М.Б. Данилушкин

Источник

Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов

Поместный Собор 1945 года

Рассматриваемый Собор, созванный по решению Собора епископов от 23 Ноября 1944 г., проходил в Москве в храме Воскресения в Сокольниках 31 Января-2 Февраля 1945 г.553 На этом Соборе было 204 участника, из них членов Собора 171 человек от 89 епархий, почётных гостей – 33 человека. Среди членов Собора было 46 архиереев (4 митрополита, 13 архиепископов и 29 епископов), 87 клириков (3 архимандрита, 2 игумена, 68 протоиереев, 8 иереев, 3 иеромонаха, 2 диакона и 1 иеродиакон) и 38 мирян. Из зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата был представлен только экзархат в Америке – митрополитом Алеутским и Северо-Американским Вениамином (Федченковым).

Присутствию на Соборе почётных гостей – предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей уделялось особое внимание. Власти стремились показать мировому общественному мнению наличие религиозной свободы в СССР и не препятствовали приглашениям. Содействовать росту авторитета Московской Патриархии было также в интересах советского правительства, поскольку это ослабляло враждебную коммунизму Русскую Зарубежную Церковь. Она переживала суровые времена. Советская армия, победоносно шагавшая по Европе, несла не только освобождение другим народам, но и репрессии своему собственному народу. В Восточной зоне оккупации происходили массовые аресты Русских эмигрантов, не успевших уйти на Запад – мирян и клириков. Как правило, впереди их ожидал расстрел или многолетнее лагерное заключение. Многие беженцы, укрывшиеся в Западной зоне, были выданы Англо-Американскими союзниками властям СССР. В Югославии, Чехословакии и других странах закрывались храмы, подчинённые Зарубежной Церкви. Теперь физические репрессии требовалось усугубить моральной изоляцией как «зарубежников», так и подсоветских верующих, по-прежнему не признававших Декларацию 1927 года. И.В. Сталин, умевший извлечь политическую выгоду даже из своих уступок и компромиссов, видимо, рассчитывал, что широкая демонстрация признания зарубежными Православными Церквями Московского Патриархата будет способствовать этому. Вот почему власти, прежде не особо поощрявшие международные церковные связи, на сей раз проявили заинтересованность в широком зарубежном представительстве на Соборе.

Так, делегацию Александрийской Церкви на Соборе (5 человек) возглавлял Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Христофор, Антиохийской (4 человека) – Патриарх Антиохии и всего Востока Александр, Грузинской (5 человек) – Католикос Каллистрат.

Вселенский Патриархат представлял экзарх Западной Европы, митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимский – архиепископ Севастийский Афинагор. Самой многочисленной была делегация Сербской Церкви – 13 человек, во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, заместителем Патриарха Сербского. Пять делегатов во главе с епископом Аржешским Иосифом представляли Румынскую Церковь.

Кроме того, к открытию Собора, а затем и в связи с интронизацией Патриарха Алексия в Патриархат поступило 22 приветствия из-за рубежа от различных религиозных кругов.

Новому Патриарху Московскому прислали приветственные телеграммы митрополит Сергий (Тихомиров) из Токио, архиепископ Филадельфийский и Карпато-Русский Адам из Нью-Йорка, епископ Антоний из Монреаля, а также некоторые Патриаршие приходы в Америке, благочинный Патриарших приходов во Франции игумен Стефан (Светозаров) и братство св. Фотия, солидаризуясь таким образом с Поместным собором в Москве.

Прислал телеграмму из Львова и митрополит Греко-католической Церкви Иосиф, благодаривший Патриарха Алексия за радушный приём его делегации и переданное ему приветствие.554 Значительную трудность в тех условиях представляло уже само размещение и обеспечение всем необходимым 204-х участников. Этот Собор вообще стал единственным, исключая военных, правительственным совещанием такого масштаба в годы войны. Присутствовавшие на нём главы и представители 8-ми автокефальных Православных Церквей не только заявили о своей признательности советскому правительству, но и, фактически, дали согласие на совместную борьбу с Ватиканом, в котором советское руководство справедливо усматривало основного противника в новой международной религиозной политике. В ответ гостям Собора было подарено 80 музейных экспонатов драгоценной церковной утвари.555 Щедрая материальная поддержка Восточным Патриархам, как средство воздействия на них, деятельно применялась и в дальнейшем.

