А.Н. Надеждин

Источник

Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления

Действия и распоряжения семинарского правления, состоявшего из ректора, инспектора и эконома, по разным частям мы уже видели из всего того, что доселе изложено. Что касается канцелярского делопроизводства, определявшегося в особой главе проекта семинар. устава (ч. 1. отд. 1. гл. VI. «О образе производства дел в правлении»), то, при общем надзоре ректора, главная деятельная роль в этом отношении принадлежала секретарю, имевшему в своем заведывании письмоводителей, которые разделяли с ним канцелярские занятия. Секретарь Иванов в 1811 г. для более успешного делопроизводства по канцелярии хлопотал о том, чтобы письмоводители назначались не из учеников семинарии, отвлекаемых ученическими обязанностями, но из посторонних. Правление согласилось с этим и представляло о том высшему начальству, но академическое правление не уважило этого представления, ссылаясь на 22 § сем. устава (1809 г.). Семинарское правление вторично делало представление, указывая на то, что «в противном случае может последовать медленность в делах и опущение». Несмотря на это, и по проекту сем. устава 1814 г. (§ 24), как известно, допущены ученики к исправлению письмоводительской должности, хотя не устранялись и посторонние лица, которые, действительно, бывали изредка в петерб. семинарии на означенной должности (стр. 50), впрочем из бывших воспитанников.

Посторонние обязанности и для самого секретаря служили иногда препятствием к исправности. В 1817 г. ревизор, ректор академии Филарет в своем отчете между прочим сделал замечание о недосмотрах секретаря (Платунова), происходивших, вероятно, от того, что он «обременен был сторонними делами». В половине 20-х годов, как сказано выше (стр. 233, ср. 207), особенно много обнаружилось беспорядков по экономии и делопроизводству, как заявлял о том и ректор Антоний (Домкинский) и подтвердил потом в 1827 г. ревизор Иннокентий (Борисов); вследствие чего и учреждена была особая ревизионная комиссия. Вскоре по вступлении в должность ректора Антония (1826 г.), составлены были секретарем К. Успенским особые «правила для канцелярии семин. правления». В них распределяются обязанности между письмоводителями, с целию «исправнейшего и благонадежнейшего производства ими дел по канцелярии семин. правления». Смотрение за входящими бумагами, который должны помечаться рукою секретаря, поручено одному из письмоводителей правления (Скроботову) (§ 2). Ему же поручено: (§ 7) записывать исходящие бумаги и, соображая их со входящими, следить за исполнением бумаг и немедленно доносить секретарю о неисполненных; (§ 8) выписывать определения правления на дела, объявлять их кому следует, сшивать дела и вносить их в конце года в архив с номеровкою и описью; ему же преимущественно следить и за архивом (§ 10). Второй письмоводитель при правлении (Ольгинский) обязывался: (§ 4) переписывать на бело журналы, проверенные секретарем, без отлагательства; (§ 5) изготовлять на черно разные сообщения, предписания и представления по разным частям, кроме экономической. Третий письмоводитель – при экономе (Перов) обязывался (§ 3) составлять черновые доклады на все поступившие бумаги, наблюдать в них порядок, делать нужные справки и др. распоряжения по сему предмету; (§ 6) вести приходорасходные книги, поверять экономические счеты, приготовлять записки и прочие бумаги по экономической части. Сверх того, все обязывались: (§ 9) в случае сложных дел, по распоряжению секретаря, заниматься одним делом; (§ 10) наблюдать отчасти за порядком и целостию архива, так как всеми ими берутся справки из него; (§ 11) дежурить по неделям, или по дням, находясь безотлучно, кроме классов, при правлении, ключ от которого не поверять правленскому служителю, и расписываясь в особой тетради (за скрепою секретаря) о благополучном состоянии канцелярии и архива; (§ 12) строго смотреть, чтобы ни ученики, ни посторонние лица без нужды не впускались в канцелярию; (§ 11) не отлучаться из семинарии без дозволения инспектора и секретаря.

До постановлению сем. правления от 5-го июля 1826 г. (ст. 1), письмоводители обязаны были подписками в исполнении инструкции, секретарю же поручено иметь главный надзор за ними. Правила эти, очевидно, должны были ввести в делопроизводство более порядка и точности и предупреждать беспорядки, в род происшедшего в начале 1826 г., когда была затеряна бумага с резолюцией митрополита Серафима (см. выше стр. 207). Правда, вина в этом падала особенно на секретаря У., который и в других случаях обнаруживал неаккуратность, напр. растратил деньги, собранные за книги в 1827–28 г. (564 р. 80 к.), но и письмоводители, при их тогдашнем значении при канцелярии, не могли быть свободными от ответственности. Вообще же, делопроизводство к концу 20-х годов улучшается, особенно после того, как упоминавшаяся ревизионная комиссия 1826–29 г. обратила серьезное внимание на делопроизводство и счетоводство, а Комиссия дух. уч. вследствие этого сделала несколько распоряжений в этом отношении (см. выше стр. 240). Между прочим в 1829 г. предписание было из жалованья секретаря У. вычитать по 50 р. в месяц упомянутый деньги 564 р. 80 к., с замечанием от акад. правления «чтобы правление впредь не допускало подобных беспорядков». Тогда же было предписано ежегодно представлять в академ. правление ведомость о делах решенных и нерешенных (от 16 февраля).

В 1830 г. ревизор Павский уже писал в своем отчете акад. правлению, что он нашел в действиях семин. правления «во всем точность и самое верное исполнение устава» и канцелярский порядок держится во всей исправности».

