В.И. Холмогоров

Источник

Город Руза

Город Руза, Московской губернии, расположен «на стоках реки Рузы и речек Артюшки325 и Городенки, которые, 20 сажень ниже городового земляного вала, соединясь, впадают в реку Рузу».326 Основание его восходит к самой глубокой древности: Руза вместе с другими городами – Звенигородом, Серпуховым и Дмитровым составлял зародыш Московского княжества.327

I. Историческое описание города Рузы.

«Когда был построен город Руза, о том известия нет» сказано в географическом описании города Рузы.328 Основание его приписывается владетелям Москвы.329 По внешнему виду первоначальная постройка города Рузы, как города, вероятно, не отличалась никакими особенностями и была похожа на другие города. «Все русские города, говорится в истории Соловьева, с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый город, т. е. крепость, очень редко каменная, обыкновенно деревянная, в ином городе городовой мастер голландец сделал земляной вал. В городе соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода, судить и рядит, перед которой бьют на правежи неисправных плательщиков; губная изба для уголовных дел, тюрьма, воеводский двор, осадные дворы соседних помещиков и вотчинников, в которые они переезжают во время неприятельского нашествия; за стеной посад, здесь большая площадь, где в торговые дни ставятся с хлебом и со всяким товаром... далее идут дворы тяглых людей».330 Подобное первональное устройство и расположение можно представить и города Рузы. – Город Руза, расположенный на высокой 12–13 саженной крутой горе, был обнесен осыпью и земляным валом, окружностью 468 сажень,331 – а на осыпа находилось 6 башен с верхами.332 С трех сторон город окружен реками: с одной стороны Рузой, текущею от Запада на Восток, а с другой противоположной стороны речкой Городенкой, которая, имея почти паралельное течение с рекою Рузой – также от Запада на Восток, соединяется с северо-западной стороны речкой Артюшкой (Сарачкой), потом, поворачивая на лево, впадает в реку Рузу. Между рекою Рузой и речкой Городенкой оставшийся перешеек перевязан рытым рвом. С этой же стороны западной – гораздо выше противолежащей за рвом горы устроен высокий, крутой земляной вал. Крутизна вокруг всего города, более природная, нежели искуственная, так велика, что в город ни с какой стороны нельзя было сделать дороги, кроме того места, где вырыт ров, и для того, чтобы въехать в город нужно было устроить дорогу с северной стороны от речки Городенки, через ров, наискось по валу к западно-южной стороне через отверстие земляного вала.333 И таким образом город Руза, окруженный с 3-х сторон реками, как бы природным рвом, а с четвертой западной стороны вырытым рвом, в стратегическом отношении делается неприступной крепостью для неприятеля. Крепость имела вид продолговатой, неправильной фигуры, расположенной вдоль между двумя реками.334 При въезде в город были

устроены ворота, а на воротах находился храм «св. Николая Чудотворца», именуемого «на Городских воротах». Внутри земляного вала т. е. в городе занимает первое место соборная церковь Воскресения Христова, по всей вероятности, деревянная, приказная изба с приказными делами, тюрьма обнесенная острогом, воеводский двор, а на нем хоромные две избы с сенями, двор обнесен забором, кладовая палата и соляные магазины.335 За земляным валом следовал посад, разделявшийся рекой Рузою и речками Артюшкой и Горрденкой на четыре части.336 Кроме этих речек на посаде протекал маленький поток, «дурное имя».337 На посаде торговая площадь, наместнический двор, где жили, судили и рядили наместники с своими тиунами338 «опричь душегубства», дворы дворян и детей боярских. За посадом следовали разные слободы: Ивановская на горе (она же Карцева) Шиколовская, Назарецкая (она же Зарецкой берег) на реке Рузе; – за городом (т. е. за валом) Баклашинская, Ореховская, Кизиловская, Спаса на Кучках (она же на Скочках), Демина (она же Деменина).339

Как самый город, так и его посад с слободами, занимает места гористые четвероугольной фигурой в длину на 570, а в ширину на 512 сажень (см. Геогр. словарь ч. 4, стр. 201, Москва, 1878 г.) При сличении многих документов видно, что первоначальное устройство г. Рузы и внешний его вид много изменился впоследствии как от разных войн, бывших во время усобницы великих князей, так и от разорений бывших во время татарского и литовского нашествий. Об Литовском разорении г. Рузы в географическом описании городов говорится так: «в 7126 (1618) г., город Руза был осажден польскими и литовскими войсками, посадские дворы сожжены, а хлеб на полях потравлен и пожат, но старанием ружан посадских людей г. Руза взят не был, потому что они зная выгоду положения своего города, укрепили оный новой насыпью, поставили в то время вокруг осыпи земляного вала острог, выкопали внутри колодезь и тайник, и для защищения города набрали и содержали на своем коште 100 человек стрельцов, – и за то им от государя царя и великого князя Михаила Федоровича в 7127 (1619) г. августа 28 день дана жалованная грамота340 с тем, чтобы с них с того 127 г. по 131 г. (1619–1623 г.) никаких податей не брать.341 Хотя г. Руза «старанием ружан посадских людей и не был взят», но дворы сожжены, храмы разрушены, поля потравлены. Вместе с разрушенными храмами и дворами был разрушен и «наместничий двор» со всеми принадлежащими к нему пристройками. Город Руза, почти весь истребленный литовским огнем, в следующем 1619 г. подвергается «великому пожару». (См. Геогр. словарь т. 4 стр. 201). После таких бедствий г. Руза обратившийся в открытую поляну, лишился и внешней своей красоты. Ворота, при въезде в город, были уничтожены, а вместе с этим подвергся разрушению и храм Св. Николая, что на городских воротах. Башни, бывшие вокруг города на осыпи, по всей вероятности также были сожжены Литвой.

Как видно из документов, жители г. Рузы после Литовского разорения стали приводить постепенно все в порядок: исправляли и строили вновь новые церкви и дворы, разрушенные Литвой. Внешний вид города также улучшился. К сожалению, впрочем, нужно сказать, что хотя внешняя красота города и была улучшена, но город не имел уже того вида, какой представлял до Литвы: не видно башен и въездных ворот. Много позднее литовского разорения, жилец Иван Александров сын Океанов, исправлявший в Рузе должность воеводы с 20 августа 175 (1667) г., «отписывал к великому государю, что у города и наряду и зелья и свинцу ничего нет».342 Иван Океанов г. писал к великому государю тоже самое, и в 7177 (1669) г. именно, что «в Рузе городовой стены и острогу нет, только осыпь, и на осыпи 6 башен и те ветхи, башня проезжая развалилась до основании и те 6 башен все раскрылись». (Арх. Мин. Юст. Прик. стол кн. 19, стр. 322). Руженин Гавриил Степанов Козанцев писал в. 7185 (1677) г., что в Рузе осыпь, на осыпе 5 башен (sic) глухих развалилась». (Дела Моск. стола кн. 93, стр. 56).

Воевода Дементьян Володимирович Власьев писал к Беликову государю, что «он в 196 (1688) году августа в 29 день принял г. Рузу у воеводы у Семена Семеновича Зорина, а по городе Рузе острогу нет, а на осыпи 6 башень – и те ветхи без верхов и развалились, приказную избу ветхуж с приказными делами, тюрьма обвалилась, около тюрьмы острог весь повалился, воеводцкой двор, а на нем хоромного строения две избы без сеней, около двора ничего заборов нет».343 С умножением числа жителей увеличивалось и число дворов и посадов. Некоторые слободы, бывшие до Литвы, или уничтожились вовсе, или переменили свои названия. В начале XVIII столетия в г. Рузе были слободы: Никольская, Покровская, Борисоглебская, на Ивановской горе (Карцеве) Зарецкая.344 – Означенные слободы, по всей вероятности, получили свои названия от тех церквей, которые в них находились. Между ними не встречаем слобод Баклашинской, Ореховской, Кизиловской, Деминой, бывших в 1614 г. и Бансаковой бывшей за городом в 1624 г. В конце XVIII столетия г. Руза, можно сказать, – совсем улучшился. Здесь мы видим и «соборную каменную церковь Воскресения Христова, да три церкви деревянных». «Казенных домов: деревянной дом для присутственных мест, в коем помещены: уездный суд, дворянская опека, нижний земский суд, городническое правление, городовой магистрат, сиротской и словесной суды. Народное училище, в коем юношество обучается читать и писать по российски, рисовать, арифметике и православному исповеданию веры. Дом для духовного правления. Бывшая воеводская канцелярия деревянная, кладовая для денежной казны каменная, соляных магазинов каменных два, винный магазин, деревянный, питейных домов четыре; в городе 6 слобод: Ивановская, Борисоглебская, Никольская, большая и малая Покровская и Зарецкая, которая, находясь по правой стороне реки Рузы, соединяется с городом посредством плота». Улиц и переулков в конце XVII ст. в Рузе состояло 38.345

II. Владельцы, и князья удельные

Первое название. «Руза» встречается в древнейшей духовной грамоте (первой) Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, который, при отъезде своем 1328 г. в Орду, боясь смерти, вздумал «разделить движимое и недвижимое имение между своими детьми и княгиней». В грамоте между прочим упоминается: «се даю сыну своему Ивану Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходоль, Великую свободу, Замошскую свободу, Угож, Ростовци, Окотьева свобода, Скирминовское, Тросна, Нечуга, а села: село Рюховское, село Каменичьское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Ондреевское, село Вяземское, село Домонтовское, село в Замошьской свободе, село Селщинское».346 Тоже самое повторяется и во второй духовной грамоте, писанной того же 1328 года.

