ГОРДОСТЬ (См. также СТРАСТИ)
Горделивому праведнику, то есть, грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель. I, 109.
Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения. I, 129.
«Гордость». См. 1 ,170–172.
Всякий человек более или менее склонен к прелести: потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое. I, 224.
Как гордость есть вообще причина прелести: так смирение – добродетель, прямо противоположная гордости – служит верным предостережением и предохранением от прелести. I, 228.
Отсутствие плача, насыщение самим собой и наслаждение своим, мнимо-духовным состоянием обличают гордость сердца. I, 537.
Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. IV, 25.
Гордость есть смерть души в духовном отношении: душа, объятая гордостью, неспособна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувству духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему. IV, 27.
Как гордыня есть по преимуществу недуг нашего духа, грех ума: так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть по преимуществу добродетель ума. IV, 170.
Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины. IV, 172.
Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами. IV, 183.
Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием. IV, 246.
Молитва гордых уничтожается рассеянностью. Они лишены власти над собою: не повинуются им ни мысли их, ни чувствования. IV, 348.
Удел несчастных горделивцев, преисполненных самомнения и плотского мудрования – вечная смерть, смерть души, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству, той ненависти, которою заразил себя сатана и которую он сообщает всем, вступившим в общение с ним. IV, 387–388.
Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочные самомнение, самолюбие и гордость. IV, 390.
Возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих от нашей гордости, от нашей слепоты. V, 86.
Молитву памятозлобного святой Исаак Сирский уподобляет посеву на камне. То же должно сказать и о молитве осуждающего и презирающего ближних. Молитве гордого и гневливого... не внимает Бог. V, 92.
Молитве гордого и гневливого не только не внимает Бог, но и попускает молящемуся в таком душевном устроении различные унизительнейшие искушения. Ѵ40;, 92.
Сердце наше, обреченное по падении на прозябание терния и волчцов, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями. V, 132.
Бог, взирая на преткновения человеческие... попускает их как противоядие, которыми изгоняется гордость, самость. V, 434.