Новгородская

Основана в 991/992 г.

В большинстве летописей сообщение о взятии от Царьграда Киеву митрополита Леонта (Леона), а Новгороду – архиепископа Иоакима Корсунянина – относится к 991 г. (Воскресенская лет., ПСРЛ. Т. 7. С. 313; Софийская II лет., ПСРЛ. Т. 6. Стб. 104). Повествование Никоновской лет. несколько отличается. Под 990 г. рассказывается о митрополите Михаиле, его посещении Новгорода, под 991 г. – о просвещении прочих областей Руси, а под 992 г. – о взятии Киеву митрополита Леонта. Под этим же годом говорится о поставлении Новугороду и Пскову епископа Иоакима Корсунянина, а также о поставлении епископов по другим городам (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–65).

Посещение митрополитом Св. Михаилом Новгорода может быть отнесено и к значительно более раннему времени – времени Константинопольского патриарха Фотия, т. е. на столетие раньше описываемых событий, одним из аргументов в пользу этого предположения может являться упоминание имени Фотия в летописи: «Того же лѣта иде Михаилъ митрополитъ Кіевскій и всея Руси въ Новгородъ Великій, съ епископы Фотѣя патриарха, даде бо ему Фотѣй патриархъ шесть епископовъ на помощь» (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–64). Патриарх Св. Фотий возглавлял Константинопольскую Церковь на столетие раньше описываемых событий. При его правлении произошел первый поход руссов на Царьград (860 г.), последствием которого было и первое крещение руссов при кн. Аскольде и Дире. При втором пребывании Св. Фотия на Патриаршем престоле могло быть и возвышение Киевской архиепископии в митрополию. Не исключено, что упоминание имени Патриарха Св. Фотия не случайно, а сами события произошли на сто лет ранее, а в позднейших записях они наложились на другие события. Сомнительно, чтобы с предположительной кончиной в 991 г. митрополита Св. Михаила исчез и весь поставленный им епископат, и его преемнику митрополиту Леону пришлось ставить на прежние кафедры новых епископов. Летописные тексты безусловно подразумевают поставления митрополитом Леоном епископов на вновь открываемые кафедры. Следовательно, время митрополита Михаила и современных ему епископов отдалено от времени митрополита Леона, и скорее всего – значительно.

Но сомнительно, чтобы епископская кафедра в языческом Новгороде могла быть открыта еще в IX в. Если митрополит Михаил когда-либо и приходил в Новгород, то архиерейская кафедра могла существовать там только после Владимирова крещения Руси и при княжеской поддержке. Действительно, крещение в Новгороде в 990 г. происходило под руководством княжеских посланцев, встретило сопротивление и было употреблено насилие.

С 1166 г. – первая архиепископия в России («Великоновгородская и Псковская»). В летописях сообщается, что в 1165 г. был поставлен первый Новгородский архиепископ Илия, причем в ряде источников, напр., в Воскресенской летописи, он именуется епископом (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 233; Т. 7. С. 78). Противоречие между двумя титулами разрешается при помощи Никоновской лет., где под 1165 г. говорится о поставлении Новгороду епископа Илии, а под 1166 г. помещено следующее известие: «Наугородцкій епископъ Иліа посла многи дары въ Кіевъ къ пресвященному Ивану митрополиту Кіевскому и всеа Руси. ... Того же лѣта Новогородцкій епископъ Илья самъ идее въ Кіевъ къ митрополиту со игуменом Діонисіемъ и съ посадники, со многою честію; митрополитъ же Иванъ Кіевскій и всеа Руси учествова его зѣло, и повелѣ ему архіепископомъ называтися, и сице оттуду начало пріатъ епископъ Новогородцкій архіепископомъ владыкою Наугородцкимъ нарицатися благословеніемъ Ивана митрополита Кіевскаго и всеа Руси». (ПСРЛ. Т. 9. С. 233). («Новгородский епископ Илия послал многие дары в Киев к преосвященному Иоанну митрополиту Киевскому и всея Руси. В этот же год Новгородский епископ Илия сам отправился в Киев к митрополиту с игуменом Дионисием и с посадниками, с большой честью. А митрополит Иоанн Киевский и всея Руси воздал ему большую честь, и велел называться архиепископом, и с этого времени епископ Новгородский архиепископом владыкой Новгородским называется по благословению Иоанна, митрополита Киевского и всея Руси».)

«История появления этого титула у новгородских архиепископов до сих пор остается невыясненной, что связано с тенденциозностью основного источника по истории Новгорода XII–XIII вв. – местных летописей и недостаточностью для восстановления действительных исторических других, внелетописных источников. ...Титулатура новгородских иерархов в летописи отражает не реальные их права на титул и его употреблении в XII в., а те представления, которые существовали в XIV в. во время редактирования и переписки Синодального списка ... об их ранней титулатуре». (См. Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. M., 1989. С. 62.) По-новому поставил вопрос о возникновении архиепископского титула акад. В. Л. Янин. Обратив внимание на то, что с поставлением Ильи в 1165 г. складывается новый, республиканский порядок избрания владыки, исследователь показал, однако, что «коренного преобразования» Новгородской епископии в архиепископию в 1165 г. не было, так как Новгородская кафедра знает архиепископов и до 1165 г. (Нифонт, Иоанн Попьян), и епископов после этого года. Он считает, что и пожалование титула архиепископа на протяжении всей второй половины XII в. носит личный, эпизодический характер и совершалось при хиротонисании не всегда» (Там же. С. 66). Оба мнения весьма авторитетных историков игнорируют собственно церковный «фактор»: архиепископ имеет первенство чести перед другими епископами. Положение Новгорода относительно Киева в древности всегда было особым, что отразилось и в авторитете Новгородской архиерейской кафедры, возвышенной до архиепископии, уже не на уровне личного титулования. Также и при учреждении Патриаршества в 1589 г. Новгород становится первым митрополичьим кафедральным градом.

Митрополия с 26.01.1589. В 1721–1783 гг. обычно замещалась архиепископами. Архиереи перемещались на другие кафедры только с 1900 г.

В 1943–1957 и 1967–1990 гг. входила в состав Ленинградской епархии.

Именовалась: Новгородская;

с 1166 г. – Великоновгородская и Псковская;

с 26.01.1589 – Великоновгородская и Великолуцкая, Великоновгородская, Великолуцкая и всего Поморья (до 1682 г.; Н.Д. Иерархия... С. 339);

с 01.01.1775 – Новгородская и С.-Петербургская;

с 16.10.1799 – Новгородская и Олонецкая;

с 19.12.1800 (по др. 1801) – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Выборгская;

с 04.12.1803 – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская;

с 26.03.1813 – Новгородская и Олонецкая, паки;

с 25.06.1818 – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская;

с 21.11.1891 – Новгородская и Старорусская.

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская.


