Беседа 21. О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию927 благодаря помощи свыше.928
И с какой целью трудится она в трудничестве своем.
1. Итак, когда ты ослаб и утомился от труда псалмопения с этим постоянным повторением обычных <молитв>, и не способен ты уже более трудиться в этом так, как раньше, – из-за старости, или из-за великой немощи тела, – <тогда> трудись вместо этого в молении, прошении и в подобных <деланиях>. Долго и настойчиво приноси моление твое, проси усердно и трудись в молении твоем с сердечным усилием.929 Будь настойчив, продлевай <молитву> и растягивай ее надолго,930 пока не откроется для тебя дверь.
2. Ибо милостив Господь наш, и примет Он тебя не за труд твой, но за благое намерение разума твоего.931 Озарена будет душа твоя, когда продлишь ты моление свое, и воспламенятся помыслы твои любовью к Нему.932 Таким образом получишь ты помощь от Бога в малых трудах слабого тела твоего. При этом, насколько возможно, не оставляй полностью свои малые службы933 – чтобы не оказаться тебе подобным человеку, который не желает подчиниться правилу. Ибо это <приведет> к нападениям на тебя демона гордыни, как <случается> с тем, кто вообразил, что он более не нуждается в этом; или ты мало-помалу добровольно придешь в расслабление.
3. Я не навязываю какого-либо необходимого времени <для правила>, но лишь говорю о том, что может случиться и произойти.
4. Нет также ничего предосудительного, если в течение времени, которое соответствует <нашей> силе934 – или даже не соответствует – мы стоим или сидим; ибо сопутствует нам великий страх и трезвение, возбраняя нам впасть в презрительное отношение к Богу в то время, когда служба совершается нами и когда молитвенное жертвоприношение приносится Ему.935
5. Но ты должен беспокоиться о сознательной и вдумчивой <молитве>, а не об определенном <временном> пределе, и не заботиться особенно о количестве,936 ибо последнее весьма часто становится причиной для смущения. Но <нужно думать> о том, как сердцу нашему приблизиться к Богу в службе и молитве: для этого подчиняешься ты закону детей.937
6. Но даже более, чем на псалмопение, обрати внимание на эти <вещи> и особенно пользуйся ими, иногда стоя на ногах, иногда – на коленях, иногда же сидя.
7. Также нет <ничего>, что препятствовало бы тебе во всей полноте воспринять все это938 из псалмов и использовать их. Также и восхитительные слова, изложенные в песнях, которые предназначены Святой Церковью <для употребления>,939 вместе с прочими возвышенными словами, которые Дух положил на музыку, и песнопениями, могут занимать место совершенной молитвы в человеке. <Когда мы> размышляем над ними, они рождают в нас чистые молитвы и высокие прозрения и приближают нас таким образом к просветленности мышления и изумлению Богом, а также к другим <вещам>, посредством которых Господь умудряет тебя и просвещает в те времена, когда ты выбираешь соответствующие стихи и в просительном настроении940 приносишь их Господу твоему, повторяя их подолгу и в тишине.
8. Также и псалмопение, <совершаемое> с таким настроением,941 приносит больше пользы человеку, чем чин чтения часов. Это <относится> к людям, которые достигли <высокого> уровня и которые вошли в тот образ жизни, когда даже в молении своем удостаиваются они дарований от Бога. И по причине сосредоточенности разума своего весьма преуспевают они в <молении>; душа же приближается942 к великой добродетели в этих трудах и постоянно удостаивается помощи свыше. Весьма часто приобретает она и некую просветленность помыслов на пути своем, среди продолжительных молений своих.
9. Но мы не должны стремиться к этому сразу, ибо не многие обретают это, а лишь избранные.943 Такие <вещи> приходят не в соответствии с трудами, но в соответствии с Божиим замыслом и знанием, ибо знает Он, кому следует даровать это. Нам же не следует терять надежду в подвижничестве нашем во все время жизни нашей.
10. Обретя это, не должны мы превозноситься и воображать, будто благодаря великому нашему подвижничеству944 удостоились мы этого. Если же это задерживается для нас,945 не стоит печалиться и удручаться, подобно людям, служащим Богу ради вознаграждения: таков образ мыслей тех, кто не обучен в труде смирения и в стремлении к Богу. Ибо мы понимаем, что эти и подобные <состояния>, как сказал я, не за многие труды дает Бог человеку, и не из-за нехватки таких <трудов> задерживает их, но <дает их> тем, о ком Он знает, что им это будет полезно.
11. Достоинство или недостоинство также не имеют <прямого отношения> к этим вещам, но <даются они в соответствии> с волей, которую проявляет человек по отношению к Богу, <и с тем>, насколько разумом своим удаляется он от мира из любви к Богу и просветляется.946
12. Итак, признаком нашего преуспеяния будем полагать то, что день ото дня видим мы страсть умаляющейся в душе нашей947 и таким образом все более приближаемся мы к Богу и удостаиваемся, сами того не сознавая, неисчислимых даров Его.
13. Ибо весьма возвышен и велик, насколько вообще можно говорить об этом, труд чтения.948 Ибо оно есть дверь, через которую входит ум в божественные тайны и приобретает силу для <достижения> просветленности в молитве. И омывается он радостью,949 блуждая по <деяниям> домостроительства Божия, <то есть> того, что <Бог совершил> по отношению к людям; ибо эти <деяния заставляют> нас непрестанно пребывать в изумлении, и от них размышление тоже получает силу, что является плодом того подвижничества, о котором мы говорим. <От этих деяний> просветляется и усиливается молитва, взяты ли они из духовных писаний,950 или из произведений великих учителей Церкви, посвященных домостроительству951 или научающих тайнам подвижничества.952
14. Эти два вида чтения полезны для духовного человека. Что же касается прочего, то всякое существующее чтение нанесет ему ущерб, помрачит разум <и отвлечет его> от стремления к Богу;953 помрачение и уныние954 принесет он ему во время службы и молитвы.
15. Ибо без чтения невозможно уму приблизиться к Богу: оно охватывает955 мышление и на всякий миг направляет его к Богу; оно омывает956 его от помышлений этого материального мира957 и заставляет его постоянно пребывать превыше плоти. Нет другого труда, благодаря которому человек больше преуспевает, если только он читает <Писание> ради истины, чтобы приобрести благодаря ему эти <блага>.
16. Есть, опять же, люди, которым даже чтение о <делах> домостроительства <Божия> не приносит никакой пользы и не помогает. По большей части они даже еще более помрачаются, потому что им гораздо необходимее чтение о том, как усмирять страсти. Каждый человек получает пользу от чтения, <соответствующего> его уровню,958 получает помощь и преуспевает благодаря <такому чтению>.
17. Однако, для этого уровня подвижничества959 весьма полезно чтение о домостроительстве, долгое просветленное собеседование о нем и книги, тщательно <составленные> божественными и просвещенными писателями на эту <тему>. Весьма радуется душа и обнажается от страстей благодаря этим книгам.960
* * *
Или «к образу жизни свободы».
Букв. «небесной помощи».
Букв. «с трудом сердца».
Или «проводи в ней долгое <время>».
Букв. «в соответствии с намерением разума твоего».
Или «любовью Его».
Или «краткие <молитвенные> правила».
По рукописи Paris syr.298: «<нашему> бессилию», «немощи».
Букв. «и когда приносится <в жертву> молитва в Его присутствии».
Букв. «Но о знании и рассудительности, а не о <временном> пределе и смятении, а <также> не о количестве должен ты беспокоиться».
Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей».
Букв. «воспринять полноту этих вещей».
Термин «песни» (tebhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением.
Вар. «с молитвенной целью».
Букв. «намерением».
Букв. «склоняется».
Букв. «лишь отдельные <лица>».
Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)».
Или «удерживается от нас».
Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу».
Или "в нас».
Сир. 'alma d-qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания.
Букв. «и плавает он, и радуется».
Вар. «из писаний Духа».
Букв. «на тему домостроительства».
Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви.
Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, <направленной> к Богу».
Сир. 'amtana w-quttáa. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность).
Букв. «вытаскивает».
Букв. «крестит».
Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)».
Букв. «от чтения своей меры».
Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе.
Букв. «этим целям», или «этим темам», т.е. книгам, написанным на эти темы.