По смерти Калиты. († 1341 г.) Московское княжество разделилось на две части: г. Руза стал принадлежать к г. Звенигороду и перешел, по духовному завещанию, во владение князя Иоанна Иоанновича. По вступлении на великокняжеский престол князя, Иоанна Иоанновича (сына Калиты), Московское княжество опять соединилось в одних его руках,347 как было при отце его Калите.

Великий князь Иоанн Иоаннович духовным завещанием, писанным 1356 г., «о разделе движимого и недвижимого имения двум сынам своим князю Димитрию и князю Ивану», г. Рузу передает во владение последнему: «се даю сыну своему князю Ивану: Звенигород со всеми, волостьми и с мытом и с селы и с бортью и с обротчники и с пошлинами, Кремична, Руза».348 Кроме вышеупомянутых слобод и сел, показанных в духовной Калиты, прибавились на долю княза Иоанна: «Истерва свобода, (Кремична другая), село Михалевское, село на Репне в Боровьсце, село Милциньское, село Выславское, село Кузминское, село Кариньское, село Козловское»; а «Угожье, великая свобода Юрьева, село Кляповское (выше нет), село Бельцинское», принадлежавшие к Звенигородским волостям, дал есмь княгине своей Александре».349

По смерти князя Иоанна Звенигородского († 1365 г.), княжество Московское опять соединяется в одних руках брата его Димитрия Донского350 и г. Руза переходит также в общее владение великого князя.

В духовной грамоте (первой) великого князя Димитрия Иоанновича «о учинении наследником движимому и недвижимому имению сына своего князя Василия Дмитриевича», писанной 1371 г. при митрополите Алексие, между прочими городами упоминается Руза, Замошьская свобода, Угож,       …..д, Вышегород, Истерва, Дмитриева свобода……» Начала этой грамоте нет.351 Другою грамотой Донского, писанной 1389 г., «г. Руза» названный в первый раз «городок» передается со всей Звенигородской волостью второму сыну князю Юрию.352 Князь Юрий (Георгий) Звенигородский, а потом Галицкий 1434 г. июня в 6 день внезапно скончался в Москве.353 После него осталось духовное завещание, писанное около 1434 г., в котором значится: «се даю сыну своему Дмитрию (второй сын по прозванию Шемяка) город Рузу и с волостьми и с тамгою и с мыты и з бортью, и с селы и со всеми пошлинами, а волости Русские: Юрьево слобода, Замошье, Кремична и з бортники Кремиченьскими, Скирманово с Белми, Ростовцы, Фоминьское, да село Михайловское да Микифоровское и со всеми деревнями»354 Великий, князь Василий Васильевич Темный, в 1434 г. делая договор «о бытии в дружбе и согласии» с двоюродными, братом князем Димитрием Юрьевичем, Шемякою говорит «и жаловати ли тебя и печаловатимися с тобой и твоей отчиной, чем благословил тебя твой отец князь Юрий Дмитриевич своей отчиною, городы и волостьми и селы Галичем и Рузой и Вышегородом и с волостьми и с путми и с селы».355 Во время междоусобных войн, бывших при великом князе Василии Темном, Шемяка в 1450 г., потерпев страшное поражение, убежал в Устюг, а потом в Новгород, где в 1453 г. умер (поевши курицы, напитанной ядом), не оставив после себя никакого духовного завещания. Сын его Иоанн Шемякин, не могший владеть уделом своего отца, ушел в Литву.356 Все имение Шемяки, а вместе с тем и г. Руза, присоединяется к великокняжеским владениям. В 1462 г., г. Руза принадлежал к удельному г. Волоколамску и, по духовному завещанию Василия Темного, поступил во владение сына его, князя Бориса Васильевича Володцкого: «а сына своего Бориса благословляю... да даю ему Рузу с волостьми и с путьми и с селы и с пошлинами.357 В 1481 г. и в 1486 г. великим князем Иоанном Васильевичем заключен был договор с братом своим Борисом Васильевичем, «чтобы быть им и детям их в вечном союзе и дружбе и управлять каждому своими землями как им, так и по смерти детям их по старым рубежам».358 В, духовной грамоте Бориса Васильевича, писанной около 1477 г пред походом против Новгородцев, бунтовавших тогда против великого князя, написано: «благословляю сына своего Федора своей отчиной, чем меня благословил отец мой князь великий Василий Васильевич Волоком с волостьми и с путьми и с селы и со всеми пошлинами и с мытом с Войницким, что у Спаса на Всходне, да ржовой с волостьми и с пути и с селы и со всеми пошлинами, да Рузой с волостьми и с пути и с селы и со всеми пошлинами».359 У Бориса Васильевича был другой сын Иоанн.

Князья Федор и Иоанн Борисовичи, по смерти отца своего Бориса Васильевича, умершего в 1494 г. в г. Волоколамске и погребенного в Московском Архангельском соборе разделили, между собой доставшееся им имение, и на долю Ивана выпала Руза со всеми волостьми (см. ниже сего духовную грамоту Иоанна III). Хотя г. Руза и составлял особую «вотчину» князя Иоанна Борисовича, но не был самостоятельным удельным княжеством, и владелец его не назывался «князем Русским». В меновной грамоте 1497 г. великого князя Иоанна Васильевича «о промене и размежевании своих волостей Буягорода и Колпи, племянники его князья Федор и Иоанн Борисовичи названы Волоцкими.360 Не задолго до своей кончины князь Иоанн Борисович написал около 1504 г. духовное завещание о разделе движимого и недвижимого имения князю Федору Борисовичу, племяннице своей и дяде своему великому князю Иоанну Васильевичу, в которой говорится: и а что моя вотчина Руза и половина Ржевы: а то перед моим государем перед великим князем; и государь мой князь велики с той с моей вотчины долг мой велит пожалует заплатить и душу помянет. Да чтобы государь мой князь велики пожаловал давал на церкви по матери нашей и по мне... ко Воскресенью в Рузу десять рублов, в Рузуж к Покрову десять рублов... Да дал есми к Покрову по матери своей и по нас в Рузеж три деревни в слободе Юрьеве, что было за Тимохой за Внуковым, да в Рузеж к Ивану к Богуслову, Ангиилу своему, дал есми по матери своей и но себе к его деревни свою деревню Моховскую и со всем с тем, что к ней потягло и старины... к Пречистой в Лужки пять рублов.361 В истории г. Соловьева упоминается, что князь Борис Васильевич, оставляя. отчину сыновьям, долгу не оставил, но сын его Иоанн, умирая бездетным и завещая вотчину великому князю, оставил долгу более 600 р.362 Князь Иоанн Борисович на свадьбе брата своего князя Федора в начале 1504 г. занемог и, по кратковременной болезни, скончался; тело его погребено в Волоколамском Иосифове монастыре.363 По смерти князя Иоанна Борисовича, г. Руза со всеми волостьми и слободами и с селами присоединяется к Великокняжеским Московским волостям. Около 1504 г. великий князь Иоанн, Васильевич III написал духовное завещание о разделе, но смерти его, движимого и недвижимого имения детям своим – князьям: Василию, Юрию, Димитрию, Семену и Андрею, – по которому г. Руза переходит во владение второго сына Юрия: «а что ми дал братанич мой князь Иван Борисович свою отчину г. Рузу с волостми и с путми и с селы и со всеми пошлинами и с теми волостми и з станы, что ся делил с братом с своим с Федором от Волока, опричь Рюховского села з деревнями, что дал братанич мой Иван брату своему Федору: и аз город Рузу с волостми и с путьми и з селы и со всеми пошлинами и с теми волостми и з станы, что ся делил з братом своим с Федором от Волока даю сыну своему Юрью со всем с тем, потому, как, было за моим братаничем за Иваном опричь Рюховского села... Чтобы сын мой Юрей с братией по своим уделом в Московской земле и в Тферской денег делать не велят, а деньги велит делати сын мой Василей на Москве и в Тфери... а откуп ведает сын мой Василей, а в откупе у него мои дети Юрей с братией не вступаются».364 Великий князь Василий Иоаннович, обрадованный рождением (1531 г. 25 августа) сына великого князя Иоанна Васильевича, разсудил учинить с братом своим князем Юрьем Ивановичем договорную, грамоту, дабы сей во все его владения Российского государства не вступался, но жил бы с ним великим князем и с сыном его единодушно, в вечном союзе и дружбе».365 Князь Юрий Иоаннович, именуемый Дмитровский, вскоре после смерти брата своего великого князя Василия Иоанновича и по вступлении на Российский престол сына его Иоанна Васильевича, «быв подозреваем в домогательстве престола, 7 декабря 1533 г. взят под стражу и, томясь под строгим присмотром в той самой темнице, где некогда содержав был несчастный племянник его князь Дмитрий Иоаннович, 3 августа 1536 г. скончался и погребен в Московском Архангельском соборе.366 По смерти князя Юрия Иоанновича г. Руза вместе с другими городами присоединяется к тому великому государству Российскому, которое образовалось при царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея великие и малые и белые России самодержце. В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный г. Рузу пожаловал в вотчину царю Казанскому Симеону, жившему после покорения г. Казани в Москве. Сей князь был крещен в 1553 г. 26 февраля, удержал имя царя, жил в Кремле, имел боярина, чиновников и множество слуг и был женат на дочери Андрея Кутузова. В летописях о женитьбе Симеона между прочим упоминается следующее: «И как стол отошел и княгиню его (Симеонову) царь и великий князь взял за руку и пришел к дверям столовые избы, а царь (Симеон) стал за порогом, а царь великий князь молвил: царь Симеон! Божиим велением, а нашим жалованием велел тебе Бог жениться: и ты свою жену держи по христианскому закону.... и дал ему княгиню; а велел ему идти с ней до саней не распушаясь,... и царь Симеон в спальне, встав, кушал; да кушав опять лег.... И как на другой день из мыльне вышед, да пошел с княгиней в подклеть, да сели на постели, да кушав, послал дружек с кашею ко царю... А царь великий князь послал к царю Симеону боярина Морозова, а велел княгиню его вскрыти, а Симеону сказал государево жалованье город Рузу в вотчину со всем»... Царь Симеоп умер 1565 г. августа в 26 день и погребен в Чудове монастыре у церкви Благовещения на полуденной стороне.367

