Источник

Повесть о разуме человеческом

От книг бытей1357 татарских о разуме человеческом

Бысть в древняя лета, в татарской арде был некий царь, именем Слам-гирей, жесток и немилостив и сребролюбец паче меры, а лжи не любя. И бысть у него некий вельможа, ближний человек, а у него два сына большой был сын дороден и богатырь, да глуп; а меньшой сын был рождением худ и ростом мал, да разумен, а у царя был ближний человек, а именем его звали Алтын Золотое Слово. А таков был разумен – от всякого слова царь ему давал по триста алтын.

Лучилося ему поехати к себе в улус, а большой его брат поехал на лов зверь гонять да, приехав с поля, почал царю сказывать «Государь-царь, вольной человек! Ездил аз1358 на лов и убил еленя в правое ухо, и вон – в левое ухо да в заднюю в левую ногу, в копыто». И царь удивися и почал ему говорити «Как, де, ты так говоришь, что не станется! Как тебе так убити?». И почал царь на него кручиниться, и собор1359 почал у царя о том быти, о той лжи. И приговорили его все ближние люди, что казнить смертью, что царю он солгал. А у них в обычае так кого уличат ложью, того казнити смертию. Послал царь, велел его казнити, а за ним послал пристава.

И встречу ему из улуса едет брат его Алтын Золотое Слово. И он того ужаснулся, что брата его ведут казнити, и учал распрашивати пристава да и брата, за что его царь велел казнити. И пристав ему сказал «Велел, де, царь его казнити за то, что он уличен ложью». И дело ему сказал. И Алтын Золотое Слово почал говорити приставу «Пожалуй, не пролей напрасной крови до тех мест1360, доколе аз царевы очи вижу, а брат мой не солгал, с глупости не умел рассказать царю».

Пошел Алтын Золотое Слово к царю, учал ему бити челом «Государь-царь, вольной человек! Пощади холопа своего – брата моего, не вели напрасно крови пролить. А брат мой тебе, государю, не солгал, полно, с глупости не умел рассказать. Тебе, государю, весно, что он дороден и богатырь, да глуп. А то он тебе, государю, не солгал. Деялось то тем обычаем1361 лучилося ему приехати к оленю, а олень, стоячи в болоте, отбивает левою ногою от левого уха мухи и мошки; и он, приехав, его застрелил в правое ухо, а левым ухом и копытом – вон». И царь учал говорить «Станется, де, так! Прямой1362, де, еси человек. Он, де, мне не умел рассказати, а мне то стало за кручину1363». И царь его пощадил, не велел казнить.

Иная притча о том же царе. Лучилося тому же царю ехати зверь гоняти, а с ним многия князи и уланы, и Алтын Золотое Слово туто же. И приезжает царь к кладбищу к татарскому, и тут стоит мизгит, по-русски церковь. Увидел тут человека, и он его велел изымати, да к себе велел привести, да учал расспрашивать «Какой еси человек, и почто тут пришел? Тут входу нет никому». И он ему сказал «Человек, де, есми гулящей; а увидел, де, вас и аз, де, тут хотел поукрыться». И царь ему учал говорити «Нет, то, де, ты так крадешь сокровища мертвых» (понеже у них в обычаи, мертвых погребают с великим богачеством). И он учал царю бити челом «Государь-царь, вольной человек! Никако за мною такого воровства нет, а человек есми надобной. Будет холопа пощадишь, и аз тебе, государю, скажу». И царь ему молвил «Скажи де, не бойся; а аз, де, тебя пощажу». «Умею, де, есми, государь, птичью языку и зверину что говорит птица со птицою, а зверь с зверем». И царь тому удивися и на то прельстися, хотячи, чтобы царю то самому знати. И царь ему молвил «Мне такие люди в государстве годны». Да кликнул Алтына Золотого Слова, да велел ему того мужика взяти, а молвил ему то «Алтын, научися, де, тому языку; аз, де, тебя пожалую; а аз у тебя научюся». Да гулявши, царь поехал опять к себе.

И привел Алтын Золотое Слово таго мужика и учал ему говорити «Сказывал еси царю за собою ремесло, и царь мне тому велел учиться, и ты мне скажи». И он ему отказал «Аз, де, теперь человек бедной, голодной, и мне то на ум не идет. Дай, де, мне поотдохнуть, тогда, де, у меня и речи будут». И он – спустя – учал его опять спрашивать, и он ему почал говорити: «Дивлюся, де, я твоему разуму, называют, де, тебя Золотым Словом. Аз, де, человек простой. Кому, де, Бог то дал знать, кроме себя! А мне бы то знать!». И он ему молыл «Чего для, де, ты то царю солгал, что тому горазд1364? Царь, де, велит казнити». – «А тогда есми царю того для сказал, что было мне от царя быти вскоре казнену». – «Да ведь тебя и нынеча царь велит за то казнити?». – «В том ведает Бог да царь. А нынеча аз не чаю от царя казни».

И царь про того человека пропамятовал, Алтын Золотое Слово вскоре царю не сказал. И умысля Алтын, хотя царя привести от немилости в милость и от сердца в кротость.

И лучилося царю опять ехать тою же дорогою мимо тое же мизгити. И сидят на той мизгити две совы, друшка к друшке носами, кабы что говорят. И царь, на них глядя, вспаметовал да учал спрашивать «Кто, де, бе же у меня языку птичью горазд?». И царь того спамятовал «Мужика тут видал, а отдал его Алтыну Золотому Слову, а велел ему тому языку научитись». И он кликнул Алтына Золотова Слова «Учился, де, ты у того мужика языку птичью?». И он царю сказал «Научился, де, государь. Токо, де, тебе, государю, не явил, не к слову сказати». «Поеди, де, да послушай, что, де, две те совы межи собою говорят».

И он к ним поехал, да приехал опять от них, да учал царю сказывать «Великое, де, дело, государь, говорят, да не смею тебе, государю, сказывати». Да приник к царю на ухо и учал сказывать «Государь, де, царь, вольной человек! Слышал, де, есми, что оне говорят, да не смею тебе, государю, сказывать блюдусь от тебя, государя, опалы». И царь ему молвил: «Скажи, де, не блюдися. Мне, де, про чужие речи, тебя про что1365 казнити?». «Говорят, де, государь, оне, сидячи, о сватание. А женит, де, сова у совы сына; дает, де, сова сове приданые триста селищ пустых. А та, де, у ней просит тысячу селищ пустых, а трех сот не возьмет. А им то и кормление, что ищет себе по пустым селищам мышей да и всякого гаду, тем и кормятся. И она молвила той сове «Будет, де, не возьмешь трехсот селищ, а больши, де, четырехсот селищ дати нельзя, потому – будет царь наш еще побудет на государстве, а повыпустошит и больши того, и аз тебе дам и две тысячи. А будет государство переменится, или того Бог скротит, а станет льготу давать и дани поубавит, и государство опять полно наполнится, селища опять жили будут, и мне тебе больши четырехсот селищ дать нельзя».

И царь услышал то слово, удивися и учал себе размышлять «Гораздо, де, есми немилостив, что про меня птицы рассужают, уведав, де, мое немилосердие ко всей земле моей».

И от тех мест стал царь милостив и правосуден, и льготу стал давать, и дани поубавил, и опять стало все жило, и Алтына Золотого Слова учал царь жаловать больши старого.

Видишь, разум каков человеческой? Разумной человек не одну душу свою спасет, но и людския многия.

* * *

1357

Из исторических книг.

1358

Я.

1359

Совет.

1360

До той поры.

1361

Произошло это таким образом.

1362

Правдивый.

1363

Пришлось не по душе.

1364

Хорошо научен.

1365

За что.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург Наука, 1997-. / Т. 15 XVII век. - 2006. - 530 с.

Комментарии для сайта Cackle