991/992 10.02.1030 Св. Иоаким Корсунянин2968
1030 1035 в/у Ефрем Грек, нареченный2969
1036 15.10.1059 Св. Лука Жидята (или: Жирята, Вежета, Желдата)2970
1061 1068 Стефан2971
1069 1077 Феодор2972
1078 1096 Св. Герман2973
1096 31.01.1109 Св. Никита2974
1109(1110) 1130 Иоанн Попин (Попынин, Попьян)2975
1130 21.04.1156 Св. Нифонт2976
в/у Нестор2977
1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный
10.08.1158 19.09.1163 Св. Аркадий2978
1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный
28.03.1165 07.09.1186 Св. Илия (сх. Иоанн)2979
1186 29.03.1187 в/у св. Григорий2980
29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий
10.12.1193 24.08.1199(1200) Св. Мартирий Рушанин2981
1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный
03.07.1201 22.01.1211 Митрофан2982
1211 1219 Св. Антоний Ядрейкович (или Андрейкович)2983
1219 03.07.1223 Митрофан, паки
03.07.1223 1225 в/у Арсений чернец, нареченный2984
1225 1228 Св. Антоний Ядрейкович (или Андрейкович), паки2985
1228 1228 в/у Арсений чернец, паки2986
1228 1229 Св. Антоний Ядрейкович (или Андрейкович), 3-й раз2987
1229 25.02.1230 в/у Спиридон2988
25.02.1230 20.07.1249 Спиридон
1249 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный
25.05.1251 21.10.1274 Далмат2989
1274 1274 в/у? Иоанн II2990
1274 11.1276 в/у Климент, нареченный2991
11.1276 22.05.1299 Климент
05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный
29.06.1300 12.1308 Св. Феоктист2992
1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный
05.06.1309 05.02.1325 Давид2993
1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный
02.1326 05.1329 Св. Моисей II2994
31.08.1330 03.07.1352 Св. Василий Калека2995
1352 1359 Св. Моисей III, лаки
15.09.1359 1360 в/у Алексий, нареченный
1360 1388 Алексий2996
07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный
17.01.1389 1414 Иоанн III Порфирьев2997
11.08.1415 22.03.1416 в/у св. Симеон Хутынский, нареченный2998
22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский
01.09.1421 30.08.1423 в/у Феодосий2999
9.1423 09.1424 в/у Евфимий Брадатый, нареченный3000
09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый
13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный
26.05.1434 11.05.1458 Св. Евфимий II Михеев Вяжицкий3001
19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный
02.1459 05.11.1470 Св. Иона Отенский3002
15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный
15.12.1471 07.1483 Св. Феофил II3003
04.09.1483 24.06.1484 Сергий3004
12.12.1484 26.06.1504 Св. Геннадий Гонзов3005
15.01.1506 04.1509 Св. Серапион3006
04.03.1526 19.03.1542 Св. Макарий3007
18.06.1542 06.1551 Феодосий II3008
14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев)
20.11.1552 24.02.1570 Св. Пимен Черный3009
06.12.1571 20.10.1575 Леонид3010
12.09.1576 26.06.1591 Александр3011
20.02.1592 15.04.1601 Варлаам Белковский3012
06.02.1603 10.04.1619 Исидор3013
22.07.1619 12.09.1626 Макарий II
20.10.1626 17.12.1634 Киприан Старорушенин3014
08.03.1635 07.01.1649 Св. Аффоний3015
11.03.1649 25.07.1652 Никон Минин-Ларионов3016
08.08.1652 14.11.1663 Макарий III
06.08.1664 07.07.1672 Питирим3017
22.12.1672 26.07.1674 Иоаким II Савелов3018
06.08.1674 03.03.1695 Корнилий
14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III
06.06.1697 03.02.1716 Иов
03.02.1716 06.01.1721 в/у Аарон Еропкин3019
06.01.1721 12.05.1725 Феодосий III Яновский3020
24.05.1725 25.06.1725 в/у Иоаким III3021
25.06.1725 08.09.1736 Феофан Прокопович3022
1736 1740 в/у Иосиф кн. Хвабулов3023
29.05.1740 17.05.1745 Амвросий Юшкевич (Юскевич)3024
18.08.1745 16.09.1753 Стефан II Калиновский3025
22.10.1757 14.12.1767 Димитрий Сеченов3026
01.01.1775 19.12.1800 Гавриил Петров3027
19.12.1800 06.04.1818 Амвросий II Подобедов3028
26.06.1818 24.03.1821 Михаил Десницкий3029
24.03.1821 19.06.1821 в/у Дамаскин Россов3030
29.06.1821 17.01.1843 Серафим Глаголевский3031
17.01.1843 04.11.1848 Антоний II Рафальский3032
04.11.1848 17.09.1856 Никанор Клементьевский3033
17.09.1856 01.10.1856 в/у Платон Фивейский-Лосев3034
01.10.1856 17.06.1860 Григорий II Постников3035
17.06.1860 11.08.1860 в/у Евфимий IV Беликов3036
01.07.1860 07.09.1892 Исидор II Никольский3037
08.09.1892 21.11.1892 в/у Антоний III Соколов II3038
21.11.1892 13.08.1900 Феогност Лебедев II3039
13.10.1900 17.10.1910 Гурий Охотин3040
05.11.1910 29.07(11.08)1933 Арсений II Стадницкий3041
1922 1923 в/у Серафим II Велицкий3042
17(30)08.1923 1924 в/у Иоанникий Сперанский3043
01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 в/у Вениамин Глебов3044
1924 1925 в/у Венедикт Плотников3045
1925 1925 в/у Иосиф II Петровых3046
20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 в/у Алексий II Симанский3047
29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский
22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 Венедикт Плотников3048
1936 1940 в/у Николай Ярушевич3049
(08.1941 16(29)04.1944 в/у Сергий Воскресенский)3050
1945 1955 в/у Григорий III Чуков3051
15(28)11.1955 09(22)10.1956 в/у Елевферий Воронцов3052
09(22)11.1956 10(23)08.1959 в/у Сергий II Голубцов3053
10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 Сергий II Голубцов3054
10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 в/у Никодим Ротов3055
(24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников
16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер
07(20)07.1990 Лев Церпицкий3056

Новгородская, обн.

Основана в 1922 г.

Упразднена в 1936 г.

Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская.


08(21)08.1922 08(21)03.1924 Александр Лебедев3057
08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) в/у Александр Лебедев3058
28.01(10.02)1925 10.1925 в/у Николай II Гиляровский3059
12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 в/у Николай Платонов3060
10.1925 06(19)04.1926 Макарий Торопов3061
06(19)04.1926 13(26)06.1926 в/у Николай II Гиляровский, паки3062
13(26)06.1926 02(15)03.1927 в/у Александр II Сахаров3063
02(15)03.1927 1927 Сергий Танаевский3064
Александр III Соколов
08.1927 1929 Павел Раевский3065
1930 1931 (?) Василий Некрасов3066
10.1931 17(30)03.1932 Мелхиседек Николаев3067
17(30)03.1932 09(22)04.1932 в/у Михаил Попов3068
09(22)04.1932 02(15)06.1932 в/у Николай Гиляровский, в третий раз3069
12(25)11.1932 1933 в/у Павел Раевский3070
15(28)12.1932 1933 Иосиф Яцковский (Ясковский)3071
12.1933 21.06(04.07)1936 Вениамин Молчанов3072

Новоархангельская (см. Американская)

* * *

2968

Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых).

Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка.

Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой.

Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475).

2969

О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лѣто 1030. Того же лѣта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрѣмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» (Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

2970

Лаврентьевская лет: «В лѣто 1036 иде Ѩрославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новѣгородѣ епископа постави Жидѧту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.

2971

По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96).

2972

Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473).

2973

Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии.

2974

Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05.

2975

Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лѣто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мѣсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лѣто 6638 [1130] Въ се же лѣто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

2976

«Въ лѣто 6638 [1130] поставиша архепископа Нифонта, мужа свята и зѣло боящяся бога; и приде Новугороду мѣсяця генъвря в 1 день, на святого Василья, на обедьню». («Поставили архиепископа Нифонта, мужа святой жизни и боящегося Бога; и прибыл в Новгород 1 января, в день святого Василия, к литургии» (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156). «...Нифонт Новгородский не только возражал на Киевском Соборе 1147 г. против поставления Климента Смолятича в преемники митрополиту Михаилу, ссылаясь на его «рукописание», но и после поставления Климента не хотел признавать его митрополитом и поминать его имя при богослужении в Новгородской епархии. Узнав об этом, Изяслав Мстиславович вытребовал Нифонта в 1149 г. в Киев и заключил в Печерский монастырь, в котором он оставался и в 1150 году до вступления в Киев Суздальского князя Юрия Долгорукого...» (Лебединцев П. Г. Михаил, митрополит Киевский XII в. (1131–1147) // Киевская старина. 1892. № 12. С. 10, прим. 1). «В лѣто 1149. Иде архиепископъ новгородчкыи Нифонтъ в Русь, позвань есть Изяславомъ и Климомъ митрополитомъ: ставилъ бо его бяше Изяславъ съ епископы Рускыя области, не славъши къ Цесарюграду; ... нь посади в Печерьскомъ манастырѣ, дóндеже Юрьи прииде». (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 28) (Пошел архиепископ Новгородский Нифонт на Русь (В Киев), позванный Изяславом и митрополитом Климентом, которого поставил Изяслав с епископами Русской области (Южной Руси), не посылая в Царьград (без благословения Патриарха); ... но заключили в Печерском монастыре, вплоть до прихода Юрия [Долгорукого. – Сост.]). По Новгородской Первой лет. скончался епископ Св. Нифонт 21.04.1156 в Киеве, куда ездил для встречи митрополита Константина (ПСРЛ. Т. 3. С. 473). Память – 08.04.

2977

Епископ Ростовский, т. к. Нифонт Новгородский в то время находился в заключении, в Киевском Печерском монастыре (Полиевкт, архим. Сведения о российской православной иерархии. Полтава, 1868. С. 44).

2978

«Избран и возведен на сени 1156 года, ибо у новгородцев было обыкновение, по избрании кого-либо во владыки, торжественно вводить. еще до посвящения, на житье в епископский дом» (Словарь исторический... С. 33). «В лѣто 1158. Того же лѣта поиде Аркадии къ Кыеву ставится епископомъ, и поставленъ бысть от митрополита Костянтина, и прииде в Новьгород. мѣсяца семтября въ 13 день, на канунъ святого Въздвижениа». (В год 1158 пошел Аркадий в Киев для поставления в епископы и был поставлен митрополитом Константином, и прибыл в Новгород 13 сентября, перед святым Воздвижением.) (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 217). Вторая дата – дата преставления (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 219,473; Никоновская лет. Т. 9. Стб. 231–232). Память – 18.09 и 04.10.

2979

«В лѣто 6673 [1165]. Поставленъ бысть Илья архиепископъ новгородчкыи от митрополита Иоана, при великом князѣ рустѣмь Ростиславѣ, марта въ 28, на вербьницю, и прииде к Новугороду мая въ 11 день» (Воскресенская лет. Т. 7. Стб. 78; Т. 9. Стб. 232) (В год 1165 был поставлен Илия архиепископ (епископ) Новгородский митрополитом Иоанном, при великом князе русском Ростиславе, 28 марта, на Вербное воскресенье, и прибыл в Новгород 11 мая.) С 1166 г. носил титул архиепископа, который усвояется всем последующим новгородским владыкам. «Наугородцкій епископъ Иліа посла многи дары въ Кіевъ къ пресвященному Ивану митрополиту Кіевскому и всеа Руси. ... Того же лѣта Новогородцкій епископъ Илья самъ идее въ Кіевъ къ митрополиту со игуменом Діонисіемъ и съ посадники, со многою честію; митрополить же Иванъ Кіевскій и всеа Руси учествова его зѣло, и повелѣ ему архіепископомъ называтися. и сице оттуду начало пріать епископъ Новогородцкій архіепископомъ владыкою Наугородцкимъ нарицатися благословеніемъ Ивана митрополита Кіевскаго и всеа Руси». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 233) (Новгородский епископ Илия послал многие дары в Киев к преосвященному Иоанну митрополиту Киевскому и всея Руси. В этот же год Новгородский епископ Илия сам отправился в Киев к митрополиту с игуменом Дионисием и с посадниками, с большой честью. А митрополит Иоанн Киевский и всея Руси воздал ему большую честь и велел называться архиепископом, и с этого времени епископ Новгородский архиепископом владыкой Новгородским называется по благословению Иоанна, митрополита Киевского и всея Руси.) Дата кончины в Никоновской лет. – 1186 г. (ПСРЛ. Т. 10. Стб. 12), в Новгородской Первой лет. дата уточняется – 07.09 (ПСРЛ. Т. 3. С. 473). Свт. Илия принял схиму, находясь на кафедре, что является довольно редким событием. Память – 07.09. В святцах обозначен по имени в схиме – Св. Иоанн.

2980

В миру – Гавриил. В источниках, при описании событий поставления именуется мирским именем. Архиепископ Гавриил был братом Святителя Илии (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 10. Стб. 12). Дата преставления – 24.05.1193 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473). Память – 24.05 и 04.10.

2981

Был избран жребием из трех кандидатов в 1193 г. После утверждения кандидатуры митрополитом отправился в Киев, где был хиротонисан 10.12.1193, прибыл в Новгород 16.01.1194 (ПСРЛ. Т. 10. С. 21).

Преставился 24.08 на озере Селигер во время путешествия во Владимир-на-Клязьме. По поводу даты кончины в источниках наблюдается разногласие: Новгородская Первая – 1199 (ПСРЛ. Т. 3. С. 238), Никоновская и Воскресенская лет. – 1200 г. (Т. 7. Стб. 107; Т. 10. Стб. 32–33). Память – 24.08 и 04.10.