III. Наместники и волостели, воеводы, осадныя юловы и разные приказные люди

В г. Рузе от удельных князей Звенигородских, а потом Волоколамских «сажались княжеские наместники», которые «городам и волостям расправу и устрой делали и от всякого лиха обращали их на благое, а сами были довольны оброками и пошлинами указными, что им государь уложил».368 При наместниках находились волостели и тиуны. В жалованной грамоте 6192 (1404) г. мая 10 дня Звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича Саввы – Сторожевскому монастырю упоминается: «Русские мои наместники и волостели мои русские и их тиуны на тех крестьянах (в Замошьи село свое у Василия Святого и с деревнями и с прудом и со всем с тем, что к тому селу изстари потягло) ни монастырских кормов своих не емлют, ни всылают к ним ни почто.369 В жалованной грамоте 7006 (1498) г. князя Иоанна Борисовича Володцкого Симонову монастырю сказано: «наместницы мои русские и их тиуни на те земли (сел Каринского, Кусакинского, Богородского, Васильевского, село Неверово с деревнями) к монастырским людям не всылают ни почто, ни кормов своих у них не емлют и не судит их ни в чем, опричь одного душегубства.370 Хотя в последней грамоте и упоминается, что «наместники» могли судить и дела душегубства, но едва ли они решали эти дела своим судом; потому что в губной уставной грамоте прежде 1486 г. Московской записи: «что тянет душегубством к Москве», между другими городами встречается «и Руза» со всеми волостями и селы».371 К сожалению нужно сказать, что мы не можем упомянуть ни одного имени и фамилии как наместников и властей, так и тиунов г. Рузы. В начале XVII ст. уже не было наместников и самый наместнический двор уничтоженный Литвой не был возобновлен, а на месте его были поставлены «дворы попов и причетников церковных, да посадского человека»;372 после наместников являются (в XVII столетии) управителями Рузы воеводы,373 осадные головы, губные старосты и разные приказные люди. В истории Соловьева обязанности воевод описываются так: «Воевода въезжает в город, старый воевода сдает ему крепость, строение, здания, оружие, запасы, деньги, бумаги, новый воевода пересматривает все по описям, считает по приходным и расходным книгам, проверяет списки служилых посадских и жилецких людей и их детей и братьев и племянников, которые в возрасте, соседей и захребетников. Воевода привез с собой данный царский наказ, где исчислены все его обязанности... чтоб в городе и уезде не было разбоя, воровства и убийства, бою, грабежа, корчемства, распутства.... воевода судит и во всех гражданских делах».374 Г. Руза по сравнению с другими уездными городами был не из числа важных и знаменитых городов, а поэтому и на должностные места назначались от правительства, по большей части, люди не знатные, не фамильные, без споров о местничестве. Здесь между князьями встречаются управителями и жилецкие люди гг. Рузы, Твери, Ржева, Клипа и других городов, имевшие право, «по своим заслугам и по заслугам отцова, и сродников», запять должность воеводы. «Назначался воевода новый на место старого как два года минет» Впрочем были случаи, хотя и редкие, что воеводы управляли городом и более 2 лет. Но записным книгам Московского стана находим, что в г Рузе воеводы и приказные люди были: в 1618 г. воевода князь Иван Леонтьев Шеховской; в 1620 г. осадный голова Юрий Савин; в 1624 г. осадной голова Богдан Внуков; – боярин Михаил Александрович Ногово производил «денежные роздачи помесново и денежного верстанья; – в 1636 г. Тверитянин Давид Кудрявцев; в 1633 г. он же, в 1624 г. на место Кудрявцева отпущен в Рузу ржевитянин Иван Федоров Рябинин; в 1635 г. ржевитянин Григорий Васильев Замыцкой; в 1639 г. воевода князь Дмитрий Данилович Шеховской; в 1641 г. губной староста Григорий Савин; в 1647 г. Ярославца Малого князь Димитрий Борисович Шеховской; в 1650 г. Богдан Иванов Бельский; в 1659 г. губной староста Спиридон Второво; в 1661 г. Игнатий Заграниц, а «в 1670 г. На место Загрянина велено быть кашницу Богдану Максимову Толкачеву»; в 1674 г. воевода Максим Иванов Завалишин «отпущена, за службы и за полонное терпенье сына его Кирилла в мае 20 ч. 1179 г. в наказе написан Сыном», в 1673 г. ноября в 16 день отпущен за службу жилец Матвей Афонасьев сын Кучин, в наказе написан воеводою»; в 1677 г. руженин Гавриил Стефанов Казанцев; в 1679 г. Иван Фомин Дубасов; в 1682 году руженин Микифор Васильев сын Белой; в 1684 г. «жилец» Федор Григорьев Пестряков, «отпущен за службу и за рану отца его»... А «июля в 16 день 7192 г. велено отпустить на место Пестрикова жильца Ивана Иванова сына Усова за его службу и за побитых под Чигириным людей его трех человек и отбитых телег с рухледью, а переменить прежнего как два года минет»; «и 7193 года декабря в 7 день по заручной челобитной русских помещиков и вотчинников и ружан городских людей Федору Пестрякову в Рузе велено быть три года»; в 1688 г. жилец Иван Иванов сын Усов, а в 194 году велено отпустить клиненина Семена Семенова Зорина «за службу и за смерть сродников его»; в 1688 году воевода Семен Зорин, «а на его месте был воеводой Дементьян Владимирович Власьев»; в 1694 году стряпчей Анисим Григорьев Ступишин.375

