Безмолвие
Безмолвие. Безпопечение, безмолвие, удаление от мipa приводять душу к познанию Божиих тварей (сл. 3, стр. 17). – Безмолвие и уединение помогают соблюдению поста (сл. 8, стр. 44). – Живущему в безмолвии не должно отдавать вещи под предлогом милостыни, и почему? (сл. 13, стр. 53–54). – Истинному безмолвнику не поставлено в обязанность служить правдой дел явных (сл. 13, стр. 54–55) и подавать милостыню, а тем более – пещись о пpиoбретении вещей для подаяния милостыни (сл. 14, стр. 55–56). – Может ли безмолвствующий инок, кроме попечния о Боге, иметь в сердце другое попечение? (сл. 14, стр. 56–57). – Какую помощь могут оказывать братиям безмолвствующее? (сл. 14, стр. 57–58). – Как может безмолвник освободиться от смущения и заботы? (сл. 14, стр. 58). – Жизнь преп. Арсения – пример для безмолвников (сл. 14, стр. 59). – Безмолвие способствует очищению души (сл. 21, стр. 91–92). – Безмолвие умерщвляет внешния чувства и воскрешает внутрениия движния (сл. 21, стр. 94). – Kaкиe помыслы и размышления должно иметь подвижнику, пребывающему в безмолвии? (сл. 21, стр. 97–98). – Безмолвник не должен унывать, если в начале своего безмолвия не ощущает силы сих размышлений (сл. 21, стр. 103). – В чем состоит главное дело безмолвия? (сл. 21, стр. 103–104). – Если человек не презрит чести и безчесия и прочих скорбей, то не сможет пребыть в благом намерении безмолвия (сл. 23, стр. 111–112). – Почему безмолвнику должно удаляться от обращения с другими? (сл. 23, стр. 112). – Примеры высокаго безмолвия (сл. 23, стр. 112–11З). – Безмолвие не есть изобретение человеческое, но учение небесное (сл. 23, стр. 114). – Антоний Великий и Арсений Великий начали безмолвие по откровению Божию (сл. 23, стр. 114). – Поступок одного святого, как поучительный пример для безмолвников (сл. 23, стр. 115). – Как исполняется в безмолвии заповедь любви к ближнему? (сл. 23, стр. 115). – Какой терпит вред долго безмолвствовавший, когда приближается к миру? (сл. 24, стр. 116–117). – В каком случае и с каким намерением должно безмолвствующему заниматься рукоделием? (сл. 30, стр. 138; сл. 40, стр. 169; сл. 56, стр. 289). – Безмолвствующему в отшельничестве должно укрепляться верою и преданием себя воле Божией против всякаго страха, и почему? (сл. 31, стр. 139–140). – Как важно опытом изведать продолжительное безмолвие? (сл. 40, стр. 168–169). – Любящий собесдованиe со Христом любит быть уединенным (сл. 41, стр. 174). – Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие (сл. 41, стр. 174). – Вне безмолвия покаяние не достигает совершенства (сл. 41, стр. 174). – Если любишь безмолвие, возлюби телесныя лишния и скорби (сл. 41, стр. 174). – Любовь к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти, а без сего помышления невозможно пребыть в безмолвии (сл. 41, стр. 174). – Для безмолвника вместо всех правил достаточно одной телесной немощи и безмолвия (сл. 41, стр. 175). – Вступать в безмолвие должно с разсуждением (сл. 42, стр. 177 – 178; сл. 44, стр. 185–186). – Вступивший в безмолвие неразсудительно не избавится от духа уныния или совершенно оставит безмолвие (сл. 42, стр. 177–178). – Различные признаки проходящих безмолвие с разсуждением (сл. 42, стр. 178 – 179; сл. 44, стр. 186–187). – О безмолвии должно вопрошать знающих его по опыту, а не по одному умозрению (сл. 44, стр. 186). – Какие признаки, что человек проходит безмолвие без разсуждения? (сл. 44, стр. 187). – Когда безмолвником овладевает нерадение, то что с ним бывает? (сл. 44, стр. 188). – Когда безмолвник преуспевает, то какие признаки сего? (сл. 44, стр. 188 –189). – Пребывающему в безмолвии надлежит внимательно разсматривать действия внутренняго своего устрония (сл. 45, стр. 190–192). – Стяжавшаго благое устроение в безмолвии никакая скорбь не может разлучить от любви Христовой (сл. 45, стр. 193). – В каком случай труд безмолвия бывает безполезен (сл. 45, стр. 193). – Что приводит безмолвника в духовное преуспеяние? (сл. 45, стр. 193). – Страсти не умирают и у находящихся в безмолвии, но помысл страстный умирает, и почему? (сл. 46, стр. 201). – Какую пользу получает инок. находясь в безмолвии? (сл. 51, стр. 227). – Пустыня (безмолвие) усыпляет только страсти, но не искореняет (сл. 55, стр. 246). – С каким намерениемь должно удаляться в пустыню? (сл. 55, стр. 247). – И в безмолвии находящиеся как могут творить милостыню и оказывать любовь к ближнему? (сл. 55, стр.247–251). – Неимеющий совершеннаго безмолвия и в то же время нерадящий о братиях, которые в скорби, немилосерд и жесток, и почему? (сл. 55, стр. 252). – Живущему в безмолвии должно иметь разсуждениe относительно того, как и когда исходить из уединния ради ближняго (сл. 55, стр. 252–253). – Как пребывать в безмолвии – и сохранять ум от помыслов? (сл. 55, стр. 261). – Польза и сила безмолвия (сл. 56, стр. 280–281). – Безмолвие с нестяжательностью выше милостыни (сл. 56, стр. 287–288). – Кто не может пребывать в безмолвии по чину его, тот не должен оставлять другого пути благочесия (сл. 56, стр. 290). – Вне безмолвия чувств душа не ощутит мира мысли (сл. 57, стр. 297). – О переменах и превратностях в душевном устроении безмолвников (сл. 64, стр. 342). – Когда безмолвствующий начинает понимать, какой меры достиг он? (сл. 65, стр. 343–344). – О том, как вредны безмолвникам попечения, входы и выходы (сл. 69, стр. 354–356). – Всегдашнее безмолвие с чтением Писаний и бдением – какую приносит пользу? (сл. 70, стр. 357–358). – Не стяжавший в безмолвии истиннаго созерцания – в чем должен упражняться? (сл. 72, стр. 367–368). – Какую пользу приносит пребывание в одном меcте? (сл. 75, стр. 373). – Почему полезно отшельничество? (сл. 78, стр. 386). – О бывающих в безмолвной жизни небесной радости и сладости (сл. 85, стр. 407). – Дарование памяти смертной – по преимуществу дается пребывающим в безмолвии (сл. 86, стр. 414). Созерцание бывает следствием истиннаго безмолвия (сл. 88, стр. 416). – О сильных внутренних искушениях, которым подвергаются желающие проводить духовную жизнь в безмолвии (сл. 88, стр. 416–417). – (См. Молчание).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998