Собор имел два заседания 31 Января и 2 Февраля. Первое заседание открылось торжественным молебном, после которого председатель Собора Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий обратился с приветственной речью к его членам и почётным гостям. Затем от имени советского правительства Собор приветствовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР Г.Г. Карпов.

«Правительство Союза Советских Социалистических Республик, – сказал он, – уполномочило меня передать настоящему Высокому Собранию от имени Правительства приветствие и наилучшие пожелания успешной и плодотворной работы по устройству высшего церковного управления...

Настоящий Поместный Собор, созванный для выборов Патриарха Московского и всея Руси и для принятия Положения по управлению Православной Церковью, является выдающимся событием в жизни Православной Русской Церкви.

Я глубоко уверен, что решения Поместного Собора послужат делу укрепления Церкви и явятся важным отправным моментом в дальнейшем развитии деятельности Церкви, направленной на помощь советскому народу в достижении стоящих перед ним исторических задач...». Далее Г.Г. Карпов указал историческую роль, которую играла Православная Церковь в годы испытаний для Русского народа и дал высокую оценку Ее деятельности во время Великой Отечественной войны. Остановившись в конце своего выступления на задачах возглавляемого им Совета он сказал: «Созданный по решению Правительства Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров Союза ССР осуществляет связь между Правительством и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам, требующим разрешения Правительства... Правильные взаимоотношения, установившиеся между Советом и Патриархией (так в тексте – авт.), несомненно, способствовали организационному укреплению Церкви, и в будущем со стороны Совета будут приниматься все меры к тому, чтобы устранять всякого рода препятствия на пути осуществления советскими гражданами свободы совести, провозглашённой Конституцией.

Ещё раз выражаю членам Собора искреннее пожелание успеха в предстоящих трудах».556

В ответном слове митрополит Алексий выразил благодарность Собора правительству СССР за внимание к нуждам Русской Церкви и призвал Божье благословение на страну, ее правительство, воинство и верховного вождя.

Затем был избран секретариат Собора из трёх лиц: епископа Курского и Белгородского Питирима, управляющего делами Патриархии о. Николая Колчинского и мирянина A.A. Леонидова.

Собор – единодушно – принял Обращение к правительству СССР.557

Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн выступил от имени Собора с приветствием почётным гостям. Затем приветствия Собору по очереди произнесли главы делегаций Поместных Церквей. После этого Председатель Собора митрополит Алексий выступил с докладом «О патриотической деятельности Церкви за период войны», который был встречен с одобрением. Архиепископ Псковский Григорий зачитал проект Положения об управлении Русской Православной Церковью, в прениях по которому выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), протоиерей Н. Кацевич (член Собора 1917–1918 гг.), ректор Богословского института профессор-протоиерей Тихон Попов, профессор Г.И. Георгиевский и епископ Воронежский и Острожский Иона, давшие проекту положительную оценку как в целом, так и в отдельных разделах. Ректор Богословского института протоиерей Т.Д. Попов (в недавнем прошлом обновленческий «митрополит»), например, заканчивая своё пространное выступление, в частности, сказал: «Большое значение имеет переход от прихода к общине. Здесь изменяется самая жизнь мирян. Не секрет, что за последнее время господствовало такое мнение, что алтарь – дело священнослужителя, а ящик церковный – дело старосты. Теперь священнослужитель выступает на арену всей жизни церковной, в его ведение переходит и ящик».558 После этих выступлений прения и было решено прекратить, а проект Положения поставили на голосование и единогласно приняли в целом. На этом закончилось первое заседание Собора.