IV. Число церквей

В г. Рузе до литовского разоренья находились следующие церкви: внутри города: 1) соборная церковь Воскресения Христова; 2) Св. Николая на городских воротах; 3) Св. Николая Чудотворца на торгу; 4) Препод. Сергия, на торгу; 5) Успения Пресвятой Богородицы на торгу, (стоявшей в мысу на косогоре между реками Артюшкой и Городенькой, при впадении их в реку Рузу); 6) Покрова Пресвятой Богородицы на посаде; 7) Преображение Господне у наместного двора; 8) Иоанна Богослова; 9) Козьма и Дамиана на посаде; 10) Бориса и Глеба на посаде; 11) Св. Параскевы, нарицаемой Пятницы; 12) Димитрия Селунского выше города, в Боклашинской слободе; 13) Благовещения Пресвятой Богородицы; 14) Св. Пророка Илии; б) за рекою Рузой: 15) Рождества Христова; 16) Св. Николая Чудотворца Смоленского; 17) Преображения Господня, в Назарецкой слободе; 18) Петра и Павла, в Карцевой слободе; в) на Ивановской горе: 19) Иоанна списателя Лествицы; 20) Вознесения Господня; 21) Преображения Господня на Кучках и 22) Георгиевский монастырь за посадом.376 Из многих храмов, бывших в г. Рузе, после литовского разорения, остался только один храм Св. Николая Чудотворца, что на торгу, в котором могло совершаться богослужение, и за уничтожением соборной церкви Воскресения Христова именовался соборным. В скором времени после Литвы ружане возобновили и исправили другую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Дозором Ивана Всеволодского 7128 (1620) г. найдено, что в двух церквах: Св. Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы совершается богослужение, и на основании его «письма и дозора» эти две церкви были обложены данью, по указу Патриаршего Казенного Приказа и записаны в приходные окладные книги в числе жилых данных церквей».377 Дозором 7136 (1628) года Сторожевского монастыря строителя – старца Иосафа Пестрикова и патриарша сына боярского Ивана Завороткова – пустых церковных и монастырских земель г. Рузы – найдено: в Рузе стояли запустевшие от литовского разорения «пустые» «без пения» церкви: 1) Успения на торгу; 2) Козьмы и Дамиана на посаде; 3) Преображения Господня за рекой Рузой; 4) Благовещения выше города в Баклашинской слободе, да церковных пустых мест, где некогда бывали храмы, 16-ть 2). При сличении писцовых 7122 (1614) и 7128 (1620) г., дозорных 7136 (1628) г. и Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» 17136 (1628) г. а также и «пустовых церковных земель» 7146 (1638) г. книг видно, что в начале XVII ст. после литовского разорения, в Рузе, состояло: I. «жилых церквей» две: Св. Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы; II. церквей «без пения» 4; – III. церковных мест, где некогда бывали храмы – 16. Из числа упомянутых 16-ти церковных мест нельзя с достоверностью сказать, чтобы все храмы, бывшие на них, были уничтожены Литвой. Что большая часть церквей уничтожена Литвой, это видно из того, что в писцовых дозорных книгах нередко упоминается, что такая-то «церковь пуста от литовского разорения», а некоторые, по всей вероятности, были уничтожены еще до Литвы. В 7186 (1678) г. Дмитровского уезда, Николая Чудотворца Песнышского монастыря игуменом Тихоном были переписаны, как в г. Рузе, так и в Рузской десятине «жилые данные церкви», и по его переписи378 оказалось, что в г. Рузе во второй половине XVII ст. состояло «жилых данных церквей четыре, из которых две церкви были построены вновь на старом церковном месте: церковь Бориса и Глеба в 1666 г. и церковь Димитрия Селунского в 1678 г.379 Из дозорной межевой книги 7204 (1695) г. церковных кладбищ, дворовых и огородных мест на посаде г. Рузы и пашенной земли, письма и досмотра келаря старца Аввакума и подячего Патриаршего Казенного Приказа Гавриила Булгакова380 видно, что в г, Рузе в конце XVII ст. состояло жилых церквей – 4 и пустовых церковных мест – 18. Во время последнего т. е. 7204 года не были усмотрены и описаны в г. Рузе церковные места: Св. Иоанна списателя Лествицы, Вознесения Господня на Ивановской горе, Николая Чудотворца Смоленского и Рождества Христова за рекой Рузой на том основании, что эти земли были досмотрены и измерены ранее 7204 года.381 В первой половине XVIII ст. в г. Рузе было построено еще две церкви: а) церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1703 году на старом церковном месте, и б) соборная каменная церковь Воскресения Христова в 1712–1715 гг., при которой был устроен придел во имя Св. Николая, вместо соборного деревянного храма Св. Николая. В 1725 г. храм Успения Пресвятой Богородицы по причине его ветхости был разобран, а вместо него был возобновлен и освящен бывший собор Николая Чудотворца в честь Успения Пресвятой Богородицы.382

В первой половине XVIII ст. в Рузе состояло жилых церквей – 5, пустовых церковных мест – 17, а в конце ХVIII ст. находились церкви: соборная и три приходских: Борисоглебская, Дмитровская и Покровская. (См. Архив Иностр. Дел кн. 232).

V. Число дворов и людей

По дозорным книгам 122 (1614) г. «дозора осадного головы Ивана Есупова, в Рузе состояло тяглых посадских – людей 29, а именно: в слободе Карцевой, на Ивановской горе шесть дворов, а в них живет шесть человек: Фролка Иванов, Иван Саврасов, Иван Ильин, Влас Мокеев; в слободе Шиколовской два двора, а в них два человека: Василий Ермолин и Микитка Сашилин; в Зарецком берегу, на реке Рузе десять дворов, а в них десять человек: Федор Васильев Тихонов, Филипп Федоров Писков, Василий Шестаков, Истома Ильин, Лукьян Хромцов, Петр Ондреев, Богдан Чибесов, Михайло Шестаков, Иван Давыдов, Иван Васильев Паршин: за городом: в слободе Баклашинской – два двора, а в них два человека: Трофим Дмитриев Маслеников и Максим Ондреев; в слободе Ореховской – четыре двора, а в них четыре человека: Иван Васильев, Ермак Смирнов, Илья Смирнов, Сергей Никулин; в слободе Кизиловской – Юдин двор, а в нем живет Варлам Григорьев Воронин; в слободе Спаса на Кучках – три двора, а в них три человека: Захарей Глазунов, Онофрей Григорьев Тучннк, Фомка Иванов Брюшков; в слободе Деминой (Демениной) – три двора, а в них три человека: Савелей Ермаков, Родион Иванов Лущихин, Микифор Тимофеев Бачин».383 Само собою разумеется, что число дворов было не 29, а гораздо более. Дозорные книги не упоминают о дворах детей боярских, дворян, помещиков, вотчинников, попов с причетники, разных приказных людей, купцов и других разночинцев. В списках дворян и детей боярских, пробывших на государеву службу 7136 (1628) г. на Кропивну упоминаются под Рузой: Воин Первово сын Носов, Обросим Семенов Козлов, Максим Никитин Бартенев, Клементей Иванов Хренев, Микифор Владимиров Невежин, Захарей Минина. Левашов, Осин Степанов Бартенев, Безсон Микитиш Левашов, Иван Иванов Хренев, Сава Иванов Чулков, Елизарей Иванов Хренев; прибывшие после 2-го осмотра: Максим Никитин Бартенев, Осип Степанов Завалишин, Климда Ели- зарей Иванов, Дем Хренев, Михайло Елизарьев Данилов, Наум Федоров Станиславам.384 В тех же спискам дворян и детей боярских 138 (1630) г. под Рузой упоминаются: Девятой Яковлев Бражников, Василей Елизарьев Данилов.385

