М.Б. Данилушкин

Источник

Глава 2. Русская Православная Церковь и отречение Государя Императора

Приближался 1917 год. Шёл третий год изнурительной войны с Германией, в которую Россия вступила при поддержке народных масс, когда уже в первые дни Балканского кризиса многочисленные толпы скандировали перед Зимним Дворцом патриотические лозунги, требуя от Правительства решительных действий. В связи с мощным патриотическим подъемом населения Государь даже издал Указ о переименовании столицы Российской Империи, носившей немецкое название Санкт-Петербург (переводившееся на русский язык, как Свято-Петроград, то есть город Первоверховного Святого Апостола Петра), в Петроград. Таким образом, наименование города оказалось связанным с именем не небесного покровителя, а земного основателя – императора Петра I. Положение на фронтах (хотя и резко улучшившееся после принятия Государем на себя поста Верховного Главнокомандующего, что выразилось в не прекращавшемся с 1915 года наступлении) осложнялось нестабильностью тыла и откровенной антиправительственной пропагандой, приводившей к локальным волнениям и стачкам. В городах искусственно провоцировалась нехватка продовольствия. Не было единства и в правительственных сферах. Из постоянно сменявшихся министров не находилось ни одного, кто был бы способен, подобно П.А. Столыпину, вывести страну из кризиса. Распри, интриги, взаимные обвинения преобладали над взвешенными трезвыми решениями. Приближение катастрофы видели практически все, ожидая её кто с ужасом, а кто со злорадным нетерпением. Особую ненависть как консервативных, так и либеральных кругов вызывал Г.Е. Распутин-Новый, пользовавшийся особым доверием Царской Семьи. В обществе ходили тёмные слухи о его необычайном влиянии на якобы совершенно безвольного Императора. Толки политического характера подкреплялись «живописными подробностями», компрометировавшими всю Императорскую Семью. Для многих убеждённых монархистов Распутин стал олицетворением зла и главным виновником политического кризиса. В конце 1916 г. против него составился заговор, в котором приняли участие известный черносотенный деятель В.М. Пуришкевич, один из инициаторов раскола Союза Русского Народа, и несколько вдохновлённых им молодых людей из высшего общества. В ночь с 16 на 17 Декабря 1916 г. Распутин был убит в особняке князя Ф.Ф. Юсупова, куда его заманили заговорщики.

«Уверовав в распутинскую легенду, участники убийства полагали, что они устраняют источник зла и спасают Россию и династию, – писал профессор С.С. Ольденбург в свой работе «Царствование Императора Николая II» – На самом деле, они только припечатали распутинскую легенду кровавым клеймом, укрепили и увеличили ее значение в глазах широких масс... Если бы Распутин имел то значение, которое ему приписывалось, его убийство должно было успокоить страсти; произошло обратное; всем вдруг стало ясно, что дело вовсе не в «старце», и борьба разгорелась с новой силой. Именно с этого дня начали множиться слухи о заговорах среди высших представителей общества, среди офицеров гвардии. Движение теперь направлялось против Императорской четы: маска была сброшена».108

Кризис в правительственных сферах был тесно взаимосвязан с общим тяжёлым положением в стране. Влиятельная буржуазная элита, почувствовав возможность прихода к власти, с одной стороны, всячески срывала военные поставки и обеспечение тыла, с другой стороны, стремилась дискредитировать Самодержавие через представлявшие её интересы органы печати и партии (наиболее крупными из них были Союз 17-го Октября и партия Народной Свободы). В армии без устали действовали революционные агитаторы, призывавшие солдат не подчиняться офицерам, дезертировать с фронта или «брататься» с противниками. Среди гражданского населения ширилось недовольство ухудшающимся экономическим положением. В Феврале 1917 г. в Петрограде начались демонстрации против нехватки продовольствия, вслед за которыми взбунтовались войска, в большом количестве, без всякой объективной надобности скопленные в столице. Бездействие и тесный контакт с опытными революционными пропагандистами, обещавшими за участие в мятеже избавление от фронта, вскоре принесли свои плоды.109