Второе и последнее заседание Собора состоялось 2 Февраля. Оно началось с доклада члена мандатной комиссии доцента А.И. Георгиевского, подробно рассказывавшего о численном составе Собора и полномочиях его членов. Затем по предложению председателя Собора протоиерей Н. Колчицкий зачитал приветственную телеграмму от Вселенского Патриарха Вениамина: «Радостно приветствуем начало деяний Священного Избирательного Собора. Великая Церковь Христова благословляет, желает полного успеха. Да совершит Господь Богосвятое дело Собора для блага и славы сестры – Российской Церкви. Патриарх Вениамин».559 С приветствием от членов Поместного собора 1917–1918 гг. выступил московский протоиерей А.К. Станиславский. После него протоиерей Г.Д. Попов выступил с докладом о духовных учебных заведениях.

Наконец, Собор приступил к выборам Патриарха. Управляющий по делам Патриархата протоиерей Н.Ф. Колчицкий напомнил присутствующим о принятом Собором епископов в Ноябре 1944 г. порядке открытого голосования, в котором принимают участие все правящие епископы Московского Патриархата, называющие от своего имени, а также от имени клира и паствы своих епархий имя избираемого ими кандидата. Следует отметить, что на Ноябрьском Соборе епископов при обсуждении порядка избрания Патриарха единогласия не было. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) напомнил определение Поместного Собора 1917–1918 годов о том, что Первосвятителя должно избирать тайным голосованием из нескольких кандидатов. Предложение это поддержи не встретило. В итоге был выдвинут единственный кандидат – митрополит Алексий.560 (Это дало основание оппозиции заявлять о неканоничности и, стало быть, недействительности избрания.) Все преосвященные облачились в мантии и по совершении молитвы «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...» каждый, начиная с младшего по хиротонии на вопрос протоиерея Н. Колчицкого об их избраннике единогласно ответили: «Я, клир и паства вверенной мне епархии избираем Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского». Когда осталось последнее для голосования имя митрополита Алексия, митрополит Крутицкий Николай предложил, ввиду единодушия всех преосвященных, освободить его от личного голосования, а затем объявил об избрании Патриаршего Местоблюстителя Патриархом Московским и всея Руси. Новоизбранному Патриарху была вручена грамота об его избрании, в которую протоиерей Н. Колчицкий в присутствии всего Собора вписал его имя. Патриарх Алексий ответил: «Избрание меня Поместным Священным Собором Православной Церкви в благодарении приемлю и нимало вопреки глаголю». Новому Патриарху Московскому было провозглашено многолетие, затем от лица русского епископата к нему с прочувствованным словом обратился старейший по хиротонии иерарх – архиепископ Астраханский Филипп, выразивший надежды, которые возлагает на своего нового предстоятеля Русская Церковь: «Теперь по древнерусскому православному обычаю приими от нас, дорогой избранник, наш земной поклон с горячим молитвенным пожеланием долгие годы украшать Христову Церковь, нести великий и ответственный подвиг свой бодро, мужественно, с верой в воздаяние...»561.562

Затем Собор принял Послание клиру и пастве Русской Православной Церкви и обращение к христианам всего мира. В последнем осуждался германский фашизм и прославлялись победы антигитлеровской коалиции. С подобным же обращением к народам всего мира выступили присутствовавшие на Соборе Патриархи и главы делегаций Поместных Церквей. Это обращение было опубликовано в «Известиях» (№ 34, 7 Февраля 1945 г.).

В заключение к собравшимся обратился Патриарх Алексий, отметивший тяжесть предстоящего ему подвига и просивший молитв собравшихся.

Следует отметить, что оба соборных заседания были открытыми, и свободное место в храме Воскресения было отведено для богомольцев и публики, во множестве наполнившей как храм, так и территорию вокруг него. Многие верующие искренне переживали происходившие события как торжество Русской Церкви, как духовное возрождение своей страны.

В московских храмах в эти дни при великом множестве богомольцев совершались торжественные службы, в которых участвовали гости и члены Собора. Кульминацией торжеств явилась интронизация Патриарха Алексия в Богоявленском соборе в Москве 4 Февраля 1945 г. Ещё с ночи многие богомольцы собрались у дверей собора, ожидая открытия храма и начала литургии. Пожалуй, с 1925 г., с похорон Патриарха Тихона, Москва не видела такой торжественной службы, в которой участвовал столь большой сонм иерархов, в том числе четыре предстоятеля Поместных Церквей. Во время интронизации было произнесено много речей. С особым вниманием собравшиеся прослушали обмен приветствиями между представителем советского правительства и Патриархом, после которого Г.Г. Карпов и Святейший Патриарх Алексий троекратно облобызались. Несмотря на очевидность компромиссов с властями, Собор 1945 г. свидетельствовал о существенной, хотя и не окончательной победе Церкви над идеологией воинствующего атеизма. Если раньше правившая коммунистическая партия рассчитывала уничтожить религию в течение одного поколения и потому не считала нужным разрешить избрание хотя бы номинального Патриарха, то теперь она вынуждена была признать Русскую Православную Церковь серьёзной силой, перед которой открываются широкие исторические перспективы и с которой необходимо весьма и весьма считаться. В Феврале 1947 г. был упразднён Союз воинствующих безбожников, ещё ранее – прекратили существование многие антирелигиозные издания.563 Атеистическая пропаганда сделалась значительно более сдержанной и корректной. Всё это давало основания для надежд на духовное возрождение страны.

Во Русских церковных кругах того времени многим православным хотелось смотреть на будущее с оптимизмом. Это нашло своё выражение и в том, что ряд видных «непоминающих» (епископ Афанасий (Сахаров), профессор-протоиерей В. Верюжский и др.), а также многие представители эмигрантского духовенства и паствы признали Патриарха Алексия как канонического предстоятеля Русской Церкви. А что же тогда говорить о миллионах православных в СССР, со всей искренностью принявших в своё сердце нового Московского Первосвятителя?

Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 1945 года

Документ, устанавливающий устройство церковного управления в пределах Московского Патриархата, невелик по объёму и представляет собой брошюру малого формата на 8 страницах.564 Положение состоит из преамбулы и четырёх разделов (Патриарх, Священный Синод, Епархии, Приходы) и содержит 48 статей.

«В Русской Православной Церкви, – записано в преамбуле, – высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, административная, судебная (в Определениях Собора 1917–1918 гг. указано также – «и контролирующая» – авт.) – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому (в Определениях Собора 1917–1918 гг. обозначено «в определённые сроки созываемому» – авт.), в составе епископов, клириков и мирян». О периодичности Поместных Соборов конкретно не говорится, лишь в п. 7 указывается, что Архиерейские Соборы созываются Патриархом с разрешения Правительства «для решения назревших важных церковных вопросов». Что же касается Поместных соборов, то они созываются Патриархом, «когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя к (их) созыву причина». Надо ли уточнять, что на практике Поместные Соборы могли собираться лишь с согласия властей.

«В соответствии с пр. 34 св. Апостолов, – гласит пункт 1, – Русская Православная Церковь возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно со Священным Синодом». Таким образом был определён постоянный орган высшего церковного управления в лице Священного Синода во главе с Патриархом.

Пункт 2, повторяя соответствующее определение Собора 1917–1918 гг., устанавливает обязательное поминовение имени Патриарха за Богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви. Пункты 3–7 устанавливают права и обязанности Патриарха: право обращаться с пастырскими посланиями по всей Русской Церкви; ведение сношений по церковным делам с предстоятелями других автокефальных Православных Церквей; преподание братских советов и указаний (в редакции 1917 г. речь идёт только о братских советах и о предложении Синоду в случае невнимания к ним – авт.); право награждения архиереев титулами и установленными отличиями; созыв и председательство на Соборах Архиерейских и Поместных. В отличии от Определений Поместного Собора 1917–1918 гг. здесь не указываются некоторые другие права и обязанности Патриарха, которые естественно вытекают из характера его служения, например: право посещения в потребных случаях всех епархий Российской Церкви (Ап. пр. 34, Антиох. 9) или же приём и дача надлежащего хода жалобам на архиереев. В новом Положении нет указаний на подотчётность Патриарха вместе со Священным Синодом Собору. Не говорится в нём и об ответственности Патриарха в случае нарушения им своих прав и обязанностей и порядка наступления этой ответственности.