После Литовского разорения число тяглых посадских дворов постепенно увеличивалось. Ио писцовым книгам 7132 (1624) г. «письма и меры Стефана Тарбеева, да подьячего Федора Постникова, в Рузе состояло «на посаде посадских дворов – 41, а людей в них посадских детей их и племянников и приемышей – 72 человека, а именно: на посаде, – после описания церкви Косьма и Дамиана, переписано 11 дворов, а в них живут: кузнец Гришка Марушин, а у него сын Фролка, Федка Брюшков с двумя братьями, Щитка Кувшинников с зятем, Ермачка Смирнов, Богдашко Никулин с братом, пушкарь Дениска Бокасов, Ивашка Петров с братом, Онофрей Тучнин, Федка Сафонов. Ивашка Исаев, Илья Смирнов, да сын его Пятунка селится внове; да 2 двора, переписанные после церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в них живут: Ивашка Кулизин, Ивашка Варламов с сыном; в Карцевой слободе – три двора, да 1 место церковное Вознесения Господня:, а в них живут: Микифор Тимофеев, Ивашко Ильин с сыном и Ивашко Соврасов с сыном; в Шиколове слободе два двора, а в них живут: Наум Еремеев, Карпик Ильин и Марка Климов; за рекой Рузой 12 дворов, переписанных после церкви Преображения Господня, а в них живут Мишка Борашкии с братом, Кондрашка Парашкин, Силка Кузмин, Федка Тархов с братом, Сенка Паршин с племянником, Никитка Самилин, Истома Чуваев с 2 детьми, Сысой Шестаков с братом, Ивашка Давыдов с сыном, Миша Чермной с приемышем, Филип Писков, с 2 детьми, Ивашка Тихонов; в слободе Баклашинской четыре двора, переписанных после церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, да 1 место церковное Ильи Пророка, а в них живут: Трофимка Максимов с сыном, Васко Мальцов, вдова Ульяница Константиновна жена Иванова, Мортинка Иванов: в Деминой слободе – 5 дворов, а в нпх живут: Спирка Бибин, Петрушка Хомяков с зятем, Родка Лущигин с сыном да преемышем, Савва Марков с 2 детми, Андрюшка Автамонов; в Бонсакове слободе – два двора, а в них живут Максимка Олферов с сыном и Фролка Иванов с братом». По этой же переписи в Рузе оказалось «пустых мест, которые посадские люди разошлися 13 дворов, да старого пустоты 38 дворов»; по приправочным книгам 122 года написано: «тяглых посадских людей в Рузе на посаде 29 дворов, а людей в них тож, и прибыло по новому письму сверх приправочных книг 12 дворов, а людей в них 43 человека.386 В 7154 (1646) году число дворов в Рузе увеличилось почтя вдвое, а людей умножилось почти вчетверо. В переписной книге 154 года значится в Рузе 73 двора и людей в них 251 человек, да один двор сыщиков, а людей в нем два человека, один двор земского дьяка, а людей в нем 5 человек. В числе 73 дворов упоминаются следующие прозвища: Брюшковы, Калугины, Никулины, Марушкины, Гаженин, Греков, Варламов, Окатов, Шишкин, Зайцев, Быкасов, Исаев, Золотухин, Кузнецов, Тучнинин, Татаринов, Марков, Лущихин, Восков, Хоряков, Протопопов, Рагулин, Плотников, Олферов, Саврасов, Тиханов, Писков, Шестаков, Чуваевы, Давыдовы, Морозовы, Сашилнны, Тархов, Парашины, Попов, Мальцов.387 В 1669 г. в Рузе состояло посадских людей 30 человек.388 В 1677 г. на посаде состояло 75 дворов а людей в них 80 человек, в уезде 504 двора а людей в них 511 человек, у оных оброчных денег сбирается с них 9 р., полоняничных 13 р., кружечных 175 р.389 По отписи и по книгам 7186 (1678) г. руженина Гаврила Степанова Казанцева людей ружан отставных детей боярских 4 человека, розсыльщиков 2 человека, у них детей 2 человека, посадских людей 47 человека. (Дела м. ст. 93, л. 56). По «отписи» 1682 г. руженина Микифора Васильева Белого людей ружан отставных детей боярских 4 человека, розсыльщиков 2 человека, у них детей 2 человека, посадских людей 46; всего всех вышеписанных чинов 52, детей их 2 человека. (Дела москов. стола 126, л. 57 об.). В выписке из окладных книг 1681 г. «о сборе денег на жалование Московским стрельцам по новому окладу, положенному по новым переписным книгам, упоминается, что в Рузе 81 двор, взять довелось по новому окладу 64 руб. 26 алтын 4 деньги».390 В 1688 году воевода Дементьян Володимирович Власьев в «отписке» к государю пишет, что он в г. Рузе принял земского старосту с посадскими людьми; в слободе Покровской принято 21 двор, в числе которых упоминаются земской староста Тимошка Максимов, Никулин, Соврасов, Дружинин и Брюшков; в слободе Козьмодемьянской – 9 дворов, в слободе Борисоглебской – 13 дворов; в слободе на Ивановской горе 16 дворов, в числе которых упоминаются прозвища: Сезонов, Аристов и Собакин; в слободе Зарецкой – 22 двора, из них – Парашин, Борза, Калинин, Чуваев, Белокур, Крамолин, Лазарев, а всего 81 двор».391 По переписи произведенной 1710 г. видно, что в Рузе состояло 118 дворов; в слободе Никольской посадских дворов – 17, из них встречаются дома: Брюшкова, Крашенинина, Кузнеца, Реброва, Сафонова, Калашина, Руковишникова, Тархова и Авчинина; в Покровской слободе – 34 двора, из них: Смирнова, Саврасова, Стрелкова, Хорякова, Алферова, Брылачева, Авчинина, Руковишникова; в Борисоглебской слободе – 17 дворов, из них: Воскова и Муратова; на Ивановской горе – 21 двор, из них: Алферьева, Порхачева. Сазонова, Дроздова, в Зарецкой слободе – 29 дворов, из них: Деева, Чуваева, Морозова.392 В 1773 г. в Рузе уже находилось 288 дворов деревянных, да 2 каменных в числе которых упоминаются: внутри земляного вала – два двора каменных: кладовая палата и соляные магазины, да 3 двора деревянных воеводской канцелярии, воеводской дом и дом воеводского товарища; на посаде купеческих 228 дворов, поповских с причетники – 18, канцелярских служителей – 7, разночинцев – 8, солдатских – 23, и коронного поверенного 1 двор.393 Кроме казенных домов в г. Рузе 1788 г. состояло обывательских домов 298, из них дворянских – 4, приказнослужительских – 8. священно церковнослужительских 18, купеческих – 54, мещанских – 201, разночинских – 13, да сверх сего 48 лавок, герберги 1, пивоварен 2, постоялых дворов 1, харчевня 1, анбаров 15, кузниц 3, а всего с казенными домами обывательских дворов и разных зданий – 383. Жители г. Рузы состоят больше из купечества и мещанства, из них купечества 1, 2 и 3 гильдии 116 человек, мещанства 728, цеховых 5, приказнослужителей, разночинцев и приписных к домам дворовых 5 человек, а всего мужеского пола 1223, женского 1165. а обоегоже полу 2408 человек.394

VI. Государева служба Ружан: ополчение и походы

«Ружане вместе с Можайцами, Волочанами и Звенигородцами под предводительством князя Бориса Михайловича Оболенского» в 1477 году участвовали в войне при покорении Новгорода.395 Во время войны с Литвой под Смоленском 1513 г. июня в 14 день великий князь Василий Иоаннович «брату своему Юрию Иоанновичу велел выехать из Дмитрова тогож дня и стоять в Рузе396 В грамоте 1606 г. царя Василия Иоанновича к Пермскому воеводе князю Вяземскому «о победе, одержанной под Москвой царским его воинством над бунтовщиками Лжедимитрия» между дворянами и детьми боярскими разных городов упоминаются и ружане: «дворяне и дети боярские у себя многих людей воров побили и живых к нам привели и город очистили».397 «По соборному приговору 1618 г. сентября в 9-й день, держанному в присутствии государя царя Михаила Федоровича духовными и светскими чинами: каким образом противустать королевичу Владиславу с Польскими и Литовскими войсками, приближающемуся к столице», должны были учавствовать в сражении с стольником и с воеводами со князем Семеном Прозоровским да со князем Семеном Шеховским «дворяне и дети боярские г. Рузы – 8».398 В этом же 1618 году в Рузе был воеводою князь Иван Леонтьевич Шеховский, а с ним детей боярских ружан 29 человек, посадских либдей и захребетников 80 человек, уездных людей 120 человек, Смоленских стрельцов 91 человек.399

VII. Промышленность и торговля

Как ружане, так и уездные жители г. Рузы, по всей вероятности, изстари, в весеннее время плотами по реке Рузе, впадающей в Москву реку, гнали в Москву разных названий строевой и дровяной лес.400 В истории Карамзина между прочим упоминается, что, при основании Смоленской крепости 1596–1600 года., «камень имали, приезжая изо всех городов, в Старице да в Рузе, а известь жгли в Бельском уезде у Пречистые в Верховье».401 В начале XVII ст. в Рузе в «осыпи торговали по воскресеньям, да по четвергам, а томгу сбирали верные целовальники но государеве грамоте из большого прихода, и было две лавки – «лавка Фрола Иванова да Ильи Смирнова.402 В конце XVIII ст. в Рузе в году бывали две ярмарки: июня в 29 день, да на сырной неделе в четверг, и торговали по одному дню. На эти две ярмарки приезжали купцы из Вереи и Можайска с рыбой разных сортов, сельдями, снетками и с конопляным маслом. Кроме этих ярмарок в Рузе каждую неделю был торг, на который съезжались по большей части крестьяне с хлебом, деревянной и глиняной посудой и другими мелочными товарами. Около торговой площади было 30 лавок и прилавков, в которых находились многие мелочные: товары щепетильное, привозимое жителями из Москвы, мишурные сетки и снурки, шелк, шелковые ленты, гарус, оловянные и медные пуговицы и прочая мелочь. Торговый купеческий промысл состоял из собственных продуктов и произведений, как г. Рузы, так и его уезда: торговля производилась пенькою, разными мясами, кожами и хлебом в небольшом количестве. Пеньку возили и продавали в городах Ржевы и Старицы для доставления к С.-Петербургскому порту, а кожи – в Вяземе и в Гжатской пристани, мясо и хлеб продавали для продовольствия городским и уездным жителям. Заводов было 4-ре: солодовенный, кирпичной и два кожевенных; для последних кожи и другие материалы покупались у крестьян во время уездных, ярмарок а кожи, по выделке продавались в этом же городе. (Географ. Слов. Москва. 1878 г. стр. 202).

VIII. Границы Русского уезда; его станы и волости

Известно, что границы уездов изменялись. При сличении станов, волостей и сел, показанных в писцовых книгах VII ст., с географической картой настоящего времени видно, что Русский уезд занимал гораздо большее пространство в XVII ст. чем в настоящее время. Некоторые села и деревни, находившиеся в ставах Хованском, Локнашском, Сестринском и Вышковском, причислены ныне к уездам Клинскому Можайскому, Волоколамскому и Звенигородскому.

