Крутицкая

Основана в 1261 г. в Великом Сарае, столице Золотой Орды (близ г. Волжского на Ахтубе).

«...В 1261 г., к утешению Российской Церкви и народа, страдавших от ига татарского, в самой Орде поставлена была кафедра Христианского епископа. Святитель Сарайский был наставником и учителем князей, томившихся в Орде и целых тысячей русского народа, захваченных в плен татарами и оставшихся в Орде в виде рабов, – и имел титул Сарского и Подонского; ибо область его простиралась от Черного Яра по Хопру и по Дону. Промыслу Божию, посетившему наше отечество несчастьем, угодно было устроить так, что Православная вера находила себе покровительство в Золотой Орде у потомков Чингис-Хана даже и тогда, как Берки-Хан, первый из Золотоордынских ханов принял исламизм. В его столице русское духовенство свободно отправляло богослужение и не было обложено податями; а достоинство Православной веры ограждалось ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру...» (Леонид (Кавелин), иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 56).

В 1454 г. кафедра из Великого Сарая перенесена в Москву на Крутицы (название – по крутой, гористой местности) и святители ее становятся ближайшими административными помощниками Первосвятителей Русской Церкви. В связи с постоянным пребыванием в столице Крутицким владыкам усвоены были некоторые особенности или прерогативы чести и власти. Так, с 1551 г. преимущество замещать вакантную Первосвятительскую кафедру во время ее вдовства предоставлена соборными правилами Сарскому владыке. «...Во время учреждения Патриаршества в 1589 году преимущество это подтверждено за ними Собором, коим определено: «быть митрополиту близь царствущего града, Москвы на Крутицах». Вследствие чего, тогдашний епископ Сарский и Подонский Геласий возведен в сан митрополита...» (Там же. С. 59). Кроме того, «... в качестве блюстителя Патриаршего престола, заведывая делами обширной Патриаршей области...» (Там же. С. 59).

«В 1589 году в Русской Православной Церкви было учреждено Патриаршество. Одновременно в Москве была учреждена Крутицкая митрополия, имеющая обширнейшую территорию с резиденцией митрополита в Крутицком монастыре. Митрополит Крутицкий стал первым помощником Патриарха Московского и всея Руси, как до этого епископ Сарский и Подонский был ближайшим помощником митрополитов Всероссийских. Митрополиты Крутицкие были первыми по значению и влиянию на дела всероссийские после Патриарха и нередко его представляли. Они многое сделали для объединения русских земель в единое централизованное государство.... Митрополия носила наименование Крутицкой, но сохраняла также и наименование Сарской и Подонской. Последним архиереем с титулом Сарский и Подонский был архиепископ Леонид (до 1742 года). Его преемник Платон (Малиновский) в 1742 году был поставлен епископом Крутицким. В 1764 году была учреждена епархия Крутицкая и Можайская. Эта епархия просуществовала до 1788 года, когда в связи с образованием губерний в России и реорганизацией епархиального управления в соответствии с новым административным делением она была упразднена вместе с Крутицким монастырем. Однако Крутицкое архиерейское подворье сохранялось до Святейшего Патриарха Тихона» (Официальный веб-сайт Московской епархии, http://www.meparh.ru/history.php).

Границы епархии расширялись вплоть до XVIII в. К кон. XVII в. в епархию входили города и территории: Орловские – Волхов, Мценск, Карачев, Ливны; Калужские – все, кроме Калуги; Смоленские – Вязьма и др.; Московские – загородная десятина от Звенигородской по Боровскую дорогу, Можайск и мн. др. К концу XVIII в. она была одной из обширнейших епархий Русской Церкви, в которую входило до 907 храмов (Леонид (Кавелин), иеромон. Ук. соч. С. 58, 59).

Именовалась: Сарайская;

с 1269 г. – соединена с Переяславской (см.);

с 1279 г. – Сарайская, паки;

с конца XIII в. – Сарская, Подонская и Козельская (по ААО. Т. 1. С. 11);

с 1310 г. – Сарская и Подонская (т. е. по р. Дон);

в XV в. – Крутицкая и Подрельская (т. е. по р. Дрель); Экстерриториальная;

Митрополия с 05.1589;

с 28.05.1764 – Крутицкая и Можайская;

Упразднена 06.05 (по др. 15.05) 1788 (присоединена к Московской епархии);

Возобновлена в 1919 г. для Патриаршего Наместника Московской епархии (архиепископа или митрополита), Патриарших ставропигий и проч.;

с 1919 г. – Крутицкая;

с 30.01(12.02)1944 – Крутицкая и Коломенская.