2982

Был избран новгородцами после смерти архиепископа Мартирия в 1199 г. (Софийская лет.; ПСРЛ. Т. 6. Стб. 252) или (вероятнее) в 1200 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 107). О поставлении летопись говорит следующее: «В лѣто 1201. Новгородци Богомъ избраньнаго Митрофана въведоша въ архиепископьлии дворъ по Мантурии; и иде в Русь ставится к митрополиту с новгородчкыми мужи и со всеволожими, и поставленъ бысть мѣсяца июля въ 3 день, на святого Укинфа; и прииде в Новъгород септября въ 14, на Въздвижение честнаго креста». (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 239) (В год 1201. Новгородцы, Богом избранного Митрофана ввели на архиепископский двор после Мартирия; и отправился на Русь (в Киев) для поставления к митрополиту с новгородскими мужами и с мужами Всеволода; и был поставлен 3 июля на день Святого Иакинфа и прибыл в Новгород 14 сентября, на Воздвижение Креста Господня.) В 1211 г. он был оклеветан и сослан в Торопец (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 262); причина не ясна, но в источнике говорится, что по навету.

«В лѣто 1218. Того же лѣта прииде из Володимеря архиепископъ Митрофанъ новгородчкыи в Новъгород, и провадиша и новгородци къ святѣи богородици къ Благовѣщению <.. > В лѣто 1219. Того же лѣта иде Антонии архиепископъ новгородчкыи на Торжокъ; новгородци же введоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а ко Онтонию послаша «поиди, гдѣ ти любо». Антонии же поиде в Новъгород къ святому Спасу в Нередицех. Князь и новгородци ркоша Митрофану и Онтону: «идита к митрополиту, да коего намъ послеть, то намъ владыка»; и пустиша с ними Васьяна свяшенноинока, а другаго священника Бориса. <.. .> Въ лѣто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся Богомъ. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли.» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) (В год 1218. В этот же год прибыл из Владимира архиепископ Митрофан Новгородский в Новгород и новгородцы поместили его в монастыре Благовещения Святой Богородицы. В год 1219. В этот год поехал архиепископ Антоний в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на архиерейский двор на кафедру, а к Антонию послали: «Иди, куда хочешь». Но Антоний вернулся в Новгород в монастырь святого Спаса в Нередицах. Князь и новгородцы сказали Митрофану и Антонию: «Идите к митрополиту, кого он нам пошлет, тот наш епископ»; и отправили с ними иеромонаха Вассиана и священника Бориса. В год 1220 прибыл архиепископ Митрофан, оправданный Богом и Святой Софией, в Новгород 17 марта, а Антонию митрополит воздал честь, дал ему епископство в Перемышле.) Скончался 03.07.1223 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 263).

2983

В миру – Добрыня. Привез в Новгород из Царьграда частицу гроба Господня, после чего постригся в Хутынском монастыре. Был избран для замены владыки Митрофана (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) В 1219 г. был изгнан с кафедры, но вернулся в город. Для разрешения спора с владыкой Митрофаном отправился в Киев. Был перемещен на Перемышльскую кафедру. В 1225 г. вернулся в Новгород на свою кафедру. В 1228 г. оставил кафедру по собственной воле и удалился в Хутынский монастырь. Через некоторое время был возвращен на кафедру по волеизъявлению веча. «Въ лѣто 1211. Тъгда же бяше пришьлъ, прѣже изгнания Митрофаня архиепископа, Добрына Ядрѣиковиць изъ Цесаряграда и привезѣ съ собою гробъ господень, а самъ пострижеся на Хутинѣ у святого Спаса; и волею божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородьци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 250) «Въ лѣто 1219. Того же лѣта иде Антонъ архиепископъ новгородьскыи на Тържѣкь; новгородьци же въведоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а къ Онтонию послаша: «поиди, кде ти любо». Антонии же поиде въ Новгородъ и святого Спаса въ Нередицяхъ. Князь и новгородьци рекоша Митрофану и Онтону: «идита къ митрополиту, да кого намъ прислеть, то нашь владыка»; и пустиша с нима цьрньця Васияна попа, а другого попа Бориса» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 251) «Въ лѣто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся богомь. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли» ( НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 261) «Въ лѣто 1225. Приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородь и сѣде на свосмь столѣ, и ради быша новгородьци своему владыцѣ» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 269) «Въ лѣто 1228. Поиде Антонии, архиепископъ новгородьскыи, на Хутино къ святому Спасу по своеи воли Тои же осени наиде дъжть великъ и день и ночь, на Госпожькинъ день, оли и до Никулина дни не видѣхомъ свѣтла дни, ни сѣна людьмъ бяше лзѣ добыти, ни нивъ дѣлати. Тъгда же оканьныи дияволъ, испьрва не хотяи добра роду человѣчю и завидѣвъ ему, зане прогоняшетъ его нощнымъ стояниемь, пѣниемь и молитвами, и въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику, простую чядь. И створше вѣче на Ярослали дворе, и поидоша на владыцьнь дворъ, рекуче: «того дѣля стоить тепло дълго, выпровадилъ Антония владыку на Хутино, а самъ сѣлъ, давъ мьзду князю»; и акы злодѣя пьхающе за воротъ, выгнаша; малѣ ублюде богъ от смерти: затворися въ церкви святѣи Софии, иде на Хутино. А заутра въвѣдоша опять Антония архиепископа и посадиша с нимъ 2 мужа: Якуна Моисѣевиця, Микифора щитник» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 270–273). (В год 1211. Тогда же прибыл, до изгнания архиепископа Митрофана, Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собой гроб Господень, а сам постригся в Хутынском монастыре Святого Спаса, и волей Божией возлюбил его князь Мстислав и все новгородцы, и послали его на Русь для поставления; и, рукоположившись, вернулся с именем архиепископа Антония. В год 1219. В этот же год отправился Антоний, архиепископ Новгородский, в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на двор для занятия кафедры (митрополичьей), а к Антонию написали; «Иди, куда хочешь». Антоний же прибыл в Новгород к Святому Спасу в Нередицах. Князь и новгородцы сказали Митрофану и Антонию: «Идите к митрополиту, кого он выберет, тот наш владыка»; и отпустили с ними царицина попа Вассиана и другого попа – Бориса. В год 1220. Прибыл архиепископ Митрофан, оправданный Богом и Святой Софией, в Новгород 17 марта; а Антонию митрополит воздал честь, отдав ему епархию в Перемышле. В год 1225. Прибыл архиепископ Антоний из Перемышля в Новгород и занял свою кафедру, и рады были новгородцы своему владыке. В год 1228. Ушел Антоний, архиепископ Новгородский, в Хутынский монастырь Святого Спаса по собственной воле. В ту же осень шел сильный дождь день и ночь, от Рождества Богородицы и до Николина дня не видели светлых дней, ни сена люди не могли достать, ни поля обработать. Тогда же окаянный дьявол, изначала не хотящий добра роду человеческому и завидующий ему, потому что прогоняет его ночным стоянием, пением и молитвами, воздвиг на Арсения, мужа кроткого и смиренного, большой мятеж от простых людей. И, собравша вече на Ярославовом дворе, пошли на владычный двор, говоря: «Из-за него тепло стоит долго, выгнал владыку Антония в Хутынский монастырь, а сам занял кафедру, дав мзду князю». И как злодея, тащя за ворот, выгнали, еле спасся от смерти, запершись в Святой Софии. Пошли в Хутынский монастырь, и утром ввели опять Антония архиепископа и посадили с ним двух мужей – Якуна Моисеевича и Никифора Щитника.)

