С.К. Севастьянова

Источник

Заключение

Проведенное исследование эпистолярного наследия патриарха Никона позволяет сделать следующие выводы. Письма Никона разнообразны по форме, тематике, степени «литературности», проявлению в них авторского «я» и личностного начала. Их своеобразие определяется конкретными жизненными обстоятельствами, в которых оказывался патриарх, внелитературными целями, адресатами и индивидуальными мировоззренческими установками самого автора-патриарха. Эпистолярное наследие Никона тесно связано с различными периодами его архиерейского служения, каждый из которых характеризуется определенным типом письма. В переписке новгородского митрополита Никона с современниками преобладают сухие деловые «отписки», форма и тематика которых строго регламентирована законами приказного делопроизводства; после поставления Никона в патриарха Московского и всея России начинается его личная переписка с царем Алексеем Михайловичем и членами государевой семьи, которая носит дружеский характер; послания из Воскресенского монастыря, составленные Никоном после оставления первосвятительской кафедры, отличаются яркой публицистичностью, открытостью формы, наполнены разными видами заимствований из библейских источников, именно в этих посланиях патриарх Никон проявился в большей степени как автор, книжник, полемист и публицист, живо реагирующий на происходящие вокруг него и связанные непосредственно с ним события, дающий собственную оценку случившемуся, поучающий царя и защищающий государеву честь; для письменного общения с царем из Ферапонтова монастыря патриарх Никон избрал форму челобитной, принадлежащую к самому распространенному виду официально-деловой и частной переписки XVII в.,в наибольшей степени подходящему для разного рода прошений и эмоционального воздействия на адресата.

Уникальность эпистолярных сочинений патриарха Никона в их «пограничности», «серединном» положении между строгим деловым письмом и литературным посланием; среди писем патриарха Никона можно обнаружить как «чистые», так и «переходные» типы писем – от формулярного послания к посланиям, отражающим новые формы художественного осмысления действительности, что характерно для творчества писателей Нового времени.

Анализ авторских приемов построения эпистолярных текстов позволил увидеть, каким образом в сочинениях патриарха Никона сочетаются традиционные и новаторские художественные методы и приемы. По уровню образованности, начитанности и способам работы с источниками патриарх Никон традиционалист, эпистолярное наследие которого создано в русле византийско-славянской книжной средневековой традиции. Практически единственный источник сочинений патриарха Никона – Священное Писание. Подобно древнерусским книжникам и писателям, составлявшим специальные подборки цитат из канонических источников, а также образованным и просвещенным иерархам Русской Церкви, обращавшимся с письменными поучениями к пастве, наполненными разного рода заимствованиями из традиционных текстов, патриарх Никон подбирал цитаты и сюжеты из библейских источников, которые вводил в свои тексты типичными, выработанными веками приемами. В то же время в полемических целях и для усиления публицистичности повествования автор использовал традиционный жанр «видений»: рассказы о собственных духовных опытах и откровениях свыше, построенные по законам жанра и своей тематикой связанные одновременно с книжной традицией и народной культурой, автор либо умело встраивал в ткань собственных сочинений, либо прикладывал в качестве самостоятельных повествований-приложений к готовым посланиям царю. Содержание видений патриарха Никона всегда было связано с выражением авторской позиции по отношению к одному из актуальных вопросов современности – о качествах первосвятителя и светского правителя.

Усиление личностного начала – одна из ярких примет «переходной поры» русской литературы. В эпистолярных сочинениях патриарха Никона эта особенность проявляется прежде всего на уровне стилистики его произведений, в которых сосуществуют книжный и разговорный язык, книжные сюжеты и народно-поэтическая образность. Особенность повествования патриарха Никона определяется сознательной ориентацией автора на агиографическую традицию в методах создания художественно значимых сцен, в выборе агиографических образов иподобий. Стилистика агиографии разрушала канцелярский тип повествования и наделяла приказные документы определенной степенью «литературности». Разрушению строгого формуляра и усилению экспрессивности изложения способствовало и проникновение яркой и эмоциональной разговорной речи в документ, составленный по законам приказного делопроизводства. Языковая двуплановость текстов патриарха Никона определяется содержанием и целью его сочинений. Новгородские «отписки», ферапонтовские и отчасти московские письма Никона царю, составленные по необходимости (просьбы Никона к царю из ссылки о материальной помощи) и в связи с выполнением Никоном особых государевых поручений («отчеты» Никона о восстании в Новгороде и о поездке в Соловецкий монастырь), написаны сухим деловым языком, порой приближающимся к разговорному; именно в этих письмах и челобитных патриарха Никона обнаруживаются художественные приемы и образность народной культуры. В переписке Никона с царем из Воскресенского монастыря, в которой обсуждались события, связанные с «делом» патриарха Никона, в ответных утешительных посланиях московского патриарха грекам, страдающим в неволе за сочувствие к нему, и в «перехваченных» грамотах Никона к восточным патриархам для доказательства собственной правоты и обличения недругов автором использованы авторитетные источники – библейские и патристические тексты, агиографические и законодательные (кодексы русского и византийского права, решения Вселенских и поместных соборов, правила святых апостолов и святых отцов) источники. В этих сочинениях патриарха преобладает книжный язык.

Необходимо отметить и тот факт, что жанр послания в творчестве патриарха Никона продолжает эпистолярную традицию Древней Руси и сохраняет литературную преемственность с ранними этапами становления жанра. Многие послания патриарха Никона составлены в традициях послания-поучения – основного на Руси типа письма. В посланиях патриарха Никона наряду с эпистолографическими правилами и формуляром приказного делопроизводства обнаруживаются и традиционные приемы ораторского красноречия: ритмизованное повествование, разные типы повторов (синонимический, деривационный, синтаксический, корневой, лексический, звуковой и др.), построение фразы по принципу возрастающей силы, сравнение собственных и чужих действий, метафоричность речи и т. д. Литературная природа отдельных посланий патриарха Никона (например, послания царю о ссоре с Р. Боборыкиным и челобитной из Ферапонтова монастыря о символическом значении богослужебных предметов и священнических облачений, писем к грекам Савве Дмитриеву и иконийскому митрополиту Афанасию), ярко выраженная публицистичность писем Никона к иерархам Греческой Церкви, у которых опальный патриарх искал поддержки и защиты («перехваченные» грамоты к восточным святителям, а также послание к Паисию Лигариду), подтверждается существованием их в рукописных копиях XVII – XIX вв.: современники патриарха Никона, его последователи и ученики, читатели более позднего времени проявляли интерес к сочинениям патриарха Никона, к его взглядам и способам их выражения. Кроме того, яркий по образности и содержанию автобиографический рассказ о видении патриарху Никону московских святителей, который он включил в послание царю Алексею Михайловичу 1661 г., в конце XVII в. получил литературную обработку в Воскресенском монастыре и бытовал в рукописной традиции XVII – XIX вв. в качестве самостоятельного повествования о видении.

Исследование посланий патриарха Никона к современникам дало возможность выявить и личностные, индивидуальные интонации Никона-автора: письма московского святителя наполнены экспрессией, любимые приемы Никона – ирония и антитеза, которые позволяют ему в переписке с царем открыто обличать вторжение абсолютистского начала во все сферы общественной жизни, и прежде всего в церковную жизнь, подчеркивать собственную правоту и открыто выражать свою точку зрения.

Наконец, письма и послания патриарха Никона можно рассматривать как сочинения, программные для XVII в., в которых московский патриарх отчетливо сформулировал собственные представления об идеальном православном самодержце и качествах первосвятителя. Несмотря на то, что концепция патриарха Никона не была оформлена в его письмах в цельную и стройную систему, а подана фрагментарно, в связи с обсуждением конкретных событий, важнейшая ее идея состояла в том, чтобы возвысить значение и влияние Церкви. Патриарх Никон в качестве идеального светского правителя видел православного царя, верного греко-византийскому православию, строителя христианской православной империи; образец для особых отношений государства и Церкви патриарх Никон находил в византийской концепции «симфонии» между ними: каждая из властей выполняет присущие ей функции, но духовная власть есть направляющая и основополагающая. Идеи патриарха Никона получили новое звучание в творчестве писателей патриаршего круга второй половины XVII в. и дали толчок для создания большого количества сочинений, в которых активно обсуждалась тема священства и царства.

Переписка патриарха Никона с современниками дала возможность проследить трансформацию эпистолярного жанра как результата развития русской литературы XVII в., связанного с усилением личностного начала и возрастанием роли автора.


Источник: Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / С. К. Севастьянова ; Российская Акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т филологии. - Москва: Индрик, 2007. - 776 с.

Комментарии для сайта Cackle