А.Н. Надеждин

Источник

Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии

Недостатки прежней духовной школы стали более или менее сознаваться, еще с половины прошлого столетия. Они состояли: в отсутствии общего высшего надзора над духовно-учебными заведениями и руководительного начала, в форме общего для них устава; в неимении учителей, неопределенности и смешанности курсов, в недостатке положительных знаний, исключительном господстве латыни, преобладании формализма и схоластики в обучении, без надлежащего приложения науки к жизненным потребностям и запросам, в особенности же в материальной необеспеченности4. Но выражения Екатерины Великой, к началу ее царствования, «архиерейские семинарии состояли в весьма малом числе учеников, в худом учреждении для наук и в скудном содержании». Выражая особенную заботливость о народном образовании вообще, которому желала придать характер общего – гуманного развития, вместо прежнего узкоспециального и практического, – Екатерина II высказала намерение воззвать к новой жизни и духовную школу. И вот, в ответ на это намерение, лучшие из тогдашних архипастырей, каковы: московский митрополит Платон (Левшин, тверской архиепископ Гавриил (Петров), псковский преосвященный Иннокентий (Нечаев) – высказывали разные предположения и представляли проекты относительно нового устройства духовного образования, которым, однако же, не суждено было осуществиться. Но по крайней мере материальное положение духовных училищ улучшилось, так как признано было справедливым уделить на них оклад от доходов с церковных имений, поступивших в казну. При Павле I оклад этот увеличен до 180 000 руб., хотя в тоже время и содержание вообще стало гораздо дороже. Затем такого рода преобразовательные попытки как указанные выше (во введении), в устройстве Александроневской семинарии, при Екатерине II получившей значение Главной семинарии, а при Павле I обращенной в академию, были, хотя неполным и недостаточным, осуществлением стремлений правительства к усовершенствованию духовного образования. Существенная же реформа духовной школы совершилась только в царствование Императора Александра I.

Еще в первые годы этого царствования, по поручению правительства, составлены были проекты о преобразовании духовных училищ: могилевским архиепископом Анастасием Братановским, бывшим учителем семинарии, – и тогдашним петербургским викарием, Евгением Болховитиновым, бывшим префектом Александроневской академии. Последний училищный план одобрен Государем и св. Синодом; петербургский митрополит Амвросий посылал его и к другим преосвященным на рассмотрение, между прочим к московскому митрополиту Платону, но последний отнесся к нему скептически и не сочувственно. Проект Евгения имел весьма большое влияние на последующую реформу. В ноябре 1807 г. Высочайше учрежден особый Комитет для преобразования духовных училищ, под председательством митрополита новгородского и с. -петербургского Амвросия (Подобедова), святителя, всей душой преданного делу духовного образования. Членами его были: Феофилакт Русанов, епископ калужский, весьма просвещенный архипастырь, впоследствии взявший на себя и должность профессора во вновь открытой с. -петербургской академии; оберсвященник Иоанн Державин; духовник Государя, протопресвитер Сергий Краснопевков, (которого вскоре потом сменил протопресвитер И. Криницкий); обер-прокурор св. Синода, князь А. Н. Голицын, принявши близко к сердцу дело духовного просвещения; статс-секретарь М. М. Сперанский, великий государственный организатор, глубоко понимавший своим светлым умом и по опыту знавший все нужды духовной школы, на которые он же особенно и обратил внимание Государя. Делопроизводителем в Комитет был обер-секретарь св. Синода А. Данилов.

С одной стороны, благодаря уже составленным проектам реформы – Анастасия и особенно Евгения, с другой, благодаря особенной энергии своих членов, Комитет чрез полгода окончил возложенную на него задачу и в июне 1808 г. представил на утверждение Государя «Доклад о усовершении духовных училищ и начертание правил о образования сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего», напечатанные в 1809 г. от св. Синода, – «с приложением именных Высочайших указов, по сему предмету последовавших». Главная деятельность по составлению этого доклада принадлежит гениальному Сперанскому. Доклад одобрен Государем и утвержден особым указом Святейшему Синоду от 26 июня 1808 года. Тогда же Император Александр выразил пред явившимся к нему с изъявлением благодарности митрополитом Амвросием, лестную для духовного звания надежду, что духовные заведения, «при распространении общенародного просвещения, всегда будут стараться идти, по прежнему, впереди». 5