Из географического описания, составленного в 1773 году, видно, что Русский уезд разделяют реки и речки к востоку с Московским: Мологоща и Молодильня; – с Звенигородским: Москва, Озерна, Глыбокое озеро, Переволочка, Жуковка, Буланинка, Теребень, Тростенка и Городенка; – к югу с Можайским: Москва, Палия, Литовка, Мутна малая, Инога, Займинка, Никифоровка, Машковский ручей, Дубец, Западная Педня, Пожня, Волченка и Верещажка; – к западу с Волоколамским: Руза, Щетинка, Корчажка, Черничная, Лотока, Сестра, Борщевка. Лама, Греда, Сухоша, Саморонка; – к северу с Дмитровским: Мологоща, Горенка, Рудинца, Березовка, Локныш, Рачка, Кропивка и малой Альховец; – с Клинским: Локныш и Суходоль. В Рузу и Озерну впадают 84 реки и речки с разными названиями. Город Руза расстоянием от Москвы 88 верст, до Звенигорода 42 версты, до Можайска 24 версты, до Волоколамска 47 верст.403

Русский уезд по писцовым книгам 7133–134 (1625–26) гг. «письма и меры князя Ивана Левонтьевича Шеховского и подячаего Ивана Волкова, поместных и вотчиных и монастырских земель404 делился на станы: Городской, Фоминской, Скирмановский, Рахов, Льняников, Хованский, Вышковский (в другом месте, Вышевской), Локнашский, Сестринский, Ростовецкий, Сычевский, Бортный и волости: Кримиченскую, Юрьеву слободу, Войничу, Заможскую и Шелковскую (в другом месте Шеставовскую).

При сличении писцовых книг 1625–26 гг. И дозорных книг 1628 года «пустых, церковных и монастырских земель в городе Рузе и его уезде, письма и дозора Иосафа Пестрякова и Патриарша сына боярского Ивана Завороткова,405 с приходными окладными книгами Патр. Казенного Приказа «жилых данных церквей и пустовых церковных земель», составленными «по письму и дозору Ивана Всеволодского 1620 г.»406 видно, что

А) В Городском стане в начале XVII ст. находилось:

I. Жилых церквей: 1) Рождества Пресв. Богородицы, что на погосте в Старой Рузе.

II. Церквей без пения: 1) Преображения Господня, что на погосте, в Старой Рузе, а с 1680 г. значится «жилая» церковь.

III. Церковных пустых мест, где некогда бывали храмы, не было. К жилым церквам прибыла вновь построенная на новом месте церковь Казанской Пресв. Богород. в селе Богородском, Горбово тож, в 1656 г.

Б) В Фоминском стане в начале XVII столетия:

I. Жилых церквей не было.

II. Церквей без пения: 1) Живоначальной Троицы, что был монастырь на Копыльце.

III. Церковных мест: 1) Св. Георгия, в селе Брынкове, Матвейцово тож; в 1628 г. была построена церковь, а в 1701 г. Значится – каменная во имя Пр. Богородицы Казанской.

2) Св. Николая – в селе Кувшинове.

3) Рождества Пресв. Богор. на погосте Рожественском.

К жилым церквам прибыла вновь построенная в 1656 г. на новом месте церковь Воскресения Христова, в селе Воскресенском, Кожине тож.

В) В Скирмановском стане в начале XVII столетия:

I. Жилых церквей не было.

II. Церквей без пения; 1) Воскресения Хр. в селе Ивойлове, Воскресенское тож, на речке Гряде и Разварке; в 1678 г. была построена церковь.

2) Св. муч. Фрола и Лавра в селе Семеновском, Козлово тож: в 1690 г. была построена церковь.

III. Церковных мест: 1) Преображения Господня – на погосте Спасском.

2) Спаса Нерукотвор. Образа – в селе Белях.

3) Успения Пресв. Бог. в селе Скирманове.

4) Св. Николая – в селе Мамошине.

5) Св. Николая – в селе Свечевском.

Г) В Льняникове стане в начале XVII столетия:

I. Церквей жилых: 1) Св. Николая – в селе Ловом Никольском.

2) Преображения Господня – в селе Спасском.

II. Церквей без пения не было.

III. Церковных мест: 1) Рождества Хр. в селе Ивановском.

2) Рождества Хр. в селе Поповском.

Д) В Хованском стане407 в начале XVII столетия:

I. Жилых церквей не было.

II. Церквей без пения не было.

III. Церковных мест: 1) Рождества Пр. Богор. в селе Тархове: в 1736 г. на сей земле построена церковь.

2) Рождества Хр. в селе Рожествене, на реке Рузе.

3) Св. муч. Бориса и Глеба и Сергия Чуд. в селе Беликове, а Беляево тож.

4) Успения Пр. Богородицы. Николая Чуд. и мучен. Параскевы, в селе Потапове.

5) Св. Николая Чуд. на погосте Никольском, Житонино тож.

6) Преображения Господня в селе Спасском.

Е) В Вышевском стане408 в начале XVII столетия:

I и II. Церквей жилых и без пения не было.

III. Церковных мест: 1) Благовещения Пресв. Богор. в селе Долго-Ляди; в 1679 г. построена церковь.

2) Рождества Пресв. Богор. в селе Чернецком, на реке Рузе и при нем погост;409 в 1682 г. построена церковь.

3) Благовещения Пр. Бог. в селе Сипине, в 1705 г. построена церковь в честь Успения Пресв. Богор.410

4) Рождества Хр. села Долго-Ляди в приселке Щитниках.

5) Рождества Хр. того-ж села в приселке Рожественском.

6) Св. муч. Георгия – в дворцовом селе Тепневе.

7) Успения Пр. Богородицы в селе Есипове.

Ж) В Локнашском стане411 в начале XVII столетия:

I. Жилых церквей не было.

II. Церквей без пения: 1) Спаса-Нерукотвор. образа и Илии Пророка в селе Ильинском; в 1730 г. на сей земле построена церковь.

III. Церковных мест: 1) Рождества Пр. Богор. в селе Шестакове, на р. Локнаше; в 1640 г. на сей земле построена церковь.412

2) Живоначальной Троицы в селе Смолинском на р. Сестре: в 1662 на сей земле построена церковь.

3) Успения Пр. Бог. в селе Успенском, на р. Локнаше.

4) Св. Николая Чуд. в селе Кондратьевском, на р. Танце.

5) Св. Георгия – в селе Белкове.

6) Погост Иоанна Предт. и Николая Чуд.

7) Покрова Пресв. Бог. в селе Покровском.

8) Архангела Михаила в селе Селифанове.

9) Николая Чуд. в селе Едневе.

10) Св. муч. Козьмы и Дамиана.

11) Св. Георгия погост в Дорском.

12) Николая Чуд. в селе Парфенове.

К жилым церквам прибыла вновь построенная в 1652 г. на новом месте церковь Знамения Пресв. Бог. в селе Теплом.

3) В Сестринском стане в начале XVII столетия:

I) Жилых церквей: 1) Покрова Пресв. Богор. в селе Покровском.413

II. Церквей без пения не было.

III. Церковных мест: 1) Николая Чуд. в селе Никольском.

2) Св. Георгия – в селе Ворсине.

3) Николая Чуд. в селе Фроловском.

4) Св. Петра и Павла – в селе Покровском.

К жилым церквам прибыла вновь построенная в 1684 г на новом месте церковь Св. Пр. Илии в Теряевой слободе.414

И) В Ростовецком стане в начале XVII ст.

I. Жилых церквей не было.

II. Церквей без пения: 1) Иоанна Пред, в селе Ощерине; в 1657 г. построена церковь.

2) Бориса и Глеба в селе Дьякове, Скорево тож; в 1644 г. построена церковь.

III. Церковных мест: 1) Ап. Иоанна Богослова – в селе Сорочневе, Липовицы тож.

Церковь Знамения Пр. Богородицы в селе Комлеве была построена вновь, на новом месте в 1713 году.415

I) В Сычевском стане в начале ХVII столетия:

I и II. Церквей жилых и без пения пе было.

III. Церковных мест: 1) Воскресения Хр. в селе Воскресенском на р. Волчне; в 1699 г. построена церковь.

2) Благовещения Пр. Бог. в селе Воронкине, Васкино тож.

К) В Кримиченской волости в начале ХVII столетия:

1. Жилых церквей: 1) Рождества Пресв. Бог. в селе Колюбакине.

2) Погост Покрова Пр. Богор.

II. Церквей без пения: 1) Николая Чуд. погост в Одинцове.

2) Николая Чуд. в селе Корюкове.416

III. Церковных мест не было.

К жилым церквам прибыла вновь на новом месте построенная в 1706 г. церковь Смоленская Пр. Бог. в селе Горбове, Одигитриевское тож.

