А.Н. Надеждин

Источник

Должностные лица

Выдающейся особенностию устава 1867 г. является выборное начало по отношению всех должностных лиц в семинарии. «Благоустройство семинарии, сказано в объяснительной к уставу записке, – как учебно-воспитательного заведения, в котором должностные лица, по самому роду своих обязанностей, непременно имеют в своем собственном кругу известную долю самостоятельности, существенно зависит от того, имеют ли эти лица нужные способности – умственные, к исполнению возлагаемых на них обязанностей. Многолетний опыт наших семинарий с очевидностию показал, что, при системе назначения должностных лиц в семинарии высшими инстанциями, не всегда поступали на семинарскую службу вполне способные лица, хотя и всегда существовало требование закона о назначении одних только способных и благонадежных. И нельзя не согласиться, что при такой системе почти неизбежны подобные явления. При всем желании удовлетворить со всею строгостию означенному требованию закона, высшая инстанция не всегда может выполнять его уже по одному тому, что ей не могут быть достаточно известны ни способности, ни характер тех, кого она определяет. Поэтому найдено нужным ослабить господствовавшую доселе систему централизации в назначении должностных лиц высшими инстанциями и ввести систему избрания на самом мест служения»395. При этом кандидаты на должности ректора и инспектора, а также и члены семин. правления из наставников избираются (посредством закрытой баллотировки) при участии всех наличных преподавателей, кроме состоящих по найму, «как лица долженствующие иметь важное влияние на ход дел в семинарии», но преподаватели, библиотекарь, врач, эконом, почетный блюститель и секретарь избираются педагогическим собранием в состав 12 членов. Избрание помощника инспектора предоставлено ректору с инспектором. Утверждение должностных лиц принадлежит епарх. архиерею, кроме ректора и инспектора, утверждаемых св. Синодом. Выборное начало для петербургской семинарии имело особенно выгодное значение, в виду широкого выбора из многих достойных кандидатов, заявлявших желание служить в столичной семинарии. С течением времени, впрочем, выборное начало подвергалось разным ограничениям, которые будут указаны в своем месте, но в 1881 г. с Высочайшего утверждения последовало важное изменение в порядке замещения должностей начальников и наставников в дух. семинариях и училищах в виду того, что избрание ректора и инспектора «соединено со многими случайностями, а самый ход избирательного процесса требует значительного времени и сношений с другими учебными заведениями и неизбежно производит в жизни учебного заведения движение, отвлекающее внимание преподавателей и воспитанников от правильного и спокойного течения их учебных занятий»; избирание же преподавателей найдено невыгодным для тех из них, которые, на время оставляя службу, или оставаясь за штатом, сами должны искать себе места. Поэтому постановлено: назначать ректоров и инспекторов, после донесения епарх. архиерея Синоду о вакансиях, и тот же порядок применять «к перемещению из одного дух. учебного заведения в другое начальствующих и учащих лиц, как по усмотрению высшего начальства в пользах службы, так, в исключительных случаях, по прошениям лиц, нуждающихся в перемещении». В следующем году разъяснено, что прежний порядок не отменяется, но предоставляется в сем деле участие и центральному управлении) в случаях необходимости переместить в пользах службы и т. п., начальники же только тогда определяются по прежнему, когда «будет получено от центрального управления извещение, что известную вакансию предоставляется заместить выборным порядком».

С уничтожением духовного звания в 1869 г., и служащие в семинарии, кроме лиц духовного сана, перестали уже числиться в этом звании и подлежат некоторым прежним условиям состояния в нем, в роде обязательного произнесения проповедей по назначению, отметок поведения их в формулярных списках архиереем, или ректором и т. п., но стали числиться на гражданской службе. В 1876 г. от 24 окт. Высочайше утверждено «Положение о правах и преимуществах лиц, служащих при дух. учебных заведениях, и лиц, получивших ученые богословские степени и звания». Это «положение» уравнивает в отношении прав и преимуществ служащих в дух. учебных заведениях с лицами, занимающими соответственные должности в учебных заведениях мин. народного просвещения. Должность инспектора возвышена в VI-й класс, преподавателей (кроме служащих по найму) в VІІІ-й, эконома в X класс и проч., с чинопроизводством не по ученой степени, а соответственно классу должности, по выслуге 4-х лет со старшинством со дня службы и правом (которое не распространяется на инспектора) производства тремя чинами выше присвоенного каждой должности класса. Права на пенсии и пособия, с самым размером их, определяемые «положением», указаны будут ниже, при рассмотрении материального обеспечения по семинарской службе. Норма почетных наград, определенная в 1859 г. в количестве 45 на все дух. учебное ведомство, значительно возвышена в 1873–74 г. разрешением об. -прокурору ежегодно представлять к наградам «пропорционально наличному составу служащих в дух. уч. заведениях по расчету одной награды на 5 лиц (потом изменено на 8) по учебно-воспитательной части и одной награды на 20 лиц по административной части». (Отч. об. -прок. 1873 г. 123). Представление к наградам поставлено в зависимость от личного усмотрения ректора.