2984

Введен на двор архиепископский сразу после кончины архиепископа Митрофана. «Томь же дни въведоша въ дворъ Арсению цьрньця съ Хутина, мужа добра и зѣло боящася бога». (В те же дни ввели во двор (архиепископский) Арсения чернеца (монаха) из Хутынского монастыря, человека благочестивого и боящегося Бога.) (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 263). В 1225 г. был изгнан, занял кафедру в 1228 г. после ухода архиепископа Антония, но почти сразу был вновь изгнан, обвиненный в том, что он свел с кафедры Антония, а потому Господь наслал постоянный дождь. «...Арсений...начал править паствою с титулом – нареченного владыки, не имея, может быть, и сана священства: в летописях он везде называется просто чернецом...» (Тихомиров П.И., прот. Кафедра новгородских святителей. Новгород, 1891. C. 119).

2985

«... Того же лета (1225. – Сост.) сойде архиепископ Антоний в монастырь на Хутыню по своей воли. ... Того же лета (1228. – Сост.) иде дождь беспрестанно день и нощь, от Преображеньева дни, до Николина дни. Новгородцы же возропташа на архиепископа своего на Арсения, яко его ради иде дождь долго время: понеже он согна Антония архиепископа на Хутыню, дав многу мзду князю Ярославу. И тако сведоша его на Хутыню, а Антония с Хутыни сведоша на архиепископ двор; и бысть мятеж велик во граде; инии же разграблены быша, а инии смерти вкусиша...» (Царственной летописец содержащей российскую историю от 6622/1114 году. СПб., 1772. С. 106, 109).

2986

«...Арсений, бывший нареченный владыка ... неожиданно прибыл в Новгород и остановился в архиерейских палатах. Народ оскорбился поступком Арсения, сбежался толпами: Арсения, человека кроткого и молитвенного, вытащили из покоев, «били, таскали за волосы: пинками выгнали со двора владычня, мало до смерти не убита...» (Тихомиров П.И., прот. Кафедра новгородских святителей. Новгород. 1891. С. 120)

2987

Преставился, будучи на покое (с 1229 г.). «...Того же лета преставился Новгородский архиепископ Антоний, седе в епископии 8 лет преже изгнания; а во изгнании седе заточен 6 лет. И по сем прииде из Перемышля и седе два лета в Новеграде, и разболевся вельми и онеме, и не глагола шесть лет и месяц седьмь и дний девять и преставися, и положен бысть в церкве святыя Софии в притворе...» (Царственный летописец... С. 124). По Новгородской Первой лет. дата иная: 08.10.1232 (ПСРЛ. Т. 3. С. 281). Местночтимый святой Новгородской епархии, память – в Соборе Новгородских святых в 3 неделю по Пятидесятнице.

Любопытна характеристика историко-литературной деятельности архиепископа Антония Ядрейковича (ошибочно названного цитируемым автором митрополитом) в одной из популярных статей эпохи государственного атеизма, когда любым «церковникам», в том числе и древнерусским, пощады не давали: «...В самом начале XIII столетия побывал в Константинополе новгородец Добрыня Ядрейкович (в русской истории он более известен как митрополит Антоний). Великолепную столицу Византийской империи Добрыня застал накануне трагического для нее события – разграбления крестоносцами. Типичный новгородец, человек с трезвым, практическим умом, цепким и всевидящим глазом, Добрыня создает настоящий путеводитель по историческим местам Царьграда. Подробнейшим образом описывает внешний вид Софийского собора и его великолепный интерьер. Рассказывает о выдающихся художниках-изографах и их работах. Отмечает места захоронений более чем ста великих деятелей византийской культуры. Записывает десятки преданий и легенд. Повествует о быте большой русской колонии в Константинополе и о малоизвестных эпизодах русско-византийских связей. Словом, доброе дело сделал Добрыня для истории, добрая слава о нем: нет ныне ученого, который бы, обратись к «хождению» Ядрейковича, не признал уникальности этого свода археологических данных о Царьграде накануне постигших город несчастий...» (Лощиц Ю. Пальмовая ветвь // Вокруг Света. 1971. № 4. С. 34).

2988

«Въ лѣто 1229. Томь же лѣтѣ рече князь Михаилъ: «се у васъ нѣту владыкы, а не лѣпо быти граду сему безъ владыцѣ; оже Богъ казнь свою възложилъ на Онтония, а вы сочите таковаго мужа въ попѣхъ ли, в ыгуменехъ ли, въ череньцихъ ли». И рекоша нѣкотории князю: «есть чьрньць дьяконъ у святого Георгия, именьмъ Спиридонъ, достоинъ есть того»; а инии Осафа, епископа володимирьскаго велыньскаго, а друзии Грьцина: «кого дасть митрополить, тотъ намъ отець». И рече князь Михаилъ: «да положимъ г жрѣбья, да которыи богъ дасть намъ». И положиша на святѣи трапѣзѣ, имена написавшѣ, и послаша из гридьницѣ владыцьне княжиця Ростислава; изволи Богъ служителя собе и пастуха словесьныхъ овьчь Новугороду и всѣи области его, и выяся Спуридонь. И послаша по нь въ манастырь и, приведъше, посадиша и въ дворѣ, дóндеже поиде Кыеву ставиться». (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 274–275) (В год 1229. В этот же год сказал князь Михаил: «У вас нет епископа, а не следует этому городу быть без епископа, так как Бог кару свою наложил на Антония, то вы найдите достойного человека среди священников, или игуменов, или монахов». И говорили некоторые князю: «Есть иеродиакон в монастыре Святого Георгия, по имени Спиридон, он достоин». А другие предлагали Иоасафа, епископа Владимирского и Волынского, а другие Гречина (Грека, или Григория, или Георгия): «Кого изберет митрополит, тот будет нашим отцом». И сказал князь Михаил: «Положим три жребия, который Бог изберет». И положили на Святом Престоле, написав имена, и послали из гридницы владычной княжича Ростислава, чтобы он выбрал того, кого выбрал Бог в служители себе и пастухом словесных овец для Новгорода и для всей его области, и выпало – Спиридон. Тогда послали за ним в монастырь и, приведя, поместили на дворе (архиепископском), до того как он отправится для поставления в Киев.) Был хиротонисан в Киеве в 1230 г. и прибыл в Новгород 19.05 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 276). Преставился в 1249 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 304).

2989

Был поставлен в Новгороде митрополитом Кириллом при сослужении епископа Ростовского Кирилла (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 304). Скончался 21.10.1274 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 322, 473), причем по желанию новгородцев сам назначил себе преемника (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 10. С. 152).

2990

Иоанн – игумен Юрьевский до 1274 г., упоминаемый на Новгородской кафедре в 1274 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Следовательно, владычествовал несколько месяцев. Архиепископ Далмат перед смертью предложил Новгородцам несколько кандидатур для своего преемничества. Среди них был и игумен Иоанн, но окончательный выбор новгородцы сделали в пользу Климента. «В лѣто 1274. Преже преставлениа Далматова посадникъ Павѣша с мужи старѣишими биша чоломъ Далмату: «кого, отче, благословишь на свое мѣсто пастуха и учителя». Далмат же нарече два игумена: святого Георгиа Иоана и отца своего духовнаго Климента: «коего собѣ излюбите, того вамъ благословлю». Иде посадникъ на Иоанна дворъ, и созва новгородци, и сказа имъ слово Далматово; и възлюбиша вси Богомъ назнаменана Климента, и благослови его Далмат своею рукою, и по преставлении Далматовѣ послаша в Кыево ставится». (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 10. С. 152). (В год 1274. «Прежде преставления Далмата посадник Павша со старейшими мужами били челом Далмату: «Кого, отче, благословишь на свое место пастуха и учителя?» Далмат же назвал двух игуменов – монастыря Святого Георгия Иоанна и отца своего духовнога Климента: «Кто вам понравится, того вам благословлю». Пошел посадник на Иоаннов двор, и созвал новгородцев, и передал им слово Далмата, и возлюбили все Богом названного Климента, и благословил его Далмат своей рукой, и после преставления Далматова послали в Киев для поставления».) Возможно, сначала был избран Иоанн, который по каким-либо причинам не устроил новгородцев, а затем предпочтение было отдано Клименту. Видимо, все это происходило еще при жизни архиепископа Далмата.

2991

По свидетельству летописи, был духовником архиепископа Далмата и был благословлен на архиепископство умирающим владыкой: «Въ лѣто 6782. Того же лѣта Новогородцы видѣша своего епископа Далмата въ послѣднемъ изнеможеніи, яко уже оставляющу житіе суетнаго cero вѣка, и пріидоша къ нему, съ умиленіемъ, біюще челомъ, глаголя сице: «господине отче пастырю и учителю нашъ Долмате архіепископе! Благослови намъ въ себе мѣсто пастыря и учителя, да будетъ у насъ въ тебе мѣсто». Онъ же, отвѣщавъ, рече имъ: «нѣсть убо мое сіе, но Божіе и пречистыя Богородици; а по моему совѣту худому, да якоже аще вы хощете, се есть игуменъ Давидъ, а у святаго Георгіа Іоанъ, а се есть духовный мой отець Кпиментъ, да его же хощете изберите себѣ». Они же излюбиша духовнаго его отца Климента, Богомъ знамянанаго, и благослови его архіепископъ Далматъ своею рукою». (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 10. С. 152)

(В год 1274. В этот же год Новгородцы, видя своего епископа Далмата в последнем изнеможении, и уже оставляющего житие сего суетного века, и пришли к нему, били челом с умилением, говоря: «Господин наш, отец, пастырь и учитель Далмат архиепископ! Благослови нам вместо себя пастыря и учителя, да займет твое место!» Он же, отвечая, сказал им: «Это не мое дело, а Божие и Пречистой Богородицы; а по моему худому совету, и если вы хотите, то есть игумен Давид, а в монастыре Святаго Георгия Иоанн и есть мой духовный отец Климент, кого же хотите, изберете себе». Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473).

2992

Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01.

2993

По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474).

2994

По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовѣщение на Михаиловѣ улицѣ». (ПСРЛ. Т. 3. С. 368) («Поставил архиепископ Моисей каменную церковь Святаго Благовещения на Михайловой улице».) В следующем сообщении говорится о поставлении другого каменного храма, но уже архиепископом Алексием. И действительно, в это время на кафедре уже находился архиепископ Алексий. Возможно, что в летописи говорится о событии, которое произошло раньше, возможно храм был заложен Свт. Моисеем, а закончен действительно в 1362 г. уже при архиепископе Алексии. Или же, пребывая на покое, святитель продолжал принимать некоторое участие в церковной жизни города. В данном случае он мог быть попечителем храма, чем и объясняется указание об освящении святителем этого храма. Преставился архиепископ Моисей, по сообщению Софийской Первой лет., 25.01.1362 (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 435). Память – 25.01.

2995

В миру – Григорий. До избрания был священником в храме Свв. Космы и Дамиана на Холопьей улице. Как свидетельствует Новгородская Первая лет., был избран и в том же году хиротонисан в архиепископы на Волыни в 1330 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 342–343). Типографская лет. указывает дату поставления – 31.08.1331 (ультрамартовский ст.; 1330) (ПСРЛ. Т. 24. С. 116). По Никоновской лет., вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). Память – 03.07.

2996

После ухода Свт. Моисея новгородцы долго не могли выбрать будущего архиепископа. Об этом под 1359 г. рассказывает Новгородская Первая лет.: «Много же гадавше посадникъ и тысячкои и весь Новъград, игумени и попове, и не изволиша себѣ от человѣкъ избрания сътворити, нъ изволиша собѣ от бога прияти извѣшенис и уповати на милость его, кого богъ въсхощетъ и святая Софѣя, того знаменаеть; и избраша три мужи: Олексѣя чернца, ключника дому святыя Софѣя, и Саву, игумена Онтонова манастыря, и Ивана, попа святыя Варвары; и положиша три жребиа на престолѣ въ святѣи Софѣи, утверьдивше себѣ слово: егоже въсхощеть богъ и святая Софѣя, премудрость божиа, своему престолу служебника имѣти, того жребии да оставит на престолѣ своемь. И избра богъ, святая Софѣя святителя имѣти мужа добра, разумна и о всемь расмотрелива Олексиа чернца, и остави жребии его на престолѣ своемъ, и възведоша его на сѣни честьно всь Новъградъ. мѣсяца семтября вь 15 день, на память святого христова мученика Никиты; и посадиша его, дóндеже позовет митрополит на поставление: бѣаше бо тогда митрополит в Киевѣ; и послаша к нему послове. Тои же зимы поставленъ бысть Алексѣи черниць въ Тфѣри въ дияконы и попомъ от Федора, епископа тфѣрьскаго». (ПСРЛ. Т. 3. С. 365) («Много думали посадник, тысяцкий и все новгородцы, игумены и попы, и решили, чтобы не люди избирали, но чтобы избирал Бог и уповать на милость Его, кого Бог захочет и Святая София, того укажет. И выбрали трех человек: Алексия-монаха, ключника Собора Святой Софии, Савву, игумена Антониев монастыря, и Иоанна, священника храма святой Варвары. Положили три жребия на престол в Святой Софии, условившись между собой, что если, кого Бог захочет и Святая София, Премудрость Божия, чтобы был служащим у престола, того жребий останется на престоле. И избрал Бог, Святая София святителем человека благочестивого, разумного и обо всем рассудительного Алексия-монаха, и остался жребий его на престоле своем, и возвели его на сени (митрополичьих палат. – Сост.) согласно все новгородцы в сентябре, в 15 день, на память святого Христова мученика Никиты и посадили его (на управление кафедрой. – Сост.), пока не призовет его митрополит на поставление, ибо был тогда митрополит в Киеве, к нему послали послов. В ту же зиму был поставлен инок Алексий в Твери в диаконы и иереи Феодором, епископом Тверским».) Под 1360 г. в этой же лет. говорится, что Алексий отправился во Владимир на хиротонию. Далее он упоминается как архиепископ (ПСРЛ. Т. 3. С. 366). По данным Типографской лет., в 1376 г. оставил кафедру, но по настоянию новгородцев и митрополита вернулся (ПСРЛ. Т. 24. Стб. 132). В 1388 г., по данным Новгородской Первой лет., оставил кафедру и ушел в монастырь Святой Троицы на Деревянице (ПСРЛ. Т. 3. С. 94). Скончался 03.02.1389 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 475).

