Источник

Повесть о чудесах Виленского Креста

Повесть о чудесех Честного и Животворящего Креста Господня, иже взят в литовском граде Вильне сыном боярским Арзамасцем Василием Сергиевым сыном Микулиным и принесен во град Муром, иже изволил быти в Троицком Девичье монастыре

В лета 7166-м (1658) году в июле месяце в субботный день в Муроме гостиной сотни торговой человек Богдан Борисов сын Цветнов, – того дня прилучилося ему итти от церкви Божии от вечернего пения414 ко двору своему. И как будет он, Богдан, против улицы своей, по обычаю обратися к соборной церкви помолитися, и против улицы его, Богдана, седящу человеку. И увидя его, той человек пошел за ним в улицу, и, постигши его, остановил и вынул из шапки оболочен в бумаге Крест поклонной, скован в сребре, позлащен, с камением и жемчугом украшен, и той Крест дает ему, Богдану «Приими сей Животворящий Крест, ибо изволил он у тебя быти». И он, Богдан, не приняв Креста, вопроси его, коего града, и какова чину, и кто именем. И тот человек ему, Богдану, сказал про себя «Я де града Арзамаса, сын боярский, зовут Василием, Сергеев сын Микулин». И он, Богдан, усумневся, – не искус ли какой хощет учинить надо мною415, – и спросил, что сей за Крест. И он, Василий, учал ему, Богдану, сказывать с великими слезами «В прошлом, де, во 165-м (1657) году, как великому государю Бог поручил взять литовский град Вильну, а я тут же был на службе. И как вошли в тот град многия люди воинския, и вошли в литовскую церковь, такожде и я вошел, хотя что взяти, – и до мене все побрано, только де увидел лежит на помосте церковном сронен сей Животворящий Крест. И я его поднял и привез его в Арзамаский уезд к себе в дом. И стоял сей Животворящий Крест в клете моей по то время, как в нынешнем 7166-м (1658) году по указу великого государя нашу братию учали высылать на службу. И как я стал убираться416, и слышу в просонье к себе таков глас: «Василий, возьми сей Крест и отвези его из дому своего во град Муром и отдай Богдану Цветнову изволил он Животворящий Крест быти в Муроме в девичье монастыре в церкви Живоначальныя Троицы». И я не поверил тому, поставил в сонное мечтание417. И после того во вторый день в просонье таков же глас слышу, и тому такожде не поверил, и ни во что вменил418. И за два дни до поезду419 моего на службу, спящу мне в полудни, и во сне такожде глас бысть ко мне с великим прещением и грозою420 «Отвези сей Крест и не держи в дому своем. Аще не отвезеши, где он изволил быти, зле пленен будеши, а за ослушание наказан будеши». И я, убояся того страшного прещения, пришел к тебе приими сей Животворящий Крест Господень, не сомневайся ни о чем. Кто бы мне велел такое многоценное сокровище отдать тебе, аще бы не сам он изволил тако быти? Я тебя и не знаю, только про тебя слыхал».

И он, Богдан, слыша от него, Василия, такия речи, такожде со слезами той Животворящий Крест принял, а его, Василия, взял в дом свой и стал ему давать потребная421 от богатства своего. Он же страха ради Божия ничего не принял и пойде в путь свой на службу.

Тарас же, по прозванию Богдан, той Животворящий Крест Господень со многою честию и молебным пением поставил в девичье монастыре в церкви Живоначальныя Троицы на правой стороне на аналое, где и доныне Благодатию Божиею обретается.

И в том Животворящем Кресте Господни сокровенной422 Благодати Божией святых и цельбоносных423 мощей подписано тако Часть древа жезла пророка Моисеа.

Риза преподобного Сергия Радонежского.

Риза Ефрема Новоторжского.

Трости Антония Римлянина.

Гробы Гурия и Варсонофия Казанских.

Персть424 Евфросинии Суждальския.

Гроб Макария Желтоводского.

И в том же 7166-м (1658) году будет он, Василий, на службе великого государя, и волею Божиею под Конотопом на бою взяли его, Василия, в полонь крымския татары и отвезли в Крым. И был он у них в Крыму от осени и до Великого поста. И будучи в плену, беспрестанно со слезами Бога молил и каялся, прощения прося о ослушании своем и о прочем согрешении, и Животворящего Креста силу на помощь призывал, чтобы его избавил от поганых татарских рук. И преступя всякий страх, и надежду твердо возложи на силу Животворящего Креста, и верова, яко по наказании сотворит ему милость, пошел из Крыму с вечера и шел всю нощь. И к свету увидел в стороне лесок малой чапыжничек и, отбежав, лег в том леску. И часу в пятом дни видев:по стопе425 его гонят426 татарове два человека, и тот лесок пробежали. И лежал я в том леску до ночи, и пред вечером татарове назад пробежали, а сами бранят по-своему «Ушел, де, гаур маскаран Василий». И в другую нощь пошел на Русь, питался травою и корением. И где на станъ427 найду, как шли крымские люди и метали428 кости, и тем питался. И помощию Животворящего Креста вышел в черкаские городы.

И из полону пришед в город Муром, молился Животворящему Кресту. И про все он, Василий, сказал, еже ему случися.

Конец и Богу слава, творящему дивная и преславная чудеса.

* * *

414

С вечерней службы.

415

Не хочет ли ввести меня в заблуждение.

416

Собираться.

417

Принял за сон.

418

Не придал значения.

419

До отъезда.

420

С угрозой и гневом.

421

То, что необходимо.

422

Скрытой.

423

Приносящих исцеление.

424

Прах.

425

По следу.

426

Преследуют.

427

На становище.

428

Бросали.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург Наука, 1997-. / Т. 15 XVII век. - 2006. - 530 с.

Комментарии для сайта Cackle