В этих условиях Император Николай II, возвращавшийся из своей Могилёвской ставки в Петроград по причине возникших беспорядков в столице, вынужден был в интересах, как Он считал, сохранения единства нации подписать 2(15) Марта в Пскове Акт об отказе от Престола в пользу своего брата Великого Князя Михаила Александровича.110 Обер-прокурор Святейшего Синода Н.П. Раев обратился к Синоду с просьбой разослать воззвания к народу поддержать монархию. Синод ответил отказом и, напротив, приветствовал решение Великого Князя Михаила отказаться от Престола. Из зала заседаний членами Святейшего Синода был торжественно вынесен Царский Трон. И никто из высших церковных иерархов не воспротивился этому...111

3(16) Марта в Петрограде Великий Князь Михаил отказался от восприятия Верховной власти в пользу Временного правительства, с тем, чтобы вопрос о дальнейшем образе устройства и правления Российского Государства передать на рассмотрение Учредительного Собрания, предполагавшегося созваться в кратчайшие сроки на основе всеобщего, прямого и тайного голосования для «выражения им воли народа».112 В связи с тем, что Православные граждане России были связаны церковной присягой перед Государем Императором, Святейший Синод 9(23) Марта выступил с Обращением ко всем верным чадам Православной Российской Церкви по поводу отречения Императора Николая II и отказа Великого Князя Михаила восприять власть до решения Учредительного Собрания.

«Свершилась воля Божия, – гласило послание, уже этой первой фразой удивив и возмутив многих верных монархии Православных людей – Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.

Возлюбленные чада святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг ещё стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиной на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвой и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения».113

Обращение подписали: митрополит Киевский Владимир, митрополит Московский Макарий, архиепископ Финляндский Сергий, архиепископ Литовский Тихон, архиепископ Новгородский Арсений, архиепископ Гродненский Михаил, архиепископ Нижегородский Иоаким, архиепископ Черниговский Василий, протопресвитер Александр Дернов.

Этот документ, появившийся в дни, когда вся Православная Россия с волнением ожидала, что скажет Церковь по поводу происшедших в стране событий, не внёс никакой ясности в церковное сознание народа. Синод не произнес ни слова об аресте Императора и даже Его ни в чём не повинных Детей, о кровавых солдатских самосудах над офицерами и беспорядках, приведших к гибели людей, не дал религиозно-нравственной оценки революционных эксцессов, не осудил их виновников. Наконец, Обращение полностью опустило вопрос, как следует относиться к низвержению и аресту Помазанника Божьего, как строить церковное Богослужение без важной молитвы о благополучии Императорского Дома. Неопределенность в этом вопросе вносила ещё большую путаницу в церковную жизнь России, и без того нарушенную возникшим хаосом.

Французский посол Морис Палеолог писал в своих известных мемуарах о впечатлениях от посещения нескольких православных храмов в первое после Февральской революции воскресенье;

«Мне интересно видеть, как держат себя верующие во время воскресной обедни с тех пор, как имя Императора упразднено в общественных молитвах. В православной литургии беспрерывно призывали благословение Божье на Императора, Императрицу, Цесаревича и всю Императорскую фамилию; молитва эта повторялась поминутно, как припев. По распоряжению святейшего Синода молитва за Царя упразднена и ничем не заменена. Я вхожу в Преображенский собор, в церковь святого Симеона, в церковь святого Пантелеймона. Везде одна и та же картина: публика серьезная, сосредоточенная, обменивается изумленными и грустными взглядами. У некоторых мужиков вид растерянный, удручённый, у многих на глазах слёзы. Однако даже среди наиболее взволнованных я не вижу ни одного, который не был бы украшен красным бантом или красной повязкой. Они все поработали для революции, они все ей преданы, и все-таки они оплакивают своего «Батюшку-Царя».114

Конечно, следует учитывать, что Французский посол посетил только несколько близлежащих храмов, расположенных в центре Петрограда. Но русияне, которые не украсились красными бантами по случаю отречения Императора, тем более пребывали в растерянности. В эти дни в адрес Синода из разных городов и губерний страны направлялись сотни писем от клириков и мирян , вопрошавшие: что делать, как вести себя в обстановке полного крушения всего прежнего порядка.115 Синод, которому нечего было сказать православным людям, оставлял письма без ответа. Уже упомянутое Обращение вместо ясной церковной оценки происходящего и конкретных ответов на актуальные вопросы, ограничилось абстрактным призывом сохранять верность Временному правительству и союзникам. К сожалению, когда церковные иерархи заняли более определенные общественно-нравственные позиции, время было упущено!

