С.И. Доброумов

Донской монастырь в Москве

Источник

Содержание

А. Общие сведения о монастыре Основание монастыря и постепенная постройка в нем храмов и других зданий Права настоятелей монастыря Средства содержания монастыря Отношение Донского монастыря и духовному просвещению Значение монастыря для упорядочения церковного пения Достопамятные события в монастыре: а) убиение архиепископа Амвросия Достопамятные события в Донском монастыре: б) постой французов в 1812 г. Б. Обозрение церквей и других зданий монастырских Храм в честь Донской иконы Божией Матери Собор в честь Донской иконы Божией Матери Сретенская церковь Тихвинская церковь Михаило-Архангельская церковь Александро-Свирская церковь Иоанно-Златоустовская и Екатерининская церковь Церковь св. Иоанна Лествичника Кладбищенская церковь Колокольня Кельи и другие здания Ограда Часовня  

 

Основание монастыря и постепенная постройка в нем храмов и других зданий. Права настоятелей монастыря. Средства содержания монастыря. Отношение Донского монастыря к духовному просвещению. Значение монастыря для упорядочения церковного пения. Достопамятные события в монастыре: убиение архиепископа Амвросия и постой французов в 1812 г. Обозрение церквей и других зданий монастырских.

Исторический очерк со многими рисунками Сергея Доброумова1

А. Общие сведения о монастыре

Основание монастыря и постепенная постройка в нем храмов и других зданий

В 1591 году Крымский хан Казы-Гирей вздумал напасть на Москву. Место для этого нападения он избрал между Калужской и Серпуховской заставами. Царь Феодор Иоаннович противопоставил хану незначительное и неподготовленное войско и вместе с тем совершил крестный ход с Донскою иконою Божией Матери. Усердно помолившись, царь предсказал боярину Григорию Годунову об удалении неприятеля. Действительно, после жаркой перестрелки и стремительных конных атак, хан бежал (5 июля2). В благодарность Богоматери царь построил в 1593 году на месте сражения храм в честь Донской иконы Божией Матери и учредил при нем монастырь. Монастырь состоял из одного каменного храма, колокольни на столбах, кельи игумена и кельи братии. Количество утвари и других необходимых для богослужения предметов было ограниченное. Монастырь обнесен был деревянным забором. Около храма, построенного царем Феодором Иоанновичем, и возник мало-помалу впоследствии монастырь в том виде, какой он имеет в настоящее время.

Другой царь, – Феодор Алексеевич, – пристроил к храму царя Феодора Иоанновича два придела, трапезу и колокольню, наделил храмы утварью и обнес новой деревянной оградой. В правление царевны Софьи. Сестра ее – царевна Екатерина – построила большой соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери и стала обносить монастырь новою каменной оградою. Все это совершилось в ХѴII столетии. В XVIII столетии Грузинский царь Арчил Вагхангович устроил в нижней части собора храм в честь Сретения Господня. Затем супруга царя Ивана Алексеевича – Параскева Феодоровна -построила церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери над северными воротами монастыря. Почти в то же время в южной части монастыря на средства царского стольника Дурново построена была церковь преп. Евфимия Великого, не сохранившаяся до нашего времени. В начале XIX столетия она была разобрана и на ее месте, на средства кн. Голицыной, построена была церковь во имя св. Архистратига Михаила. В конце XVIII в. близь алтаря собора построена церковь во имя преп. Александра Свирского на средства графа Зубова. В позднейшее время (XIX–XX в.) построены церкви: св. Иоанна Златоуста и вмч. Екатерины – на средства купца Первушина, преп. Иоанна Лествичника – на средства генерала Терещенко и кладбищенская церковь – на монастырские средства. Общее число храмов в Донском монастыре 8; в них престолов (с предполагаемыми) 14. Постоянно богослужение совершается в древней церкви в честь Донской иконы (литургия в 6 часов утра), в Михаило-Архангельской церкви (литургия в 8 часов утра) и в соборе (лит. в 10 ч.). В Екатерининской церкви и церкви св. Иоанна Лествичника служат в некоторые дни недели; в прочих церквах – в храмовые праздники. Кладбищенская церковь еще не окончена отделкой, почему служба в ней не совершается.

В XVIII в. на средства казны и частных благотворителей сооружена величественная колокольня.

Права настоятелей монастыря

Царь Феодор Иоаннович, учредив монастырь, предоставил настоятелю его права игумена. Однако это игуменство продержалось в монастыре недолго. Обеднение монастыря в наступившее после смерти царя Феодора смутное время самозванцев и малочисленность братии низвели Донской монастырь на последнее место в ряду других монастырей и он был приписан к Андреевскому монастырю, – ныне Андреевская богадельня. Царь Феодор Алексеевич, обстроив и украсив монастырь, отделил его от Андреевского и поставил во главе его опять игумена. Царевна Екатерина, – строительница собора, – исходатайствовала настоятелям монастыря сан архимандрита. Петр 1 предоставил архимандритам Донского м-ря служить по – архиерейски: с рипидами, орлецом, с осенением, и посох иметь с судком. При учреждении Св. Синода, Донской архимандрит был вызван в число присутствующих в Синоде. Данные Петром права настоятелям монастыря были расширены Анною Иоанновною, предоставившею этим настоятелям право при служении надевать панагию и осенять, наравне с Чудовским архимандритом, трехплетеною свечею. В XVIII веке монастырь был отчислен из епархиального ведомства и отнесен к числу синодальных или «ставропигиальных» монастырей.

Приблизительно с половины XIX столетия и доныне Донской монастырь почти непрерывно, вообще с малыми промежутками, управляется лицами, состоящими в архиерейском сане. В настоящее время им управляет член Св. Синода, Высокопреосвященнейший Алексий, бывший архиепископ Тверской и Кашинский, а ранее экзарх Грузии.

В управление Донским монастырем Высокопреосвященнейшего арх. Алексия, при поддержке в монастыре распоряжениями и личным примером самого владыки добрых христианских отношений, выполнения монастырского и церковного уставов и благолепия в церковном богослужении, Донской монастырь приведен (и приводится) в благоустройство и с внешней стороны. Так отремонтированы и окрашены ограда и башни вокруг монастыря, Тихвинская церковь, часовня, колокольня и собор. В соборе очищена от пыли и копоти живопись Екатерининской эпохи; свободные от живописи места: купола, панель, а также иконостас, окрашены прежними колерами; очищена золотая резьба иконостаса; роскошно вызолочена древняя художественной работы сень над престолом; самый престол сделан вновь, обложен позолоченным серебром с рельефными изображениями священных событий и утвержден на особом возвышении среди алтаря; приобретены для собора новые: светильник за престол с семью цветными лампадами и паникадило; чугунный пол в соборе покрыт линолеумом. Изящно отремонтирована и частию (в алтаре) расписана Сретенская церковь. Построен иконостас для трех алтарей кладбищенской церкви, сооружены для него иконы, и т. п.

Средства содержания монастыря

Учредив Донской монастырь, царь Феодор Иоаннович обеспечил содержание его припискою к нему подмосковного сельца Семеновского. Монастырь владел этим сельцом на правах помещика. В последствии часть крестьян из этого села была переселена на речку Раменку и образовала деревню Раменку, иначе Посевьево. Эта деревня также принадлежала монастырю. Затем монастырю была отдана земля, простиравшаяся от монастыря до Калужских ворот. Особенно увеличились средства монастыря со времени приписки к нему пяти монастырей с их вотчинами. В числе этих монастырей была известная Тихонова пустынь.

Позднее предоставлены были монастырю рыбные ловли и перевозы на р. Каме и приписан был Костромской Железноборовский монастырь с его вотчинами. Кроме того из приказов дворца выдавались монастырю деньги, богослужебные и хозяйственные припасы. Петр I отменил эти выдачи из царской казны. Во время войны с Карлом XII, шведским королем, Петр два раза отбирал у монастыря часть колоколов для перелития на пушки. Императрица Екатерина II отобрала у Донского монастыря все его вотчины и уничтожила помещичьи права у всех монастырей. Число душ крестьян, отобранных в это время у Донского монастыря, едва не достигало крупной цифры 7 тысяч. В настоящее время Донской монастырь содержится на богослужебные доходы, на доходы от продажи могил и от арендных статей.

Отношение Донского монастыря и духовному просвещению

Донской монастырь едва не сделался местом высшего богословского образования. В 1737 году, в большой пожар в Москве, сгорело здание Славяно-греко-латинской академии, помещавшейся в Заиконоспасском монастыре. Удобным для нее местом был признан Донской монастырь. Однако перевод академии в Донской монастырь не состоялся. В нем не оказалось свободных помещений. Помещения братии признаны были ветхими и небезопасными для живущих в них. Дело о переводе академии прекратилось тогда, когда Славяно-греко-латинская академия была упразднена, а учрежденная взамен ее по новому уставу Московская духовная академия была открыта 1 Октября 1814 года в Троице-Сергиевой лавре.

Некоторое время (с 1799 по 1827 год) в Донском монастыре помещался Духовно-цензурный комитет, на обязанности которого лежал просмотр рукописей духовно-нравственного содержания и одобрение пригодных из них для печати.

В 1835 г. известный церковный композитор архим. Феофан, настоятель Донского монастыря, по примеру своего покровителя, митрополита Московского Платона, открывшего Вифанскую семинарию, предоставил здание, где прежде находился цензурный комитет, для помещения Донского духовного училища. Дар архимандрита Феофана принес обильные плоды. Открытое 12 мая 1835 г., по повелению императора Николая 1, училище существует в Донском монастыре, под благодатным покровом Божией Матери, уже более 75 лет и за этот почтенный период своего бытия оно подготовило массу детей для прохождения средней и затем высшей школы, как духовной (академии), так и светской (университетов и лицеев). Его бывшие воспитанники явились не только полезными, но нередко и выдающимися деятелями на общественных поприщах, – и духовном и гражданском.