Пункт 8-й также как и соответствующие определения Собора 1917–1918 гг. и в соответствии с древней традицией устанавливает, что Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии, а 9-й – содержит положение о Патриаршем наместнике по управлении ею, по указаниям Патриарха, с правами епархиального архиерея и титулом митрополита Крутицкого. В 10-м пункте говорится, что в ближайшем ведении Патриарха состоит Богословский институт в Москве, 11-й пункт устанавливает, что «по вопросам, требующим разрешения правительства Союза ССР, Патриарх сносится с Советом по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР».

Пункты 12–13 касаются местоблюстительства Патриаршего Престола в случае кончины Патриарха или иной причины, делающей невозможным исполнение им своих обязанностей. Отныне Местоблюститель не избирался Синодом из среды своих членов и не назначался заранее Патриархом. Согласно п. 12 нового Положения им становился старейший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода.

Пункт 14 предусматривает срок созыва Собора для выборов нового Патриарха не позднее шести месяцев со времени освобождения Патриаршего Престола. Председателем Собора, созванном для выборов Патриарха, является Местоблюститель (п. 15).

Второй раздел Положения (пп. 17–22) касается Священного Синода. Не определяя конкретную компетенцию и ответственность Синода ( в п. 1 лишь сказано, что Русская Церковь «управляется (Патриархом) совместно со Священным Синодом»), а также порядок рассмотрения им текущих дел и принятия по ним решения, Положение предусматривает лишь состав Синода, периодичность его работы, а также порядок вызова архиереев на его сессии. Состав Священного Синода определялся теперь только из шести членов при председателе Патриархе. Три члена Синода становились постоянными (митрополиты Киевский, Ленинградский и Крутицкий), а трое приглашались из числа правящих архиереев на заседании Синода в течении одной сессии (зимней или летней), срок которой определялся в полгода (Март-Август и Сентябрь-Февраль). Для приглашения «присутствующих» в Синоде архиереев епархии Московского Патриархата делились на три группы. Последовательность приглашения по одному Преосвященному от каждой группы определялась старшинством хиротонии.

Пункт 22 предусматривал для заведования отдельными отраслями управления Патриархии образование при Священном Синоде особых отделов (учебного, издательского, хозяйственного и др.). В соответствии с этим пунктом год спустя был создан Отдел Внешних Церковных сношений Московского Патриархата. Был также образован Пенсионный комитет. Создание указанных отделов при Синоде означало их подотчётность последнему, а также ответственность Синода за деятельность указанных отделов. Таким образом, определялась структура высшего церковного управления, в основных своих чертах сохраняющаяся в Московском Патриархате до сих пор.

Третий раздел Положения посвящён епархиальному управлению.

В отличии от Определения Собора 1917–1918 гг., настоящее Положение предусматривало обязательное совпадение пределов епархии с гражданскими границами – областными, краевыми, республиканскими (п. 23).

Само же управление епархией новое Положение представило следующим образом.

Епархиальный Архиерей.

п. 24. Во главе епархии стоит Епархиальный Архиерей, назначаемый Указом Святейшего Патриарха и носящий титул по своему кафедральному городу.

п. 25. По мере надобности в помощь Епархиальным Архиереям назначаются викарные епископы с кругом обязанностей по усмотрению Епархиального Архиерея.

Таким образом, существовавший к этому времени порядок замещения архиерейских кафедр приобрёл теперь стабильный характер.

п. 28. Епархиальному Архиерею принадлежит право обращаться с архипастырскими посланиями в пределах епархии.

п. 31. Епархиальные Архиереи представляют Патриарху ежегодно отчёт по установленной форме по вверенным им епархиям.

Осуществление Епархиальным Архиереем управления епархией предполагалось таким образом:

п. 26. Епархиальный Архиерей является ответственным главой вверенной ему Епархии, которой управляет или единолично (по местным условиям) или при содействии Епархиального Совета, пользуясь своим должностным штампом и печатью, зарегистрированными подлежащей гражданской властью. При Архиерее состоит канцелярия Епархиального Архиерея.