Поставляя назначение духовных училищ в приготовлении юношества к духовному служению, сообразно с которым должно быть устроено в них обучение и воспитание, Комитет признал, в силу этого, и необходимость для них особого управления, которое, исходя из одного средоточия при св. Синод, чрез окружные академии, должно, для соблюдения единства и связи, обнимать все роды духовных училищ. Училища же разделены на 4 разряда и поставлены в отношения взаимного соподчинения – низших высшим: 1) академии, для высшего духовного образования и управления учебными округами; 2) семинарии, с средним курсом, для приготовления воспитанников в академии и особенно на поприще церковного служения; 3) училища уездные для низшего образования, сообразно с возрастом и назначением учащихся и приготовления их к семинарии; 4) училища приходские – для распространения единообразного и методического учения в самых селах и деревнях, под одним общим надзором. Епархии разделены на 4 округа, каждый под ведением своей академии; в каждой епархии положено по одной семинарии (всего 36) и по нескольку низших училищ (уездных до 10, приходских до 30). При этом проектированы и училищные штаты. С этою целию особенное внимание обращено на восстановление исключительного права продажи восковых свечей одними церквами, на основании забытого указа Петра Великого. Вся сумма на содержание духовно-учебных заведений исчислена в 1 669 450 руб., полагая в том же числе и 338 863 руб. опускавшихся на духовные училища из казны с 1807 г.

Составление уставов и приведение всех комитетских предположений в исполнение предоставлено особому учреждению при св. Синоде, заменившему собою Комитет, под названием «Комиссии духовных училищ». Члены ее остались те же, которые были в Комитете. К началу 1809 г. составлены были проекты уставов: академического, семинарского и училищ – уездного и приходского. Введение к уставам и первая часть академического устава принадлежат перу Сперанского, остальные части и уставы семинарский с училищным составлены преосв. Феофилактом Русановым. Утверждение уставов Государем последовало в 1814 г. когда они и отпечатаны, но по петербургскому округу они получили применение с 1809 г. По постановлению Комиссии духовных училищ, первоначально открыта с. -петербургская академия, 17 февраля 1809 г. Затем в собрании 23 февраля 1809 года, по предложению митрополита Амвросия, Комиссия имела рассуждение об устройстве петербургской семинарии и сделала по этому предмету журнальное определение от вышеозначенного числа, в статье 15-й. Постановлено: из тех учеников, которые были в 1 и 2 классах старой Александроневской академии сделать уездное училище, а из классов 3, 4, 5 и 6-го составить с-петербургскую александроневскую семинарию6. Затем назначены были начальствующие и учащие для новой семинарии. Митрополит Амвросий ректором во вновь открытую семинарию представлял архимандрита Сергиевой пустыни Порфирия Кириллова, бывшего учителя и префекта в Александроневской академии, но Комиссия вместо него определила ректором, также из бывших александроневских наставников, потом Спасосенновского священника Андрея Максимовича, в начале 1809 г. принявшего монашество, с именем Анатолия, и вскоре возведенного в сан архимандрита; ему одному усвоено и звание профессора (богословских наук). Инспектором назначен вызванный – собственно для академии – из святотроицкой семинарии учитель риторики, иеродиакон Филарет Дроздов, с званием академического бакалавра и с возведением вскоре в сан иеромонаха; ему же поручено и преподавание философии. Из наставников бывшей александроневской академии, допущенных к соисканию бакалаврского звания в новой академии, определены учителями семинарии: Дим. Малиновский, на класс высшей риторики и греческого языка; Дим. Воронов на низший греческий класс и новые языки, но от немецкого он вскоре отказался, «находя себя не в состоянии занимать этот класс»; Андр. Иванов – на историю и географию; вызванный из Харьковского коллегиума для академии, Яков Толмачев определен на класс низшей риторики и математики; И. Александров, священник Охтинской церкви, на класс еврейского языка. В апреле, за отказом Воронова от немецкого языка, преподавателем на этот класс назначен из учителей бывшей академии, священник Знаменской церкви, Фил. Кораллов. Всем им определено именоваться учителями до усмотрения. Экономом Семинарии утвержден священник И. Успенский бывший прежде комиссаром в александроневской академии. Затем предписано ректору составить расписание учебных часов, а наставникам – конспекты предметов.

1-го марта 1809 г., в понедельник, на 4-й неделе великого поста, по получении означенного постановления Комиссии на имя митрополита Амвросия, открыта с-петербургская духовная семинария в зданиях Александроневской лавры, как особое, вполне сформированное, среднее духовно-учебное заведение, – первая и старейшая из всех епархиальных семинарий, преобразованных на основании реформы 1808 года, и служившая впоследствии отчасти образцом для устройства других епархиальных семинарий.

О времени открытия семинарии Комиссия духовных училищ делала особое представление Святейшему Синоду (от 10-го мая 1809 г. за № 94), следующего содержания; «Комиссия духовных училищ честь имеет во известие представить Святейшему Синоду, что в 1-й день марта месяца открыты при Александроневской лавре семинария и уездное училище, по новому плану, для них начертанному; что с оного дня началось обучение предметам, в плане для училищ сих назначенным, и Правление семинарское из ректора, инспектора и эконома, Комиссией составленное, восприяло свое действие; и что оба упомянутые училища снабжены надлежащими уставами. (Амвросий, митрополит новгородский, Феофилакт, архиепископ рязанский. Духовник, протопресвитер Пав. Криницкий, обер-священник И. Державин. Князь А. Голицын. М. Сперанский)». Святейший Синод слушал это представление 14 мая. Приказали: «сообщить Сенату для пропечатания в Сенатских ведомостях». Сообщено 4 июня. 7

Впрочем ученье в новой семинарии началось собственно с 18 мая, именно, по получении из Комиссии нового семинарского устава8. Под этим же числом (18 мая) видим и первое заседание семинарского правления, но случаю получения устава; постановления этого заседания составляют первый журнал семинарского правления.

Вот содержание этого журнала, отмеченного под № 1: «сего 1809 г. мая 18 дня, вторник. Члены семинарского Правления в присутствие прибыли в нижеписанных часах: Семинарии ректор иеромонах Анатолий, Инспектор иеромонах Филарет, Эконом священник Петр Успенский. В 7 часов.

«В оном собрании; но случаю получения из Комиссии дух. уч. устава дух. семинарий и устава уездных училищ первых частей, по слушании оных, положило следующее: 1) списать копии с уставов для употребления, а подлинники отдать переплесть и хранить в Правлении, на стол членов. 2) Списав копии с статей, относящихся к должностям о. ректора, инспектора, эконома, также и учителей, разослать оные им для исполнения. 3) Расписание учебных в семинарии часов, сочиненное о. ректором иером. Анатолием, в силу копии с 15 статьи журнала Комиссии дух. уч. Февраля 23, 1809 г., с утверждением Его Высокопреосвященства, с сего дня привести в действо; также расписание учебных часов уездного училища, выписав из устава, привести в надлежащее действие. 4) Конспекты бакалавра и учителей, требованные в силу копии с 15 ст. журн. Комм. д. уч. февраля 23, 1809 г., – по силе устава семинарий гл. 1-й о конспектах § 89-го, предоставить рассмотрению о. ректора иеромонаха Анатолия. Под статьями журнала находятся следующие подписи: «Ректор семинарии иеромонах Анатолий. Инспектор иеромонах Филарет. Письмоводитель А. Бутковский». Резолюция митрополита: «1809. мая 26 ч. Смотрено. Записав сдать в Правление».

Затем вторые части уставов (семинарского к училищного) высланы из Комиссии на основании ее журнала от 22 мая, в июне месяце. (См. журн. сем. Пр. № 6, 19 июня 1809 г. ст. 3.)

* * *

4

Недостатки эти указаны и в «Докладе Комитета о усовершении духовных училищ». 1809 г. стр. 9 и след.

5

Чистович. История Спб. академии, стр. 178.

6

Первоначально из двух отделений: низшего и высшего. Лучшие 7 воспитанников бывшей александроневской академии приняты во вновь открытую академию, в состав ее 1-го курса. Из них особенно заслуживает быть упомянутым Герасим Павский, первый магистр 1-го курса Спб. академии, впоследствии знаменитый профессор академии и законоучитель Императора Александра II.

7

Дело Синод, арх. 1809 г. N° 714.

8

О дне открытия Семинарии и начале ученья говорится в записке ректора, архимандрита Анатолия, внесенной в правление семинарии и записанной в журнал от 20 октября 1809 г. и затем сообщенной, с мнением семинарского правления, на рассмотрение и утверждение академического правления и Комиссии дух. уч. Ректор писал: «для назначения времени частным и публичным испытаниям нужно знать, когда должен начинаться и оканчиваться год семинарского курса. Но как семинария открыта 1 марта, а учение по новому образованию началось, по получении устава, мая 18 дня: для того сей запрос подлежит сомнению». Какое на это последовало определение, об этом сказано будет в своем месте.


Источник: История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884 / Сост. Александр Надеждин. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1885. - [6], VI, 660 с.

Комментарии для сайта Cackle