В 1909 г. в монастыре учреждена послушническая школа, в которой проходятся, в объеме курса двухклассной ц.-приходской школы, следующие церковные предметы: св. история, катехизис, церковный устав и церковная история. Сверх того в курс этой школы введены еще специальные предметы: а), краткая история Донского монастыря и б), учение о монашестве: краткая история монашества, правила благоповедения иноков, учение о монашеских обетах и аскетическая литература. Прохождение курса школы дает следующие права: приукаживаются к монастырю только те послушники, которые, кроме других отличных своих качеств и послушания, прошли курс школы; о прохождении курса школы вносится в формулярный список послушника и только прошедшему курс школы дается доступ к монашеству и степеням священства.

Для удовлетворения духовных нужд братии имеется в монастыре библиотека. Начало этой библиотеке положено еп. Иаковом (в 1883 г.). Часть книг этой библиотеки была пожертвована часть куплена (библиотека одного частного лица). Епископ Иаков предполагал сделать монастырскую библиотеку публичною.

Из проповедников, произносивших в монастыре поучения, первое место, бесспорно, принадлежит св. Димитрию, митр. Ростовскому, произнесшему три слова в Донском монастыре. Плодовитым проповедником в монастыре был архимандрит Феофан, оставивший 4 тома своих поучений. Делом церковной проповеди по готовым печатным образцам в обычное время занималась и занимается братия Донского монастыря; в наиболее торжественные дни произносятся оригинальные проповеди особо назначенными для сего начальством лицами.

При еп. Иакове, управлявшем Донским монастырем в 1884 – 5 гг., некоторое время велись внебогослужебные чтения богословского и церковно-исторического содержания. В начале чтений, в антрактах и по окончании чтений монастырский хор исполнял церковные песнопения, преимущественно по нотам.

Значение монастыря для упорядочения церковного пения

Пение, перешедшее в русскую церковь от греков и славян при самом принятии христианства, было одноголосное. Между тем в Западной Европе появилось и стало развиваться пение трех-и-четырех-голосное. Оно проникло при патриархах и в русскую церковь, но не могло в ней привиться как по новости дела, так и по несовершенству музыки первых русских переложений. Между тем при русском дворе XVIII в. стали появляться в должности оперных капельмейстеров итальянские композиторы (Сарти, Галуппи, Цоппис и другие), превосходные мастера своего дела. Им и их русским ученикам нередко приходило в голову написать партесную музыку к той или другой русской церковной молитве. Так появились хорошие образцы многоголосной церковной музыки для отдельных песнопений. Но они не обнимали всего богослужения и не были переложениями издревле употребляемых церковных напевов. Московский митрополит Платон возымел намерение музыкально образовать для переложения церковных напевов лицо из духовного звания и, при содействии императора Павла I, привел свое намерение в исполнение. Таким лицом был архимандрит Феофан.

Феофан, в мире Феодор Васильевич Александров, был сын дьячка села Городищ, Каширского у., Тульской губ. Богословское образование он получил в Троицко-лаврской семинарии, состоял преподавателем и ректором духовно-учебных заведений и профессором богословия в Казанском университете. Музыкальное образование дано было ему особыми учителями: протоиереем – знатоком обихода и учителем музыки из малороссов.

Целью музыкального образования Феофана поставлено было то, чтобы научить его перелагать древние церковные напевы на 4 голоса. Феофан не только приобрел навык к переложениям, но обнаружил и развил в себе способность к самостоятельным музыкальным сочинениям. Переложения Феофана обнимают почти весь круг церковного русского пения. Сравнительно мало написано им самостоятельных сочинений. Все музыкальные произведения Феофана отличаются церковным духом, правильны по постановке ударений на словах и по пунктуации, часто отличаются выразительностью музыки и, если иногда допускают ошибки против теории гармонии (параллельные квинты и октавы, напр.), то против теории в том виде, в каком она разработана и принята лишь в настоящее время. Богослужение в Донском монастыре при Феофане, за которым (богослужением) исполнялись музыкальные произведения преимущественно самого Феофана, было весьма любимо москвичами. В праздничные дни, в дни Великого поста, особенно первой и последней недель его, собиралась в Донской монастырь вся аристократия Москвы, люди высокопоставленные и люди со средствами. Здесь все богослужение отправлялось при участии хора, тщательно и стройно певшего на 4 голоса, и при этом, большею частью, воспроизводившего церковные напевы, – чего еще не было в других церквах столицы. Архимандрит Феофан в своей церк.-музыкальной деятельности пришел в столкновение с директором придворной певческой капеллы Львовым. Некоторые сочинения и переложения Львова не были одобрены для церковного употребления, в чем Львов видел влияние Феофана. Феофан не представил Львову по его требованию своих партитур. При таких взаимных отношениях между Львовым и Феофаном, бывший послушник монастыря, дворянин Зыков, совершил злодеяние: убил в доме своей матери княгиню Веру Голицыну. Дело это было вменено в вину отчасти и Феофану и он был переведен из Донского в Нежинский монастырь, Черниговской губернии. Скончался Феофан архимандритом Калязинского монастыря Тверской губ. в 1852 году.

Церковно-музыкальные сочинения и переложения Феофана распространились по Москве и по всей России. Они и доселе не потеряли своего значения среди любителей и знатоков церковной музыки.

Достопамятные события в монастыре: а) убиение архиепископа Амвросия

Московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский был родом из молдаван. Богословское образование он получил за границей (у иезуитов в Львове) и в Московской Славяно-греко-латинской академии. Современники признавали в нем большие хозяйственные способности. В виду этих способностей Амвросий определен был на должность архимандрита Нового Иерусалима, а затем, спустя некоторое время, был назначен в архиепископы Московские. Назначение на первую из названных должностей возлагало на Амвросия обязанность привести в порядок запущенные строения Нового Иерусалима; назначение на вторую – приведение в порядок кремлевских соборов. По признанию современников, Амвросий отличался твердым и решительным характером. Строгие меры его против крестцового духовенства3 и раскольников вызвали против него озлобление. Убиение архиеп. Амвросия произошло при следующих обстоятельствах.

В царствование Екатерины II, в 1771 г., в Москве начала свирепствовать чума, занесенная в Россию из Турции, с которой Россия тогда воевала. Люди стали умирать в Москве сначала сотнями, а потом и тысячами. Вследствие опасения быстрой и неожиданной смерти, жители Москвы впали в уныние. Ослабели даже родственные чувства: родители сторонились детей, дети – родителей, видя друг в друге источник заразы и смерти. При таком упадке духа у жителей Москвы, в Москве распространился слух, что одному юродивому открыта причина чумы, постигшей Москву. Ему, будто бы, явилась Божия Матерь и сообщила, что бедствие постигло Москву за ее непочтение к Боголюбской иконе Божией Матери, поставленной при Варварских воротах, потому что перед этим образом 30 лет никто молебна не пел и свечи не ставил, и что, если будут петь молебны и зажгут всемирную свечу в тысячу пуд., мор прекратится. Народ под влиянием этих слухов толпами собрался на Варварской площади; явились священники (думают, что это были крестцовые священники), зажгли свечи по всей площади и начали молебны; в народе стали собирать деньги на всемирную свечу. Архиепископ Амвросий, во избежание скопления народа и распространения заразы, велел Московской духовной консистории снять икону, убрать ее в церковь Кира и Иоанна на Солянке, деньги отобрать и сдать в консисторию. Это распоряжение произвело народное возмущение. Толпа убила людей, посланных консисторией для исполнения приказания архиепископа; стала кричать: «Богородицу грабят»; на соседних колокольнях раздался набат, скоро распространившийся по всей Москве. Толпа с криком: «смерть грабителям» бросилась отыскивать архиепископа Амвросия в Чудов монастырь. He найдя его там и узнав, что он уехал в Донской монастырь, она направилась в этот монастырь. Архиепископ Амвросий уже приготовился бежать из Донского в Новоиерусалимский монастырь, но оказалось поздно. 16 сентября 1771 г. утром толпа ворвалась в Донской монастырь. Архиепископ Амвросий присутствовал за обедней в соборе. Увидев, что толпа с рогатинами, топорами и кольями вошла в собор, он исповедался у служащего иеромонаха, приобщился св. Таин и скрылся на обширных хорах позади соборного иконостаса. По указанию одного мальчика толпа открыла его там, вывела из храма и монастыря через ворота под колокольней, зверски била и терзала его, пока не увидела его мертвым. Окончательно добил архиепископа «поп гулящий», т.е. крестцовый священник. Архиепископ Амвросий погребен был только 4 октября в древней церкви Донского монастыря, против северной алтарной двери. Место его погребения означено массивным гранитным памятником, наверху которого помещены митра и дикирий с трикирием.

Покончив с Амвросием, толпа намеревалась устроить подобную расправу и с гражданским начальством Москвы. Между тем помощник Московского главнокомандующего, генерал Еропкин, вызвал Великолуцкий полк с орудиями и поставил его у Спасских ворот Кремля. Сначала были сделаны по толпе холостые выстрелы. Видя безвредность залпа, толпа, с криком: «Мать Пресвятая Богородица за нас» – кинулась к воротам. Тогда грянул выстрел картечью из двух орудий, и площадь покрылась убитыми и ранеными. Уцелевшие бросились бежать; многие из них, однако, были переловлены драгунами. Трое главных убийц Амвросия были повешены на месте совершения злодеяния, против западных ворот монастыря.

60 человек купцов, дьячков, дворян, подъячих, крестьян и солдат биты кнутом и сосланы на каторгу с вырезанием ноздрей. Захваченные на улице малолетние высечены розгами. На месте кончины архиеп. Амвросия был поставлен каменный крест с соответственной надписью, ныне не существующий.