Россия становилась перед лицом новых испытаний. В истории Русской Церкви также открывалась во всем её противоречии новая страница Её бытия. Отречение Государя и ликвидация прежних правительственных структур освобождали от необходимости ждать властных распоряжений. Ситуация предоставляла Церкви возможность начать созыв долгожданного Поместного Собора. События церковной жизни в «предсоборный» период, последовавший после Февральской революции, характеризуются несколькими противоречивыми моментами. С одной стороны, демократические преобразования способствовали активизации церковной общественности в борьбе за ясность церковного сознания, усилия по переустройству церковной жизни на основе древней традиции, канонических начал и соборности. С другой стороны, этому процессу препятствовало вмешательство Временного правительства в лице обер-прокурора Синода В.Н. Львова в течение церковной жизни, большей частью грубое и неоправданное. Наконец, в-третьих, политическая свобода подняла на поверхность русской общественной жизни накипь открытой и бесконтрольной пропаганды безверия, активизировала миссионерскую деятельность различных сект и учений, а также околоцерковную некомпетентную и самоуверенную самодеятельность.

6(20) Марта Синод по требованию Временного правительства уволил на покой четырех, а в дальнейшем ещё восемь архиереев за якобы имевшее место влияние Распутина в связи с их назначениями на кафедры. Так, среди уволенных оказались, например, прославленный алтайский миссионер митрополит Московский Макарий и горячо любимый своей паствой, известный подвижник архиепископ Тобольский Варнава.116

15(29) Марта по требованию священнослужителей – членов Государственной Думы обер-прокурор Синода Львов отдал распоряжение об опубликовании с последующей рассылкой «всем причтам епархий» исследования A.A. Осецкого «Поместный Собор. Свободный опыт организации», как «необходимого для духовенства в виду настоятельной необходимости созыва Российского Поместного Собора в ближайший срок». Указанный труд является интересным экклезиологическим исследованием: рассматривая природу соборности Церкви, он также содержит критический анализ деятельности Предсоборных присутствия и совещания. В то же время оценка автором современной церковной жизни, его суждения в отношении реорганизации церковного управления и рекомендации по соборной деятельности представлялись достаточно спорными. Не случайно поэтому книга вышла без благословения Синода, а ходатайство об её издании не было поддержано членами Государственной Думы – епископами.117

26 Марта (8 Апреля) Временное правительство выпустило постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений.118

14(28) Апреля Временным правительством, несмотря на протесты Синода, был издан указ о практически полной смене его членов для предстоящей сессии.119

29 Апреля (13 Мая) Синод принял Обращение к Церкви о восстановлении принципа выборности епископата, о подготовке к Собору и учреждении Предсоборного Совета.120 В соответствии с этим решением в дальнейшем Синод разработал постановления о назначении «избранных свободным голосованием клира и мирян » соответствующих епархий на оказавшиеся вакантными кафедры следующих архиереев:

Московская – архиепископ Литовский Тихон,

Петроградская – епископ Гдовский Вениамин,

Владимирская – архиепископ Финляндский Сергий,

Харьковская – архиепископ Антоний (Храповицкий), пребывавший на покое, и др.

Следует отметить, что церковно-общественная жизнь в «предсоборный» период летом 1917 года была весьма бурной. На смену распущенному Временным правительством Союзу Русского Народа и другим черносотенным организациям приходили новые религиозно-общественные объединения.

Созывались епархиальные съезды, на которых решались вопросы текущей церковной жизни, а также вырабатывались наказы предстоящему Собору. Появлялись всё новые союзы и организации духовенства и мирян , которые наряду с уже существовавшими устраивали съезды и собрания как во всероссийском, так и в епархиальном масштабах. Начали выходить в свет новые православные периодические издания. Все эти мероприятия привлекали к себе широкие круги русского духовенства и многих активных мирян . Наиболее крупным из них следует назвать Всероссийский съезд духовенства и мирян , проходивший в Москве 1–7 Июня 1917 года и собравший до 800 делегатов почти со всех епархий. На нём были подняты многие вопросы церковно-общественной жизни, ставшие впоследствии предметом обсуждения на Поместном Соборе.121

20 Июня (4 Июля) Синод утвердил Временное положение о православном приходе, имевшее целью большее вовлечение прихожан к участию в церковной жизни.122 В дальнейшем Поместный Собор детально разработал подробный Приходской Устав.

Тогда же Временное правительство приняло постановление об объединении всех учебных заведений, включая церковно-приходские школы, которых было около 37 тысяч, в ведение Министерства Народного Просвещения.123 Это вызвало решительные протесты всех без исключения церковных кругов.124 Церковь лишалась важного средства духовного воспитания своих юных чад. Постановление объективно подготовило дальнейшие шаги сначала Временного, а затем советского правительства по усилению бесконтрольного вмешательства властей в дела Церкви.

В связи с усилением политических разногласий и назревающего раскола в армии, а также вызванной этим опасностью Гражданской войны, Синод 22 Июля (5 Августа) выпустил Послание к чадам Церкви и гражданам России «О чрезвычайных обстоятельствах переживаемого времени», выдержанное в духе традиционного христианского миротворчества.125

25 Июля (8 Августа) Временное правительство назначило обер-прокурором Святейшего Синода А.В. Карташева (магистр Богословия, впоследствии видный историк Русской Церкви), назначенного вскоре (10/24 Августа), в связи с ликвидацией должности обер-прокурора, министром исповеданий в ново-учрежденном министерстве.126

Таковы были основные события в жизни Русской Церкви в период Её продвижения к центральному событию Её новейшей истории – Поместному Собору, открывшемуся 15/28 Августа 1917 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля. Торжественная литургия совершалась митрополитом Киевским Владимиром в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина и Тифлисского Платона.

После пения Символа Веры члены Собора поклонились мощам Московских святителей и в преднесении кремлевских святынь вышли на Красную площадь, куда уже шли крестные ходы со всей Москвы. На площади был совершён молебен.

По произволению Божьему долгожданный Собор, о котором мечтали многие поколения православных, открылся в тяжелую годину испытаний, когда многие его постановления оказались запоздалыми и остались существовать только на бумаге.

В короткий период правления Временного правительства ярко проявилось очевидное противоборство двух типов власти: арийской, свободной, когда народ сам выбирает вождя и с жертвенной любовью подчиняется ему (именно по этому типу была построена Древняя Христианская Церковь и к этому же вернулась Русская Церковь на Поместном Соборе 1917–1918 гг., когда пастыря, в том числе епископов и Патриарха выбрал сам народ) и восточной, деспотической, которая и победила в Церкви и всей России в годы большевистского правления. Раболепная привычка к пассивному восприятию политических событий в собственной стране явилась закономерным следствием 200-летнего Синодального периода.

* * *

108

Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. С.-Пб. 1993. Сс.613–614.

109

О положении в России в период, предшествовавший Февральской революции подробнее см.: Яковлев Н. 1 Августа 1914 года. М. «Москвитянин». 1993. Россия гибнет сегодня. М. 1991.

110

Церковные Ведомости (далее ЦВ). 1917. №№ 9–15. Сс.55–56.

111

Кашеваров А.Н. Государство и Церковь. С-Пб. 1995. С.17.

112

ЦВ. Там же.

113

ЦВ, 1917. № 9–15. С.57.

114

М. Палеолог. Царская Россия накануне революции. М. 1991. С.262–263.

115

См. письма русских людей в Синод в Приложениях.

116

ЦВ. 1917. №№ 9–15. Сс.69–70. Вопрос о влиянии Г.Е. Распутина, игравшего важную роль в личной жизни Царской Семьи, на государственные дела, как установлено, является явным преувеличением пропаганды того времени с целью дискредитации Николая II и Его Правительства. См., например: Яковлев Н. Указ. соч. С.164 и далее; О.А. Платонов. Указ. соч., целиком посвященное этому вопросу.

117

Осецкий А.А. Поместный Собор. Опыт свободной организации. Пг. 1917. С. 125.

118

ЦВ. 1917. № 9–15. Сс. 64–66.

119

ЦВ. 1917. № 16–17. С.83.

120

ЦВ. 1917. № 18–19. Сс.117, 110–111, 114–116.

121

ЦВ. 1917. № 28. С.199; ЦВ. 1917..№ 34. С.282 и др.

122

ЦВ. 1917. № 28. Сс.193–199.

123

Там же; также Опред. и пост. Вып. 2. М. 1918. Сс. 16–20.

124

ЦВ. 1917. № 28. С.191.

125

ЦВ. 1917. № 30. Сс.231–233.

126

ЦВ. 1917. № 34. С.280.


Источник: История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917-1970) / Данилушкин М.Б. (ред.) - СПб.: Воскресение, 1997. — 1020 с. — ISBN 5-88335-019-4

Комментарии для сайта Cackle