Л) В Юрьевой слободе в начале XVII ст.

I. Жилых церквей не было.

II. Церквей без пения: 1) Воздвижения Господня погост, на реке Рузе; а в 1628 г. значится жилая церковь.

2) Николая Чудотворца погост в Лужках; а в 1644 году значится жилая церковь.

3) Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, – а в 1643 г. значится жилая церковь.

III. Церковных мест: 1) Рождества Пресвятой Богородицы – в селе Козакове; в 1656 г. построена была церковь.

2) Николая Чудотворца нового погост.

3) Дмитрия Селунского погост Судниковского приселья;

4) Погоста, что было село Курово, Боброво тож.

5) Успения Пресвятой Богородицы и муч. Георгия, в Иевлевском монастыре, на речке Волчне (в другом месте: Вельне).

К жилым церквам прибыли вновь построенные церкви на новых местах: 1) Иоанна Богослова–в селе Богословском, Дорки, Каменки тож, в 1697 г.

2) Преображения Господня, в селе Слядневе в 1703 г.

М) В Войниче волости417 в начале XVII столетия:

I. и II. Церквей жилых и без пения не было.

III. Церковных мест: 1) Рождества Христова на погосте реки Мологощи; в 1707 г. на сей земле построена церковь;

К жилым церквам прибыли вновь построенные:

1) В 1697 г. на новом месте церковь Богоявлении Господня в селе Богоявленском, Брыково тож.

2) В 1714 г. на новом месте церковь Скорбящей Пр. Бог. в селе Савине.

Н) В Заможской волости в начале XVII ст.

I. Жилых церквей не было;

II. Церквей без пения: 1) Успения Пр. Бог. в селе Борзецове; а с 1656 г. значится «жилая» церковь.

2) Знамения Пр. Бог. в селе Знаменском, Аннино, Вельяминово тож, на речке Переволочке; а с 1656 г. значится жилая церковь.

3) Николая Чуд. в селе Никольском, Поскочино тож; а с 1679 г. значится жилая церковь;

III. Церковных мест: 1) Живоначальной Троицы погост, на р. Вейне.

2) Воскресения Хр. в селе Воскресенском, Дубровка (Дубровицы) тож, на речке Мешковке.

3) Погоста Воскресенского, при селе Воскресенском, Дубровка тож.

4) Погоста Василия Кессарийского.

5) Погоста Всемилостивого Спаса – в Яслинах.

6) Николая Чуд. в селе Матвейцове.

7) Рожд. Пр. Бог. в селе Старом; в 1703 г. на сей земле построена церковь.

К жилым церквам прибыли вновь построенные на новом месте: 1) церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в селе Спасском, Дуброво тож в 1695 году.

2) Арх. Гавриила – в селе Мытниках в 1707 году.      .

О) В Шелковской волости в начале XVII столетия.

I и II. Церквей жилых и без пения не было.

III. Церковных мест: 1) Воздвижения Господня, на погосте Воздвиженском.

2) Николая Чуд., погоста Никольского.

3) Муч. Дмитрия, погоста Дмитриевского.

4) Сретения Господня – в селе Песках; в 1704 г. па сей земле построена церковь.

По дозорным книгам Иосафа Пестрякова 1628 г. церковные места в Русском уезде, написанные без означения станов:

1) Живоначальной Троицы в Болотникове, на р. Молоденке.

2) Покрова Пр. Бог. в пустоши, что было село Сорочнево.

3) Ильи пророка в Ильинском.

4) Григория муч. на пустоши в Зоянех.

5) Николая Чуд. да муч. Мины в селе Буткове.

6) Живоначальной Троицы, погост, что на Черноте.

Рахова и Бортного станов в приходных окладных книгах Патриар. Казенного Приказа «жилых данных церквей и пустовых церковных земель» под Русской десятиной нет.

* * *

325

В историческом и топографическом описании городов Московск. губ. (см. стр.261, Москва, 1787 г.) и в Географическом словар (т. IV, стр. 201 Москва, 1788 г.) эта речка названа Сарачкою.

326

Архив. Министр. Юстиц. описание разных городов № 4 и № 62 ,,Руза».

327

Списки населенных мест Московск. губ. 1862, к. 24, стр. 6 и 7.

328

Арх. Министр. Юстиц. описание разных городов № 4 ,,Руза».

329

Списки населенных мест Моск. губ, СПБ. 1862, к. 24, стр. 6 и 7.

330

История России Соловьева т. 13, стр. 96.

331

Архив. Иностр. Дел историческое описание городов Московск. губ. кн. 210–364 «Руза».

332

Архив. Минист. Юстиции «Дела разных городов кн. 63, л. 131–137.

333

Историческое и топографическое описание городов Моск. губ. стр. 261. Москва, 1787 г.

334

Историческое и топограф. описание городов Московск. губ. 1787 г. Москва, стр. 261, Историограф Миллер, путешествуя в 1778 г. по городам Московск. губернии, в своих записках описывает г. Рузу так: «то, что собственно называется городом, имеет окружности 468 саж. на крутой горе от реки вышиной от 12 до 13 саж., а с другой стороны окружен он валом и та сторона помощию глубокого рва сделана неприступной. Отверстие в городском валу с верхней стороны реки, которое только одно и есть, откуда въезжают в город, можно бы назвать воротами, когда бы там построено было что-нибудь такое, чтобы отворять и запирать можно было. В городской окружности стоит соборная каменная церковь Воскресения Христова с пределом Николая Чудотворца, воеводская канцелярия деревянного строение, каленная палата для казны, казенной соляной амбар и два жилые двора для воеводы (надзор, сов. Иван Федорович Аглоблин) в воеводского товарища, оба деревянные, все прочее место в городе пусто и обросло травой. Вид с горы на Зарецкую сторону есть несравненно приятный. В нижней части города на посаде 3 приход, дерев. церкви Димитрия Селунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Бориса и Глеба, дворов в 5 слободах 288. Слободы Никольская, Покровская, Борисоглебская, Ивановская, Зарецкая, из коих последняя имеет свое звание от того, что лежит супротив города на Зарецком берегу р. Рузы. (См. Архив Иностр. Дел кн. 362 – 1) тетрадь 5, л. 10–12.

335

Архив Минист. Юст. описание разных городов. № 4 и 62 «Руза».

336

Тоже.

337

Там же Патриар. Казен. Приказ, «дозорная книга» 177.

338

«Поставят одному своему наместнику три двора и с тиуном и с доводчики, а в большем дворе наместничь поставят избу четырех сажень меж углы, а другую получетвертых сажень, а третью трех сажень, да сенник трех сажень, а другой сенник полутретьих сажень, да погреб трех сажень, да ледник полутретьих сажень, да поварню трех сажень, а другую полутретьих сажень, да сенник полутретьих сажень, да мыльню, да конюшню; а в тиунове дворе избу трех сажень, а другую полутретьих сажень, да сенник полутретьих сажень, да мыльню, да конюшню; а третий двор доводчиком избу трех сажень, а другую полутретьих сажень, да Клеть двух сажень, да конюшну. А дров дадут наместику 200 возов в год. Карамзин, т. IX, примеч. 817.

339

Арх. Мин. Юстиции писцов, книга по городу Старице, № 456, л. 14 и 15.

340

Содержание грамоты следующее: Божией Милостью Мы, Великий Государь и Великий Князь Михаил Федорович пожаловали есмя Ружан посадских людей, что они били нам челом, а сказали, в прошлом 126 году поставили они на осыпи острог собою и сидели в осаде от Польских и Литовских людей и всякую нужу и голод терпели, да ониж в осадное время кормили собой сто человек стрельцов, давали на месяц по пятидесяти четвертей ржи, и в городе тайник и колодезь копали сами, а что они в прошлом во 126 году сеяли хлеба и Литовские люди тот хлеб у них пожали и потравили и дворы их на посаде пожгли, а в нынешнем во 127 году город Руза згорел и дворы их и животы их со всеми згорели ж без остатку, и им де дворов поставить ныне нечем, и нам бы их для их разорения пожаловать во всяких наших податех, велеть дать льготы и Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея России ружан посадских людей пожаловали для их бедности и разорения во всяких наших податях и в городовой поделке велели дать льготы с нынешнего 127 года на четыре года, а в те льготные лета наших четвертных доходов и иных ни каких податей и подвод и кормов и к городским поделком деловцом и подвод покаместа льготные лета отойдут с них не имать, а посадские пустые земли велели дозрить и описать, как буд зорщики, и воеводам и приказным людом на Ружанах и посадских людях с нынешнего 127 году по 131 год в те льготные лета наших четверных доходов и иных никаких податей и под посланников и погонцов подвод и людских и конских кормов не имать пока места льготные лета отойдут и поселится им посадским людям в Рузе на посаде по прежнему, где кто живал, или где пригож. Писан на Москве. Лета 7127 года августа 28. На обороте подписано так: Царь и Великий князь Михаил Федорович Всероссийский. Справил Гришка Иларионов. (См. Арх. Иностр, дел кн. 362 – 1 тетрадь 5, л. 10).