Достопамятные события в Донском монастыре: б) постой французов в 1812 г.

На военном совете в Филях 1 сентября 1812 года генерал Кутузов решил сдать Москву французам без боя. Губернатор Москвы, граф Ростопчин, вывез из Москвы во Владимир все пожарные трубы, кроме 4, оставленных для Воспитательного дома. Решено было сжечь Москву при занятии ее неприятелем. Для этой цели доставлены были в Москву из села Воронцова (6 верст от Москвы за Калужской заставой) быстро воспламеняющиеся вещества, первоначально назначавшиеся для взрывчатых снарядов. Такими снарядами думал уничтожить армию Наполеона с управляемых воздушных шаров («дирижаблей») некто Леппих назвавшийся англичанином Шмидтом. Проектированные им шары не удались, a взрывчатые вещества были перевезены в Москву, как средство для ее поджога. По своему положению Донской монастырь мог подвергнуться и постою французов, и пожару в первую – так сказать – очередь.

Перед нашествием французов большинство монахов Донского монастыря разъехалось по дальним монастырям. Оставшиеся в монастыре заготовили припасы на 2–3 месяца, решили никого не впускать к себе и от себя не выпускать и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из монастырской ризницы были вывезены в Вологду. Донская икона Божией Матери – однако – оставлена была в монастыре. 3 сентября французы появились вокруг монастыря, требовали хлеба и вина и стали жечь калитку монастырских ворот. Монахи и народ поспешили в собор и заперлись там. Уничтожив огнем калитку, французы вошли в монастырь в большом количестве, взяли большие церковные свечи и с ними в ночь на 4 сентября разграбили имущество в настоятельских и братских кельях. На следующий день они приступили к ограблению церквей. Пробравшись через выбитое окно на галерею, окружающую собор, они стали ломать двери собора. По распоряжению наместника, двери были отперты. Вошедшие в собор французы рассыпались по всему храму, производя самый беззастенчивый грабеж. Французы били при этом монахов, требуя от них денег и сокровищ. Также были ограблены и прочие храмы монастыря.

Французский генерал, поместившийся в настоятельских комнатах, потребовал монахов к себе. Видя их вошедшими в клобуках и относя это к намеренному пренебрежению его особой, он гневно крикнул: «как вы смели явиться в шапках!» и приказал солдатам сорвать с них клобуки. Беседуя в этот раз с монахами, генерал разрешил им жить в монастыре и совершать богослужение. Монахи тотчас же привели в порядок одну церковь и хотели служить часы, но пришли в нее солдаты и расположились жить. A затем французы заставили монахов исполнять для себя черные работы: носить воду, разные запасы из города, топить печи, копать картофель.

Около 20 сентября в монастырь прибыл на белом коне сам Наполеон. Для его встречи войско было выстроено перед монастырем; генералы заняли места по дорожке от северных ворот к собору. Наполеон проехал до собора; посмотрел направо и налево и, ничего не сказав, уехал.

После отъезда Наполеона французы стали распространять среди монахов слухи о том, будто бы завоевана вся Россия и что скоро монахов заберут в солдаты. Опечаленных этими слухами монахов ободрил пришедший к ним служитель Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель стоит по Троицкой дороге только на 7 верст и что в Малых Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из монастыря к своим, так что к 27 сентября остались в монастыре только два монаха – ризничий и свечник, пробывшие в монастыре все время постоя французов.

Между тем французы начали бедствовать в монастыре. От недостатка пищи они стреляли, варили и жарили галок и воробьев, отнимали у монахов прямо со стола хлеб и печеный картофель. В это время вернулся в монастырь наместник.

7 октября Наполеон с главною армиею вышел из Москвы через Калужскую заставу. Тогда же был очищен и Донской монастырь. Трое оставшихся в монастыре монахов совершили благодарственное Господу молебствие.

После постоя французов в Донском монастыре, кроме пропажи антиминсов и ценных предметов, оказались разные поломки и разрушение. Разгромлена была во 2 ярусе колокольни церковь св. Захарии и Елизаветы; уничтожен был держащий крест ангел, стоявший на главе колокольни; на кладбище монастыря отбита у роскошной статуи из мрамора (над могилою Козлова) рука, находящаяся ныне (по рассказам очевидцев) в качестве трофея в одном из музеев Парижа. Выломаны были в кельях полы, употребленные неприятелем для отопления.

По удалении неприятеля, монастырь быстро был приведен в должный вид.

Пожар Москвы не коснулся Донского монастыря В этом монастыре расположены были части войск, не имевшие влияния на ход войны. Наполеон, его ближайшие генералы и лучшая часть армии, находились в Кремле и вокруг него. Там и свирепствовал пожар. Здания монастыря сохранились еще и потому, что монастырь расположен был на пустыре, который не давал пламени возможности перекинуться с других строений на монастырские.

Б. Обозрение церквей и других зданий монастырских

Храм в честь Донской иконы Божией Матери

Древнейшим монастырским храмом является храм в честь Донской иконы Божией Матери. Храм этот в том виде, какой он имеет теперь, возник не в одно время. По времени построения он представляет собою две части: а) древнейшую, – именно одноглавую церковь в честь Донской иконы Божией Матери, и б) на столетие позднейшую – приделы во имя преп. Сергия Радонежского и вмч. Феодора Стратилата, трапезу и колокольню.

Церковь в честь Донской иконы Божией Матери есть тот самый первоначальный монастырский храм, который был построен в 1593 г. царем Феодором Иоанновичем в благодарность Богу за отражение от Москвы Крымского хана Казы-Гирея в 1591 году и с которого собственно и начался Донской монастырь. Храм этот занимает место, где, во время нашествия на Москву крымских татар, стояла полотняная походная церковь во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца, a в ней – Донской образ Божией Матери, бывший на Куликовом поле и под стенами Казани.

Церковь в честь Донской иконы Божией Матери принадлежит по архитектуре к очень замечательным русским храмам XVI века. Она построена в виде небольших размеров четверика или четырехугольника, не имеющего внутри столбов; стены его покрыты крещатым сводом, несущим на себе одну световую главу. К четверику пристроен алтарь из трех полукружий (абсид). Богатая наружная отделка храма также воспроизводит стиль XVI в. Вся плоскость каждой стены храма, a также и алтарная пристройка, посредством пилястр разделены на три части и представляют собою так называемое «троечастие». Верх четверика опоясан довольно широким карнизом. Стены соборов XV – XVI в. оканчивались полукружиями («закомарами»), на которых утверждались своды соборов. В церквах малых размеров единственный свод удобно утверждался на стенах без закомар. Однако зодчие пленялись закомарами, как украшением, и потому ставили их не как подпоры под своды (как напр. в соборах Кремля), а как украшения – поверх свода. В таком виде закомары получили название кокошников. Храм в честь Донской иконы имеет три ряда таких кокошников, по три кокошника в каждом ряду, соответственно «троечастию» стен. Шея главы украшена, по обычаю XVI в., арками на полуколонках; в карнизе главы видим углубления, напоминающие нижний ряд отверстий в монастырских и вообще крепостных стенах XVI в., – тех самых отверстий, которые назначались для литья вара и других горючих веществ на осаждающих. Карниз глава имеет двойной: древний и добавленный к древнему в 1748 году при переделке кровли. Глава на этом храме в древности имела форму полушария, крытого белым железом. Теперешняя глава – грушеобразная; устроена при упомянутой переделке кровли и добавлении карниза. Шея главы имеет четыре узких окна.

В трехвековой период существования в архитектуре храма произведены были изменения. Для большей поместительности храма, стены его снизу на высоту до 11/.. саж. обрублены; верхние части стен храма, сложенные внутри в виде арок (как построена ограда), заделаны деревянными щитами; окна расширены; вероятно, сначала они имели тот же вид, какой имеют окна в палатке под колокольней; внутри эти окна имеют алебастровые колонки в итальянском стиле. – В западной стене храма прорублены две арки, в которых теперь помещаются певчие.

Весь храм сложен из кирпича. Украшения его также выполнены из кирпича, причем кирпич употреблен в своем натуральном виде. Зодчий не столько приспособлял кирпич для своих целей посредством его тесания, сколько сам приспособлялся к нему.

Внутренность храма не имела живописи до 1893 года. Стены храма были окрашены в светло-голубой цвет. С означенного года церковь расписана геометрическими и лиственными орнаментами и картинами из жизни Божией Матери по образцам картин храма Спасителя, изображениями ангелов, пророков и святителей. Живопись эта по новости своего стиля не соответствует стилю храма.

Иконостас храма деревянный резной, вызолоченный. Сооружен он вместе с иконами в 1856 году. Стиль его древнерусский, с кувшинообразными колонками, бочкообразными покрытиями, столбцами около царских врат. Все иконы писаны по золоту, в иконописном стиле, с золотою отделкой одежд. Расположение икон в иконостасе такое. Вверху – образ Пресв. Троицы; по бокам его – праотцы; под образом Пресв. Троицы и образами праотцев – Знамение Божией Матери и пророки; ниже Деисус и апостолы; еще ниже Тайная вечеря и дванадесятые праздники; в нижнем ярусе иконостаса две иконы, обе древние. Эти иконы: Нерукотворенного Спаса – направо от царских дверей – и Донская икона Божией Матери – налево от тех же дверей. Обе эти иконы принадлежат кисти царского иконописца Симона или Пимена Ушакова, одного из лучших древнерусских иконописцев, по мастерству не уступавшего некоторым европейским иконописцам его времени. Донская икона Божией Матери написана в 1668 году. Когда в иконостасе этой церкви стоял Донской образ Божией Матери, данный монастырю царем Феодором Иоанновичем, образ работы Симона Ушакова стоял в трапезе на правой стороне. По перенесении первого образа в собор, образ работы Симона Ушакова занял его место в иконостасе описываемого храма. Обе иконы Симона Ушакова и образ Тайной вечери в художественных серебряных вызолоченных ризах.

