Азбука веры Православная библиотека История Церкви История духовных учебных заведений История Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884 гг.
А.Н. Надеждин

История Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884 гг.

Источник

Содержание

Предисловие

Введение

Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

 
Предисловие

Приснопамятный Филарет (Дроздов), митрополит московский, которому принадлежит великое значение в истории русского духовного просвещения текущего столетия, в одном из своих писем к Троице-Сергиевскому архимандриту Антонию между прочим высказал такую мысль: «написать что-нибудь о училищной жизни в истинном ее виде, может быть не бесполезно. Но лучше, чтобы это сделалось не по приказанию начальства, а как бы само собою... Я нахожу сие заслуживающим внимания». (Пис. к арх. Ант. т. ІV. 144, 145).

Не смея предполагать, что издаваемая мною «История С. -Петербургской духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства 1809–1884 г.» – вполне отвечает мысли Высокопреосвященного Филарета, я могу заявить, что в своем труде, предпринятом по собственной инициативе, хотя с разрешения начальства, стремился прежде всего не погрешать против истины и относиться к излагаемому предмету возможно объективно и беспристрастно. В таком именно виде цель труда, признанная и мудрым Филаретом не бесполезной и заслуживающей внимания, представлялась мне плодотворной. Historia vitae magistra, гласит древнее изречение. Для последующей судьбы наших духовных семинарий история той или другой из них, или вообще их устройства, может оказать немаловажную услугу, предлагая обширный материал по вопросу об их усовершении, указывая недостатки и ошибки прошлого, которые не должны повторяться, приводя на память и случайно забытые достоинства прежнего быта, которые может быть полезно восстановить.

Поводом к изданию настоящей книги послужило исполнение в 1884 году 75-ти летия со времени открытия С. -Петербургской духовной семинарии на началах реформы 1808 года, вместе с чем исполнилось 75 лет и самой этой реформы, состоящей в разделении нашей смешанной и неупорядоченной дотоле духовной школы на три отдельных вида: высшее учебное заведение (академию), среднее (семинарию) и низшее (дух. уездное и приходское училища). Реформа началась с Петербурга, и все дальнейшие перемены и нововведения собственно в семинарском устройстве, в применении своем к петербургской семинарии, происходили, так сказать, на глазах высшего духовно-учебного начальства, и даже под непосредственным руководством тех или других представителей его. В виду этого, история петербургской семинарии получает особое значение и более или менее общий интерес. Но при этом еще я нашел возможным и целесообразным не ограничивать свою задачу изображением лишь внутренних явлений и особенностей в состоянии петербургской семинарии, но, рассматривая их в связи с общими узаконениями и мероприятиями по части семинарского устройства, не упускать из внимания и тех идей или веяний, под влиянием которых они происходили. Мое намерение написать историю спб. семинарии, заявленное в свое время семинарскому правлению, встретило с его стороны сочувствие, и оно, испросив на то разрешение Высокопреосвященного митрополита Исидора, открыло мне свободный доступ в семинарский архив. По определению же Святейшего Синода (от 12–26 окт. 1883 г.) обещано мне некоторое содействие по напечатанию книги.

Главные и существенные данные для истории семинарии заимствованы мною, конечно, из семинарского архива, но за некоторыми справками приходилось обращаться и в другие архивы – спб. духовной академии, ал. невского училища, дух. консистории и синодальный, а также и некоторых иноепархиальных духовных семинарий. Заимствуя то или другое сведение из официального документа, я не считал нужным переписывать документ сполна, но, что считал в нем самым существенным, передавал подлинными словами, ставя их в кавычках. При этом, называя обыкновенно тот или другой документ и отмечая его дату, я не считал, однако же, необходимым каждый раз делать сноску, с указанием архива и номера документа, во избежание излишней пестроты. К печатным официальным документам, без которых невозможно было обойтись, относятся, кроме разных отдельных указов и циркуляров по дух. учебной части, – уставы и проекты устройства дух. учебных заведений, с разными разъяснениями, правилами, положениями, программами и объяснительными записками; отчеты синодального обер-прокурора с 1836 по 1882 г., некоторые ревизорские отчеты и первый отчет ректора спб. семинарии архим. Хрисанфа, журналы собрания конференции спб. дух. ак. 1814, 1817 и 1823 гг., памятные книжки спб. семинарии 1868 и 1873 г. и пр.

Затем, в качестве пособий и справочных книг, я имел под руками разные сочинения, относящиеся к истории духовно-учебных заведений и духовного просвещения, также письма, воспоминания, записки разных лиц, имевших то или другое отношение к духовно-учебному ведомству и в частности к с. -петербургской семинарии. Таковы: истории наших дух. академий – с. -петербургской Чистовича, московской – Смирнова, киевской – пр. Макария (Булгакова) и Аскоченского, казанской – Благовещенского; истории духовных семинарий – пермской архим. Иеронима, в 3-х частях, владимирской – К. Надеждина, казанской – Благовещенского, тверской (истор. записка) Розанова. Далее, такие сочинения, как Духовные школы Знаменского, История российской иерархии Амвросия (Орнатского), Историко-статистическое описание с. -петербургской епархии, в 10 томах, Списки иерархов и настоятелей монастырей – Строева, Списки архиереев и архиерейских кафедр, Ю. Толстого, Об устройстве духовных училищ в России – Ростиславова, О способах содержания духовных училищ – Покровского (Странник 1860–62 г.), Обзор русской духовной литературы – архиеп. Филарета (Гумилевского), История перевода библии на русский яз. – Чистовича (Христ. Чт. 1872 и 73 г.) 50-ти летний юбилей киевской дух. академии (Тр. киев. акад. 1869 т. XI–ХII), Сборник изд. в Москве по поводу 100-летнего юбилея митр. Филарета. Письма митр. Филарета к преосвящ. Григорию, Гавриилу, Смарагду, Алексею, Филарету (Гумилевскому) и др., архимандриту Антонию, А. Н. Муравьеву, к родным и пр.; некоторые из писем преосв. Иннокентия Борисова (помещ. напр. в Чтен. в общ. ист. и др. росс.), Филарета Гумилевского (Твор. св. отц. 1883 г. и сл.) Игнатия еп. кавказского, Никодима еп. красноярского, Афанасия (Соколова) архиеп. казанского, с сведениями о его жизни (Душеп. Чт. 1868 и 1870 г.); Воспоминания митр. Филарета (Прав. об. 1868. VIII), Записки митр. Иосифа Семашко, Спб. 1883. Записки Никодима, еп. красноярского, о митр. Филарете и гр. Пратасов (Чтен. в общ. ист. и др. росс. 1877 г. II), Записки прот. Виноградова о спб. семинарии (Русск. Стар. 1878. 8), Из воспоминаний синод. секретаря Исмайлова (Странник 1882 г.), Из воспоминаний альта-солиста, преосв. Никанора Бровковича (Гражд. 1883 г.), Воспоминания о преосв. Леониде, архиеп. Саввы, Записки о митр. Филарете Сушкове, Воспоминания о спб. дух. академии Ростиславова (Вест. Евр. 1872 и 1883 г.), Памятный листок воспит. спб. семинарии 1863 г. – в нескольких выпусках, Дневник прот. А. В. Горского (Твор. св. отц. 1884 и 1885 г.), Автобиографии – прот. В. Б. Бажанова (Истор. вестн. 1883) и Г. И. Лавского (Русск. Ст. 1880 г.), Биографии – свящ. А. Т. Никольского, Спб. 1877 г. и А. В. Гумилевского Спб. 1873 г., писателя Помяловского (прилож. к 1 т. его сочинений) и разные другие сочинения, при случае поцитованные в книге. Разумеется, все означенные произведения не могут иметь одинаковую ценность. За одни ручается их ученый авторитет, другие принадлежат лицам весьма почтенным и авторитетным, иные же имеют значение свидетельства очевидцев и современников, хотя не всегда чуждых пристрастия, увлечений и разнообразных сторонних влияний. Таким образом требовалось, приводя то или другое сведение или свидетельство, в пояснение и дополнение официального документа, относиться к подобным сведениям и свидетельствам с разбором, осторожностию и критикою. Но, характеризуя известное явление, или личность, я всегда старался основывать свою характеристику на свидетельствах авторитетных современников.

Наконец и устное предание я считал полезным и необходимым источником для своего труда, и с этою целию обращался ко многим из бывших воспитанников и наставников петербургской семинарии, которым и приношу теперь свою сердечную благодарность за сообщенные ими сведения.

Преподаватель Спб. дух. семинарии А. Надеждин. 30 Июля 1885 года.

Введение

Начало духовно-учебных заведений, называемых семинариями, относится к временам Петра Великого. Он повелел епархиальным архиереям заводить школы при своих домах и вызывал с этою, между прочим, целию малорусских ученых монахов, для занятия архиерейских кафедр. Первыми семинариями, или, точнее, архиерейскими школами были: черниговская, ростовская, тобольская, новгородская, устроение которых местными архиереями, по образцу киевской и московской академий, относится к самым первым годам XVIII столетия. Со времени же учреждения Святейшего Синода (1721 г.), и высшая духовная власть показывает особенную заботливость об учении «церковнических детей, в надежду священства определенных», но состояние духовных училищ остается по прежнему на попечении преимущественно местных архиереев.

Выдающимся организатором духовного просвещения и семинарского устройства был псковский епископ и виде-президент св. Синода Феофан Прокопович, который подробно определил в «Духовном регламенте» цель, характер и объём духовного образования, составлял учебные руководства и сам основал школу в С. Петербурге, называвшуюся семинариею, на реке Карповке, с курсом не специально богословским только, для которой написал и особую инструкцию. 1 Другой известный деятель по части духовного просвещения, особенно в Петербургском крае, был Феодосий Яновский, первый устроитель этого края по церковным делам, архимандрит Александро-невского монастыря, а с 1721 года и новгородский архиепископ, также и вице-президент св. Синода По его приказанию, в сентябре 1721 года, при Александро-невском монастыре открыта архимандритом Варлаамом Голенковским первая школа, для обучения славянскому чтению и письму,2 также грамматике и цифири, а в свободное время и музыке с живописью, названная грамматическою или словенскою. Впоследствии в ней введены и языки, греческий с латинским, почему с конца 1725 г. она и переименована в славяногреко-латинскую Александроневскую семинарию архимандритом Александроневского монастыря и советником св. Синода Петром Смеличем, с назначением ее преимущественно для детей священно-церковнослужительских, чтобы образовать достойных служителей церкви. Из первых, более выдающихся руководителей и наставников этой школы, после двух учителей, вызванных из новгородских училищ, были: вызванный из Москвы, грек Афанасий Скияда, именовавшийся профессором (классических языков); потом (с 1734 г.) ученый датчанин Адам Селлий в православии Николай, а в монашестве Никодим, бывший смотрителем и учителем латинского языка; с 1736 г. – наставники из Московской академии, иеромонахи: Гавриил Кременецкий (впоследствии киевский митрополит) и Амвросий Зертис-Каменский (московский архиепископ, убитый во время чумы). В половине 1730-х годов обозначается точнее и курс наук, более или менее соответствующий теперешнему училищному и семинарскому, разделенный на 8 классов: 1) инфима; 2) фара; 3) грамматика; 4) синтаксима, (преимущественно в этих классах изучались языки – еврейский, греческий, латинский, французский и немецкий); 5) поэзия, 6) риторика; 7) философия; 8) богословие. В семинарии заведены были диспуты и проповеди учеников и наставников. Около того же времени устраивается и библиотека, в которую поступили книги и рукописи после разных ученых, напр. Феофана Прокоповича, учителей Скияды и Селлия. В 1743 г. сама Императрица Елизавета Петровна посещала семинарию. В период 1725–1788 г. в ней сменилось: 8 ректоров, 10 префектов, 26 учителей. Число воспитанников в разные годы варьирует между 35 и 108, которые большею частию были из духовного звания, но также и из детей разночинцев и монастырских служителей. В 1738 г. из школы Феофана Прокоповича, закрывшейся вскоре после его смерти, переведено в Невскую семинарию до 20 учеников, а в 1741 г. прислано 25 человек псковских семинаристов. Содержание на семинарию до начала 30-х годов шло от монастыря, преимущественно из сумм за погребение на невском кладбище. В 1732 г. была прибавлена сумма из вотчинных монастырских доходов, впоследствии же – из Коллегии экономии. Помещение семинарии было сначала в особом здании, по северную сторону Черной речки, около невского проспекта; но с 1741 по 1775 г. оно находилось в новом, нарочно для того выстроенном доме, за нынешним стеклянным заводом, но шлиссельбургскому тракту.

В 1788 г. сообразно с устройством главных народных училищ, митрополит Гавриил (Петров исходатайствовал Высочайшее соизволение на преобразование Александроневской семинарии в Главную семинарию, куда повелено было присылать из всех епархиальных семинарий, исключая троицесергиевскую, черниговскую и Новгород-северскую, лучших воспитанников, прием которых в низшие классы производился каждый год. Воспитанники высших двух классов, богословского и философского, назывались студентами, остальные учениками. Училищный курс оставался по-прежнему, но к семинарскому прибавлены новые предметы: церковная история, механика, естественная история, математика и опытная физика. В таком виде семинария существовала 9 лет, до 1797 г.; в этот период в ней сменилось: 2 ректора, 5 префектов и до 30 преподавателей. С 1788 г. семинария заняла помещение уже в самом монастыре, в корпусе между соборною и Федоровскою церквами. В 1797 г., при Павле I, Главная семинария переименована в Александроневскую академию; при этом сделаны некоторые изменения и усовершенствования в учебной части, но заведение по-прежнему оставалось с низшим курсом, начиная с чтения и грамматики (поступали мальчики с 9 лет), и состояло из 7 классов, из которых в первых четырех полагалось учиться по одному году, а в трех последних – по два, с дозволением оставаться в богословском классе еще на год. С 1805 г. введено более порядка в приеме учеников, распределении занятий и обучении. Положено принимать заправленных уже в чтении, письме, пении и т. п. в духовных училищах и народных школах. Незаправленных отсылали в так называемую Русскую школу, учрежденную при Александроневской Лавре в 1803 г. под ведением Академии, или в приходские школы в Петербурге (числом 7), которые впоследствии были преобразованы в духовные училища. Число воспитанников в этот период простирается от 157 до 277. Ректоров сменилось – 4, префектов – 5, наставников свыше 40.

Между воспитанниками и наставниками Главной семинарии и Александроневской академии, в период времени от 1788 по 1809 г. встречаем имена многих, замечательных впоследствии, деятелей по части русского просвещения и в частности духовного – в период его великой реформы, в царствование Александра 1. Таковы: Мих. Мих. Спиранский, воспитанник, затем учитель и префект Главной семинарии, впоследствии знаменитый деятель по преобразованию различных частей государственного устройства, также и духовно-учебных заведений; Ив. Сем. Державин, учитель красноречия, впоследствии оберсвященник армии и флотов, член св. Синода и Комиссии духовных училищ; Анастастий Братановский учитель поэзии, впоследствии член св. Синода и Императорской Российской академии, потом астраханский архиепископ; Феофилакт Русанов, воспитанник и потом учитель поэзии и риторики в Александроневской академии, впоследствии епископ Калужский, присутствовавший в св. Синоде и член Комитета об усовершенствовании духовных училищ, потом архиепископ Рязанский, наконец. зкзарх Грузии; Анатолий Максимович, первый ректор С. -Петербургской семинарии (преобразованной); Ив. Ив. Мартынов, директор канцелярии Министерства народного просвещения, член. Главного Правления училищ и действительный член Российской академии, ученый литератор; Амвросий Орнатский, автор «Истории российской иерархии», епископ пензенский; Евграф Музалевский-ІІлатонов, первый ректор С. -Петербургской Духовной академии (преобразованной); Евгений Болховитинов, бывший в старой академии учителем богословия, весьма ученый муж, впоследствии митрополит киевский и член Комиссии духовных училищ, и немало других3.

Таким образом старая духовная семинария в С. -Петербурге, или Александроневская, с 1725 г., когда усвоено ей название семинарии прошла несколько стадий развития: из низшей школы сделавшись среднею, она оставалась в соединении с низшей; затем в нее вводится и высший курс, с прибавкой к ее названию Главной; наконец она переименовывается в академию, но продолжает заключать в себе три курса: низший, средний и отчасти высший, как бы в соответствие теперешним – училищному, семинарскому и академическому. В начале 1809 года – это заведение, на основании новой, коренной и всеобщей реформы духовных училищ, распадается на три совершенно отдельных заведения, хотя они и помещались первоначально вместе, в Александроневской лавре: 1) Духовную Академию, 2) Духовную Семинарию, 3) Александроневское Духовное училище. Предмет настоящей книги составляет история второго из означенных заведений – С. -Петербургской духовной семинарии, с 1809 года по 1884-й.

В течение означенного 75-летия история С. -Петербургской духовной семинарии представляет три периода: 1) с открытия ее в 1809 г. по 1841-й, пока она помещалась в Александроневской лавре; 2) с 1841 по 1868 год, после того как она была переведена в новое, особое здание на Обводном Канале, где находится и доселе, и вместе с тем, – почти одновременно с переменами в высшем духовно-учебном управлении, – подверглась внутреннему преобразованию и обновлению; 3) с 1868 года по настоящее время, после того как введен в ней новый устав духовных семинарий, – Высочайше утвержденный 14 мая 1867 года.

* * *

1

По Духовному регламенту признается особенно полезным «Семинариум для учения и воспитания детей, какие вымышлено немало в иноземных странах,» – в смысле'закрытого учебного заведения, «дом образом монастыря», а «воспитываемые в дому том семинаристы нарицаются». (Гл. «Домы училищные», § 22).

2

Первоначальный учебник для таких школ, составленный Феофаном Прокоповичем, носил следующее заглавие: «Первое учение отроком, в нем же буквы и слоги, – та же: краткое толкование законного десятословия, молитвы Господней, символа веры и девяти блаженств».

3

Более подробные сведения: о старой Александроневской семинарии и академии (до 1809 г. ), история которых собственно не относится к нашей задаче, находятся в соч. Я. А. Чистотича: «История С. -Петербургской духовной академии», 1857 г., части же и в «Истории С. -Петербургской епархии», помещаемой в издании Спб. епархиального историко-статистического Комитета. вып. 1, 2, 3, 5, 6.


Источник: История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884 / Сост. Александр Надеждин. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1885. - [6], VI, 660 с.

Комментарии для сайта Cackle