Беседа 20. Того же мар Исаака другое рассуждение,855 в котором ясно <описываются> различные виды размышления,856
происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния857
и мере знания, которых достиг человек.858
1. Мы начнем с описания различных видов859 человеческого знания, а также уровня, который ниже естества души, и восхищений,860 которые превыше естества.
2. Когда та разумная сила, которая в нас, становится озаренной, человек совершенно презирает страх смерти и бывает постоянно вдохновлен861 надеждой на воскресение, как если бы добродетель естества души начала проявляться через указание помыслов ее: усиливается в нем попечение о Суде Божием, и начинает он ночью и днем следить за поведением своим, словами своими и мыслями своими; и если во всем подвижничестве862 своем совершает он прекрасные и благочестивые труды, это попечение и это воспоминание не отходят от него. Ибо естественным движением разумной души является эта мысль и этот помысел. Те же, в ком, пока они не достигли любви, отсутствует этот помысел,863 знай, что лишены они знания, ибо полагаются на подвиги свои.864 Если же не полагаются они на подвиги свои, <значит>, ведут они или духовный, или, наоборот, расслабленный образ жизни;865 на этих двух уровнях не может быть страха Суда. Эти <люди> – либо с животными, лишенными разумения и помысла о воскресении, либо с ангелами, которые существуют в другом <образе> знания и которые не опускаются до подобных мыслей.866 Ибо иными переживаниями заняты они867 и о тайнах, которые выше мысли о Суде, думают они. В прочих же из-за отсутствия трезвения и из-за помрачения души дремлет эта мысль.
3. В тех, кто пребывает на душевном уровне,868 эта мысль правильна, ибо естество в них бывает прекрасно движимо естественной прекрасной <способностью> различения. И в просветлении естественных помыслов живут они, соединенные с сопутствующей им благодатью.
4. Ибо у того, чье сознание не помрачено воображением,869 когда <по пути> добродетельного образа жизни движется он к совершенству, сознание870 не согласится871 успокоиться или утихнуть от этого движения.
5. Но я покажу, что, когда такое происходит, эта забота о помысле его должным образом прекращается: поистине <это так>! Ведь когда достиг он божественной любви, поднимается он превыше этой мысли и пребывает в свободе от помыслов.872 божественная же любовь <происходит> отнюдь не от душевного подвижничества873 и не от естественного движения души в служении добродетели, ибо к этому уровню подвижничества относится страх, а ощутить божественную любовь, <находясь на этом уровне>, совершенно невозможно. Последнее не под силу душе, и восхищение это874 не принадлежит к естественному образу жизни;875 а божественная любовь принадлежит к духовному образу жизни.
6. Ибо добродетель есть естественный путь, который <заключается> в смирении, трудах, милостынях, целомудрии,876 жертвах и молитвах уст, а также в милосердии. В новом же веке ничего из этого не требуется, ведь духовный образ жизни <заключается> в ином знании, которое появляется877 не в результате телесных или душевных трудов, и служение его878 не от них происходит.879 Тем, кто находится на этом уровне,880 свойственно мыслить. В духовном же образе жизни нет ни размышления, ни помысла, ни возбуждения, ни движения. Помыслы приводятся в движение на душевном уровне, а на духовном уровне нет помысла, так как ум поднимается превыше образов мира сего и в ином знании пребывает. Знание тех <людей>881 может быть описано обычным для нас словесным путем; что же касается этих,882 то их знание не может быть описано даже в образе, в котором ум существует там. Здешнее знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда как тот883 образ жизни – превыше всех подобных вещей. Именно в таком состоянии будем мы находиться после воскресения из мертвых вместе со святыми ангелами; ангелы же уже сейчас пребывают в нём. Ибо за исключением того <случая>, когда посылаются они Богом на какое-либо служение в мир наш, не удаляются они от этого образа видения и умственного расположения.
7. Но если человек скажет: «Как же возможно, чтобы непрестанным было изумление Богом у тех, которые являются постоянными и неизменными, но которые получают повеления о стихиях и <находится> рядом с каждым человеком? И как возможно, чтобы описанный образ <жизни> не препятствовал им постоянно пребывать <в изумлении>?» –
8. Такой <человек> весьма по-человечески мыслит об этих быстрых и легких естествах, которым не препятствуют тела или действия по причине быстроты и просветленности умов их. Не устают они от перемены деятельности своей884 и не переутомляются; и во всем, что они делают, не нуждаются они во времени и месте, которые могли бы воспрепятствовать им в служении их. Ибо все совершают они быстро и мгновенно в соответствии с той силой и изумительной способностью, дарованной естеству их. В них подобие Самому Себе во всем, насколько это возможно, создало Бытие – Творец, Который превыше всего.
9. Но оставим <свойства> духовных естеств и вернемся к нашей теме885 – к <реальностям> мира сего; и продолжим рассуждение886 наше с того, на чем мы отклонились.
10. Итак, в тот миг, когда человек поднялся выше душевного служения в мысли и знании своем, которое состоит в действенной добродетели,887 и сознание его возвышается к духовному образу жизни, насколько это достижимо здесь для человеческого естества, тотчас изумление Богом прилепляется к нему, и от движений прежних помыслов успокаивается он и утихает, и этими духовными движениями любви возбуждается весь разум его. Вместе с этим знанием страх отнимается от человека, и свободой от помыслов,888 которая превыше всякого страха и мысленного страдания, бывает движимо мышление по образу нового века: и это <потому, что> удостоился он, по благодати Христовой, <принадлежащей> образу жизни нового человека, тех движений, которые возникают в естестве там, в Царстве Небесном.
11. И когда, опять же, удаляется он от них,889 <переживает> он душевную радость, и в мысли своей и в помыслах своих он не таков, как чада мира сего, ибо с этого <времени> возрос он в свободе от помыслов,890 наполненной движениями знания и изумления Богом. И поскольку он живет в знании, которое превыше души, и поднялся над страхом, пребывает он в радости о Боге в движении помыслов своих на всякий миг, как свойственно детям.891
12. Таковы движения помыслов на этих трех уровнях и знание этих движений.
13. Итак, кто телесен в знании своем, тому невозможно быть превыше страха смерти в помыслах своих, но постоянно ужасается он при воспоминании о ней. Будучи телесным, он и думает о телесном, а потому живет в нём постоянно и сомнение в воскресении.
14. В душевном <человеке> живет892 страх. Не думает он об <относящемся> к телу – о смерти его, о скорби его, о благах его, о злостраданиях его, – но легко принимает он это ради грядущих <благ>. Ибо поистине он разумен; впрочем, обладает он только <тем, что относится> к душе, то есть непрестанной мыслью893 о воскресении из мертвых.894
15. Духовному же <человеку> ничто из этого <не свойственно>, но пребывает он в знании и в радости божественной, ибо сделался он сыном <Божиим> и причастником тайны Божией.
16. Из этого понимает человек меру знания своего и подвижничества своего, <а именно> из тех движений, которые возникают в нем постоянно, пока пребывает он в подвигах своих и в знании своем <в течение> краткого срока земной жизни своей.895
17. Ибо бывает также, что <человек> в подвигах своих и в знании своем оставил телесность, но еще не достиг душевного <уровня>,896 который есть совершенное покаяние и совершенство страха Божия. Тогда с обеих сторон возникают в нем помыслы.
18. Ибо весьма малочисленны те, кто удостоился полноты душевного <уровня>.897 Это – вершина898 покаяния. Это образ жизни, которым обладает кафолическая Матерь наша.899
19. Бывает, опять же, что усовершенствовался <человек> в душевном <делании>,900 но еще не вошел в духовный образ жизни, и лишь немногое <из последнего> начало пробуждаться в нем. Пока во всём подвижничестве своем он еще на душевном <уровне>, иногда случается, что некие духовные движения время от времени возникают в нем неразличимо, и начинает он ощущать в душе своей радость и сокровенное утешение: подобно некоей вспыхивающей молнии, если уместно такое сравнение, некие таинственные прозрения возникают и возбуждаются в разуме его. И тотчас сердце его взрывается радостью. Даже если это скрывается и отнимается от него, ясно, что разум его <остается> исполненным надежды.
20. Знаю человека по соседству,901 который <ощущает> вкус этих вспышек молний. Но, хотя таинственное прозрение мгновенно проносится через разум его и удаляется, тем не менее вспышка радости от <этого прозрения> и вкус его длятся долго, и тишина, происходящая от этого, спустя долгое время после того, как это уходит, бывает разлита в мышлении его; также и состояние тела и членов тела становится мирным, и <ощущают они> великое отдохновение; а радость наслаждения этим чудом отмечена в высший момент на мысленных устах его.902 При таких <переживаниях> недолго <требуется человеку>, чтобы презреть временный мир, а утешению надежды на грядущее – чтобы прийти к утомившемуся страннику.903 Это служит для него указанием, чтобы он не свернул на путь страстной жизни,904 ибо с этих пор нет у него другой надежды, кроме этой.
21. Много кораблей сбилось с пути в этом океане. Хотя ушами они905 слышат и устами читают,906 силы знания этой надежды не коснулись907 они даже кончиком мизинца. По этой причине, несмотря на тяжкие и трудоемкие труды908 кормчих своих и <несмотря на> восхитительное знание свое,909 не могут они в намерении своем презреть мир сей, что означает умерщвление человеком сердца910 посредством смирения и самозабвения.911
22. Не следует нам воображать, будто в той малой частице, о которой мы говорили, и заключается дар Господа нашего. Ибо есть, опять же, такие <люди>, которые не только таким молниеподобным образом вкушают от истинных тайн,912 но на тверди сердца их само Солнце правды913 взошло в сиянии914 лучей своих. «В чистом сердце запечатлелось новое небо, явление которого есть свет, и место которого – духовно».915
23. Очевидно, что если сердце сподобилось сделаться местом неба для Господа, удостоилось оно вершины всякого созерцания в видении откровения.916 И это, конечно же,917 не на мгновение, как у тех, <о которых говорилось ранее>, и не символически,918 но длится это часами – и даже не только часами, но и днями. Подтверждение этому можно найти в повествованиях, посвященных Отцам.919
24. Что же касается меня, у которого раны заражены и гноятся, молю Тебя, Господи, даруй мне воспринять образ покаяния в душе моей, чтобы, когда руки мои простираются к милости <Твоей> и <когда> сижу я у врат благодати <Твоей>, удостоился я той надежды, которую получают от Тебя истинно кающиеся.
25. Удостой, Господи, раба Твоего слезами из очей его на всякий миг смывать скверну дел его с души его, дабы, постоянно принимая помощь Твою в немощи помыслов его, получил он, по благодати, доступ ко спасению.920 Аминь.
26. Теперь, по благодати Господа нашего – как то, чему научились мы у Отцов – укажем в настоящих921 Беседах, посредством какого труда начинает приближаться человек к образу жизни и чину свободы, и <почему> не всякий человек может вести такой образ жизни, но известно, что он должен пребывать в этом <какое-то> время.922 Мы также укажем, когда <наступает> время его и в каком чине923 должен он подвижничать, и когда прилично человеку вести себя по законам924 мира сего.
27. Известно, что, когда тело стало немощным, лишившись силы и прежней подвижности своей, тогда людям, ведущим такой образ жизни, должно сопутствовать внимательное постоянное размышление.925 Способ трудов его укажем мы в своем месте, а также, по порядку,926 и другие <делания>, соответствующие этому уровню.
* * *
Букв. «другая тема».
Букв. «которое ясно различает мысль (сир. renya)».
Букв. «чину поведения», «уровню образа жизни».
Букв. «в которых стоит человек».
Букв. «различения движений».
Или «подъемов», т.е. высоких духовных состояний.
Букв. «возбужден».
Или «поведении».
Букв. «в ком, прежде чем они достигли любви, мало этого помысла».
Или «на свое поведение».
Букв. «они в духовном образе жизни или в расслабленном (небрежном) образе жизни».
Т.е. до мыслей о Суде.
Букв. «иные движения возбуждаются в них».
Букв. «на уровне душевного образа жизни», «в чине подвижничества души».
Вар. «осуждением». Сир. термин msabbranuta соответствует греч. fantasia и означает «воображение», или «ожидание». Термин masbbranuta (который без огласовки имеет точно такое же написание, как и msabbranuta) означает «мнение», «предположение», «сомнение», «осуждение».
Или «совесть».
Или «не будет убеждено».
Букв. «в свободе помыслов».
Или «образа жизни».
Или «подъем этот».
Букв. «к естественному пути образа жизни (подвижничества)».
Букв. «целостности сознания», «целостности совести».
Букв. «существует».
Т.е. нового века.
Букв. «возбуждается».
Вар. «кто служит в этом образе жизни», «кто пребывает в таких подвигах».
Т.е. находящихся на душевном уровне.
Т.е. находящихся на духовном уровне.
Духовный.
Букв. «в перемене своей и в деятельности своей».
Букв. «к нашему рассказу».
Букв. «слово».
Или «в добродетели деяний».
Букв. «свободой помыслов».
Т.е. от страха и страдания.
Или «свободе помыслов».
Букв. «чину детей».
Букв. «возбуждается», «движется».
Букв. «постоянством мысли».
Букв. «о вещах воскресения их мертвых», т.е. о том, что относится к воскресению из мертвых.
Букв. «кратких дней этой <земной> обители».
Букв. «еще не вошел в душевность».
Букв. «душевности».
Или «совокупность».
Т.е. Церковь.
Букв. «в душевности».
Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице.
Букв. «на нёбе мышления его».
Букв, «к страннику в утомлении его». Сир. aksenaya является эквивалентом греч. xenos («странник»): в контексте аскетической письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым миру («странным» для мира), т.е. отрекшегося от мира.
Или «жизни в похотях».
Т.е. корабли, под которыми в данном случае подразумеваются люди. Характерный пример параллельного использования двух различных образных рядов: 1) корабли, океан, кормчий; 2) уши, уста, вкушение.
Выражение «устами читают» отражает распространенную в древности практику чтения вслух. Читать про себя («глазами») было не принято даже наедине с собой.
Букв. «не вкусили».
В оригинале использованы однокоренные слова.
Букв. «восхитительность знания своего».
Букв. «умерщвленное (мертвое) сердце».
Или «отсутствия мысли о себе».
Или «от тайн истины».
Вар. «воссияло в излиянии».
Преп. Исаак цитирует 39-е послание Евагрия Понтийского.
Преп. Исаак использует сразу три термина, которые у него обычно означают мистическое видение: téorya (созерцание), hzata (видение), gelyana (откровение).
Букв. «опять же».
Употреблено наречие от слова remza, означающего в данном контексте «знак», «жест», «предположение».
Букв. «написанных об Отцах». Имеются в виду прежде всего Apophthegmata patrum («Изречения пустынных Отцов»).
Букв. «вхождение в жизнь».
Так в рукописи Paris syr.298. По чтению Bodleian syr.e.7, «предшествующих».
Вар. «но известно время, в течение которого должен он пребывать в этих вещах».
Т.е. на каком уровне.
Или «<в соответствии> с целью».
Букв. «должно внимательно сопутствовать постоянное размышление». По чтению Paris syr.298, «должно постоянно сопутствовать постоянное размышление».
Букв. «одну за другой».