Ректоры

Получивший силу закона, обычай прежнего времени – назначать в ректоры лиц в монашеском сане, со введением нового устава, значительно был поколеблен, тем более что доверие к монашескому управлению не находило себе опоры в прежнем состоянии семинарий, недостаток же в кандидатах ученого монашества с половины 60-х годов и вообще непопулярность этого звания в рассматриваемую эпоху396 были причиной того, что ректорские должности по семинариям большею частию были замещены лицами из белого духовенства. Впрочем, в петербургской семинарии, при выборах в ректоры, предлагались и кандидаты из монашествующих, даже избранный в 1868 г. был архимандрит (Хрисанф), избранный вторым кандидатом в 1875 г. был иеромонах (Герасим).

В отношении закона о выборах на должность ректора впоследствии произошли следующие перемены, прежде чем выборы начальствующих лиц в семинарии были отменены по указу 1881 г. В 1871 г. разрешено, за неимением двух кандидатов в ректоры, которые по уставу должны быть представлены чрез эпарх. архиерея на утверждение св. Синода, баллотировать одного кандидата. В 1875 г. по поводу избрания в ректоры спб. семинарии протоиерея Княжинского из ректоров каменец-подольской семинарии, на основании постановления св. Синода 1867 г. (15–30 дек.), допускавшего избрание ректоров «и из иноепархиальных», последовал указ, согласно заключению учебного комитета: «в виду того, что в состоявшихся до настоящего времени постановлениях не имеется выраженного положительно воспрещения касательно выбора лиц, занимающих ректорские должности в одних семинариях, на ректорские вакансии в других семинариях», предписать, чтобы «в число избираемых на ректорские вакансии в семинариях не были включаемы наличные ректоры других семинарий», так как это имеет значение не нового избрания, а перевода ректора на туже должность из одной местности в другую и на сем основании он должен принадлежать исключительно непосредственному усмотрению св. Синода.»

Одним из важных условий для должности ректора, «имеющего долг строго наблюдать за исполнением всеми служащими лицами их обязанностей и за сохранением порядка и благоустройства по всем частям в семинарии, как учебно-воспитательном институт постановлено, чтобы кроме службы при семинарии он не занимал никакой другой должности, исключая настоятельства в монастыре, если семинария находится в этом монастыре. Для ректора спб. семинарии, архим. Хрисанфа, состоявшего членом Дух. уч. комитета, сделано исключение по весьма близкому отношению этой должности к учебно-воспитательному делу в семинарии.

Срок службы ректора, как и инспектора, не ограничена числом лет.

1) Павел Лебедев (см. о нем стр. 315). Вскоре по введении преобразования в спб. семинарии и установлении первоначальных порядков – согласно с новым уставом, в сент. 1868 года назначен викарием спб. епархии и, по распоряжению митрополита Исидора, заведывал семинарскими делами и полагал резолюции на журналах правления, кроме утверждения должностных лиц, до половины 1871 г., когда назначен был на кишиневскую епархию.

2) Хрисанф Ретивцев (твер. сем.), магистр моск. акад. 1856 г., назначен был профессором св. Писания в костромскую сем. и в 1857 г., принял монашество; с 1858 г. – профессор казанской академии по облич. и основн. богословию. В 1865 г. перемещен в спб. академии на нравств. богословие и назначен помощником инспектора, потом инспектором, в сане архимандрита (1866 г.) С 1867 г. – постоянно присутствующий член дух. учебного комитета. С янв. 1869 г. ректор спб. семинарии, избранный в общем собрании правления значительным большинством голосов. В 1874 г. назначен епископом астраханским, а в 1877 г. переведен в Нижний Новгород, откуда по расстроенному здоровью в мае 1879 г. уволен на покой и перемещен в московский первоклассный Донской монастырь, с званием управляющего этим монастырем. Скончался от паралича в ноябре 1883 года. – Более замечательные литературные труды его: Современное иудейство и отношение его к христианству (1863 г.), Характер протестантства и его историческое развитие (1866 г.), Религии древнего мира в их отношении к христианству, в 3-х томах (1873–78 г.). Как профессор, весьма памятен своим слушателям блестящими, живыми и увлекательными лекциями. Как ученый богослов и писатель, замечателен весьма обширной эрудицией и новостью метода историко-философского, предпочитающего живую характеристику отвлеченной полемике, а так же и необыкновенно изящным и увлекательным изложением.

3) Василий Стах. Княжинский (волын. сем.), магистр спб. ак. 1849 г., был ректором белостокского дух. училища, потом (с 1863 г.) житомирского. С 1855 г. священник, а с 1865 г, ключарь и протоиерей волынского кафедрального собора. В 1869 г. избран ректором кам. -подольской семинарии. В апреле 1875 г. избран в ректоры спб. семинарии и утвержден св. Синодом. В дек. 1879 г., согласно прошению, св. Синодом уволен от должности и определен Высокопр. митрополитом в настоятели Покровской коломенской церкви, † 1882 г.

4) Николай Иван. Розанов, протоиерей (см. о нем стр. 329). В 1878–79 году присутствовал в правлении спб. семинарии, в качестве кандидата, за выбытием одного из членов от духовенства, и в марте 1880 г. избран в ректоры. В 1884 г. состоял в числе членов комитета по пересмотру семин. устава 1867 года и изданию нового.

Инспекторы

Для инспекторской должности духовный сан не признан обязательным, так как, по словам объяснительной записки к уставу (стр. 22), – и кругу обязанностей инспектора же редко могут встречаться такие, исполнение которых удобнее для инспектора не имеющего духовного сана. Избирается же он из наличных или бывших семин. наставников, со степенью магистра и даже кандидата (по опред. св. Син. от 4 февр. 1 мар. 1870 г.). Преподает один из предметов семин. обучения, по собственному избранию, имея небольшое число уроков (кроме семинарий малолюдных, где и инспектору предоставлено нормальное число уроков).

1) Игнатий Клим. Зинченко (см. стр. 316). С 1868 г, преподавал педагогику и заведывал воскресной школой при семинарии; ныне действ. стат. советник.

2) Петр Иван. Нечаев (смол. сем.), магистр спб. акад. 1867 г., в сент. определен на должность библиотекаря спб. семинарии, в июне 1868 г. избран преподавателем церк. истории и практического руководства для пастырей церкви, а в феврале 1870 г. инспектором. Состоя в должности инспектора преподавал сначала русскую церк. историю, но с 1872 г. практ. руководство для пастырей, по которому составил учебник, удостоенный премии и одобренный к употреблению в семинариях: книга напечатана в 1884 году, в двух видах для воспитанников и священнослужителей. В 1873 г. напечатал свою магистерскую диссертацию «Пиетизм и его историческое значение». Неоднократно исправлял должность ректора, С 1879 г. непременный член совета «попечительства об увольняемых из спб. дух. семинарии и училища учеников»; статский советник.

Преподаватели

Избрание преподавателей семинарским правлением из лиц с ученой академ. степенью, на основании трех пробных уроков, или, при неимении кандидата на преподавательскую должность, – по сношению с академиями, – с течением времени определялось многими другими, более точными постановлениями и некоторыми ограничениями, так что один 58-й параграф устава разъяснен 56-ю дополнительными постановлениями, вошедшими в «собрание постановлений св. Синода об устройстве дух. сем. только по 1874-й год включительно. Некоторые из постановлений впоследствии заменялись другими. Отметим более существенные из них. Окончившие академический курс воспитанники первоначально сами могли приискивать себе места, входя прошениями в семинарские правления, который обыкновенно печатно объявляли об открытии вакансий. Не поступившие на должность оставались в епархии, откуда происходили, и состояли в ведении епарх. власти, которая давала сообщения о них в академию, с целию рекомендации их в ту или другую семинарию и предупреждения уклонений от дух. учебной службы. Но так как семинарии, вследствие такого порядка, подолгу оставались иногда без преподавателей по той или другой кафедре, то центральное управление взяло на себя (1874 г.) распределение по семинариям оканчивающих курс акад. воспитанников, списки которых, с обозначением специальности каждого студента, епархии, куда желал бы он поступить и проч., из академии должны были ежегодно поступать в учебный комитет не позже 15 июня, а семинарские правления обязывались извещать канцелярию об. -прокурора не позднее 1-го мая об открывающихся вакансиях и кандидатах на них, если таковые имелись в виду из лиц уже состоявших на службе. Оставшиеся без назначения кандидаты академии препровождались до времени в свою епархию, состоя в ведении епархиальной власти и в распоряжении учебного комитета и канцелярии об. прокурора. Конкурс на соискание наставнических мест таким образом ограничивался лишь соискателями из состоявших уже на дух. учебной служб лиц, и притом если они «непосредственно являются в семинарию. Но и относительно таких лиц еще в 1872 г. последовало ограничительное постановление, по которому перемещение их не дозволено «без предварительного в установленной форме, сношения правлений семинарий» (т. е. одной, в которую известное лицо желает поступить и другой, из которой оно желает выйти) о том, не имеется ли препятствий к перемещению просителя. Семинарским же начальствам предписано «никак не делать напрасных затруднений к просимым перемещениям, когда таковые перемещения, при соблюдении других законных условий, будут происходить но окончании учебного в семинарии курса или года». Переходы среди курса признаны незлобными в интересах обучения, хотя: и возможными с согласия правления, в ведении которого состоит на службе желающий переместиться. Вышеприведенный указ 1881 г. хотя не отменял окончательно конкурсы и право свободного перемещения преподавателей и избрания их сем. правлениями, но еще более ограничивал это право, поставляя в некоторую зависимость от центрального управления и перемещение лиц, состоящих на службе в дух. учебном ведомстве. Кроме лиц с академическим образованием, в семинарию по предметам общего образования допущены преподаватели, кончившие курс в других высших заведениях и имеющие право на занятие учительских должностей в гимназиях, особенно на новые языки, математику (которая по новому академическому уставу 1869 г. не положена в академии) и так же классические языки. По математике учреждены были даже стипендии дух. ведомства при университетах (с 1872 г.), с условием за каждый год пользования стипендией служить полтора года в дух. уч. ведомстве, и оклады преподавателей этого предмета с университетским образованием увеличены на 200 руб. (1880 г.). Но в 1881 г. оклады сравнены опять с прочими, в виду того, что в университетах по математике было до 14 стипендий дух. ведомства и недостатка в людях для замещения кафедр по математике в семинариях не предполагалось. Тогда же закрыты были и 5 стипендий дух. ведомства, учрежденных при Истор. филологическом институте, так как приняты были меры к усилению древних языков в академиях. Срок преподавательской службы, но уставу, ограничен 25-ю годами, с дозволением вновь избрать выслужившего этот срок на одно пятилетие, «в случае усмотрения особой пользы, приносимой им заведении».

Со введением нового устава в 1868 г., из предыдущего периода остались в спб. семинарии преподавателями, большею частию на непродолжительное время, следующие лица: свящ. Стратилатов, Барсов, Рождественский, Поповицкий, свящ. Хойнацкий, свящ. Гурнов, Щелкунов, Ловягин, свящ. Вишняков, Красносельский. Из них два последних и доселе остаются при семинарии, первый – на еврейском язык с авг. 1868 т. (в 1875 г. издал магистерскую диссертацию о происхождении псалтири и толкования на нее печатает в «Христ. чтении»), второй, преподающий физику и математику, по исполнении 25 лет службы в 1876 г. снова избран правлением на пятилетие (на основ. § 187 Уст.), по истечении же этого срока в 1831 г., вопреки определению семин. правления, оставлен высшим начальством в прежней должности «до усмотрения»; (состоит преподавателем и в женском епарх. училище); стат. советник. Затем вновь поступали постепенно следующие преподаватели.

1) Алексей Викт. Белецкий (новг. сем.), магистр (по представлении нового сочинения) спб. акад. 1865 г., из наставников новгородской сем. избран на кафедру психологии и обзора философских учений в авг. 1868 г. Чрез год перешел на должность секретаря совета спб. дух. академии, откуда вышел в 1873 г. инспектором народных училищ в виленский учебный округ, где состоит и доселе в должности окружного инспектора.

2) Ипполит Вас. Ливанов (сарат. сем.), магистр спб. ак. 1861 г., из наставников самарской сем. в 1865 г. поступил на педагогические курсы при министерстве нар. просв., кандидатом по греч. языку и чрез два года, по получении степени кандидата филологии, определен во 2-ю спб. прогимназию. В авг. 1868 г. избран и в спб. семинарию на греч. язык в III и IV классах. Чрез год вышел из семинарии, по неудобству совмещать семинарские уроки с гимназическими. Ныне инспектор 10-й спб. гимназии.

3) Михаил Порф. Строкин (спб. сем.), кандидат спб. ак. 1863 г., из наставников смоленской семинарии определен в 1885 г. псаломщиком к придворной церкви в Штутгардте, В окт. 1868 г. избран преподавателем немецкого языка и церковного пения. Состоял учителем пения в разное время и в других учебных заведениях в Петербурге, напр. в Мариинском институте и в училищах Человеколюбивого общества. В семинарии обучал некоторых из воспитанников, по желанию, музыке. В 1882 году перешел на службу в Кронштадт, в канцелярию главного командира Кроншт. порта. Автор нескольких композиций церковных и светских, остающихся большею частию в рукописи.

4) Иван Алекс. Шаршов, личный почетный гражданин, из учителей гимнастики в институте горных инженеров, в июле 1868 г. был избран преподавателем гимнастики, по найму, в спб. семинарии. Уволен с 1 февр. 1877 г. † 1881 г.

5) Сергей Ирин. Миропольский (ворон, сем.), магистр моск. ак. 1866 г., из наставников харьковской семинарии в авг. 1869 г. избран в спб. на кафедру обзора. филос. учений и психологии, с 1870 г. преподавал и педагогику, заведуя воскресной школой при семинарии; в 1870 г. исправил должность инспектора. Состоял помощником редактора журнала мин. нар. просв. В 1871 г. назначен членом-ревизором дух. уч. комитета, где состоит и доселе, в чине статского советника. Автор многих статей педагогического и частию исторического содержания, помещавшихся в журн. мин. нар. просвещения, Семье и Школе, Народной школе и др.

6) Александр Никол. Надеждин (моск. сем.), магистр спб. ак. 1867 г., из наст., рязанской семинарии в авг. 1869 г. избран в спб. на кафедру гражданской истории, с которой соединяется и должность библиотекаря семинарии. Временно преподавал обзор филос. учений в 1871 г. н французский языке в 1870, 73, 75–76, 79 и 80 гг. Состоял преподавателем истории в спб. женском епархиальном училище (1874–76 г.). С 1883 г. статский советник. В 1873 г. напечатал свою магистерскую диссертацию, под заглавием: «Права и значение женщины в христианстве». Автор «Историч. записки о спб. семинарии» (по поводу ее 75-летия в 1884 г.) и «Истории с. -петерб. семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства 1809–1884 г.»

7) Герасим Яред, монах из Сирии (моск. сем.), магистр спб. академии 1869 г., избран преподавателем греч. языка в спб. семинарии по. найму, в 1870 г. временно преподавал общую церковную историю; с 1871 г. состоял приват-доцентом по кафедре византийской истории в спб. дух. Академии. В сент. 1871 г. принял русское подданство, зачислен на действ. службу при семинарии и возведен в сан иеромонаха, В июне 1876 г. избран в ректоры псковской семинарии и св. Синодом утвержден, «как учившийся и 7 лет служивший в России», с возведением в сан архимандрита. В 1881 г. на ту же должность перемещен в рижскую семинарию, но в 1882 г. уволен, по причине «ненадлежащих отношений к указаниям власти епархиальной». Уехал из России в 1883 г. с патриархом иерусалимским, в должности секретаря патриаршего Синода.

8) Никифор Ив. Ляборинский (ворон. сем.), магистр спб. ак. 1869 г., избран на должность препод. догматического и нравств. богословия. В 1870 г. перешел в воронежскую семинарию, где состоял потом инспектором в священническом сане. В 1880 г. переведен в инспекторы холмской семинарии, а отсюда в 1883 г. на ту же должность в донскую.

9) Тимофей Петр. Дивов (новг. сем.), магистр спб. ак. 1869 г. избран на кафедру словесности, истории литературы и логики. В 1872 г. рукоположен во священника к Ильинской церкви на пороховых заводах, но в течение 1872–73 года оставался преподавателем. Доселе состоит при церкви пороховых заводов, в сане протоиерея.

10) Андрей Алексеев. Редковский (горыгор. земл. учил.), классный художник 1-й ст.; преподавал рисование во 2 спб. прогимназии, избран на класс живописи и иконописания в семинарии с янв. 1870 г.; коллежский асессор.

11) Николай Вас. Смирягин (ряз. семин.), магистр моск. акад. 1870 г., в августе избран преподавателем богословия; временно преподавал психологию в 1871 г. Секретарь правления с ноября 1881 г.; коллежский советник.

12) Павел Петр. Васильев (орл. сем.), магистр моск. ак. 1870 г., в авг. избран преподавателем церковной истории, и практ. руководства для пастырей церкви, которое в 1871 г. отделено к другой кафедре; в 1871 г. временно преподавал педагогику; в 1875 г. исправлял должность инспектора. В 1872–74 г. состоял при редакции журнала мин. народн. просвещения; преподает и в пиротехническом училище (историю); коллежский советник.

13) Александр Ив. Тепфер (моск. унив.), из преподавателей французского языка в царскосельской николаевской гимназии, в ноябре 1870 г. избран на франц. яз. в семинарии по найму, но в следующем году зачислен на действительную службу; состоял преподавателем в гимназии, в окт. 1873 г. вышел из семинарии, но с сент. 1876 г. снова поступил и оставался до ноября 1879 г. Ныне, кроме 3-й гимназии, преподает франц. язык в спб. дух. академии; статский советник.

14) Иван Фед. Альбинский (олон. сем.), из финляндских священников в ноябре 1870 г. избран преподавателем финского языка; занимался и переводом богослужебных книг на финский яз. В 1884 г., согласно прошения, уволен из семинарии. Ныне состоит священником стародеревенской церкви

15) Дмитрий Григ. Извеков (кал. сем.), магистр моск. ак. 1866 г., из наставников калужской семинарии избран на кафедру философии и педагогики в янв. 1872 г. В мае того же года умер в больнице св. Николая, от воспаления мозга.

16) Петр Вас. Никитин (спб. сем.), кандидат Истор. филол. института, в мае 1872 г. избран на греческий язык по найму (9 уроков), состоял учителем 2-й гимназии, но к началу 1872–73 г. отказался, вследствие увеличения уроков в гимназии. Доктор греч. словесности; профессор историко-филол. института и доцент спб. университета.

17) Дмитрий Тимоф. Мегоршй (олон. сем.), магистр. спб. ак. 1867 г., из наставников астрах. сем. избран в авг. 1872 г. на греч. язык; преподавал греч. язык и в ал. -невском дух. училище (1874–75 г.) В 1875 г. определен священником к Знаменской церкви, оставаясь и преподавателем семинарии.

18) Петр Фед. Каптерев (вифан. сем.), кандидат моск. ак. 1872 г., избран преподавателем филос. и педагогики. В 1877 г. издал «Педагогическую психологию». С 1 авг. 1878 г., согласно прошению, уволен от службы при семинарии и поступил смотрителем училища при Волковской купеческой богадельни. Читал лекции педагогики и на высших женских курсах. Ныне преподаватель логики и психологии в Александровском лицее.

19) Михаил Григ. Павлович (минск. сем.), кандидат спб. ак. 1873 г., утвержден в должности учителя словесности спб. сем. по указу св. Синода от 21 сент. 1873 г. С июня 1877 г. по ноябрь 1881 г. состоял секретарем семин., правления; коллежский советник.

20) Р. Фон-Барен, гимназически учит. франц. и нем. яз., состоял преподавателем 4–1й спб. прогимназии и в янв. 1874 г. избран на франц. яз. в семинарию. Умер в апр. 1875 г.

21) Адольф Шлебер, удостоенный звания учителя гимназии, избран в окт. 1875 г. на франц. язык, но в следующем году вышел из семинарии, по назначении в Пензу.

22) Иван Гавр. Рождественский (новгор. сем.), кандидата спб. ак. 1875 г. С сент. 1876 г. приказом синод. об. -прокурора назначен в спб. сем. преподавателем. св. Писания. В 1885 г. представил в совет академии сочинение на магистра «о кн. Есфирь»; коллежский советник.

23) Петр Ив. Грандицкий (пенз. сем.), кандидат моск. ак. 1876 г., приказом об. -прокурора назначена на лат. яз. с сент. 1876 г., а в 1879 г. после ревизии, согласно заключению дух. уч. комитета, от должности уволен, по прошении. В 1880 г. назначен учителем в симбирское дух. училище.

24) Михаил Ник. Гурьев (олон. сем.), стипендиат дух. ведомства и кандидат ист. филол. института (1874 г.), из наставников смол. семинарии избран в спб. на греч. яз. в окт. 1876 г. В 1877 г. избран преподавателем гимнастики в семинарии, а с 1881 г. и в ал. -невском училище, на основании свидетельства выданного ему от спб. врачебно-гимнастического общества, но в 1884 г. отказался от преподавания гимнастики в семинарии. В 1879 г. баллотировался и избран в преподаватели латинского языка вместо греческого; коллежский советник.

25) Яков Ив Зарницкий (нов гор. сем.), кандидата спб. акад. 1877 г., приказом об. -прокурора с июля 1877 г. назначен преподавателем литургики и гомилетики. Действительный член археологического института в С-Петербурге; надворный советник.

26) Алексей Петр. Мальцев (я росл. сем.), магистр спб. ак.» приказом об. -прокурора назначен преподавателем психологии, обзора филос. учений и педагогики с авг. 1878 г. В 1879 г. напечатал магистерскую диссертацию «Нравственная философия утилитаризма»; затем издал: соч. «Основания педагогики» и перевод с англ. «Психологии» Бэна. В 1880 г. исправлял должность инспектора и преподавал основное богословие. В 1882 г. определен священником церкви при театральной дирекции и в 1884 г. вышел из семинарии.

27) Николай Алекс. Налимов (спб. сем.), кандидат спб. акад. 1877 г., из учителей ал. -невского училища избран в 1878 г. помощником инспектора спб. семинарии, а в 1879 г. преподавателем греч. языка, с особого разрешения св. Синода. В 1885 г. принял монашество, с именем Николая.

28) Сигизмунд Казим. Добровольский, бывший учитель радомской мужской гимназии; на основании свидетельства об удостоенные его звания учителя гимназии и прогимназии, с правом преподавания французского языка, избран правлением спб. семинарии на франц. язык, в авг. 1880 г.

29) Людвиг Павл. Размусен (из Дании), был библиотекарем спб. дух. академии с 1867 г., затем избран лектором немецкого языка. С 1882 г. состоит преподавателем немецкого яз. и в спб. семинарии; коллежский советник.

30) Иван Вас. Богданов, помощник регента Невского митрополитского хора, в 1882 г. приглашен к преподаванию церк. пения в спб. семинарии.

Затем, с начала 1884–85 г. поступили: Петр Петр. Лебедев (сарат. сем.), кандидата спб. дух. ак. 1884 г., на философию и педагогику, по назначению академии; Михаил Ник. Соболев (спб. сем. 1879 г.), священник церкви Мариинского приюта – на финский яз.; Петр Бокин колл. секретарь – на уроки гимнастики.

Помощники инспектора

До 1876 г. помощники инсп. определялись из лиц с акад. образованием или из студентов семин. по избранию и представлению ректора и инспектора семинарии, после трехмесячного испытания в исправлении этой должности, а при неимении кандидатов сем. начальство обращалось к центральному управлению за рекомендацией. Но такой способ признан был неудобным для успешного ведения воспитательной части в семинарии, поэтому в указанном году, определением св. Синода от 26 июня, предоставлено об. -прокурору назначать помощников инспектора, как и преподавателей, если сем. начальства не имеют в виду кандидатов. Хотя еще в конце 1867 г. разрешено было допускать помощников к занятию преподавательских мест, только по получении отзыва из канцелярии об. -прокурора о неимении способных кандидатов на открывшуюся препод. вакансию, но в 1878 г. помощникам инсп. прямо запрещено ранее 2-х лет переходить на преподавательские должности и проситься на кафедру, не относящуюся к той специальности, какой они занимались в академии. Лета же службы в должности помощника положено засчитывать для получения высшего оклада преподавательского содержания. Другие обязанности с должностию помощника инспектора по уставу не совместны. Для петербургской семинарии, как имеющей не свыше 250 воспитанников, положен по штату один помощник инспектора.

1) Павел Ив. Беляев (спб. сем.), кандидат спб. дух. ак. 1867 г. из наставников псковской сем. с сент. 1868 г. определен помощником инспектора, но чрез год вышел исправляющим должность воспитателя в 1-ю спб. военную гимназию, в которой ныне состоит и учителем.

2) Амвросий Ив. Преображенский (спб. сем.), кандидат спб. ак. 1865 г., из учителей ал. -невского училища, состоял в должности помощника с 1870-го по апр. 1872 г., затем некоторое время снова был учителем училища и вскоре вышел в отставку.

3) Иван Стен. Нечаев (спб. сем.), кандидат спб. ак. 1871 г., в должности пом. инсп. с 1872 г. В 1874 г., согласно желанию, определен и священником сем. церкви, так как, по мнению правления, это «может возвысить должность помощника в мнении учеников и придать ему более авторитета и значения в деле нравственного влияния на воспитанников». В апр. 1878 г. перемещен в Петропавловский собор.

4) Н. А. Налимов 1878–1879 г. (см. выше, стр. 574).

5) Василий Ив. Жмакин (самар. сем.), кандидат спб. дух. акад. 1879 г., в октябре приказом обер-прокурора назначен помощником инспектора. В 1881 г. защитил и издал диссертацию на магистра, под заглавием: «Митрополит Даниил и его сочинения». В 1884 г. рукоположен во свящ. церкви Николаевского кадетского корпуса и вышел из семинарии.

6) Аристион Мих. Ласкеев (спб. сем.), кандидат спб. ак. 1883 г., из помощников инсп. псковской семинарии перемещен в 1884 г. в петербургскую.

Прочие должностные лица

Библиотекари: преподаватели гражданской истории – свящ. Стратилатов (1868–69 г.), Надеждин (с авг. 1869 г.).

Секретари: из преподавателей – Ловягин (1867–77 г.), Павлович (1877–1881 г.), Смирягин (с ноября 1881 г.).

Врачи: И. В. Бобриков (см. стр. 324); Димитрий Александр. Пахомов (моск. унив.), из ординаторов Обуховской градской больницы избран в сент. 1869 г., впоследствии занял должность врача так же и при ал. -невском дух. училище и при дух. академии; действ. статский советник.

Эконом: И. А. Троицкий (см. стр. 317). В 1869 г. после 30-ти летней духовно-учебной службы, вновь избран правлением на должность эконома, без выдачи пенсии на службе; коллежский советник.

Почетный блюститель А. М. Эзелев (см. стр. 337) – в 1875 г. семин. начальством представлен был к ордену, но, уже по выходе из семинарии, удостоен золот. медали на Андр. ленте (1877 г.). После него никто не был найден на эту должность. (С 80-х г. г. разрешено поч. блюстителей особо представлять к наградами, а не на общих основаниях с старостами, как прежде.)

Священники: преподаватель Гурнов (1869–74 г.), помощник инспектора И. Нечаев (1874–78), учитель ал. -невского училища Николай Ив. Судаков (студ. новг. сем.) с 1879 г., в 1884 г. перемещен к гатчинскому Павловскому собору.

Диакон: Алексей Никиф. Дрызлов (твер. сем.), из дьяконов вышневолоцкого собора, определен к церкви спб. семинарии в 1883 г., (до этого же времени с 1870 г, диаконы приглашались по найму из ал. -невской лавры.)

Церковный староста: Мих. Гал. Алексеев, спб. 2-й гильдии купец, утвержден в окт. 1881 г.

Надзиратель за воспитанниками (на основ. указа от 21 дек. 1870 г.) – определен, вследствии ходатайства семин. правления, на средства епархиального духовенства, с окт. 1881 г., из студентов спб. семинарии (1881 г.) Димитрий Мих. Ластев. «Положение о правах и преимуществах» 1876 г, предоставляет надзирателям право на зачет надзирательской службы в действительную, в случае поступления на одну из штатных должностей по учебно-воспитательной части (§ 12).

* * *

395

Объясн. зап. к уст. дух. сем. 1867 г. стр. 19, 20. Ср. Отч. об. прок. 1866 г. стр. 64. «Как присяжные на суд, – сказано далее в объясн. записке, избиратели должны руководиться указаниями своей совести и желанием истинного блага учебно-воспитательному заведению, для которого избирается новый деятель» (стр. 21).

396

Авторитет нашего ученого монашества, ослабленный еще в протасовскую эпоху и не нашедший потом подкрепления в лице молодых монахов, появлявшихся еще до половины 60-х годов между студентами дух. академий, значительно упал не только в общественном мнении, выражавшемся и в печати, как светской, так и духовной вообще, не говоря уже о радикальной (в роде произведений Беллюстина и Ростиславова), – но и в сознании людей вполне серьезных и независимых от общего настроения. Не будем даже останавливаться на таких, как протоиерей Павский, который в свое время считался слишком свободным мыслителем и резко выражался против монашества, между прочим заявляя: «церковная история учит, что в дух христианской церкви и в практике ее не было монашества: было скитничество, отшельничество, но в таком смысле, в каком утвердилось ныне, считалось богопротивным» ... (Автобиография Г. П. Павского. Русск. Стар. 1880 г. III, стр. 509). Знаменитый автор «Аскетических опытов» и благоустроитель Сергиевской пустыни, епископ Игнатий (Брянчанинов), в письмах к игумену Антонию (Бочкову) в 60-х годах, сильно осуждал современное монашество, которое «стремится елико можно и где можно подражать миру в манерах, в словах, в жизни, обычаях, забывая, что эта внешность часто прикрывает пустоту и бесхарактерность... Известно монашество русское: укажите на людей проходящих этот подвиг правильно. Их нет... Если бы и решились восстановить монашество, то нет орудий для восстановления, нет монахов, а актер ничего не сделает... Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду... Житейской многопопечительностию и подъяческим характером решительно уничтожается дух монашества, исполненный святой простоты» ... и т. д. (Чтен. в общ. ист. и древн. росс. 1875 г. И, стр. 71 и сл.) Известно, что протоиерей Горский, высказывавший высокий взгляд и сочувствие по отношению «к жизни иноческой, свободной от земных забот, покаянной, всей посвященной Богу (Днев. Горск.Тв. Св. отц. 1884 г. IV, 305), не решился, однако же, принять монашества при существующих условиях.


Источник: История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884 / Сост. Александр Надеждин. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1885. - [6], VI, 660 с.

Комментарии для сайта Cackle