п. 27. Епархиальный Совет, где таковой будет Архиереем образован, состоит из трёх – пяти лиц в пресвитерском сане. Задача Епархиального Совета – подготавливать к архиерейскому решению дела, направляемые в Епархиальный Совет для сей цели Епархиальным Архиереем.

Как видим, в отличии от Определений Собора 1917–1918 гг. настоящее Положение не оговаривает порядка избрания и назначения членов Епархиальных Советов.

В круг деятельности епархиального управления, кроме общего руководства приходами, новое Положение включило подготовку кадров священнослужителей, а также организацию производства необходимой церковной утвари.

п. 32. По епархии, где есть возможность, с разрешения подлежащих органов власти, учреждаются Богословско-пастырские курсы для приготовления кандидатов священства по программам, утверждаемым Патриархом.

п. 33. В целях обеспечения храмов епархии необходимыми принадлежностями Богослужения – церковные свечи, ладан и пр., в епархии, с разрешения местной гражданской власти, может быть учреждён свечной завод, равно как и изготовление венчиков, крестиков, разрешительных молитв и подобных предметов.

Как прежде, епархия сохранила деление на благочиннические округа. Однако, руководство ими осуществлялось теперь иначе, сосредоточиваясь исключительно в руках благочинного, назначаемого епархиальным архиереем (п. 29).

п. 30. Благочинные наблюдают за деятельностью и поведением приходского духовенства округа, посещая приходы не менее двух раз в год; объявляют подведомым им причтам распоряжения Епархиального Архиерея; в случае нужды делают братские указания приходским настоятелям и другим членам причта, заботятся об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; ходатайствуют пред Архиереем о награждении заслуживающих поощрения и представляют о своей деятельности и о состоянии вверенных округов отчёт Епархиальному Архиерею в конце каждого полугодия, а об особо важных случаях доносят безотлагательно, а также наблюдают за правильностью хозяйственной стороны приходов.

Монастырям и монашеству настоящее Положение уделило всего лишь две строки:

п. 34. Имеющиеся в епархии монастыри руководятся уставом, утверждённым Патриархом.

Наиболее пространным в Положении оказался раздел, посвященный организации приходов. В редакции 1945 г. он выглядел следующим образом:

п. 35. Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначенный Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом.

п. 36. Настоятель храма является ответственным перед Епархиальным Архиереем за исправное, согласно с церковным уставом, совершение Богослужения и за точное выполнение указаний Епархиального Архиерея в отношении духовного руководства причтом и приходской общиной. Настоятели храма, в частности, обязаны следить за тем, чтобы уклад и распорядок приходской жизни не препятствовал выполнению прихожанами гражданских обязанностей, например: в сельских местностях, в период полевых работ, Богослужение должно совершаться только в часы, свободные от сельскохозяйственных работ и т.п.

п. 37. Приходская община может быть организована по добровольному согласию верующих по регистрации местной гражданской власти, на основании поданного ими заявления.

Предоставление храма или молитвенного дома приходской общине верующих происходит в ответ на заявление верующих подлежащими органами государственной власти по соглашению с Епархиальным Архиереем, который наблюдает за целесообразным распределением храмов и приходов на территории епархии.

п. 39. Православная приходская община, в лице группы верующих (не менее 20 человек), получает в бесплатное пользование предоставляемый ей храм и церковную утварь от местной гражданской власти по особому договору и поручают наблюдение и хранение получаемого церковного имущества избранному ею из своей среды Исполнительному органу в составе 3 человек и настоятеля храма, которые и отвечают вместе с подписавшими договор за целость имущества перед гражданской властью.

п. 40. Настоятель храма является по своей должности непременным членом приходской общины и председателем исполнительного ее органа (церковного совета), который состоит из 4 членов: помимо настоятеля по должности, – из церковного старосты, его помощника и казначея (все трое избираются общим приходским собранием или – если приходская община организуется вновь – группой верующих, получающих в бесплатное пользование храм, из своей среды).