1261 1269 Митрофан2257
1269)1279 1291 Феогност2258
Сщмч. Анфим (конец XIII в.)2259
(Варлаам Грек (1310))2260
1311 Измаил (1296)2261
1311 1330 Варсонофий2262
1330 1334 Софония2263
06.1334 1343 Афанасий2264
1343 1356 Исаакий
1356 Иоанн2265
1364 1381 Матфей2266
1382 09.07.1403 Савва2267
22.07.1404 Тимофей (22.03.1416)2268
Герман2269(?)
Иов (1438–1441)2270
1454 08.04.1466 Вассиан Кривой2271
11.03.1471 12.1492 Прохор2272
04.05.1493 1496 Силуан Грек
18.12.1496 12.06.1499 Евфимий Подрез2273
14.07.1499 1507 Трифон Дубина
23.01.1508 02.02.1544 Досифей Забела
24.02.1544 17.02.1554 Савва II Черный
11.03.1554 1558 Нифонт Кормилицын
01.1559 1564 Матфей II
08.04.1565 30.08.1568 Галактион
1568 1572 Герман II
Тарасий (20.12.1578)2274
Феодорит(01.1580)
1581 22.09.1582 Симеон2275
01.1583 10.1586 Варлаам II
11.1586 26.09.1601 Геласий2276
1602 1611 Пафнутий
1612 1613 Павел2277
05.1613 1624 Иона Архангельский2278
12.12.1624 20.10.1626 Киприан Старорушенин2279
31.12.1626 1636 Павел II
01.01.1637 02.05.1653 Св. Серапион Сысоев2280
10.07.1653 06.1654 Сильвестр
12.08.1655 09.11.1657 Питирим2281
23.11.1657 06.08.1664 Питирим, паки
22.08.1664 09.09.1675 Павел III
03.1676 06.09.1681 Варсонофий II Чертков-Еропкин
12.1681 18.05.1688 Варсонофий II Чертков-Еропкин, паки2282
12.08.1688 14.04.1695 Евфимий II
21.04.1695 25.03.1699 Тихон Воинов
20.07.1699 28.06.1702 Трифиллий Мнихов2283
21.03.1703 11.03.1711 Иларион Властелинский2284
25.03.1711 13.08.1712 Феодосий кн. Вадбольский2285
31.01.1714 25.01.1719 Алексий Титов
25.01.1719 08.09.1721 Игнатий Смола2286
03.03.1722 01.09.1742 Леонид Петровский2287
19.09.1742 14.04.1748 Платон Малиновский2288
22.05.1748 03.12.1760 Иларион II Григорович2289
08.03.1761 18.01.1768 Амвросий Зертис-Каменский2290
04.02.1768 24.02.1771 Сильвестр II Страгородский2291
24.09.1771 17.03.1776 Самуил Миславский
28.04.1782 27.03.1785 Амвросий II Подобедов2292
28.09(11.10)1919 _ 21.01(03.02)1920 Иоасаф Каллистов2293
1920 18(31)01.1922 Евсевий Никольский2294
01.1922 01(14)06.1923 Никандр Феноменов2295
13(28)12.1923 29.12.1923 11.01.1924) Никандр Феноменов, паки2296
29.12.1923 11.01.1924) 27.11(10.12)1925/27.09(10.10)1937 Сщмч. Петр Полянский2297
30.01(12.02)1944 06(19)09.1960 Николай Ярушевич2298
06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 Питирим II Свиридов2299
29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 в/у Киприан Зернов2300
26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 Пимен Извеков
12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 Серафим Никитин2301
29.05(11.06)1977 Иувеналий Поярков2302

Крутицкая, обн.

Основана в 1922 г.

Упразднена в 1949 г.


05(18)06.1922 23.06(06.07)1922 Леонид Скобеев2303
1922 08.1922 Антонин Грановский
23.04(06.05)1923 1924 Александр Введенский I
1944 01.1946 Софроний Иванцов2304
1946 1949 Филарет Яценко2305

Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.)