2997

Архиепископ Алексий, оставляя кафедру, благословил выбрать ему преемника из трех кандидатов путем жребия. Жребий пал на Иоанна, игумена Спасского монастыря на Хутыне. По Новгородской Первой лет., это событие произошло 7.05.1388 (ПСРЛ. Т. 3. Стб. 382). Был хиротонисан в Москве митрополитом Пименом 17.01.1389 (Воскресенская лет.; ПСРЛ. Т. 8. Стб. 52). В 1414 г. принял схиму и оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 405). Скончался 24.06.1417 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 11. С. 232).

2998

Был избран через жребий из трех кандидатов 11.08.1415 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 406). В Софийской первой лет. именуется Самсоном. Здесь же сообщается, что он был поставлен архиепископом в Новгород 22.03, при поставлении получил от митрополита имя Симеона. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 536) Скончался 15.06.1421 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 413–414). Память – 15.06.

2999

У Строев. С. 35 внесен вне порядковой нумерации: «...игумен Клопский, избр. 01.09.1421, изгнан 30.03.1423, не быв хиротонисан...».

3000

Все даты – по Новгородской Первой лет. (ПСРЛ. Т. 3. С. 415). Причем летопись сообщает, что архиепископ Евфимий был на кафедре 5 лет и 5 недель.

3001

Первая дата и дата хиротонии – по Новгородской Первой лет. (ПСРЛ. Т. 3. С. 415, 417). По ПБЭ, приведены иные даты: 1435–11.03.1458. «...После избрания Евфимий управлял епархией в течение почти 5 лет без епископского посвящения, которое он принял только в 1435 году, и то не в Москве, а в Литве, в Смоленске, от митрополита Герасима, поставленного по желанию литовского князя Свидригайла для православных епархий в Литве...» (ПБЭ) После кончины Свт. Фотия в то время в Москве митрополита не было. Память – 11.03.

3002

По Царственному летописцу, дата преставления иная: «...Тое же (1471 г.) осени Ноемврия в 8 день, на Собор Архангела Михаила, блаженный архиепископ, великаго Нова города чудотворец Иона преставися к Богу...» (ПСРЛ. Т. 29. С. 401). Память 5 ноября и в Соборе Новгородских святых.

3003

По Царственному летописцу, год поставления (хиротонии) иной: «,..в 15 день того же месяца (12.1472. – Сост.) в неделю поставлен бысть Нову-городу на архиепископию нареченный их Феофил Преосвященным митрополитом Филиппом всея Русии...» (ПСРЛ. Т. 29. С. 437). По Н.Д. Иерархия... С. 369–370. «...Св. Феофил хиротонисан из архиерейских ризничих и архидиаконов...», отстранен светской властью 09.11.1480, заточен в Чудов монастырь в Москве; 07.1483 отказался от управления; скончался по пути в Киев 26.10.1484 и погребен в Новгородском Софийском соборе. Память 26 октября, а также в Соборе Новгородских святых и в Соборе Печерских преподобных, в Дальних пещерах пребывающих.

3004

По Списку погребенных в Троицкой Сергиевой лавре... (M., 1880. № 776), обе даты иные: первая – 17.06.1483, вторая – 27.06.1484. По ААО. Т. 1. С. 76, избрание на кафедру – 17.07.1483, хиротония – 04.09.1484, кончина (в Троице-Сергиевой лавре) – 1504 г.

3005

По Словарю историческому... и ААО. Т. 1. С. 76, даты иные: 1485–1505 гг. По Н.Д. Иерархия... С. 370 вторая дата иная: 12.06.1504. Память 4 декабря, а также в Соборах Карельских, Новгородских и Московских святых.

3006

Первая дата – дата поставления, по Постниковскому летописцу (ПСРЛ. Т. 34. С. 9). Вторая дата – дата ухода на покой. «Тое же зимы сведен бысть со архиепископьства с новугородцкого Серапион того для, что Осифа не благословил за то, что он от князя Федора Борисовичя, от волоцкого князя, великого князя с монастырем отъехал». («В эту же зиму был сведен с архиепископства Новгородского Серапион из-за того, что не благословил Иосифа (Волоцкого. – Сост.) за то, что он отъехал от волоцкого князя Федора Борисовича к Великому князем вместе со всем монастырем».) (ПСРЛ. Т. 34 С. 10). По сведениям этой же лет., бывший архиепископ перед кончиной Великого князя был вызван к последнему и простил его (Там же). Память 16 марта, а также в Соборах Московских, Новгородских и Радонежских святых.

3007

Будущий митрополит Московский. Первая дата – дата поставления, по Постниковскому летописцу (ПСРЛ. Т. 34 С. 15).

3008

«...Отстранен от епархии...» (Н.Д. Иерархия... С. 370)

3009

Архиепископ Новгородский. Будто бы был противником сщмч. Филиппа, митрополита Московского. за клевету на Святителя лишился сана. «...Пимен 1570 г. был лишен сана и сослан в Тулу в Никольский Веневский монастырь, где в следующем году и умер (Карамзин H. М. История Государства Российского. Т. 9. прим. 308)...». (Боголюбский M. C., прот. Московская иерархия. Митрополиты. M., 1894. С. 35). История эта темная, как и многое в печально знаменитую эпоху Иоанна Грозного. Память – в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и 22.09 в Соборе Тульских святых.

3010

По Н.Д. Иерархия... С. 370, первая дата иная: 04.12.1571. По приказу Иоанна Грозного удавлен в Новинском монастыре в Москве и здесь же погребен.

3011

В документе, датированном 1617 г., имеется ссылка на некую грамоту времени митрополита Московского и всея Руси Дионисия, в которой упоминается Александр, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (Акты исторические... Т. 3. С. 69–71). В 1589 г. после поставления Св. Иова в Патриарха Московского и Всея Руси возвышен в сан митрополита. По Н.Д. Иерархия... С. 370 вторая дата иная: 25.06.1591.

3012

Существует грамота Новгородского и Великолуцкого митрополита Авраама об отводе земель сыну боярскому, датированная 4.04.1599 (Акты исторические... Т. 2. СПб., 1841. С. 23–24) Это противоречие в имени авторы, предположительно, относят на ошибку издателя или переписчика.

3013

Упоминается как митрополит Новгородский и Великолуцкий в 1617 г. (Акты исторические... Т. 3. С. 69–71)

3014

Переведен с Крутицкой епархии. «20 октября 1626 г. Киприан посвящен в митрополиты Новгородские. Прибыл на кафедру 3 ноября 1626 г.» (Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск. MCMXCIV. С. 236). В частности, упоминается 01.1630 (Акты исторические... Т. 3. С. 292). Дата кончины – по: Тобольский архиерейский дом... С. 236.

3015

Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.

3016

Будущий Патриарх Московский и всея России.

3017

Бывший митрополит Крутицкий, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Первая дата – дата перевода на Новгородскую кафедру, вторая дата – дата избрания в Патриархи (Патриархи Московские. M., 2004. С. 180).

3018

Будущий Патриарх Московский и всея России.

3019

Епископ Корельский.

3020

Лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь. Скончался 03.02.1726.

3021

Бывший епископ Астраханский, «разжалованный» Петром в Новгородского викария (Корельского и Ладожского) за противление католицизму и протестантству в Астрахани. См. Астраханская.

3022

Вторая дата – дата кончины.

3023

Корельский; архиепископ, бывший Саибельский (мест. Самбели близ Тбилиси, Грузия).

3024

Архиепископ с 03.08.1748. Вторая дата – дата кончины.

3025

Архиепископ с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.

3026

Архиепископ с даты назначения, митрополит с 08.10.1762. Вторая дата – дата кончины.

3027

Митрополит с 22.10.1783. С 16.10.1799 уволен от управления Санкт-Петербургской епархией с оставлением за ним управления одной Новгородской. «...Некоторое, очень короткое, время иерархи Новгородские титуловались Новгородскими и Олонецкими. Это было два раза: в первый – с 16 октября 1799 г. по 19 декабря 1800 г., когда митрополит Гавриил (Петров) был оставлен при одной Новгородской кафедре, без Санкт-Петербургской во второй раз – с 26 марта по 6 апреля 1813, когда подобным образом митрополит Амвросий (Подобедов) был перемещен из Санкт-Петербурга в Новгород...» (ЦВ. 1903. № 21. С. 797, прим.). Скончался 26.01.1801.

3028

По A. В. Здравомыслову (Здравомыслов A. В. Иерархи Новгородской епархии с древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. С. 138–139) вторая дата (дата кончины) иная: 21.05.1813.

3029

Вторая дата – дата кончины.

3030

Епископ Старорусский.

3031

Вторая дата – дата кончины.

3032

Вторая дата – определение на покой. Скончался 16.11.1848.

3033

Вторая дата – дата кончины.

3034

Епископ Старорусский.

3035

Вторая дата – дата кончины.

3036

Епископ Старорусский.

3037

С 1891 г. местопребывание – в столице. Вторая дата – дата кончины.

3038

Епископ Старорусский.

3039

Архиепископ.

3040

Архиепископ с даты назначения. Вторая дата – определение на покой. Скончался 01.03.1912.

3041

Архиепископ. Митрополит с 28.11.1917. На Поместном Соборе 1917–1918 гг. – Товарищ Председателя. Один из трех избранных кандидатов на Патриарший Престол. С 1919 г. неоднократно арестовывался, находился в ссылках и заключении. С 05(18)05.1927 – член Временного Патриаршего Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В связи с частыми и продолжительными отлучками в Москву, по должности члена Патриаршего Священного Синода, а также ссылками, епархией временно управляли викарные епископы.

3042

Епископ Боровичский, затем Мало-Вишерский.

3043

Епископ Старорусский, викарий Новгородский..

3044

Епископ Рославльский, викарий Смоленской епархии (определение Св. Синода и Св. Патриарха – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 272, л. 169; д. 273, л. 87).

3045

Епископ Кронштадтский.

3046

Архиепископ Ростовский.

3047

Епископ Хутынский.

3048

Архиепископ. Вариант второй даты – 07(20)12.1936.

3049

Архиепископ Петергофский.

3050

Митрополит Виленский и Литовский, Экзарх Латвии и Эстонии (Экзарх Прибалтики). В условиях оккупации фактически взял на себя управление не только всей Псковской епархией, но и всей Новгородской и части Ленинградской епархии при помощи знаменитой Псковской Духовной Миссии (и ее руководителя протоиерея Кирилла Зайца), для работы в которой определял духовенство не на добровольной основе, а по своему благословению, в порядке церковной дисциплины. При этом не поставил ни одного епископа для оккупированных исконно русских епархий, признавая полноту юрисдикции митрополита, затем Патриарха Сергия (Страгородского), не позволяя себе иных действий на этой территории, кроме работы основанной и фактически руководимой им Псковской Духовной Миссии.

3051

Первая дата: ЖМП. 1945. № 10.

3052

Митрополит Ленинградский.

3053

Епископ Старорусский, викарий Ленинградской и Новгородской епархии.

3054

Архиепископ с 12(25)02.1963.

3055

Вариант первой даты – 24.09(07.10)1967. Митрополит Ленинградский и Новгородский, как и два его преемника. Все они управляли объединенной Ленинградской и Новгородской епархией. Условно приведены в списке как временно управляющие.

3056

Архиепископ с 12(25)1995.

3057

«Архиепископ» (дата неизвестна).

3058

«Архиепископ» Боровичский.

3059

Боровичский.

3060

Гдовский.

3061

«Архиепископ».

3062

Боровичский.

3063

Валдайский.

3064

В 1927 г. возвышен во «архиепископа» (к пятилетию обновленчества).

3065

«Архиепископ» с кон. 1927 г.

3066

«Митрополит». Дальнейших сведений нет.

3067

«Митрополит». Уволен от управления епархией и переведен в приходский храм на настоятельское место «за несоответствующее поведение» (ММЛ Каталог...).

3068

«Архиепископ» бывший Лужский.

3069

«Архиепископ» Старорусский.

3070

«Архиепископ», временно управлявший Тихвинский.

3071

Ранее был на покое.

3072

«Архиепископ».

Комментарии для сайта Cackle