п. 41. Исполнительный орган приходской общины верующих, под непосредственным руководством и наблюдением настоятеля храма и при ответственности перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма, ведёт церковное хозяйство, заботится о содержании, отоплении, освещении и ремонте храма и утвари, о снабжении храма всем необходимым для совершения Богослужения, как-то: ризница, богослужебные книги, ладан, погребальные венчики, разрешительные молитвы, нательные крестики и пр.; вносит необходимые суммы на приобретение веществ для Св. Мира через Епархиального Архиерея в Патриархию; является ответственным распорядителем денежных средств прихода, следит за правильным учётом и расходованием этих средств; делает взносы и отчисления из приходских средств на церковные и патриотические нужды, на содержание притча, если по договору причт получает в вознаграждение за свои труды определённое жалованье от храма; вносит потребные суммы на содержание Епархиального Архиерея и его Управления, на Епархиальные Богословско-пастырские курсы, также на общецерковные нужды: на Патриаршее управление, на содержание духовных учебных заведений при Патриархате.

п. 42. Общее приходское собрание избирает Ревизионную комиссию в составе 3 лиц. Ревизионная комиссия приходской общины имеет постоянное наблюдение за состоянием церковного имущества и за движением церковных сумм и раз в квартал производит документальную ревизию наличия церковного имущества и денежных сумм, а также правильности произведённых расходов, и свои выводы и предложения вносит на рассмотрение общего собрания прихожан или групп верующих, получивших в бесплатное пользование храм. При наличии злоупотреблений, недостачи имущества или денежных средств Ревизионная комиссия составляет акт, который препровождает в местные Горсовет или Сельсовет.

п. 43. Церковные суммы составляются: из добровольных взносов верующих при тарелочном сборе за Богослужениями, таких же взносов на просфоры, свечи и пр., из пожертвований вообще на нужды храма.

п. 44. Церковные суммы вносятся на хранение в банк или сберкассу на имя данного храма и получаются по чекам за подписью настоятеля и казначея прихода. Приходские средства учитываются путём ведения приходно-расходных книг.

п. 45. Ведомость о приходе и расходе церковных сумм по полугодиям настоятель храма представляет Епархиальному Архиерею.

п. 46. В случае незакономерных действий исполнительного органа в целом или отдельных членов его настоятель храма доносит об этом Епархиальному Архиерею, который, по расследовании непосредственно или чрез благочинного и по сношении с Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, предлагает общине заменить неисправных членов исполнительного органа новыми лицами.

п. 47. В случае смерти настоятеля или перевода его к другому храму исполнительный орган составляет акт о проверке церковного имущества, согласно которому новый настоятель входит в совместное с исполнительным органом заведование этим имуществом.

п. 48. Настоятель храма имеет свою печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.

На основании приведённого выше Положения необходимо отметить следующие особенности организации церковной жизни на местах в тот период.

1) Сообразность деятельности церковных общин с гражданскими узаконениями и особенностями местного гражданского быта (Положение указывает только на регистрацию общины местной гражданской властью на основании поданного ее членами заявления, на ответственность общины перед гражданской властью за вверенное ей церковное имущество, и на необходимость проведения Богослужении в сельской местности во время свободное от сельскохозяйственных работ).

2) Наличие контакта церковной иерархии с подлежащими органами государственной власти по вопросу открытия новых приходов. Таким образом, вопрос о предоставлении общине верующих храма зависел не только от ее инициативы и разрешения гражданской власти, но и от епархиального архиерея, призванного наблюдать за целесообразным распределением храмов по епархии, с которым соответствующие органы власти вступали в соглашение по данному вопросу (п. 38).

3) Особую роль в жизни прихода играл настоятель, который:

– назначался, а также мог быть перемещён епархиальным архиереем, под руководством которого исполнял свои обязанности и которому был подотчётен (пп. 35, 45, 47).

– осуществлял духовное руководство верующими и управление причтом и приходом (п. 35); – являлся по своей должности непременным членом приходской общины и председателем ее исполнительного органа (п. 40);

– являлся вместе с казначеем распорядителем денежных сумм прихода (п. 44).

– вместе с исполнительным органом и членами общины, подписавшими договор с гражданской властью, был ответственен перед последней за сохранность здания и имущества храма (п. 41);

– осуществлял контроль за действиями членов исполнительного органа и в случае их незакономерности докладывал об этом епархиальному архиерею для принятия в отношении неисправных надлежащих канонических мер (п. 46). При этом, правда, ничего не говорится о канонической ответственности настоятеля в случае допущенных им нарушений, обнаруженных членами причта или прихожанами. Видимо, меры контроля за его деятельностью со стороны архиерея и благочинного представлялись составителям Положения достаточно эффективными.

4) Исполнительный орган общины в составе трёх человек (староста, его помощник и казначей) избирался общим приходским собранием и был ему подотчётен, (пп. 41, 42). Председателем исполнительного органа по должности являлся настоятель. (Согласно Определению Собора 1917–18 гг. членами Приходского совета являлся весь причт храма и выбранные прихожане в количестве не меньшем чем причт, при председателе – настоятеле храма). Положение регламентирует также обязанности исполнительного органа, ограничивая их хозяйственными заботами (п. 41). Кроме того, контроль за хозяйственными делами в приходе должна была осуществлять ревизионная комиссия из трёх человек, избранных приходским собранием. Проверку наличного имущества и денежных сумм, а также правильности расходов она должна была производить раз в квартал, а свои выводы и предложения выносить на рассмотрение общего собрания прихожан (п. 42). Таким образом, хоть и косвенно устанавливалась периодичность проведения приходских собраний, впрочем, вследствие разных причин нигде с точностью не соблюдавшаяся. Интересно отметить, что в случае обнаружения хозяйственных злоупотреблений ревизионная комиссия составляет акт, который согласно п. 43, должен препроводить местный гор- или сельсовет. Таким образом устанавливалась форма материальной ответственности прихода перед гражданской властью.

Положения эти, в действительности, естественно, существенно расходились с имевшейся ранее практикой, – например, строгим разграничением обязанностей в приходе: Богослужебные для священнослужителей, хозяйственно-финансовые для мирян, и санкция на его принятие была значительной уступкой со стороны советских властей.

Оценивая в целом четвёртый раздел Положения об управлении Русской Православной Церковью, следует сказать, что несмотря на свои формальные дефекты, выразившиеся в недостаточной разработанности его как целиком, так и в отдельных положениях, несмотря также на фактическое закрепление в нём некоторых моментов, чуждых церковной традиции (например, перевода клириков с прихода на приход без согласия последних, он все же имел положительное значение, поскольку способствовал единению духовенства и мирян в общем церковном делании и в общей ответственности.565

* * *

553

Материалы о деятельности Поместного собора 1945 г., а также ряд соборных документов опубликованы в Журнале Московской Патриархии (ЖМП). 1945. № 2.

554

ЖМП. 1945. № 2. С.24.

555

РЦXIДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 21.

556

«Известия». 1945. № 29. (4 Февраля); ЖМП. 1945. № 2. С.8–10.

557

«Известия ». 1945. № 29. (4 Февраля); ЖМП. 1945. № 2. С.11.

558

ЖМП. 1945. № 2. С.45.

559

Там же. С.47.

560

Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Paris. Ymka-Press. 1979. С.397–398.

561

Текст речи архиепископа Филиппа см.: ЖМП, 1945. М 2. С.51–53.

562

Цит. по: История Русской Православной Церкви. 1917–1990. М. 1946. С.138.

563

РЦXIДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 88–89.

564

Положение об управлении Русской Православной Церкви. Издание Московской Патриархии. М. 1945. С.8.

565

Русская Православная Церковь. Устройство. Положение. Деятельность. Издание Московской Патриархии. 1958. С.3–244.


Источник: История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917-1970) / Данилушкин М.Б. (ред.) - СПб.: Воскресение, 1997. — 1020 с. — ISBN 5-88335-019-4

Комментарии для сайта Cackle