Но в половине 30-х годов вышеизложенные правила письмоводитедям, вероятно, пришли в забвение или может быть признаны были недостаточными. По крайней мере секретарь И. Боголюбов в апр. 1836 г. делал доклад правлению об утверждении составленного им «начертания обязанностей письмоводительских», с просьбой «для приведения в действие подобных правил – указать средства определеннейшие и действптельнейшие тех, кои доселе употреблялись». Обязанности разделены на общие и частные и отчасти те же, что и в правилах 1826 г. Мы отметим только, что есть в этом «начертании особенного. К общим обязанностям письмоводителей отнесены: неукоснительное исполнение ими вообще своего дела и приказаний начальства; сообщение немедленного движения делам, если порядок производства их известен; неухождение без позволения секретаря из семинарии и возвращение в семинарию непременно к 8 час. вечера; неопустительное посещение классов, кроме дежурного письмоводителя, который остается в канцелярии на время классов, богослужения и стола, «чтобы канцелярия всегда была отперта, как для приема входящих бумаг, так и для других непредвиденных случаев». Частные обязанности разделены между 4 письмоводителями, из которых один называется старшим, другой младшим; 3-й помощником и 4-й при экономе. Старшему назначалась более самостоятельная деятельность, напр. поручалось дополнять входящие бумаги нужными справками и приготовлять к докладу; по определениям правления составлять вчерне исходящие бумаги и обозначать на исходящих их именование и краткое содержание; благовременно приготовлять все дела срочные; наблюдать за другими письмоводителями; хранить архив вместе с письмоводителем при экономе. Младший частию разделял обязанности старшего, частию же обязывался вести внешнюю сторону дела: запись входящих и исходящих, переписку на бело журналов, собирание и сшивку бумаг в одно дело. Помощнику назначалась преимущественно переписка, выписки из журналов, запись бумаг в пакетную книгу и отсылка их, ведение тетради для записывания ученических билетов и объявлений ученикам с почты и т. п. Письмоводитель при экономе заведывал собственно экономическою частию. Переписка же больших бумаг – ведомостей, отчетов и т. п. поручалась, и о усмотрению секретаря, тому или другому письмоводителю, а его обязанности в то время должны были исправлять остальные письмоводители.

Правление утвердило инструкции (от 9 апр. 1836 г.), постановив «объявить оную письмоводителям, с подписками к точному и непременному исполнению, что по ней до кого из них касаться будет, под опасением в случае самовольного отступления от оной штрафа вычетом из жалованья или другими строгими мерами, – копии же с инструкции выдать и членам семин. правления».

Само собой разумеется, что при значительных полномочиях письмоводителей и доверии к ним, могли быть и некоторые злоупотребления, в случае недосмотра секретаря, или вообще начальства. Одно из таких и указано выше (на стр. 113), когда письмоводитель (1832 г.) улучшил отметки в аттестате одного воспитанника, что было замечено ректором Макарием. Из дела не видно, какому взысканию подвергся за это письмоводитель, но штрафы, введенные по постановлению правления 1836 г. могли, конечно, предупреждать подобные злоупотребления, или недосмотры.

Относительно порядка поступления семинарских дел к митрополиту и от него имеется следующее свидетельство ректора Афанасия: «владыка, сказать в добрый час, очень ко мне расположен. При прежних ректорах, слышал я, семинарские бумаги доходили ко владыки и от владыки в семинарское правление чрез руки Ал. Ив. Суслова (письмоводителя при митрополите); но при мне ни одной такой бумаги еще не было. Я принесу бумагу, я же и унесу в тоже самое время, вовсе не заходя к Ал. Ив–чу. И владыка ни в чем еще со мной не спорил, а все утверждал беспрекословно». (Из пис. в Тверь в сент. 1838 г. Душ. Чт. 1868. VIII. 338).

Архив правления cеминарии заключает в себе дела с 1789 г. относящиеся к Главной семинарии и Алекс-невской академии – до 1799 г. С 1800 же года по 1808 включительно (кроме 1806 г.) нет ни одного дела; затем многих дел недостает особенно до 20-х годов, частию и после, хотя по старым описям эти дела значатся. Журналов нет на лице за 1828 и 29 годы. До 20-х годов архив не имел описи и находился в беспорядке, как доносил в янв. 1823 г. секретарь Кудрявцев, заявляя, что дела принимать от бывшего секретаря Виноградова, вследствие того, неудобно. Правление постановило: поручить секр. Кудрявцеву привести в порядок архив и составить опись его, и довести о том до сведения высш. начальства. По исполнении возложенной на него обязанности, он в награду представлен был к чину IX кл. вместо следующего ему Х-го; письмоводителям, по его представлению, объявлено благоволение правления, старшему же письмоводителю дана денежная награда (см. стр. 200). Секретарь Нарбеков продолжал опись, начатую Кудрявцевым. В 1826 г. при рассмотрении правил для канцелярии, составленных Е. Успенским, правление между прочим постановило, чтобы секретарь наблюдал за целостию архива. В конце же 20-х годов назначена была особая комиссия для разбора старых дел; в ней кроме секретаря Мелиоранского занимался и бывший секретарь Е. Успенский, который сдал Мелиоранскому не все дела, при оставлении секретарства.

Вместе с донесением о состоянии библиотеки и с ведомостями о воспитанниках – предписано было доносить и о состоянии семинарского архива (от 23 апр. 1828 г.).


Источник: История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884 / Сост. Александр Надеждин. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1885. - [6], VI, 660 с.

Комментарии для сайта Cackle