341

Ар. Мин. Юст. Описание разных городов «Руза» № 40, 62.

342

Архив Мин. Юст. Дело моcк. стола, кн. 62, л. 66.

343

Там же, дела разных городов кн. 63 л. 131–137.

344

Там же, Ландратская г. Рузы кн. 1710 г. л. 8–16.

345

Арх. М. Юстиции, описание раз. городов, № 4 и 62 «Руза» и географ. словарь т. IV. стр. 201, Москва, 1788.

346

Собрание государ. грамот и договоров 1828 г. ч. 1, стр. 31, № 21.

347

История: России Соловьева т. 4, стр. 134.

348

Собрание государ. грамот и договоров 1828 г., ч. I, стр. 39, № 25.

349

Там же, стр. 39, № 42.

350

История Соловьева, т. 4. стр. 138.

351

Собрание государ. грамот и договоров, стр. 51, № 30.

352

Там же, стр. 58, № 34.

353

История Карамзина, т. 5, стр. 154 и примеч. 276.

354

Собрание государ. грамот и договоров, стр. 105.

355

Там-же, стр. 108–110.

356

История Соловьева, т. 4, стр. 85 и 150.

357

Собрание госуд. грамт и договр. стр. 203, № 87.

358

Там-же, стр. 266–269. № 110–111 и стр. 306–308, № 123 и 124.

359

Там же, стр. 251, № 105.

360

Там же, стр. 330, № 129.

361

Там же стр. 342 и 343, № 132.

362

История Соловьева т. 5, стр. 211.

363

Собрание Государ. грамот и договоров – стр. 342, № 132.

364

Там же, стр. 395, № 144.

365

Там же, стр. 443, № 160 и 161.

366

Там же, стр. 446, № 160 и 161.

367

История Карамзина т. VIII, стр. 123, примеч. 388 и т. IX примеч. 137.

368

История Соловьева т. 7, стр. 77.

369

Акты исторические. Спб. 1841, стр. 24, № 13.

370

Там же, стр. 157, № 106.

371

Акты Археографическ. экспедиции 1836 г. Спб. т. 1, стр. 350.

372

Арх. М. Юстиции Патр. Каз. Прик. к.. 177.

373

«Воеводы, имевшие сначала значение начальников войск и местностей, покоренных силой оружия или подчинившихся добровольно, являются в XVII столетии в главе местного управления и в областях, составлявших зерно русского государства.» (См. разбор. сочинения Андреевского о наместниках, воеводах и губернаторах. Н. В. Калачова. Спб. 1867 г., ст 18.

374

История Соловьева т. 13, стр. 98

375

См. в записных книгах и в делах Москов. стола, под статьей «Воеводы и разные приказные люди» тех же годов. Арх. Мин. Юстиции.

376

Архив. Мин. Юстиции Патр. Каз. Приказ «жилых данных церквей» кн. 2, писцов, книга 456, лис. 49–54, и; писцов. к. 845, лист. 798–822 и Дворц. приказа «пустых церков. земель» кн. 6, под Русской десятиной.

377

Там же, Патр. Казен. Приказ к. 4, стр. 343.

378

Переписной книги игумена Тихона не сохранилось. Сведения об его переписи сохранились в приходных окладных данных книгах Патриаршего Казенного Приказа жилых церквей, в которых под каждой статьей церкви значится отметка в следующей форме: а по переписным книгам игумена Тихона дани прибавлено на NN церковь столько, или: прибыла вновь в окладные книги церковь NN, дани положено столько-то. Патр. Прик. кн. 91, стр. 448–453.

379

См. описание сих церквей «под Русской десятиной».

380

Досмотр (7204 г.) церковных земель г. Рузы был произведет, вследствие прошения гор. Рузы попов, дьяконов и церковных причетников, которые в своем прошении, поданном св. патриарху Адриану, писали: «Ружане посадские люди владеют церковными землями, написанными в Патриаршем Казенном Приказе по дозорным книгам 136 года и по иным крепостям, и церковные кладбища и старинные межи перепахали и перепортили и к своим землям припахали, а на иных церковных землях поселили дворы свои и на те церковные земли, папився пьяни, дают своей же братии посадским людям ложно многие приговоры, и они де о том говорили, и ружане да посадские люди не хотят побить каменьями, а которая выпись к ним на те земли прислана называют воровской.... И св. патриарх ножа ловал бы их велел в Казенном Приказе послал кого пригож и все земли церковные описать и досмотрит и чертеж учинить. На основании указа св. патриарха «старец келарь Аввакум да подячей Гавриил Булгаков, приехав в Рузу и взяв с собою прошлых лет старост поповских села Казанова, Рожественского попа Ивана, села Богородского попа Василия, села Лужков Никольского попа Данила, да нынешняго 204 г. старинные поповские вотчины боярина Ивана Федоровича Волынского села Покровского попа Ивана, да с ними же понятых их же приходов и сторонних людей и приказчиков и крестьян, – досмотрел и измерил 3-х аршинною саженью церковные земли и церковные кладбища и измерив учинил тем церковным землям чертеж». При досмотре были: из Старой Рузы Преображенский поп Иван Яковлев, да Старой же Рузы Рождественский поп Иосиф Иванов, села Дубров Спасский поп Григорий и сторонние люди (имена и отчества пропускаем....) из сельца Селезнева, сельца Мытникова, Дворцового села Богородского, Горбово тож, села Знаменского, – вотчины Милославского, села Долгих-Ляд, – вотчины Прозоровского, села Вишенок, – вотчины Вознесенского Девичьего монастыря, села Дуброва, – вотчины Чаплиной, сельца Волкова, – вотчины Чудова монастыря. См. Патр. Прак. кн. 177, ,4 181, стр. 1–63; и Писц. кн. 845, стр. 837–863.

381

См. под церковными землями сей же Русской десятины.

382

См. наше описание сих церквей под Русской десятиной.

383

Арх. Мин. Юст. писцов. книги по городу Старице с городами, кн. 456, л. 14–15.

384

Арх. Мин. Юст. столицы Москов. стола № 37, стр. 70 и 103.

385

Там, № 55, стр. 37.

386

Там-же, писцов, книга по городу Старице с городами. № 456, стр. 49–61.

387

Там-же, переписная книга но городам Волоку и Рузе, №74, л. 141–149.

388

Там-же, записные книги Москов. стола, № 62, лис. 66.

389

История Соловьева, т. 13 в приложении.

390

Акты Археограф. Экспедиции, № 115, стр. 87, СПБ. 1836 г.

391

Арх. Мин. Юстиции, дела разных городов, кн. 63, л. 131–137.

392

Там-же, Ландратцкая, Русский уезд, и. 8–16.

393

Там-же, описание разных городов № 4 и 62 «Руза».

394

Географический словарь, Москва, 1788 т. IV, стр. 201.

395

История Карамзина т. VI, стр. 70 и примеч. 153.

396

Там же, т. VII, стр. 35 и примеч. 98.

397

Собрание госуд. грамот и договоров 1819 г., ч. 2, стр. 321.

398

Там же 1822 г., ч. 3, стр. 173.

399

Арх. Мин. Юст. Описание разных городов № 4 и 62 «Руза».

400

Там же.

401

История Карамзина т. X, приложение 353.

402

Арх. М. Юст. писц. кн. по городу Старице с городами № 456, л. 49–61.

403

Арх. Мин. Юст. описание разных городов № 4 и 62 «Руза».

404

Арх. Мин. Юстиции, писц. кн. 425, л.. 1–170.

405

Там же, писц. кн. 845, л. 798–822.

406

Там же, Патр. Казен. прик., кк. 2, л.. 228 об. и 4, л. 343.

407

Ныне в Елинском уезде.

408

Ныне в Можайском уезде.

409

Церковь на погосте в писцов. книгах не означена.

410

Село получило название Успенское, Соколово тож.

411

Ныне в Клинском уезде.

412

Выбыло в Волоколамскую десятину.

413

Ныне в Клинском уезде.

414

Выбыла в Волоколамскую десятину.

415

В приходных книгах «жилых церквей» Патр. Казеннаго Приказа означенная церковь под Русской десятиной не писалась.

416

В 1665 г. на сей земле была построена церковь, а в 1686 г. по случаю ветхости была упразднена и значилась в числе пустовых церковных земель.

417

Ныне в Звенигородском уезде.


Источник: Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии : [вып. 1-11] / собр. В. Холмогоровым и диаконом Г. Холмогоровым. - Москва : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1881-. / Вып. 1 : Рузская десятина. - 1881. - X, 254, [1] c., [4] л. ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle