Азбука веры Православная библиотека История Церкви Общая история Русской Православной Церкви Исторические материалы для составления летописей Русской Православной Церкви
В.И. Холмогоров

Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Собранные В. И. Холмогоровым и диаконом Г. И. Холмогоровым. Выпуск первый. Русская десятина

Источник

Содержание

Предисловие

А. Русская десятина 1. Воскресения Христова соборная церковь с приделом Николая Чудотворца в городе Рузе 2. Бориса и Глеба церковь в городе Рузе, на посаде 3. Димитрия Солунского церковь в городе Рузе, на посаде 4. Покрова Пресвятыя Богородицы церковь в Рузе, на посаде 5. Успения Пресвятыя Богородицы церковь на посаде города Рузы 6. Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в селе Долгих Лядах 7. Богоявления Господня церковь в селе Богоявленском, Брыкова тож 8. Бориса и Глеба церковь в селе Дьякове, Скорево тож 9. Воздвижения Честного Креста Господня церковь на погосте, на реке Рузе 10. Воскресения Христова церковь в селе Воскресенском, на речке Вейне 11. Воскресения Христова церковь в селе Воскресенском, Кожина тож 12. Воскресения Христова церковь в селе Ивоийлове, Воскресенское тож, на речке Груде и Разварне 13. Гавриила Архангела церковь в селе Мытниках 14. Знамения Пресвятой Богородицы церковь в селе Теплом на реке Вейне 15. Знамения Пресвятой Богородицы церковь в селе Знаменском, Аннино, Вельяминово тож, на речке Переволочне 16. Иоанна Богослова церковь в селе Богословском, Дорки тож 17. Иоанна Предтечи церковь с приделом Николая чудотворца в селе Ощерине, на речке Педне 18. Казанской Пресвятой Богородицы церковь в селе Брынкове, на реке Рузе 19. Казанской Пресвятой Богородицы церковь с приделом св. праведного Иова в селе Богородском, Горбово тож, на реке Рузе 20. Николая Чудотворца церковь в селе Никольском Поскочино тож 21. Николая Чудотворца церковь в селе Новом, Никольское тож 22. Николая Чудотворца церковь на погосте, что в Лужках, на реке Рузе 23. Покрова Пресвятой Богородицы церковь на погосте в Кремичне 24. Покрова Пресвятой Богородицы церковь в селе Покровском, Полуехтово тож, на Реке Рузе 22. Преображения Спасова церковь в селе Спасском 26. Преображения Господня церковь в селе Слядневе, Спасское тож 27. Преображения Господня церковь на погосте Спасском, в Старой Рузе, на Москве реке 28. Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости церковь в селе Савине 29. Происхождение честных древ Животворящего Креста церковь в селе Спасском, Дуброва тож 30. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Казанове 31. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Колюбакине 32. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Старом 33. Рождества Пресвятой Богородицы церковь на погосте, в Старой Рузе 34. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Чернецком, на реке Рузе 35. Рождества Христова церковь на Погосте, на реке Мологоще 36. Рождества Пресвятой Богородииы церковь в селе Тархове, на речке Тросне 37. Смоленской Божьей Матери церковь в селе Горбове, Одигитриевское тож 38. Спаса Нерукотворенного образа и Илии пророка церковь в селе Ильинском 39. Сретения Господня церковь в селе Песках 40. Троицы Живоначальной церковь на погосте Георгиевском, на реке Рузе 41. Успения Пресвятой Богородицы церковь в селе Борзецове на речке Вейне 42. Успения Пресвятой Богородицы церковь в селе Успенском, Корманово, Соколово тож 43. Святых мученик Фрола и Лавра церковь в селе Семеновском , Козлово тож Отдел второй О церковных местах и землях Церковные места и земли в Русской десятине Город Руза I. Историческое описание города Рузы. II. Владельцы, и князья удельные III. Наместники и волостели, воеводы, осадныя юловы и разные приказные люди IV. Число церквей V. Число дворов и людей VI. Государева служба Ружан: ополчение и походы VII. Промышленность и торговля VIII. Границы Русского уезда; его станы и волости  

 
Предисловие

Св. Синод, указом от 12-го октября 1866 года, за № 1839, предписал по духовному ведомству собрать материалы для церковных летописей. Не знаем, что сделано во исполнение этого указа; но, желая со своей стороны сколько-нибудь помочь доброму делу, мы предприняли собрание материалов для церковных летописей исключительно по документам Московского Архива Министерства Юстиции, относящимся к XVI, XVII и XVIII столетиям. Мы далеки от мысли, чтобы труд наш обнимал предмет со всех сторон и во всех его подробностях, потому что, кроме сказанного источника, нет сомнения, на святой Руси найдется много иных памятников старины, хранилищ древних рукописей и документов, которые могут представить обильный материал для предположенных летописей; наконец, в самом Московском Архиве Министерства Юстиции, вероятию, остается еще много документов с подобным материалом, хотя мы, не смотря на все наше желание, еще не отыскали их.

Из собранных материалов читатель увидит: кем и когда именно построена та или другая церковь, за каким владельцем или помещиком состояло то или другое село с самого времени составления писцовых книг. Мы сочли необходимым выяснить, по возможности, и переход имений, в которых находились церкви, от одного лица к другому. Это сделано нами в виду следующих соображений: но документам в одном и том же уезде весьма нередко встречаются села с одним и тем же названием и при них храмы во имя одного и того же святого; отсюда невольно возникало сомнение – к каким именно из таких церквей следует отнести найденное сведение; а малейшая ошибка в этом повела бы, вместо разъяснения к страшной запутанности в летописной истории церквей. Чтобы вполне рассеять такие сомнения, мы строго разграничили одно от другого села с одинаковым наименованием, и наилучший для этого способ, по нашему мнению, состоял в указании: в чьем владении было село в тот момент, когда построена в нем церковь, на каком оно было урочище и затем к какому лицу пли в какой род оно переходило впоследствии. Ответов на эти вопросы мы искали в делах Вотчинных коллегий, и находили в них, кроме того, так сказать, дополнительные материалы для летописей самых церквей с их приходами.

Главным же источником по собиранию материалов для церковных летописей служили нам писцовые, межевые и переписные книги; а каковы эти источники, можно видеть из следующих слов глубокого знатока нашей родной старины; «начало писцовых и межевых книг современно зарождению русского государства», сказано в предисловии к изданию тех книг, сделанном сенатором И. В. Калачовым1. "Писцовые2, книги, можно сказать, воскрешают пред исследователем минувшие строй и вид не только более значительных, но и менее важных центров тогдашней администрации: старинные и частью вовсе не существующие в настоящее время города восстают из-под своих развалин с, их острогами, стенами, башнями, бойницами и всеми средствами обороны против неприятелей, с храмами, построенными и украшенными благочестием людей, давно почивших со всеми семействами и даже со многими последующими поколениями»3.

Из писцовых книг мы узнаем, какие существовали в то время соборные, городские, посадские, слободские и сельские церкеви. При описании городов, городские церкви, начиная с соборной церкви, обозначались известной местностью, как-то: «па посаде», «в слободе», «по валу», «на реке». После города следовало описание уездных сел, погостов и монастырей с их церквями, деревень, починков и т. п., – описание, расположенное по станам. «При описании церквей и монастырей», сказано в том же описании, «нередко означается: когда и кем они устроены, исчисляются приделы, образа с их украшениями, церковные сосуды и прочая утварь, ризницы, книги печатные и письменные, колокола, и при этом иногда упоминаются и самые имена жертвователей, наконец церковные или монастырские дворы и места... Здесь исследователю открывается обширное поле для обогащения себя сведениями о постройках и украшениях в древности церквей, об иконной живописи и о разных книгах и рукописях церковных»4. Об архитектурной постройке церквей нередко упоминается, что церковь «каменная, об одной главе, с колоколами», – «деревянная» – «клетца», «верх рублен четверик на четверик», «две главы обиты тесом», «два верха шатровые» крыты тесом «с трех сторон паперти», «колокольня на четырех столбах, покрыта шатром тесовым, с крестом, а на ней 5 колоколов» и т. п.; – при этом упоминается, что «строение то мирское», «вотчинниково», «монастырское», и что «здание храма подгнило, ветхо, развалилось». Об иконной живописи встречается, что икона писана «на вохре», «на золоте», «на серебре», «венец и гривна резные, золочены» и т. п. После зданий и дворов следовало описание церковных и вотчинных земель, которые по качеству разделялись па добрую, среднюю и худую, и заключались в пахотной, лесной, полевой и луговой. Земля исчислялась четьями, десятинами, четвериками, осминами и полуосминами, а сено – копнами. Церковь, в которой не совершалось богослужение, обозначалась, что «стоит пуста» «без пения». Если же церковь была уничтожена по каким бы то ни было причинам, и самое место церковное с кладбищем обращалось в пустошь, то обозначалось так: «пустошь, что было село такое-то, а в нем место церковное, что был храм такой-то», нередко при этом обозначалась и причина самого разрушения храма. Место церковное, где был некогда храм с принадлежащей к нему церковной землей, ни в каком случае не поступало во владение частных лиц, а отдавалось на оброк разным лицам с платою оброчных денег в патриаршую казну.

После писцовых, переписных и межевых книг для сборника исторических материалов о церквах представляют прекрасный источник приходные окладные книги патриаршего казенного приказа. Эти книги состоят из двух отделов: один носит название книг «жилых данных церквей», в которых совершалось богослужение, а другой – «пустовых, оброчных церковных земель».

Приходные окладные книги велись по десятинам; в книге каждая принадлежавшая к десятине церковь писалась отдельной статьей с обозначением дани и других окладных денежных доходов. Каждая десятина получала свое название или от уездного города, или волости, или стана, и заключала в себе неодинаковое число церквей (в одной было больше, а в другой меньше). Десятины составляли определенные округи, центром которых был уездный город, стан пли волость, а в состав десятины входили не только церкви того уезда, стана или волости, но и церкви других уездов, станов и волостей, находившихся «по близости» к той или другой десятине. Десятины с малым числом церквей группировались вместе, так напр. Радонежская соединялась с Селецкой и Загородской; Боровская – с Верейского, Кремиченской, Перемышльской и Мало-Ярославской и т. п., и уже находились в заведывании одного поповского старосты, избиравшегося духовенством. Когда же число церквей увеличивалось, то десятины отделялись одна от другой и делались самостоятельными, имея во главе своего поповского старосту. Напротив того десятина с большим числом церквей разделялась на две части, из которых одна была в заведывании поповского старосты, а другая – его заказчика – попа, выбранного также духовенством. Как староста поповский, так и заказчик обязаны были «без утайки» собирать окладные и неокладные денежные доходы в патриаршую казну с жилых данных церквей к записывать в свои приходные книги. К сожалению, книги старост поповских не сохранились. Собранные данные и другие денежные доходы старосты поповские вместе с книгами «отвозили на Москву, в патриарший казенный приказ». Патриаршие подьячие, принимая деньги от поповских старост, делали в приходных окладных книгах патриаршего казенного приказа под статьей каждой церкви отметки в следующей форме: «и 192 (1683) декабря в 31 день те деньги взято, платил староста поповский села Горок Предтеченской поп Филимон, принял Ивашко Вешняков» (№» 110, стр. 181). Церковь, не уплатившая данных окладных денег, записывалась в «доимках» из года в год до тех пор, пока не были уплачены данные деньги. Бывали случаи, что данные деньги уплачивались или самими помещиками и вотчинниками тех сел, в имении которых состояли церкви: «и марта в 13 день те деньги па нынешней на 192 год взято, платил дьяк Василей Протопопов», «и июня в 4 день те деньги платил думного дворянина и печатника Дементия Минина человек Федор Михайлов, принял Ивашко Вешняков» (там же, стр. 147); – или же стряпчими монастырскими, если село было монастырское, и очень редко местными приходскими священниками: «и августа в 30 день те деньги взято, платил той церкви поп Парфений, принял Ивашко Вешняков» (стр. 135).

Данные окладные деньги, собираемые с церквей в патриаршую казну на основании указов св. патриархов, распределялись по количеству земли и по численности самого прихода: дворов – духовенства, вотчинников и крестьян5. Если же число дворов и земли при какой-либо церкви увеличивалось, то дань возвышалась. Кроме собственно дани, церкви обязаны были, по указам, св. патриархов, уплачивать в патриаршую казну и другие церковные пошлины, как-то; «заезда, наместнические, десятильничие, кормовые» и др. К церковным пошлинам принадлежали и неокладные денежные доходы, собираемые по указным статьям «с венечных памятей – с отроков, двоеженцев и троеженцев, с разного рода челобитчиков, со ставленников: попа, дьякона и дьячка, с настольных гранат – архимандрической, игуменской, и протопопской и с благословенных грамот, которые давались, вместо утерянных и сгорелых ставленных грамот, с патрахельных памятей, выдаваемых вдовым попом, да с постихарных, выдаваемых вдовым дьяконом, – с перехожих памятей, выдаваемых попом, дьяконом, при переходе с одного места на другое и с новоявленных памятей, выдаваемых дьячкам, пономарям и просвирницам при поступлении на места»6. Кроме исчисленных денежных доходов были еще и другие церковные пошлины, которые доставляли весьма значительный доход, как патриаршему дому, так и на содержание хозяйственного к административного управления патриарха, на что требовались весьма большие суммы, которые, по крайне скудным средствам тогдашнего белого духовенства, нередко подавали повод к ропоту и жалобам, если взимались в слишком большом размере7. Окладные и неокладные денежные доходы, «церковные пошлины» обязаны были платить как старопостроенные (кроме некоторых патриарших сел), так и новопостроенные церкви. «А которые всяких чинов люди, сказано в той же грамоте патриарха Иоакима, бьют челом св. патриарху на строение церквей в поместьях и в вотчинах своих вновь на новых местах, где преж сего церквей не было, о благословенных грамотах, и по указу великих государей и св. патриарха, они к тем церквям попу с причетники на прокормление отводят земель из своих поместных или вотчинных дач: первая статья 20 четьи в поле8, а в двух потому ж, сена 20 копен9; средняя статья 15 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен; меньшая, статья, где землей скудно, сто или меньше ста чети, по десяти четьи в поле, а в дву потому ж сена 10 копен... А на новопостроенные церкви дань накладывается в то время, как церковь новопостроенная учинится освящена и поп у ней будет»10. И всякая новопостроенная церковь вместе с данными окладными деньгами, положенными по указным статьям, записывалась в приходные окладные книги жилых данных церквей патриаршего казенного приказа под уездной или волостной десятиной. Все «жилые церкви» «писались в книгах жилых данных церквей только до тех пор, пока в них совершалось богослужение. Если же церковь приходила в ветхость и не могла быть исправлена, или не могла содержаться за скудостью прихода, то дань с ней снималась и в приходных книгах жилых церквей делалась отметка под статьей этой церкви, или с боку, на полях, что «церковь пуста», «попа нет». Церковная земля, принадлежавшая к пустовой церкви, отдавалась в оброк, и оброчные деньги писались в другой книге патриаршего казенного приказа, под названием «пустовых церковных земель».

Окладные оброчные книги «пустовых церковных земель» так же, как и книги жилых церквей разделялись на десятины. В каждой десятине писались все те церковные земли, которые, состоя в той или другой десятине, доставляли доход в патриаршую казну. Церковной кустовой землей мог на известных условиях владеть каждый без исключения. «А которые церкви в прошлых годах запустели, а сказано в той же грамоте, – и попов и церковных причетников у них нет, и тех церквей церковные земли, пашня и сенные покосы, и лес, и всякие угодья отдаются св. патриарха из казенного приказа на оброк челобитчиком, а оброку с них емлется св. патриарха в домовую казну по писцовым книгам; с пашни с чети в ноле, а в дву потомуж, по 3 денги, с сенных покосов с копны по 2 денги, а с иных угодей по рассмотрению, или кто челобитчики и сверх указного, что наддаст. А отдаются церковные земли на оброк на год, и на два, и на три, а за прииск вновь и из росчистки отдаются лет на 5, а больше того не отдаются». Церковные земли так же, как и жилые церкви писались в приходных книгах отдельными статьяеми, с обозначением оклада оброчных денег и звания, имени, отчества и фамилии обротчика. Под каждою статьей церковной земли делалась отметка в получении оброчных денег. Не уплатившие оброчных денег за текущий год записывались «в доимке пустовых оброчных земель» из года в год до тех пор, пока не уплатили «доимку». Оброчные деньги также как и данные деньги собирались старостами поповскими и отвозились вместе с приходными книгами на Москву, в патриарший казенный приказ. Если на пустовой церковной оброчной земле была построена церковь, то церковная земля приписывалась к новопостроенной церкви, и в приходных окладных оброчных книгах под статьей церковной земли делалась отметка в такой форме: «на сей земле церковь построена и данью обложена и внесена в приходную книгу жилых церквей и впредь не писать».

Приходные окладные книги патриаршего казенного приказа, «жилых данных церквей» и «пустовых церковных земель» начинаются с 7136 (1628 г.) по 1739 г., а с 1740–1746 г. приходные окладные книги того же наименования соединены с делами синодального экономического правления.

Материалы для составления церковных летописей, извлеченные нами из Архива Министерства Юстиции, расположены согласно с приходными окладными книгами патриаршего казенного приказа по десятинам и заключают в себе все «жилые церкви и церковные пустовые земли» Московской губернии.

Василий Холмогоров

Диакон Гавриил Холмогоров

* * *

1

См. Описание документов и бумаг Моск. Арх. Мин. Юст. кн. 1, стр. 1, часть 2, 1869 г. С.-Петербург.

2

Писцовые книги получили свое название от писцов, посылаемых правительством для описания городских и уездных вотчинных и помест­ных земель, сел и монастырей с их церквями и землями; переписные – от переписи дворов городских, сельских, деревенских с их пере­численными жителями.

3

Там же, стр. III.

4

Там же, стр. VIII.

5

В грамоте св. патриарха Иоакима к новгородскому митрополиту Кортнилию о церковных пошлинах сказано: «Новопостроенных церквей, или, где доведется, и старо-построенной церкви на попов с причетниками дань вновь положить, накладывается дани с дворов с поповых по 4 деньги, с Дьяконовых по 2 д., с Дьячковых, с понамаревых, с просвирнициных и с бобыльских, которые бобыли живут на церковных землях, по денге с двора. С церковной земли, с пашни паханой и перелогом и лесом порослые земли по писцовым книгам, с чети по 3 деньги с одного поля; с сенных покосов, с копны по 2 денги;... с приходских дворов, в городах с воевоцких, в уездах с вотчинниковых и с помещиковых, в городах же с гостей и гостиной и суконной сотен по шти (шести) денег с двора; с подячих и посацких лутчих и в уездах со старостиных и целовальниковых по 4 денги с двора, с посацких же и крестьян средней статьи но 3 денги с двора; с посацких же и крестьянских молотчих по 2 д. с двора; с солдатских и стрелецких, с пушкарских, с ариставовых, воротниковых и иных каких безпомесных служивых людей по две же денги с двора; на посадах же и в уездах с бобыльских я со вдовьих и с задворных людей по денге с двора». См. Опис, документов Моск. Арх. Мин. Юст. ч. III, кн. I. С.-Петерб. 1869 г.

6

См. Опис. докум. Моск. Арх. Мин. Юст. кн. I, ч. III, стр. 2–7. С.-Петерб. 1869 г.

7

Там же, стр. I.

8

Одна четь или четверть составляет 1½ десятины.

9

10 копен сена составляет десятину.

10

Там же, стр. 4.


Источник: Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии : [вып. 1-11] / собр. В. Холмогоровым и диаконом Г. Холмогоровым. - Москва : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1881-. / Вып. 1 : Рузская десятина. - 1881. - X, 254, [1] c., [4] л. ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle