грани которой занимало большое окно, были перекрыты цилиндрическим сводом с двумя оконными проемами. Сохранилась часть интерьера церкви, главная апсида, барабан и купол, опиравшийся на четыре столба. Турки перестроили церковь в мечеть Молла Гюрани.

Кирилл (подлинное имя – Константин, 826‒869) ― уроженец Фессалоники (Солуни), младший брат Мефодия («солунские братья»). После окончания элементарной школы в Фессалонике он приехал в Константинополь по приглашению логофета Феоктиста для продолжения образования в Магнаврской высшей школе, где его учителем был будущий патриарх Фотий. Предполагают, что Кирилл работал библиотекарем в патриаршей библиотеке, затем преподавал философию (в ряде сочинений известен как Константин Философ). Помимо греческого, он владел несколькими языками: еврейским, арабским, позднее латинским и болгарским. В составе дипломатической миссии Кирилл посетил Багдадский халифат (851 г.), в 860 г. вместе с Мефодием был отправлен в Хазарский каганат, где в Корсуни (Херсонесе) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «рушкым письмом». По преданию, вблизи Херсонеса (Корсуни) он обнаружил мощи Климента Римского. Кирилл принимал участие в теологических дискуссиях с иконоборцами, высшим магометанским духовенством и с венецианскими «треязычниками». В 863 г. византийский император Михаил III направил братьев в Великую Моравию (см. Мефодий).

Из «Жития Кирилла» и сообщений папского библиотекаря Анастасия, знавшего его лично, известно, что Кирилл написал «Похвалу Григорию Назианзину», «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (повествование об обретении мощей и проповедь о деяниях Климента), стихотворную похвалу Клименту, изгнанному римским императором Траяном в Херсонес Таврический и принявшему там мученическую смерть. Кириллу приписывают также «Проглас» – своеобразное стихотворное предисловие (из 100 стихов ямбического характера) к Евангелию, переведенному им же. Автор призывал всех славян обратиться к этой книге, чтобы охранить душу от «мерзостного гниения». В Моравии Кирилл «сложил письмена» ― азбуку для славян, как предполагают, глаголицу, которая позднее была заменена кириллицей, и закончил перевод Евангелия на славянский язык. Вместе с Мефодием он обучал «славянскому письму» в Паннонии. Кирилл скончался в Риме, его гроб был установлен в церкви св. Климента.

Кирилл Александрийский (V в.) – патриарх Александрии, активный участник религиозной борьбы по истолкованию церковных догматов, один из самых авторитетных раннехристианских писателей. Он ― автор эпиграмм, экфрасиса с подробным описанием картины на сюжет «Жертвоприношение Авраама» и словаря, составленного на основе работ его предшественников, к которым он дал собственные комментарии. Словарь, предназначенный для обучения в христианской школе, представляет собой комплекс различных по объему глосс (глосса – заметка, сделанная на полях рукописи или вставленная в текст и дающая толкование непонятного слова или места) к Библии, к речам ораторов и к сочинениям писателей. Труды Кирилла Александрийского были переведены на армянский, грузинский, болгарский и другие языки.

Кир Мануил Евгеник (XIV в.) ― византийский художник, работавший в Цаленджихе (Грузия) во второй половине XIV в. Он расписывал фресками стены храма Спасителя. На северо-западных и юго-западных устоях сохранилась надпись с полным указанием его имени, но без даты создания росписей. Светлые, звучные фрески Кира Мануила Евгеника имеют общие черты с фресками церкви Богородицы Перивлепты в Мистре. Предполагают, что они были созданы в годы правления Вамека Дадиани (1384‒1396), изображенного в византийских одеждах вместе с женой и сыном рядом со св. Георгием, особо почитаемым в Грузии. В куполе храма помещено Вознесение Христа, в апсиде – Богоматерь Оранта. Монументальные фигуры четко выделяются на синем фоне. Кир Мануил Евгеник оказал большое влияние на развитие монументальной грузинской живописи.

Климент Александрийский (Тит Флавий, ок. 150‒ок. 215) ― уроженец Александрии, первый теоретик христианства, преподававший в александрийской богословской школе догматическое богословие, полемическую апологетику и экзегезу. Спасаясь от преследования римского императора Септимия Севера, он бежал в Каппадокию (202‒203 гг.), где и умер. В своих трудах – «Увещание язычникам», «Строматы», «Педагог» и др., Климент Александрийский осудил языческую риторику как «бессодержательную», а все науки во главе с философией назвал служанками богословия ― царицы. Он призывал христиан – «немудрых детей», впитывать «млеко небес» и «свято хвалить» «устами незлобными» «водителя чад», «педагога» Христа.

Климент первым из христианских писателей разработал учение об образе (Бог, Логос) не только как первопричины бытия, но и как первообраза для последующих изображений («образ образа» ― разум, человек – «третий образ бога», далее идут статуи людей и богов). Климент Александрийский прокомментировал Библию в символико-аллегорическом плане и на библейском материале обосновал теорию символа как средства мобилизации духовных сил человека и выявления истины. Обратившись к искусству, он использовал идеи Аристотеля о «причинах». С его точки зрения, «созидательная» причина подразумевает заказчика как главного творца произведения искусства, художник же является только инструментом в его руках; «формальная» ― объект изображения; «материальная» – материал, из которого изготовлено изображение; «целевая» ― та цель, ради которой создается произведение искусства. Выступив против языческой музыки, александрийский богослов считал возможным использование таких древнегреческих инструментов, как лира и кефара, но только не в литургии. Труды Климента Александрийского являются ценным источником для изучения античной философии и литературы: в них содержатся цитаты из произведений более чем 360 древнегреческих авторов.

«Книга Эпарха» (эпарх – высший чиновник, градоначальник Константинополя, ведавший политикой, судом, ремеслами, торговлей города) ― сборник постановлений, касающихся ремесленных и торговых корпораций Константинополя. Он был составлен на рубеже IX‒X вв. Вопрос об авторе и датировке сборника до сих пор остается спорным. Многие исследователи приписывают авторство императору Льву VI Мудрому, а публикацию окончательного варианта относят к 912 г. В «Книге эпарха» дается характеристика и определяются функции 22 профессий, объединенных в корпорации: корпорация табуляриев ― частных нотариусов (нотариев) и учителей права, занимавшихся подготовкой будущих нотариев; корпорация трапезитов – ювелиров и менял, контролировавших денежное обращение; корпорации, занятые торговлей, обработкой, изготовлением и продажей изделий из шелка; продавцы скота и др. Корпорации ювелиров, нотариев, менял, торговцев шелковыми тканями считались привилегированными. К непривилегированным относились мясники, кожевники, булочники, свечники и др. Прием в корпорацию осуществлялся голосованием на общем собрании ее членов, но прежде надо было сделать соответствующий взнос. Корпорации, подчинявшиеся эпарху Константинополя, осуществляли контроль над снабжением населения и над торгово-ремесленной деятельностью, занимались организацией сбора пошлин и другими видами деятельности. В «Книге эпарха» указывались торговые точки и магазины и определялись цены и норма прибыли. Будучи прообразами цехов, корпорации в Византии в отличие от западно-европейских цехов служили и частным, и государственным интересам. «Книга эпарха», дававшая представление об организации жизни и быте людей умственного труда, ремесленников и торговцев Византии, является ценным памятником.

Кодекс (лат.соdex ― ствол, пень) – первоначально связка из нескольких табличек, покрытых воском и скрепленных друг с другом с одной стороны. С появлением пергамента (ок. 180 г. до н.э., название от Пергама ― города в Малой Азии, где впервые возникло производство пергамента – вымоченной в известковой воде телячьей шкуры, которая становилась белой и гладкой после соскабливания шерсти пемзой, полировки и сушки) таблички были заменены сложенным сначала посередине, затем вчетверо листом пергамента – кватернионами. Несколько таких связок соединяли вместе и получался кодекс, заменивший неудобный для чтения и хранения папирусный свиток.

Кодексы различались своим форматом, обработкой, способами письма и оформления. Нередко они оборачивались в обложку, имевшую тиснение и украшения и напоминавшую книгу. Кодекс, в котором текст был расчленён на главы, абзацы, параграфы с помощью различных заставок, концовок, буквиц, дал возможность перейти к более мелкому и сложному шрифту ― минускулу. Поскольку пергамент хорошо впитывал краску, художники начали оформлять киноварью (лат. miniatus – киноварь, красная краска) сначала инициалы и заставки, а затем фигурные и орнаментальные композиции, которые выполнялись посредством инкунабула (рисунки пером с применением золота и красок) на отдельных листах или занимали большую часть текста. Первые кодексы появились в Египте, с IV в. они распространились по всей Византии.


Источник: Культура Византии. Истоки православия : Учебный словарь / М.А. Гузик. - 2-е изд., стер. - Москва : Изд. Флинта, 2012. - 338 с.

Комментарии для сайта Cackle