А.Н. Надеждин

Источник

Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование

Окончательное решение о выведении семинарии из Александроневского монастыря и построении для нее отдельного здания последовало в 1837 году. Граф Пратасов представил Государю Императору особую докладную записку, которая докладывала была в Комиссии дух. уч., 16 авг. 1837 года и сообщена митрополиту Серафиму, с выпискою из журнала Комиссии, следующего содержания.

«С. петербургская семинария с состоящими при ней низшими училищами помещается ныне в зданиях, принадлежащих Александроневской Лавре с большим стеснением, как для училищ, так и для Лавры.

«Для отвращения сих неудобств с давнего времени предполагалось построить для семинарии новое здание в другом месте, оставив в Лавре одни низшие училища.

«Озабочиваясь приведением в исполнение сего предположения, он (обер-прокурор) по личным объяснениям с Его Высокопреосвященством, избрал под семинарию место из принадлежащих Лавре в весьма близком расстоянии от оной188. Поставив долгом довести о сем до сведения Его Императорского Величества, он имел счастие представить на Высочайшее благоусмотрение общий план Александроневской Лавры, на котором место, избранное под постройку здания для семинарии, показано под лит. С. Т. П. О.

«На сей записке сделана Его Сиятельством следующая надпись: «Доложено Его Императорскому Величеству в Александрии, близ Петергофа 26 июля 1837 года. Государь Император изволил одобрить избранное место с тем, чтобы здание построено было лицем к Обводному каналу, несколько отступив от дороги».

Митрополит сообщил выписку из журнала Комиссии в канцелярию Александроневской Лавры, которая должна была покончить условия с содержателем огородов на предположенной для семинарии земле, мещанином Mиx. Ивановым и землю передать в ведение семинарии, в количестве 8024 квадр. сажен. Земля принята от казначея лавры Никанора и архитектора Комарова ректором семинарии, архимандритом Макарием и инспектором, соборным иеромонахом Антонием, в декабре 1837 года.

Между тем учрежден был строительный комитет, в состав которого вошли: наместник Александроневской лавры, архимандрит Палладий, инспектор семинарии, соборный иеромонах Антоний, а с апр. 1838 г. и ректор семинарии, архимандрит Афанасий, казначей лавры иеромонах Амвросий, с поручением ему казначейской должности по комитету, и синодальный архитектор Аполлон Щедриг. Сверх того, назначены: секретарем комитета лаврский иеромонах Владимир, комиссаром или смотрителем при постройке лаврский иеромонах Иосиф и два писца189. Комитету выданы были – особая инструкция и формы для счетоводства. Заседания комитета начались с сентября 1837 г. и происходили первоначально в свободных комнатах ал. невской лавры. Тогда же начались и подготовительные работы, на который исчислено архитектором 37 тыс. руб., но Комиссия д. уч. постановила испросить до 50 тыс. в счет суммы, какая будет исчислена по генеральной смете на все строение. План нового семинарского здания Высочайше утвержден 10 янв. 1838 г. По смете архитектора Щедрина, которая доложена была присутствию Комиссии дух. уч. 15 июня 1838 г., – исчислено на все работы по построению семинарии: 521534 руб. 49 к. асс.

