Причастники Божественного естества
Что может быть общего между Богом и человеком? Бог «обитает в неприступном свете», Его «никто из человеков не видел и видеть не может» [1Тим. 6:16], – но, воплощаясь от Богородицы и Приснодевы Марии, Бог становится человеком, во всём, кроме греха, подобным нам. Став нашим братом по человеческой природе, Сын Божий сделал нас детьми Небесного Бога Отца. И, соединяясь нам в Рождестве, Господь соединяет нас Себе в Таинствах Церкви. И, приобщая нас Себе, Господь соединяет нас всем Своим святым. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, «все мы причащаемся пречистой плоти Его, которую принял Он от Матери Своей. И как Христос и Бог наш соделался Ее Сыном и братом нам; так и мы, о неизреченное человеколюбие, делаемся сынами Богородицы, Матери Его, и братьями Его, Христа и Бога нашего»15. Дева Мария привела в мир Христа, и потому и Ее мы благодарим за дар Святого Причащения. В одной из молитв мы обращаемся к Ней так: «Благодарю Тебя за то, что Ты сподобила меня, недостойного, быть причастником Тела и драгоценной Крови Сына Твоего...16
Конечно, Господь остается неприступным по Своей Божественной природе, но Его Сила, Его Энергия, Его Благодать пронизывают Вселенную и могут освящать нашу жизнь, если мы ищем Бога и открываем Ему свои сердца.
Господь Иисус Христос соединил в Себе земное и небесное – Бога и человека, и Евхаристия являет нам Христа и соединяет нас со Христом – через это мы становимся наследниками Его Победы, Его Воскресения, Его Царства. И поскольку Сын Божий стал Сыном Человеческим – причастился плоти и крови, соединил Себя человеческой природе, мы можем в Таинстве Причастия стать – «причастниками Божеского естества» [2Пет. 1:4].
В Евхаристической молитве Литургии священник, вспоминая то, что было, и даже то, что еще только будет (ведь в Литургии соединяется прошлое, настоящее и будущее), перечисляет: «Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, второе и славное паки пришествие », – и молит Бога Отца ниспослать Духа Святого на хлеб и вино, находящиеся на престоле, чтобы претворить их в истинные Тело и Кровь Христовы.
Можно ли как – то объяснить это установленное Самим Христом на Тайной вечере Таинство Причащения?
Как хлеб и вино становятся Кровью и Телом Господа? Ключом к постижению всех загадок и тайн Священного Писания и церковного учения является Личность Господа. И как в Господе Иисусе Христе Его человеческая природа была не поглощена, но освящена Его природой Божественной, так и в Святых Дарах хлеб и вино сохраняют свои свойства, но по своей сущности они уже Тело и Кровь Христовы – то есть Сам Христос. И мы, причащаясь Святых Христовых Тайн и оставаясь собой, одновременно, по слову Господа, «в Нем пребываем».
И также, как Бог пришел к нам в Рождестве, Он приходит к нам и в Таинстве Причащения, в котором всегда является Воплощение Господа. Именно поэтому Церковь и есть таинственное Тело Господне, Церковь – Сам Христос, Который соединяет в Себе всех «истинно верующих всех мест, времен и народов»17, и потому Церковь являет Себя именно в Евхаристии, где происходит Таинство встречи человека и Бога.
Но, конечно же, Евхаристия – не телесная, но духовная пища, и Господь «не познается в нас телесно, как был Он в Пресвятой Деве, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – но есть бестелесно в нас, и соединяется существом и естеством нашим неизреченно и нас обоготворяет, так что мы соделываемся сотелесниками Ему, бывая плоть от плоти Его и от костей Его»18.
* * *
Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Слово 45.
Святитель Филарет Московский. Православный Катехизис. О вере.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Слово 45.