При описанном храме царь Феодор Алексеевич в 1678 году соорудил два придела: один – во имя преп. Сергия Радонежского, другой – во имя вмч. Феодора Стратилата. Первый из этих приделов напоминал о полотняной церкви преп. Сергия, стоявшей на этом месте при нашествии Казы-Гирея; второй – был посвящен ангелу царя Феодора Алексеевича – строителя храма.

Архитектура приделов имеет черты, отличающие ее от архитектуры главного храма и относящиеся уже к XVII столетию. В плане каждый придел представляет три части: среднюю в виде высокого четверика, алтарную в виде полукружия и западную четыреугольную продолговатой формы.

Такой план приделов заимствован из присоединенной в то время Малороссии, в которой храмы малых размеров (однокупольные) строились именно в таком виде. Кокошников по своду уже нет; они перенесены под карниз, который тянется под крышей, и являются уже украшением стен, а не свода. Опираются они на другой карниз, охватывающий заодно и среднюю часть и боковые. «Троечастия» уже нет; каждая стена разделена пилястрами на две части с двумя кокошниками. По обычаю XVII в. кокошники помещены и в подножии шеи главы. Глава не дает света (без окон) и лишена арок; форма ее также относится к XVII в. – именно грушевидная. Все окна в приделах расширены и их первоначальная форма не сохранилась. Вероятно, окна первоначально были сделаны в том виде, в каком они имеются в палатке под колокольней. Двери в приделы прежде находились в наружной стене каждого из них. Ходов в приделы из трапезы, существующих теперь, не было. Эти ходы сделаны в одно время с закладкою прежних ходов (с кладбища) и обращением их в окна. Следы существовавших дверей сохранились до настоящего времени. В Феодоровском приделе доселе видны в стене крючья, на которых вращались двери.

Придел преп. Сергия расписан орнаментами и небольшим количеством картин в 1893 г. До этого времени на своде его было изображение св. Духа, окруженного херувимами. Придел вмч. Феодора Стратилата с 1893 года обложен мрамором. По стенам этого придела помещены иконы в том числе мозаические.

Иконостас в Сергиевском приделе поставлен по требованию внутреннего удобства и не отделяет собственно алтарной части от храма; так сделано это и в Феодоровском приделе. Оба иконостаса сравнительно недавнего происхождения. В Сергиевском приделе резной из дерева вызолоченный иконостас сооружен в 1893 году в русском стиле. Иконы в нем писаны по золотому чеканному фону. В иконостасе нашли себе место некоторые старинные иконы, до того времени хранившиеся в ризнице; они украшены серебряными вызолоченными ризами. В Феодоровском приделе иконостас в классическом (греко-римском) стиле, вызолоченный. Иконы в этом иконостасе художественного письма.

Трапеза при храме сооружена царем Феодором Алексеевичем в 1679 году. Она представляет собою обширную палату, своды которой опираются на два массивных столба. Окна ее расширены путем растески стен и не сохранили никаких украшений. Размер и украшения этих окон отвечали, вероятно, размеру и украшениям окон в палатке под колокольней. Трапеза Донского монастыря, по-видимому, одна из древнейших трапез при монастырях. Трапеза эта, как полагают, служила, наравне с трапезами других монастырей Москвы, в качестве столовой для царя и его свиты, а также и для духовенства, во время царских приездов в монастырь. В трапезах доселе одно место носит название «царского», конечно, потому, что на нем садились цари.

Внутренняя отделка сводов трапезы имеет много общего с трапезами московских монастырей: Симонова, Чудова, Новодевичьего и Троицкой лавры, а также теремов в кремлевском дворце. Своды трапезы украшены тягой из алебастра и такими же рамками, в которых написаны картины из св. истории Нового Завета и святители. Живопись в трапезе на масле и хорошей кисти.

Иконы в трапезе стали помещаться недавно. До 1893 года здесь были только комнатные иконы погребенных в трапезе лиц, также на аналоях – святцы и иконы очередных праздников. С упомянутого года число икон в трапезе значительно увеличено. Замечательнейшие из них: Донская икона Божией Матери; образ вмч. Пантелеймона, – дар Афонской часовни Донскому монастырю в год 300-летия монастыря; иконы эти в серебряных вызолоченных ризах и мраморных иконостасах; две иконы – Вознесения и Преображения Господня – на полотне, – художественного письма; иконы преп. Сергия и вмч. Феодора Стратилата хорошего иконного письма, в полированных киотах.

Трапеза служила местом погребения. Поэтому в ней встречаются разного рода надгробия: надгробные плиты, памятники и проч. и несколько скульптур. Скульптуры эти суть аллегорические изображения или скорбных мыслей и чувств, внушаемых смертью, или – добродетелей, отличавших умерших в течение их жизни. Для объяснения, почему скульптуры с таким содержанием допущены в храме, необходимо вспомнить, что трапеза Донского храма имела гражданское назначение и не считалась за часть храма. Одна из скульптур представляет мраморную группу из цельного куска мрамора. В фигуре воина выражены военные доблести покойного (кн. Голицына); в фигуре женщины – его доброта во время мира. Группа исполнена весьма художественно и есть произведение русского ваятеля XVIII в. Три барельефа принадлежат известным русским ваятелям – Мартосу и Гордееву. Оба были ректорами академии художеств, украшали скульптурами между прочим Казанский собор в Петербурге; Мартос – кроме того – прославился памятником Минину и Пожарскому в Москве. Один из барельефов Мартоса (над могилою Собакиной) изображает пирамиду с портретом умершей, помещенным в верхней части этой пирамиды. Около гробницы – плачущая женщина, a на гробнице – гений, который гасит о гробницу факел жизни. Смысл скульптуры тот, что жизнь человеческая протекает близ могилы, что гений жизни непрестанно ожидает веления свыше о прекращении этой жизни. Другой барельеф Мартоса, барельеф Гордеева и барельеф неизвестного ваятеля изображают один и тот же сюжет – плачущую женщину, с урной, и выражают мысль о скорби и смерти. Описанные скульптуры выпукло представляют нравы и обычаи русского барства ХVIII века.

Колокольня сооружена при храме ц. Феодором Алексеевичем в 1679 году. Построение ее относится ко времени, в которое выработался обычай ставить колокольни, точнее – помещение для звона, над западными папертями. До этого времени колокольни московских церквей – так сказать – не нашли еще себе определенного места при храмах и ставились и над алтарем храма (Гребенская на Лубянке) и с северной стороны храма, на сводах его (Рождества в Путинках), над воротами ограды (Николы Явленного) и совершенно отдельно (Феодора Студита).

Паперть храма, на которой устроено помещение для звона, представляет четверик, разделенный на два этажа. В первом из них сделаны арки для входа в церковь, во втором – палатка. Собственно колокольня построена в виде восьмерика, покрытого шатровым (пирамидальным) верхом, с окнами в нем в два ряда для уничтожения глухоты звука колоколов. Шатер увенчан осьмигранной шеей и грушеобразной золоченой главой со сплошным крестом. Приделы, трапеза и колокольня со всеми украшениями сделаны из кирпича.

Вся описанная группа строений окрашена одинаково: гладь стен покрыта красной краской, а украшения – белилами. Такая окраска началом своим восходит к XVII столетию, когда стало входить в обыкновение стены делать из кирпича, а архитектурные украшения их из белого камня. Сплошь выстроенные из кирпича храмы посредством такой окраски уподоблялись храмам с украшениями из белого камня.

Собор в честь Донской иконы Божией Матери

Царь Феодор Алексеевич расширил существовавший в Донском монастыре храм царя Феодора Иоанновича, построил при нем колокольню и украсил его внутри. Однако храм этот и совне и внутри все же не был соборным храмом. Соборный храм в этом монастыре был воздвигнут в правление царевны Софьи. Заложен он был в 1684 г. на счет царской казны, по обету дочери царя Алексея Михайловича Екатерины Алексеевны, – сестры царевны Софьи. Средства для его отделки были собраны от частных благотворителей архимандритом монастыря Антонием, впоследствии архиепископом Коломенским. Освящен собор в 1698 г.

В плане своем собор представляет равноконечный крест. В углах между ветвями этого креста имеются выступы, придающие кресту как бы сияние. Такой план был тогда новостью в церковно строительном деле. По крещатому плану впервые начал строить Новоиерусалимский собор Воскресения Христова патриарх Никон, руководившийся моделями, привезенными из старого Иерусалима Арсением Сухановым.

Готовые образцы храмов, построенных на крещатом основании, имелись в Малороссии, тогда только что присоединенной к Великороссии. Храм Гроба Господня в Старом Иерусалиме, как известно, окружен пристройками, вследствие чего фасад его неизвестен. Образцы фасадов для храмов с крещатым планом давала Малороссия, в которой господствовал стиль барокко. Этот стиль любил возводить храмы в виде группы высоких столпов, увенчанных главами; избегал прямых углов, обращая их в тупые или в закругления; украшал широкие окна колонками, перевязанными вверху и внизу карнизами и покрывал их фронтонами, образованными не из одних только прямых, но и из кривых линий. Так именно и построен собор Донского монастыря. Необходимо при суждении об архитектуре собора иметь в виду, что современная коническая кровля собора сделана позднее. Первоначально каждый из пяти куполов собора имел особую для себя крышу, что придавало зданию собора именно столпообразный вид. Главы собора расположены по-eкраински: на восток, юг, запад и север, a не по великорусски, т. е. на с.-з , ю.-з., с.-в. и ю.-в. Наличники y окон нижнего яруса Донского собора совершенно повторяют рисунок таких же наличников Новоиерусалимского собора Воскресения Христова. Наконец, по обычаю малороссийских храмов, собор окружен галереей.