Чрез три года новое здание было готово и, с соизволения высокопр. Серафима, принято со службами и оградою от строительного комитета в ведение семинарского правления, в августе 1841 г. с описями и чертежами. Под описью (которая будет рассмотрена в своем месте), подписались: смотритель при постройке иеромонах ал. невской лавры Иосиф, сдававший строение; члены комитета, находившиеся при сдаче: Афанасий, еп. томский и енисейский, наместник лавры, архимандрит Палладий, казначей иеромонах Амвросий, архитектор надворный советник Щедрин; далее – смотритель дома спб. семинарии, губ. секретарь Камышников, принимавший постройку, и бывшие при приеме: ректор семинарии архим. Феогност; инспектор иеромон. Иоасаф и правящий должность эконома Александр Петров. Особо сданы смотрителю пристройки и остатки материалов. На обзаведение новых зданий мебелью и разными принадлежностями выслана особая сумма (см. отд. Экономия). Обо всем этом от лица митрополита сделано донесение обер-прокурору св. Синода, в сентябре 1841 г. По представлении всех отчетов, строительный комитет закрыт в начале 1842 года. Освидетельствование нового помещения митр. Серафим поручил произвести особой Комиссии, состоявшей из казан. протоиерея А. Окунева, спасо-сенновского – Гавр. Михайлова и свящ. Предтеч. церкви Андр. Славинского. Открытие же семинарии в новом, обширном и можно сказать великолепном, здании происходило 26 сентября, в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя коего освящена в ней и церковь. Все знатнейшее духовенство, вместе с родителями и родственниками воспитывающихся в ней юношей, присутствовали на сем торжестве, которое возбудило в них глубокие чувства благодарности к Августейшему виновнику преобразования оной»190. Освящение церкви совершал киевский митрополит Филарет. Высокопреосвященный Серафим приказал выдать лаврскому ризничему антиминс для семин. церкви, но сам по болезни и старческой слабости в это время уже не служил191. Московский же митр. Филарет находился тогда в Москве.

Вместе с перемещением семинарии, произошло и ее внутреннее обновление по всем частям. Граф Пратасов, давший решительное движение делу о постройке новой семинарии, обратил особенное внимание и на ее внутреннее благоустройство. При первом представлении к нему нового ректора, переведенного из Твери, Афанасия (в марте 1838 г.), Пратасов «премножество изъявил ему желаний сделать семинарию образцовою, и ведел подать ему записку, что нужно для этого сделать, даже с профессорами192. При втором визите Афанасия, гр. Пратасов изъявил намерение сам быть вскоре в семинарии.

В июне Пратасов с экзамена в академии зашел в семинарию, тогда как Афанасий оставался еще в академии. Но последний вскоре пришел и нашел об. -прокурора в философском классе; он слушал учеников и рассматривал философскую какую-то тетрадь. «Я, поклонившись, встал на свое место, рассказывает Афанасий, – чтобы вслушаться, в чем дело. Обер-прокурор сказал мне: здравствуйте о. ректор! Благословите меня. – Я благословил, и он продолжал мне говорить, что ученики не понимают, что читают. Я спросил: из чего это видно, ваше сиятельство? – Из того, что читают так, как написано. – Это, возразил я, еще ничего не доказывает; чтобы узнать, подлинно ли они не понимают, надобно ввесть их в спор, тогда, виднее будет. – Я начал было заводить спор, но он велел мне спрашивать их из катехизиса. Впрочем скоро он и это прекратил, сказав, что я за них говорю. В богословии вопросы касались тоже катехизиса и сверх того часов, читаемых пред литургиею и т. п. В словесности спрашиваны ученики из истории. После этого экзамена г. об. -прокурор заметил мне, что ученики мало знают церковности и что это есть общий недостаток семинаристов... После того были в комнатах и столовой», которыми, как выше упомянуто (стр. 220), граф также остался недоволен193.

С сентября 1841 года в новопомещенной семинарии введено общее преобразование учебной части и улучшения в экономической. Подробности этого будут рассмотрены ниже, в своем месте. Затем начальство семинарии определено все новое: ректор, архимандрит Феогност, инспектор магистр Мишин в светском звании и два помощника инспектора – кандидаты Дашкевич и Покоев; последний вскоре назначен и экономом. Сверх того, для лучшего надзора за нравственностью воспитанников и наблюдения за внешним устройством семинарии определен, по Высочайшему повелению, особый чиновник (из военных), в звании смотрителя дома. Ему, как и помощникам инспектора, дана особая подробная инструкция (см. ниже).

Таким образом С. -Петербургская семинария, кроме введения нового порядка учебной части, наравне с другими семинариями, но выражению гр. Пратасова, «удостоена особенной Высочайшей заботливости, как находящаяся в столице. Повелел устроить ее по примеру лучших равностепенных ей заведений других ведомств, сколько то может соответствовать духовному училищу, чтобы ей быть образцовою для прочих семинарий, Его Величество изъявил Высочайшую волю о принятии самых деятельных мер к строгому надзору за нравственностию воспитанников»194. В этом отношении, без сомнения, особенная заслуга принадлежит синодальному обер-прокурору графу Николаю Александровичу Пратасову. Он и сам не раз наезжал внезапно в новую семинарию и поручил наблюдать за ней Карасевскому, который особенно на первых порах часто посещал ее.

Желание об. -прокурора, чтобы петербургская семинария была «образцовою» осуществилось, по крайней мере по отношению к внешнему благоустройству, порядку и дисциплине. Другие семинарии обращались иногда на этом основании к петербургской, напр. московская (1844 г.) спрашивала как бы указаний по некоторым пунктам относительно постройки, экономии и воспитательной части; по распоряжению митр. Филарета, инструкция помощнику инспектора была выписана из петерб. сем. для московской. Так же рижская семинария при преобразовании в 1857 г, обращалась к петербургской за расписанием классов и предметов и пр. Наконец в петерб. семинарию, как образцовую, с 1842 г. вызывались лучшие воспитанники из других семинарий, по распоряжению гр. Пратасова (см. ниже, отд. Воспитанники).

* * *

188

Тоже место указывалось еще в представлении сем. правления митр. Серафиму в 1827 г., т. е. площадь между Обводным каналом и Черной речкой (см. выше, стр. 217).

189

Писцами, по указанию инсп. Антония, определены: окончивший курс семинарии Мих. Ярославский и исключенный из средн. отд. И. Мансветов, с жалованьем, первому 400 р. а второму 300 руб. при казенной квартире и пище от лавры. Но потом, с перемещением комитета из комнат лавры в семин. правление, письмоводство поручено семинарским письмоводителям, с жалованьем по 150 р.

190

Извл. из отч. об. прок. за 1841 г. стр. 63.

191

По свидетельству еп. Никодима, митр. Серафим в три года его пребывания в Петербурге (1838–41 г.) служил только однажды – в Пасху, когда ему пожалован был посох с драгоценными камнями. («Записки» гл. XLVII).

192

Из пис. в Тверь Афан. Душ. Чт. 1868. 8. стр. 327. Об этом. далее так рассказывает Афанасий. «На эти слова (что на сих днях приеду в семинарию) я, привставши, сделал графу легкий поклон. Граф, не дав мне ничего вымолвить, сказал: что вы благодарите? там посмотрим, что будет – Я и не благодарю еще, сказал я, а прошу вас быть к нам снисходительными. – Что это значит? спросил граф. – То, отвечал я, чтобы вы не говорили нам публично при учениках слишком жестких слов. – Почему? спросил граф. – Потому, отвечал я, что такие слова могут привесть нас в смущение, и мы вместо надлежащего ответа дадим вам ответ бессмысленный, и притом еще потеряем доверие учеников, а без доверия учеников не можем иметь полезного влияния на них. – Да это нужно, – сказал граф, для учеников: они, видя, что с вас требуют, будут исправнее. – Не нужно, отвечал я; ученики и без того видят, что очень с нас взыскивают все».

Афанасий рассказывает, что он бывал в тоже время и у моск. митрополита Филарета, который приглашал его: «ездите ко мне по вечерам, когда будет досужно, поговорить кое о чем; мне приятно будет». Но Афанасий, по его словам, думал про себя: знаю, что приятно будет, потому что я говорил то и так, что и как едва ли другие решались говорить». Неизвестно, были ли какие разговоры у Афанасия с Филаретом, но очень вероятно, что Филарет желал дать и ему некоторые советы и наставления по вопросу о семинарских преобразоваииях, как и Никодиму. Афанасий же, сколько известно и можно отчасти заключать по приведенному письму, не принадлежал к числу почитателей митр. Филарета.

193

См. письма Афанасия. Ibid. стр. 336, 337, 339.

194

Извлеч. из отч. об. -прок. св. син. за 3841 г. стр. 62, 63.


Источник: История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884 / Сост. Александр Надеждин. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1885. - [6], VI, 660 с.

Комментарии для сайта Cackle