Гордость
Гордость. Кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости (сл. 8, стр. 39). – Какой вред от сожительства с горделивым? (сл. 9, стр. 48). – Чем отражать помыслы гордыни, когда они приражаются к нам после многих трудов и по стяжании добродетелей? (сл. 21, стр. 106). – Многие вместо того, чтобы благодарить Бога за призвание их к духовной жизни, уклонились в гордыню, и что было следствием сего? (сл. 21, стр. 107–109). – Помыслами самонадеянности многие были окрадены духовно – и омрачились (сл. 32, стр. 145). – Кто без скорби пребывает в добродетели, тому отверста дверь гордости (сл. 34, стр. 149). – Каким путем приближается к человеку дух гордыни, и каковы последствия гордости? (сл. 34, стр. 149). – По мере гордости души – попускается Богом и наказание ей (сл. 34, стр. 150). – Храни себя от самомнения во время добрых в тебе изменений (сл. 40, стр. 169). – За гордостью следует блуд, а за самомнением – прелесть (обольщение) (сл. 40, стр. 169). – Когда мы возмечтаем, что Господь промышляет о нас потому, что мы достойны сего, тогда промышление Божие о нас прекращается, и что следует за сим? (сл. 40, стр. 169–170). – Когда приосенит тебя благодать..., ты не превозносись (сл. 46, стр. 197). – Многие, получив благодатныя дарования, пали, вознесшись мыслию (сл. 46, стр. 197). – Если превознесешься дарованиями Божиими, то делом падешь в том, в чем (прежде) был искушаем одними помыслами (сл. 46, стр. 198). – Когда помыслы гордыни напоминают тебе о твоих добродетелях, говори себе: «посмотри на свой блуд» (сл. 46, стр. 199). – Страсть гордости возстает в душе и по совершении добродетелей (сл. 46, стр. 200). – Искушения попускаются для того, чтобы мы не превозносились (сл. 47, стр. 202). – Простоте сопутствует вера, а за утонченностью и изворотливостью помыслов следует самомнение; за самомнением же – удаление от Бога (сл. 49, стр. 214). – Когда благодать усмотрит в человеке самомнение, то попускает на него сильныя искушения (сл. 49, стр. 219). – Во время брани, воздвигаемой бесом гордыни, полезно посещать болящих (сл. 55, стр. 253). – Кто прежде времени взыскал царствия души, т. е. высоких духовных дарований, тот стяжал себе гордость и падение (сл. 55, стр. 257). – Тщеславие – служитель блуда и дело гордыни (сл. 56, стр. 280). – Пред Богом мерзки душа высокосердая и ум надменный (сл. 57, стр. 292). – Как благодать близка к смиренномудрию, так болезненныя приключения – к гордыне (сл. 57, стр. 303). – Бойся гордости, и будешь возвеличен (сл. 57, стр. 305). – Как враг старается обольстить и низложить помыслами гордыни сильных и мужественных подвижников? (сл. 60, стр. 328). – Гордость ослепляет и омрачает человека (сл. 69, стр. 356). – От гордости, и при укрощении тела воздержанием и бдением, борет человека блудная страсть (сл. 70, стр. 360). – Движение раздражительности и похоти попускается на нас за самомнение и для научения нас смирению (сл. 77, стр. 384). – Какия искушения попускаются на гордых? (сл. 79, стр. 390–392). – Гордящемуся знанием попускается впадать в хулу, превозносящемуся добродетелью – в блуд, а возносящемуся своею мудростью – в тьму неведения (сл. 85, стр. 403).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998