Первая роспись стен собора, та самая, какую видим и теперь, произведена была в 1782 году. Над этим делом трудился знаменитый архитектор Екатерининской эпохи Баженов, строитель первого Царицынского дворца. Весь план росписи составлен был Баженовым: он давал эскизы и руководил их исполнением. Исполнение это поручено было итальянскому художнику Клаудо. Вся стенная живопись произведена клеевыми красками. Она является замечательным памятником вкусов Екатерининской эпохи. Характер ее итальянский. На картинах Клаудо мы не видим аскетических фигур, одежды которых представляют многочисленные складки. Фигуры Клаудо полные, лица их свежие; на картинах изображен изящный ландшафт. Содержание живописи составляют главным образом события Ветхого и Нового Завета и притчи Иисуса Христа. В куполах и нижнем ряду живопись не сохранилась; здесь она закрашена при архимандрите Феофане, при устройстве собора теплым.

На столбах, поддерживающих купол собора, написаны, среди виноградных ветвей, предки Спасителя по плоти. Живопись эта, по заключению знатоков, не принадлежит кисти Клаудо. Живопись соборной галереи сделана масляными красками и изображает дела и учение Иисуса Христа, a также фигуры апостолов, слетающихся к Успению Богоматери в Иерусалим. Она – новейшего рисунка и колорита.

Соборный алтарь был расписан почти одновременно с собором. Живопись в алтаре была исполнена масляными красками и изображала события из церковной истории и фигуры святителей. В 1883 году она заменена отделкою под белый и желтый мрамор. На нижних частях стен алтаря написаны соответствующие алтарю священные изображения.

При входе в собор Донского монастыря взор посетителя невольно устремляется на величественный шестиярусный иконостас, занимающий все пространство в восточной части храма от солеи до свода большого купола. Иконостас представляет собою вертикальную плоскость, окрашенную в белый цвет. В этой плоскости сделаны места для икон; в промежутках между этими местами идут снизу вверх на особых подставках колонки, прихотливо образующиеся из виноградных ветвей Колонки эти сменяются кронштейнами, переходят снова в колонки и т. д. до самого верха. Между колонками и кронштейнами размещены венки, перевитые лентами, подсолнечники, фрукты, целые гирлянды диковинных произрастений. Царские двери резные, представляющие густую виноградную заросль. Вся резьба вызолочена. Резьба эта напоминает библейский рай и указывает на пребывание изображенных на иконах святых и праведных лиц в раю.

Пышный иконостас собора носит стиль барокко и является подобием многих иконостасов в церквах Малороссии. Из Малороссии такие иконостасы проникли в Великороссию и появились главным образом в придворных церквах и в церквах царских родственников (напр. Нарышкиных). Ближайшим образцом для иконостаса Донского собора послужили иконостасы Архангельского собора и церкви Воскресения Христова в Кадашах. Иконостас сооружен русскими мастерами.

Расположение икон в иконостасе обычное для Московских храмов. Вершину иконостаса занимает распятие с предстоящими. В ряду икон ниже распятия главное место занимает образ Пр. Троицы; по сторонам его иконы страданий Спасителя. Первое время после построения иконостас заканчивался, вместо распятия, иконою, изображавшею терновый венец Христа, поддерживаемый ангелами; по сторонам этой иконы был еще ряд с иконами страданий Христа. Под образом Пр. Троицы находится образ Благовещения, справа и слева от него два полуяруса, в которых помещаются иконы праотцев и пророков. Ниже образа Благовещения – икона Спасителя на троне, в архиерейском облачении; по бокам ее образа Божией Матери и Иоанна Предтечи; за ними 12 апостолов. Над иконами Божией Матери, Иоанна Предтечи и апостолов небольшие иконы, изображающие их страдания: бегство Бож. Матери в Египет, усекновение главы Предтечи, мученичество апостолов. В следующем ряду середину занимает образ Тайной вечери, a no сторонам его 12 главных праздников и Воскресение Христово. Иконостас изображает всю историю Божественного промышления о спасении рода человеческого. Иконы писаны русскими иконописцами XVIII в. Стиль их т. называемый фряжский, близкий к живописи; в раскраске преобладают светлые тона; фигуры нередко помещаются среди ландшафтов.

Местных икон в иконостасе шесть. По правую сторону царских врат находится образ Спасителя на троне, в архиерейском облачении, писанный по обещанию иеромонахом монастыря Ливерием в 1688 г. За этим образом – храмовой образ – Донская икона Бож. Матери; за нею образ вмч. Екатерины, – ангела строительницы собора, царевны Екатерины Алексеевны; по левую сторону царских врат: образ Едесской Богоматери с коленопреклоненным Алексием, человеком Божиим (вероятно, ангел отца храмоздательницы, ц. Алексея Михайловича), Иоанна Богослова и муч. Ирины (ангел другой вкладчицы м-ря, жены думного дьяка Ирины Кирилловой).

Храмовой образ – Донская икона Бож. Матери – копия с явленной на Дону иконы Бож. Матери, находящейся в Благовещенском, соборе, в Москве. Писан образ этот на кипарисной доске, по подготовке, называемой у иконописцев левкасом. Края иконы возвышаются и образуют рамку, как и у многих древних икон, писанных в XVI в. Изображение хорошо сохранилось. Лик Божией Матери своим как бы вглядывающимся в глубину сердца молящегося выражением и обращенный к Богоматери кроткий взор Спасителя производят сильное впечатление.

Икона украшена роскошною серебряной вызолоченной ризою. Накидка на голове Богоматери – тонкой филигранной работы из незолоченного серебра. Лики Спасителя и Богоматери окаймлены венцами с коронами. Края ризы представляют собою раму с эмалевыми украшениями. Риза богато украшена драгоценными камнями на очень крупную сумму. Из украшений ризы замечательны в историческом отношении драгоценные камни, пожертвованные графиней Анной Алексеевной Орловой, дочерью победителя турецкого флота при Чесме, в царствование имп. Екатерины II. Имением Орловых был Нескучный сад в той его части, где находятся дворец и цветник.

Прочие иконы нижнего яруса – в серебряных вызолоченных ризах. Серебро, употребленное на эти ризы, может быть названо историческим: оно отбито в 1812 году казаками у французов и пожертвовано в Донской монастырь атаманом гр. Платовым в количестве 7 п. 38 ф. Ризы эти недавно вызолочены и прикрыты стеклами. В апостольском поясе иконостаса ризы медные вызолоченные.

Особенность иконостаса собора – обширные хоры, утвержденные на алтарной стороне иконостаса. Назначение их неизвестно. Они замечательны тем, что на них намеревался укрыться от убийц арх. Амвросий. На этих хорах архим. Феофан ставил нередко своих певчих, производя через это их пением наиболее сильное впечатление на молящихся.

Прочие иконы, размещенные в соборе, частью написаны вновь, частью взяты из других церквей монастыря и из ризницы. Из этих икон замечательны по мастерству работы иконы из жизни Богоматери, представляющие собою копии с икон в храме Спасителя. Некоторые из икон помещены в иконостасы, отделанные под палисандровое дерево; эти иконостасы и в художестве и в технике уступают древнему иконостасу.

Предметы церковной утвари в соборе большею частью новейшего происхождения. Таковы лампады пред иконами нижнего яруса иконостаса. Медные посеребренные подсвечники, стоящие на обложенных медью тумбах, сделаны при архим. Феофане в XIX в., взамен висевших пред образами пяти медных посеребренных паникадил, затруднявших каждение икон при богослужении. Серебряный с чернью подсвечник пред Донскою иконою пожертвован в XVIII в. и весит около 2 п.

Висящее среди собора большое вызолоченное паникадило красивого рисунка приобретено в недавнее время. В соборе висят еще два паникадила, меньшого сравнительно с описанным размера, оба – посеребренные.

Пред царскими дверями висит серебряное паникадило хорошей работы, весом один пуд. Оно пожертвовано атаманом Донского войска Даниилом Ефремовым в XVIII в.

Соборный алтарь разделен на три части: среднюю с престолом, боковую – левую с жертвенником и правую – с помещением для ризницы. Престол в соборе дубовый с кипарисной доской на верху; поставлен на особом возвышении в одну ступень. Он обложен серебром с рельефными изображениями священных событий, прикрытыми посредством зеркальных стекол. Над престолом возвышается деревянная резная сень в стиле иконостаса, высокохудожественной работы, устроенная в XVIII столетии. Алтарь освещается паникадилом и семью лампадами за престолом.

Клиросы в соборе помещались прежде y столбов храма. Эти места они занимали при Феофане, в период процветания в Донском м-ре цер. пения. Ныне клиросы находятся на концах солеи. При правом клиросе устроено особое настоятельское место. Пол в соборе сделан из чугунных плит в XVIII в. Ныне он покрыт линолеумом с рисунком под паркет.

Собор сделан теплым при арх. Феофане и отапливается тремя духовыми печами.

После Донской иконы Бож. Матери, составляющей главную святыню м-ря, богомольцы с особым благоговением притекают к св. мощам, находящимся в соборе в особом ковчеге, в количестве свыше 200 частиц. Эти мощи ныне помещаются y правого столба. Особое почтение воздается им потому, что в ковчеге имеются мощи наиболее чтимых святых, имена коих при том особенно употребительны в русском народе. Таковы: св. Иоанн Предтеча, пророчица Анна, св. Николай Чудотворец, св. Алексий, человек Божий, преп. Сергий Радонежский и многие другие.

Сретенская церковь

Церковь эта не занимает особого здания. Она помещается под алтарем собора и прилегающей к алтарю галереей. Происхождение этой церкви такое.

При построении собора, под алтарем образовалась палата, весьма удобная для обращения ее в усыпальницу. Грузинский царь Арчил Вахтангович и воспользовался ею, как усыпальницею для своих сыновей, из которых тело одного прибыло сюда во время великой северной войны из шведского плена для погребения, a прах двух других его сыновей был перенесен из Новодевичьего монастыря. Устроив в этой палате храм (в 1712 г.) в честь Сретения Господня, царь Арчил скончался и был погребен в этом храме. Его дочь, – царевна Дарья – расширила храм, построенный ее отцем, прибавив особое полукруглое помещение для алтаря.

Внутренняя отделка храма весьма проста. Своды и стены его окрашены колером; нижние части стен окрашены на масле в виде панели. Лишь на своде и стенах алтаря имеются живописные изображения, сделанные в 1912 – 3 году. Старинный иконостас сделан из полированного дуба и представляет собою хорошую столярную работу красивого рисунка в классическом стиле. Иконы в иконостасе нового письма, писаны на металлических досках, в художественном стиле, по наиболее известным оригиналам.

По стенам храма размещено не мало старинных икон, из которых замечательны: писанный, по преданию, в год открытия мощей, в виде портрета, образ св. Димитрия Ростовского; Смоленская икона Божией Матери, писанная в 1 775 году, украшенная чудным по шитью убрусом и окладом мелкой чеканной работы; «Всех скорбящих радость», – копия с чудотворной иконы в Москве на Ордынке, и другие иконы.

В этом храме в особом киоте помещается Донская икона Божией Матери, поднимаемая на дома как по Москве, так – в особенности – по многим селам и деревням за Калужской заставой. Икона эта в вызолоченной ризе с камнями; написана она в 1668 г. царским иконописцем Пименом (Ушаковым) с подлинной Донской иконы и реставрирована в 1813 г. иеромонахом Донского монастыря Севастианом.

К числу достопримечательностей этой церкви относятся два резные во вкусе рококо деревянные золоченые аналоя, первоначально находившиеся в соборе. Впрочем эти аналои, после реставрации их, ныне производимой, предположены к перемещению в кладбищенскую церковь, для которой они более подходят по размерам.

Кроме царя Арчила и его семейства, в этом храме погребены царевичи и князья грузинские, их родственники, представители других известных родов, и разные лица из грузинского и греческого духовенства.

На одной из стен этого храма укреплен художественно исполненный, из темно-зеленой бронзы герб царей грузинских.

Тихвинская церковь

Церковь эта помещается над северными воротами монастыря. Ворота эти появились позднее западных, почему и носили название новых, так как проезжая дорога пролегала по Калужской улице, с севера же монастыря было поле. Матери – ворота – в современном виде построены в 1693 году из материалов и в стиле ворот, существовавших здесь ранее. – Короче сказать, прежние сев. ворота м-ря в 1693 году были приспособлены, посредством перестройки, к сооружению на них храма.

Ворота представляют собою четырехугольник с тремя арками для проездов. Три проезда имели первоначально внутреннее сообщение между собою окнами и дверями. Заделанные в стенах ворот арки указывают ныне места этих дверей и окон. Украшения ворот, большею частью перемещенные с прежних ворот, тесаны из кирпича и представляют собою повторение рисунка украшений соборной галереи и древней колокольни, – что вполне естественно, так как постройки эти сооружены почти в одно время.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери сооружен царицей Параскевой Феодоровной, супругой ц. Иоанна Алексеевича. Храм построен по крещатому плану. Близкий к овалу нижний крестообразный ярус храма переходит в овал с едва обозначенным пилястрами крестом во втором ярусе и становится полным овалом в третьем ярусе. Круглая шея увенчана затейливой граненой вызолоченной главой. Храм богато украшен фронтонами, наличниками, окнами разнообразной формы. Стиль его – барокко, в котором выстроен собор, с тою лишь разницею, что в соборе этот стиль выразился сравнительно мало, a в Тихвинской церкви он проявился уже в полном расцвете.

Стены храма внутри выбелены. Иконостас – деревянный, в виде портика с колонками, вызолоченный, работы XVIII столетия. Образа в иконостасе живописные, по стилю близкие к работам Клаудо в соборе монастыря.

Храмовой образ – Тихвинская икона Божией Матери – небольшого размера, в ризе, с ценными украшениями. Он вделан в другой образ с изображениями ангелов, которые как бы поддерживают вделанную икону.

Заслуживает упоминания сень над престолом в алтаре, устроенная в виде круглого храма на шести позолоченных столбах, с куполом в виде полушария.

В прежнее время, в XVIII в., в этом храме ежедневно совершалось богослужение. Храм не имеет отопления и мало вместителен. Ныне служба в нем совершается в храмовой праздник, – 26 июня.

Михаило-Архангельская церковь

Церковь эта находится в южной части монастыря. Прежде на этом месте был храм во имя преп. Евфимия Великого, пришедший в ветхость и признанный непригодным для ремонта. Близ этого храма был похоронен кн. Голицын. Его вдова, кн. Голицына, испросила разрешение на ее средства разобрать этот храм и построить на его месте новый, во имя св. Архистратига Михаила. Новый храм был сооружен в 1809 году. Архитектура храма классическая (греко-римская): на четверике возвышается круглый купол с сводом в виде полушария. Алтарь пристроен в виде полукружия. С лицевой стороны храм украшен фронтоном на колоннах.

К храму примыкала больница, которая еще при построении церкви Михаила Архангела перестала исполнять свое прямое назначение. В ней жили два иеромонаха, как в келье. Князья Голицыны просили разрешения упразднить больницу, храм же расширить пристройкою трапезы, с тем, чтобы трапеза сделалась их фамильной усыпальницей. Разрешение на это было дано и на средства Голицыных отстроена просторная и высокая трапеза, своды которой опираются на один внутренний столб, стоящий посредине.

В храм и трапезу ведут двое дверей, при которых пристроены в недавнее время два портика.

Теперешняя внутренняя отделка храма произведена в 1895–6 г.г. Храм расписан орнаментами и священными изображениями на масле; эти изображения выполнены в стиле XVI–XVII в. Иконостас имеет вид портика с колонками в классическом стиле. Арки на верху иконостаса составляют позднейшую прибавку. Иконостас, прежде белый с позолотой, ныне весь вызолочен. Иконы в иконостасе художественного письма. В прочих местах храма размещены иконы частию прежде находившиеся в храме, частию поставленные в нем вновь при ремонте 1895–6 г. По художественности исполнения выделяются несколько икон из жизни Алексия, человека Божия.

Под храмом устроен подвал, где находятся духовая печь и усыпальница кн. Голицыных. В самом храме над одною из могил этой усыпальницы стоит статуя из белого мрамора в виде женщины, держащей в одной руке большой крест, a другой рукою опирающейся на гробницу. Скульптура эта работы Пименова (Ст. Ст.), получившего художественное образование в академии художеств и своими изваяниями украсившего многие выдающиеся здания, напр., Петербургский Казанский собор, Публичную библиотеку, Сенат и друг. Фигура означает веру, опирающуюся на крест.

В трапезе храма надгробные плиты означают места погребения рода Голицыных. Над одною из могил стоит образ Божией Матери, превосходно написанный на полотне Дурновым. Образ представляет Богоматерь так, как она рисуется на царских дверях (сюжет Благовещения). Икону окружает чугунная рама художественного литья.

Александро-Свирская церковь

Храм этот находится на старом монастырском кладбище, рядом с соборным алтарем. Строителем его был гр. Николай Александрович Зубоз, пожелавший построить храм над могилою своего отца Александра Николаевича Зубова, мелкопоместного дворянина. Построение храма относится к ХVIII в.

Род Зубовых имел значение при дворе императрицы Екатерины II. У Зубова было три сына. Старший из них – Николай, имел чин генерал- майора и женат был на единственной дочери A. В. Суворова – Рымникского, на так называемой «Суворочке», Наталье Александровне Суворовой. Второй сын – Платон – был фаворитом императрицы Екатерины II в последние годы ее жизни. Он занял почти все должности, которые принадлежали прежде фавориту Екатерины – Потемкину, и получил громадные поместья.

Третий сын – Валериан – служил под начальством Суворова и весьма быстро получал чины. Храм преп. Александра Свирского имеет небольшие размеры. Он представляет собою круглое здание на совершенно круглом основании; купол его в виде полушария. Поверх купола на невысокой шее утверждено золотое яблоко с крестом. План и фасад храма носят классический стиль.

Внутренняя отделка стен храма состоит из нескольких изображений, окраски колером, икон по стенам и плит, на которых означены имена погребенных лиц. Иконостас устроен в виде портики белого цвета с золотыми украшениями. Иконы в иконостасе малого размера, в рамах, и как бы развешаны по пилястрам иконостаса. Стиль их живописный.

В храме служба совершается 30 Августа, в день памяти пр. Александра Свирского.

Иоанно-Златоустовская и Екатерининская церковь

Храм этот находится в северной части монастыря и является первым налево при входе в монастырь. Заложенный в 1888 г., он отстроен был вчерне в 1891 году и до настоящего времени вполне еще не окончен. Строится храм этот на средства, завещанные на это дело купцом Первушиным, в качестве усыпальницы для него и его рода.

Храм построен в хорошо выдержанном византийском стиле. План его представляет собою равноконечный крест. Стены его завершаются полукуполами с большим куполом посредине. С западной стороны храма, над притвором, помещается колокольня, в стиле своем повторяющая черты храма.

Наружные украшения храма – в византийском стиле, именно: полукруглые арки, равноконечные кресты, зубцы и проч. Нижняя часть храма облицована гранитом; верхняя облицована по кирпичу тарусским белым камнем, с карнизами по местам из серого гранита. Несмотря на значительные размеры, храм не производит впечатления подавляющей массы, что зависит от хорошо выдержанной гармонии основных его частей.