* * *

2257

Дата поставления первого епископа Митрофана, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 476). «...Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским. Последовавшие епископы, поскольку имели потом в своем ведомстве на Дону лежащие церкви, начали именоваться Сарскими и Подонскими» (Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. M., 1863. С. 23). Вторая дата – дата ухода на покой и принятия схимы (Воскресенская лет.; ПСРЛ. Т. 7. С. 169).

В предварительных статьях Никоновской лет. список Сарских и Подонских архиереев следующий: Митрофан, Феогност, Варсонофий, Иоанн, Матфей, Савва, Тимофей, Иов, Вассиан, Прохор, Силуан, Евфимий, Трифон.

2258

Первая дата – дата поставления (Воскресенская лет.; ПСРЛ. Т. 7. С. 169). По И.М. Покровскому (Ук. соч.), в 1269–1279 гг. титуловался Переяславль-Сарский.

2259

См. Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. М. 1997. С. 549. Память 11 июня и в Соборе Тамбовских святых – 28 июля.

2260

Прим. M. Е. Губонина. – Варлаам не имел прямого (ни духовного, ни административного) отношения к Сарайской епархии и связан лишь с созданием Крутицкого подворья, по имени которого впоследствии будет называться Сарайская епархия. Поэтому помещен в списке условно, в скобках. Затем, после ее окончательной ликвидации, Крутицкая (бывшая Сарайская) епархия превратится в территориальную кафедру, архиереи которой будут ближайшими административными помощниками Всероссийских митрополитов и Святейших патриархов.

Варлаам – греческий епископ. «...Прибыв в Москву в конце XIII века и по повелению Московского князя Даниила, освятив, около 1300 г., храм на Крутицах, по воле его, князя Даниила пребывал при новосозданном храме на Крутицах, именуясь епископом Крутицким не по епархии, которой в то время под сии не было, а по месту своего жительства, без всякого отношения к епархии Сарайской. А когда Москва сделалась постоянным пребыванием священноначальника земли Русской, то иногородние высшие власти, становясь в зависимость от Всероссийского митрополита, на время своих приездов в Москву для духовных дел, ходили нужным заводить в ней свои подворья. Вероятно, местопребывание епископа Варлаама. названное Крутицами, по смерти и обращено было в подворье для приезда в Москву Сарайских епископов...» (Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 22–23).

Отметим, что в некоторые списки Сарайских (Крутицких) владык нередко были включаемы более или менее легендарные имена:

Галактион (ок. XIII в.)

1404 – 1441 Феодосин

Иларион

Исаияˆ1616 – 1619 Павел (Там же).)

Еп. Галактион и митр. Павел реально существовали, хотя их датировка и является совершенно не верной.

2261

Упоминается в Воскресенской лет. под 1296 г. без указания кафедры, но другого епископа с именем Измаил в указанный период не было (ПСРЛ. Т. 7. С. 181). В 1311 г. лишен сана (Там же. C. 186). E. Е. Голубинский высказал следующее предположение о причинах лишения сана: «Так как епископ сарайский, занимавший особое положение, мог играть очень важную политическую роль, направляя благоволение ханскаго двора в ту или другую сторону, то могло быть, что епископа постигла казнь церковная за вину нецерковную» (Голубинский E. Е. История Русской Церкви. M., 1997. Т. 3. С. 121).

2262

Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет.„ (ПСРЛ. Т. 7. С. 186).

2263

Упоминается как бывший епископ Сарский в «Грамоте митрополита Феогноста <...> на Червленый Яр» (1334–1354) (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. C. 1).

2264

Его имя встречается в Византийских Актах о поставлении епископов Руси как имя одного из кандидатов на Сарскую кафедру (Бибиков М.В. BYZANTINOROSSIKA Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 510). Упоминается в грамоте митрополита Феогноста, время написания которой относят к 1334–1354 гг. В грамоте разбирается спор о границах епархий между епископом Сарайским Афанасием и епископом Рязанским Кириллом (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. C. 1). Хронологический диапазон для датировки самой грамоты митр. Св. Феогноста можно сузить, ограничить временем пребывания еп. Афанасия на Сарской кафедре: 1334–1343 гг.

2265

Первая дата – дата поставления по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 10).

2266

Этот архиерей упоминается в числе епископов, поставленных митрополитом Алексием (ПСРЛ. Т. 8. С. 27).

2267

Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 82). Вторая дата – дата кончины, по Софийской Второй лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 11).

2268

Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 77). Упоминается при поставлении архиепископа Новгородского Симеона в Новгородской Первой лет. (ПСРЛ. Т. 3. С. 406).

2269

Почитается сомнительным. Хронологическая лакуна вполне позволяет поместить это имя в списке.

2270

Упоминается в Софийской Второй лет. в числе участников Собора, осудившего митрополита Исидора (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 91).

2271

Упоминается с титулом Сарский в Никоновской лет. в 1461 г. числе членов Собора, избравшего митрополитом епископа Ростовского Феодосия (ПСРЛ. Т. 12. С. 114). Упоминается с титулом Сарайский (ПСРЛ. Т. 8. С. 151). «...При ослаблении ханского могущества в XV веке, епископ Вассиан перенес кафедру свою на Московские Крутицы, где образовалась особенная епархия...» (Леонид (Кавелин), иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 57). Вторая дата – дата кончины, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 151).

2272

По Н. Соловьеву (Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 41) и Н.Д. Иерархия... С. 365, первая дата иная: 17.03.1471.

2273

Дата кончины приводится по надгробию в Крестовой церкви на Крутицах. По Н.Д. Иерархия... С. 26, 365, вторая дата иная: 30.06.1499.

2274

Упоминается среди членов Собора, канонизировавшего преп. Иосифа Волоцкого (См. Тарасий (епископ сарский и подонский) // Русский биографический словарь: В 25 т. изд. A. А. Половцов. M., 1896–1918. Т. «Суворова – Ткачев». С. 305).

2275

Дата в списке приводится по надгробию в Крестовой церкви на Крутицах. По Н.Д. Иерархия... С. 27, 365, дата кончины иная: 02.09.1582.

2276

По Н. Соловьеву, вторая дата иная: 25.09.1602 (Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. Кн. 3).

2277

В Смутное время кандидатом на кафедру со стороны кн. Пожарского выдвигался игумен Сторожевского монастыря Исаия, но поставлен не был.

2278

По иером. Леониду Кавелину (Ук. соч. С. 95), скончался в 1621 г.

2279

Переведен из Тобольска, куда хиротонисан был в 1621 г. «15 февраля 1624 года по грамоте царя и Патриарха отбыл в Москву (из Тобольска. – Сост.), где 12 декабря того же года поставлен в митрополиты Крутицкие. 20 октября 1626 г. Киприан посвящен в митрополиты Новгородские» (Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск. МСМХСIV. С. 236).

2280

«...В глубокой старости, ища покоя и уединения, он, по болезни, оставил управление епархией и прибыл на покой в Колязинский монастырь, где и умер того же 1652 г. майя 2 дня. Тело митрополита Серапиона погребено в западной части паперти с правой стороны от западных дверей соборного храма». Память о митрополите Серапионе в Колязине сохраняется с благоговением, и у гробницы его совершаются по нем весьма часто панихиды...» (Павел (Крылов), иеромон. Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь. Колязин, 1897. С. 51–52). Н. Соловьев приводит ту же дату кончины, ссылаясь на следующую надпись одного из надгробий, находящихся в соборном Троицком храме Колязинского монастыря: «На сем месте почивает под спудом Преосвященный Серапион, митрополит Сарский и Подонский, постриженец Калязина монастыря, а уроженец города Кашина, скончавшийся маия 2-годня 1652 г. »(Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. К.Н. 3. С. 77). В Сретенской (бывшей Борисоглебской) теплой церкви Колязина монастыря находился «...портрет митрополита Серапиона во весь рост, шитый шелком и золотом. ... По преданию, портрет этот устроен Санкт-Петербургским купцом, которому во время его болезни, во сне явился святитель Серапион и, назвав себя, повелел изобразить свой образ в таком виде, в каком больной сподобился зреть его во сне, и отослать оный в Колязинский монастырь. В 1799 г. портрет сей и был доставлен в монастырь через архимандрита Стефана, бывшего на чреде в С.-Петербурге» (Павел (Крылов), иеромон. Ук. соч. С. 55). Память – в соборе Тверских святых (воскресенье после 29.06) и 28.07 в соборе Тамбовских святых.

2281

Еще в 1655 г. Патриарх Никон, считая Питирима своим соперником, безуспешно пытался перевести митрополию на Дон, а ее прежнюю территорию присоединить к Патриаршей области. «...Определен в окт. 1657 г. митр. Белгородским (указ 9 ноября), но вскоре оставлен Сарским (указ 23 ноября)...» (Н.Д. Иерархия... С. 545, со ссылкой на рукописное собрание Московской Патриаршей Библиотеки). С 10.07.1658 по 05.08.1664 был местоблюстителем Патриаршего престола после оставления его Патриархом Никоном (Патриархи Московские. M., 2004. С. 180). Вторая дата – дата избрания в митрополиты Новгородские (Там же).

2282

В 1681 г. был переведен в Тверь, так как Тверскую кафедру предполагалось тогда возвысить до митрополичьей. Когда же это не состоялось, возвратился на Крутицы.

2283

Иная первая дата – 23.07.1699 (ААО. Τ. 1. С. 238; Леонид (Кавелин), иером. Ук. соч. С. 107; Павел (Крылов), иеромон. Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь. Колязин, 1897).

2284

По прот. Горскому (Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124), первая дата иная: 1704 г. По ААО и иером. Леониду (Ук. соч. С. 108), вторая дата иная: 27.03. 1711.

2285

Вторая дата – дата кончины.

2286

Митрополит.

2287

Архиепископ с даты назначения. По другим данным, первая дата иная: 18.02.1722. Вторая дата – определение на покой. Скончался 18.02.1743.

2288

Архиепископ с 17.07.1744.

2289

По свящ. Соловьеву (Ук. соч.), первая дата иная: 28.05 1748. Вторая дата – дата кончины.

2290

Архиепископ с 07.10.1761.

2291

«...Сын ... священника Илии Гаврилова; при пострижении наименован Сергием, но переменил имя в честь своего благодетеля архиепископа Санкт-Петербургского Сильвестра Кулябки...* (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 15). «...В 1771-м году по одним «24– го февраля», по другим «14-го марта», уволен на покой (по ипохондрии) и определен для жительства в Московский Николо-Угрешский монастырь с управлением сим монастырем...» (Соловьев H. A., свящ. Ук. соч. С. 124). Почил 19.10.1802 на 80-м году жизни, состоя на покое в московском Спасо-Андрониковом монастыре, погребен при входе в Знаменскую церковь монастыря. Под могилой помещалась (в раме) эпитафия, написанная им самим: «На месте сем Сильвестр епископ погребен. / В безвестной участи окончав последний день. / Он стать на суд, и дать отчет в делах обязан: / По списку совести в них должен быть истязан, / Где истец враг души, и иск тщета сия, / Суд не приемный лиц, Всеведец Судия, / Где все дела, слова и помыслы сердечны / Приемлют мзду свою или казнь, а казнь огнь вечный. / О помощи душе он просит всех своей / В столь страшном подвиге спастись от бедства ей, / Он просит всех простить, кому в чем был виною, / И, вспомня обший рок, вздохнуть о нем с мольбой. / А ты, кой чтешь сие, прохожий мой любезный, / Смотря на тлен и прах, что гробный кроет спуд, / Приими умершего совет тебе полезный: / Чтоб, помня смерть, всегда готову быть на суд!» (Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева 2-го класса монастыря и судьбы их. M., 1895. С. 42).

2292

Прим. M. Е. Губонина. – Следует отметить, что вскоре после упразднения кафедры едва не погиб замечательный архитектурный ансамбль Крутицкого подворья. Вскоре по окончании войны 1812 г., «...по распоряжению светского начальства, предназначено было на месте Крестовой (Успенской. – Сост.) церкви Крутицких Владык, поврежденной пожаром и временем, построить сараи для казарм. Но как церковь сия замечательна многовековою древностью и гробницами погребенных в ней митрополитов и епископов Сарских и Подонских, то Августин ходатайствовал через Новгородского митрополита Амвросия о сохранении сего древнего храма и вместе могил святительских, предлагая в Крутицком архиерейском доме устроить больницу, или духовное училище, какое и прежде в ней было. Государь император (Александр I. – Сост.) повелел остановить строение, предназначенное на месте Крутицкой церкви, а над гробами похороненных там архиереев поставить надгробные камни с приличными надписями...» [Снегирев И. М. Очерки жизни московского архиепископа Августина. M., 1841. С. 58]. По Строев. С. 1029 в нижнем храме Успенской церкви погребены 14 крутицких владык: Евфимий (Подрез), Трифон (Дубина), Досифей (Забела), Савва (Черный), Нифонт (Кормилицын), Галактион, Симеон, Геласий, Павел, Серапион (?, см. прим. 14), Павел, Варсонофий (Еропкин), Трифиллий (Инихов), Иларион (Григорович).

2293

Архиепископ. Вторая дата – дата кончины.

2294

Епископ бывший Владивостокский и Приморский. Скончался 05(18)01.1922 (будто бы от отравления рыбой); отпевание в храме Христа Спасителя (сонмом иерархов во главе со Святейшим Патриархом Тихоном); погребение (через несколько дней по отпевании) у северного крыльца Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря, возглавлено архиепископом Верейским Иларионом (Троицким).

2295

Архиепископ. По ММЛ РПИ, обе даты иные: 1918 г., 1920 г., и обе неверны.

2296

Назначался в 1923 г. на Одесскую кафедру, но, видимо, не смог выехать на нее, как ранее, в 1920 г., в Астрахань, поскольку власти не выпускали его из Москвы. Вторая дата – определение Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 272, л. 23).

2297

Первая дата – определение Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 272, л. 23). Митрополит с даты назначения. Вторых дат – две. Первая из них – дата ареста, после которого митрополит Петр не смог более вернуться к реальному управлению, вторая – дата расстрела в г. Магнитогорске. Завещательным распоряжением Святейшего Патриарха Тихона от 25.12.1924 (07.01.1925) указан (третьим) в числе трех Местоблюстителей Патриаршего Престола, на случай кончины или иного внезапного прекращения своей деятельности Патриархом. Осуществлял возложенное на него послушание по возглавлению Церкви 30.03(12.04) – 27.11(10.12)1925 – фактически, по 27.09(10.10)1937 (день мученической кончины) – номинально. См. Московский и всея России Патриархат.

2298

По ММЛ РПИ, первая дата иная: 15(28)01.1944. Вторая дата – дата определения на покой (по прошению). Еще ранее, 08(21)06.1960, был освобожден от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. Это было следствием насилия власти при гонении на Церковь во времена H. С. Хрущева (митрополит Николай посильно сопротивлялся власти и даже ставил ей условия, только при выполнении которых Церковь могла бы содействовать государству в международных делах). Скончался 30.11(13.12)1961 в Боткинской больнице. Был погребен в крипте Церкви Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре при огромном стечении народа. Пользовался уважением и любовью клира и мирян Русской Православной Церкви, а также высоким авторитетом за рубежом. Его деятельность по укреплению авторитета Русской Православной Церкви во всем мире была благотворна для Церкви. Атеистические власти были поставлены перед необходимостью сотрудничества с Русской Православной Церковью во внешней политике, что позволило выдержать чудовищное давление во время хрущевской антицерковной кампании.

2299

Митрополит. Вторая дата – дата кончины.

2300

Архиепископ Дмитровский.

2301

Митрополит с даты назначения. Вторая дата – определение на покой. Скончался 09(22)04.1979.

2302

Митрополит. Председатель ОВЦС 17(30)05.1972 – 27.03(09.04)1981.

2303

Возведен обновленцами в «архиепископа» и назначен на «Крутицкую кафедру» сразу же по отпадении в раскол.

2304

Ранее был на покое, жил в Костроме. В феврале 1946 принес покаяние и принят в общение с Церковью как иеромонах Софроний. Хиротонисан в Московской Николо-Кузнецкой церкви Патриархом Алексием (Симанским), архиепископом Виталием (Введенским), бывшим обновленческим «митрополитом», и епископом Сергием (Лариным) (также бывшим обновленцем) и получил назначение на кафедру. См. Симбирская.

2305

По сообщению архиепископа Сергия (Ларина), титулярный обновленческий «митрополит» Крутицкий Филарет (Яценко) «...в общение с Моск. Патриархией пытался вступить, но Патриархом Алексием (Симанским) ... ему в этом категорически отказано. Будучи обновленческим Свердловским митрополитом, путем обмана и подложных документов в 1943 г. служил в Православных храмах. В 1947 г. путем обмана архиерейски действовал за богослужением в Одессе. Великий мошенник, старый плут и экспроприатор...»

Комментарии для сайта Cackle