Внутри храм разделяется на два этажа: полуподвал с Екатерининскою церковью и верхний храм во имя св. Иоанна Златоуста. Обе части соединяются между собою внутренней лестницей.

Верхний храм во имя св. Иоанна Златоуста доселе (1913 г.) не отделан. Стены его расписаны лиственным орнаментом в новейшем вкусе, по желто-розовому полю. Места для изображений пока оставлены не занятыми. В восточной части храма возвышается солея с иконостасом из белого мрамора, с мраморной мозаикой.

В нижнем храме во имя св. мученицы Екатерины уже совершается Богослужение. Храм не отличается поместительностью. Одна ветвь его планового креста занята алтарем, другая – лестницей в верхний храм, третья – входной лестницей, ящиком для продажи свеч и просфор, четвертая – надгробиями над могилами Первушиных. Местом для богомольцев остается только средина. По стенам и сводам церковь отделана искусственным белым мрамором; иконостас и иконы, пол, надгробия над могилами, a также пол и лестницы, из натурального мрамора. Иконы писаны на белых мраморных досках без фонов; фоном служит натуральный цвет мрамора. В соответствие белому мрамору, употребленному на отделку храма, и прочие предметы храма как то: завеса, пелены, утварь, белого цвета: из белого шелка, серебряной парчи, серебра или посеребренной меди.

Благодаря белому цвету храм много выигрывает в смысле освещения. На колокольне при храме повешено несколько колоколов незначительного веса.

Церковь св. Иоанна Лествичника

Церковь во имя преподобного Иоанна, Списателя Лествицы, находится на старом монастырском кладбище, рядом с церковью преп. Александра Свирского. Храм этот построен в XIX в. на средства генерал-майора Терещенко, жившего в местности Донского монастыря.

По архитектуре храм представляет собою воспроизведение стиля московских шатровых церквей XVI века. Он построен в виде четверика с пристроенным пятигранным алтарем. Храм имеет пять куполов ; с пирамидальными верхами. Средний купол дает свет внутрь храма, боковые купола, расположенные по украинскому обычаю на с., ю., в. и з., не имеют окон. Фасад храма богат украшениями, заимствованными с московских церквей XVI в., как то: колонками, кокошниками и проч.

Внутри, как и снаружи, храм незначителен по размерам. Стены его расписаны священными изображениями в современном вкусе. Иконостас – деревянный, резной, крашеный в розовый, голубой и зеленый цвета бледного оттенка. Иконы в нем современного письма.

Храм сделан теплым. Служба совершается раз в неделю.

Кладбищенская церковь

Кладбище Донского монастыря мало-помалу стало делаться тесным. Вследствие этого решено было употребить под кладбище монастырскую землю, примыкавшую к монастырю с южной стороны. Для сей цели земля эта была обнесена оградой с двумя воротами. Посредине обнесенного оградой пространства построена церковь, в плане своем представляющая крест. Над среднею частью храма возвышается осьмигранный купол с шатровым верхом и главою в виде груши. Снаружи зданию придан русский стиль: по стенам храма сделаны пилястры, на углах полуколонки, в подножии купола, его шатра и шеи главы-кокошники.

Над притвором храма на западной стороне сделано помещение для колоколов.

Внутренность храма окрашена в зеленовато-голубой цвет. В храме – уже сделана солея и амвоны для трех престолов и сооружены три изящных иконостаса из белого фарфора с золотой отделкой. Иконы в иконостасах писаны в стиле XVI – XVII в.в. в иконописной палате при Московской Синодальной Конторе. Престолы предположено освятить: в честь сошествия во ад и Воскресения Христова – левый, правый – в честь Успения Божией Матери и средний – во имя преподобного Серафима Саровского.

Храм сей построен как усыпальница. В нем сделано до 200 могил в виде склепов. Каждый склеп имеет три отделения – одно над другим – для трех усопших.

Колокольня

С построением собора, древняя колокольня монастыря уже не соответствовала грандиозному зданию собора. Поэтому монастырь начал собирать пожертвования на построение новой колокольни. С небольшими денежными средствами и некоторым запасом строительных материалов приступлено было к ее постройке. Местом постройки избраны были «старые св. врата», находящиеся на западной стороне монастыря. Ворота эти были разобраны и на месте их стали возводить новое здание. За недостатком денежных средств здание это сначала возведено было на высоту от земли только в две сажени. Между тем монастырь получил для будущей колокольни колокол в 193 п., назначавшийся для Исаакиевской церкви в Петербурге. Для продолжения постройки колокольни монастырь обращался с просьбами о помощи к правительству и частным лицам. Так он просил правительство об уступке ему двух вотчин, отобранных в казну у Меншикова, развалин сгоревшего Гранатного двора, где надеялся найти белый камень, кирпич и железо, годные в дело, и строений Воробьевского дворца. Просил также строений прекратившего свою деятельность кирпичного завода Полунина с оставшимся там кирпичом. Результаты этих ходатайств неизвестны. Однако, принимая во внимание, что внутренние части колокольни выложены из кирпича, на облицовку же и украшения употреблен гранит и белый камень, а также незначительность употребленной на ее достройку суммы, можно думать, что эти ходатайства не остались без удовлетворения. Строилась колокольня под руководством (последовательно) нескольких архитекторов, в том числе архитектора кн. Ухтомского, который строил колокольню Троице-Сергиевой лавры и другие здания, также возобновил после пожара Красные ворота в Москве, в теперешнем их виде. Колокольня была достроена по указаниям архитектора Евлашева в 1753 г.

Колокольня представляет собою три яруса. В первом ярусе, разделенном на два этажа, находятся жилые помещения и ворота в монастырь. Второй ярус, утверждающийся на земле, заключал в себе до 1812 г. церковь св. Захарии и Елизаветы, построенную гр. Головкиной «по всеусердному ее желанию», «для всегдашнего о вседражайшем Ее Имп. Beличества здравии приношения». Церковь сия разрушена внутри французами в 1812 г. Третий ярус назначен для помещения амвона.

Высота колокольни до креста 21 саж.; с крестом 22 саж.

По стилю своему колокольня напоминает многие колокольни XVIII в. напр. Троицкой лавры или Новоспасского монастыря. Стены ее в обилии покрыты пилястрами и колоннами, поддерживающими карнизы и фронтоны. Овальные окна во 2 ярусе и отверстия для часов с фронтонами напоминают стиль барокко. Сравнение колокольни Донского монастыря с другими, подобными ей колокольнями, приводит к мысли, что колокольня эта не получила надлежащей отделки. Так, напр., на вершине второго яруса оставлены пустые места для вензелей; подставки под эти вензеля не обработаны; также не обработаны капители у колонн и пилястр.

Большой колокол вылит в 1754 г., в царствование Елизаветы Петровны, и составляет дар монастырю купца Замятина. Весу в нем 700 п. Колокол этот славится чистотою и мягкостию звука. Полиелейный колокол в 193п., – дар императрицы Анны Иоанновны. Кроме своего прямого назначения, он служит и как часовой колокол. Третий (будничный или повседневный) – в 110 п. 19 ф.

Далее идут малые колокола для трезвона. Среди них один выдается чистотою и продолжительностью звука; колокол этот вылит в 1696 г.; весом 53 пуда. Кроме трезвона, он употребляется для благовеста к малым вечерням. В недавнее время звону дано устройство, называемое звоном на клавишах.

Выше 3 яруса помещены башенные часы с двумя циферблатами, на восток и запад. Часовой механизм весь недавно поставлен новый. Часы бьют четверти. Мелодия, воспроизводимая колоколами для означения четвертей, существует с давнего времени. Она передает часть гаммы (от ноты до до ноты соль).

Кельи и другие здания

В древности в Донском монастыре, как и в других монастырях, были кельи для государя, на случай его прибытия в монастырь. В XVIII веке эти кельи уже не существовали и особы царской фамилии останавливались в покоях архимандрита.

Первые кельи настоятеля и братии были деревянные и находились, как и весь монастырь, в юго-западной части пространства, окруженного теперешней оградой.

Ныне находятся в монастыре следующие здания:

а) Корпус, назначавшийся прежде для помещения наместника и казначея монастыря. Он находится направо от входа в монастырь через западные ворота. Это – древнейшее из монастырских жилых помещений. Построен этот корпус в 1718 г. Две стены его образованы монастырскою оградой и нижним ярусом колокольни; две другие пристроены вновь. На окнах здания сохранились древние наличники. Ныне этот корпус служит для помещения братии.

б) Братские кельи, начинающиеся от дороги между соборами колокольней и доходящие почти до церкви арх. Михаила. Первоначально здание это построено было в один этаж в 1779 г. В 1881–2 г.г. оно было удлинено и прибавлено в высоту надстройкой второго этажа. Архитектурную отделку кельи получили по образцу древней отделки келий. Все здание разделено коридором, по сторонам которого и расположены кельи. В середине здания в нижнем этаже находятся трапеза, кухня и комнаты казначея монастыря; вверху – покои наместника и помещение для архиерея. В этом же здании (внизу) находятся просфорня и кладбищенская контора.

в) Здание Донского духовного училища налево от входа в монастырь чрез западные ворота. Это здание построено было в 1734 году над находившимися здесь погребами и назначалось для настоятеля. С устройством настоятельского дома в северной части монастыря и освобождением, по этой причине, описываемого здания, в нем (с 1799 г). был помещен Духовно-цензурный комитет. Когда этот комитет был переведен в здание Московской духовной академии (в Сергиевой лавре), здание комитета стояло пустым. В 1835 г. оно было уступлено монастырем для помещения Донского духовного училища. В 1873 г. здание это было совершенно перестроено: своды его были вынуты, устроены потолки, окна расширены, здание прибавлено в длину и ширину, второй этаж, сильно выветрившийся, почти весь переложен вновь и возведен третий этаж. На эту перестройку израсходовано из сумм московской кафедры около 30 тысяч рублей, отпущенных по воле митрополита Московского Иннокентия. Ныне это здание состоит в ведении и распоряжении духовенства московской епархии, дающего средства на его ремонт и содержание.

г) Двухэтажное здание при входной лестнице в церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Первоначально здесь была караульня, на сводах которой и устроено помещение в несколько комнат и входная лестница в храм. Средства для этой постройки даны были императрицей Анной Иоанновной. Кельи над караульней служат помещением для состоящих на покое архиереев и архимандритов.

д) Настоятельский корпус, находящийся между собором и северными воротами. Построение его относится к 1749 году. Нижний этаж его каменный, со сводами, верхний – деревянный. Настоятельские комнаты помещаются в верхнем этаже; внизу помещается братия.

е) Послушнический (певческий) корпус, первоначально одноэтажный, a с 1881 – 2 г. двухэтажный. Он примыкает к церкви св. архангела Михаила и расположен внутри по коридорной системе.

ж) Гостиница с погребами под нею и разные хозяйственные здания: сараи, конюшни, квасоварня, погреба, баня и проч. Все эти здания занимают место во дворе в юго-западном углу монастыря.

Ограда

Древняя ограда монастыря была деревянная с тесовою крышею. Огороженное ею пространство исчисляется в 150 саж. в окружности. Входные ворота в этой ограде были деревянные, крытые тесом, тройные. В 1683 году ограда эта была возобновлена, но также, как и прежде была деревянная. Она имела уже двое ворот «каменных тройных»; из них «сторонние» или северные были одноглавые, а «передние» или западные о трех главах.

В настоящее время монастырь окружают две ограды: а) древняя, окружающая т. н. старый монастырь, и б) новая, окружающая новое монастырское кладбище с храмом на нем. Площадь, обнимаемая этими оградами, имеет покатость на восток, в сторону улицы Шаболовки. Западная часть этой площади отличается сухостью грунта; вода здесь начинается на 10 – 11 саженной глубине. Восточная часть описываемой площади содержит в себе воду на значительно меньшей глубине. Это обстоятельство объясняет, почему в юго-восточном углу монастыря в древнее время был пруд и при нем баня. Овраг этого пруда окончательно засыпан сравнительно недавно (около 10 – 15 лет назад). Северная часть пространства, обнесенного древней оградой, занята фруктовыми садами. Южная и восточная часть этого пространства занята монастырским кладбищем. Кладбище представляет целый ряд художественно исполненных скульптур из бронзы и мрамора. Из них по мастерству работы наиболее замечательны: Спаситель в терновом венце (над могилой Крупениной, – мрамор), икона Божией Матери «не рыдай Мене Мати» (могила Николая Симашко, – мрамор), ангелы (над могилой Сазиковой – бронза, над могилой Филимоновых – мрамор); ангел, плачущий над урною (могила Кожухова – бронза); вера, опирающаяся на крест (могила Алексеева – бронза); ангел в виде кудрявого мальчика, срывающий белую лилию для присоединения ее к сорванным уже лилиям и розам (мрамор, над могилою Мишиной); кончина добродетельного отца (над могилою Барышникова, – мрамор); жена – вдова, с благодарностию взирающая на бюст своего покойного мужа (мрамор над могилою Небольсина4); женщина в греческой тунике и лев, – вероятно, фамильный герб покойного (над могилою Козлова, – мрамор; рука этой статуи, по монастырскому преданию, отбита в 1812 г. французами в виду высокой работы, и взята в Париж, как трофей) и многие другие. Особенно трогательное впечатление производит на посетителей кладбища барельеф из бронзы на могилою Барышниковой: неумолимая смерть уводит мать многочисленного семейства. Барельеф превосходен по замыслу и замечателен по исполнению: в позах и выражениях лиц, помещенных на барельефе, типично для каждой фигуры схвачены и тонко переданы чувства растерянности и беспомощности при встрече со смертью. На кладбище погребены многие представители науки, администрации, поэзии и других отраслей общественной деятельности. Таковы: проф. В. О. Ключевский, князья Сергей и Петр Трубецкие, Чаадаев, Тутолмин, сумевший охранить от пожара и неприятеля Воспитательный дом в 1812 г., поэт Херасков, баснописец Дмитриев и другие.

Древняя ограда Донского монастыря построена в конце XVII века и начале XVIII века. Средства для ее построения первоначально были даны из царской казны, по распоряжению царевны Екатерины Алексеевны. Окончена была ограда на средства вдовы думного дьяка Ирины Кирилловой.

Высота ограды доходит до 4 саж.; ширина ее не одинакова, так как ограда построена по арочной системе. Самая большая ширина ее равна 4 аршинам. По 4 углам ограды поставлены 4 круглых башни; по стенам ограды находятся еще 8 четырехугольных башен. В древнее время с восточной стороны ограды была еще башня, приходившаяся на самой середине ограды. Эта башня не превышала ограды, а равнялась ей по высоте и представляла собственно выступ ограды, сделанный на подобие башни. Ныне этой башни не существует5.

Стена и башни имеют характер крепостной постройки. Их архитектурные украшения представляют собою стиль барокко и напоминают Кутафью башню Кремля и ограду Новодевичьего монастыря. Окружая монастырь крепостной стеной, строители следовали твердо укоренившемуся обычаю и совершенно не принимали в расчет, что, при тогдашнем состоянии артиллерии, такая стена в военном смысле уже не имеет серьезного значения. В 18G0 г. ограда покрыта железной кровлей.

Каждая из башен имеет два этажа, покрытые сводами. Нижний этаж четыреугольных башен имеет со стороны монастыря два окна и между ними дверь. Круглые башни имеют со стороны монастыря только двери. Верхний этаж башен имеет окна. Ход в этот этаж сделан из монастыря и идет стеною. Такой же ход со второго этажа ведет в третий ярус башни. Монастырское предание указывает в юго-восточной башне древнюю тюрьму для преступников. В настоящее время башни эти служат для склада хозяйственных вещей, старых икон, для архива, водопровода и других подобных нужд.

Новая ограда монастыря обнимает так называемое новое кладбище с храмом в центре его. Кладбище это, несмотря на недавнее устройство, уже сделалось любимым местом погребения интеллигенции. На новом кладбище погребены: проф. C. А. Муромцев, – председатель первой Государственной Думы, член Государственной Думы, проф. Г. Ф. Шершеневич, художник В. А. Серов и много лиц других интеллигентных профессий.

И старое и новое кладбище летом представляют собою роскошно убранные цветники.

Входные ворота в монастырь находятся с севера под Тихвинскою церковью и с запада под колокольней. Для выхода из старого монастыря на новое кладбище в южной стене ограды разобрана одна из арок. В новой ограде устроены двое ворот на запад и восток. В древней ограде есть еще ворота училищные, служащие для надобностей духовного училища и представляющие собою разобранную арку.

Парадные ворота монастыря в настоящее время северные, так как при них происходит встреча крестного хода 19 Августа.

Часовня

При северных воротах монастыря издавна существовала часовня. Она была построена в виде четверика и имела круглый купол. В 1890 году приступлено было к ее перестройке. По разборке свода прежней часовни, стены ее были увеличены в высоту, облицованы кирпичом с колонками, карнизами, кокошниками, и покрыты шатровым верхом с грушевидной главой. Событие, в память которого произведена перестройка часовни, – спасение императорской семьи при крушении поезда 17 Октября 1888 года.

Вся отделка часовни представляет собою группировку архитектурных украшений русского стиля XVI–XVII веков. С этой стороны ближе всего подходит к часовне церковь св. Иоанна Лествичника на монастырском кладбище. На наружных сторонах часовни вверху поставлены иконы: с северной стороны образ Божией Матери, именуемый «Прежде рождества и по рождестве Дева»; с западной – Владимирская икона Божией Матери; с юга – «Радость всех скорбящих» ; с востока – «Нечаянная радость». Ниже икон, в кокошниках, сделаны надписи следующего содержания: а) на северной стороне: «В благоговейное памятование 17 Октября 1888 года»; б) на южной стороне: «Господи, чудо 17 Октября да просветит нас!»; в) на западной стороне: «Господи, храни царя на благо и счастие России!» г) на восточной стороне: «Господи, да будет милость Твоя на нас!». В южном кокошнике помещена икона явления Бога Аврааму в виде трек странников; в прочих кокошниках сделаны окна с решетками.

В часовне помещается копия с Донской иконы Божией Матери в ризе, с лампадой. Икона эта писана в XIX веке художником Головановым и реставрирована при перестройке часовни. По стенам часовни размещены и другие иконы. Перестройка часовни произведена на средства, пожертвованные на это дело настоятелем и братиею монастыря.

* * *

1

Рисунки см. в отсканированном варианте книги на сайте – примечание электронной редакции.

2

Более подробные сведения как о нападении Казы-Гирея на Москву, так и вообще о Донской иконе Божией Матери, находятся в брошюре: «Донская икона Божией Матери», С. Д., М. 1911 г.

3

Так назывались безместные (отрешенные по разным причинам от мест) священники, собиравшиеся на перекрестке («крестце») у Спасских ворот Кремля. Здесь они нанимались служить обедни и исполнить требы. Вели себя неблагочинно.

4

Двустишие на памятнике Небольсина: «Надежда здесь и дружба и любовь моя;

(слова благодарной жены) И здесь опять щастлива буду я».

5

Башня эта видна на выше помещенном древнем рисунке монастыря работы Пикара, стр. 21.


Источник: Донской монастырь в Москве : Исторический очерк со многими рис. / Сергея Доброумова - Москва : тип. А. Петцман, [1913]. - 40 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle