Ум.
Ум. .Какая польза, если ум устранен от мирских хлопот и помышляет о будущем возстановлении (сл. 1, стр. 1). – Страх Божий не уживается в душе с парением ума (сл. 1, стр. 3). – Что такое парение ума (сл. 1, стр. 3, 2-е примечание). Если ум при чтении св. Писания плавает на поверхности вод моря Божественных Писаний то и это полезно (сл. 1, стр. 4). – Стыд и страх Божий препятствует парению ума (сл. 1, стр. 5). – Ум постигает сверх сущенственное помощью благодати (сл. 2, стр. 14). – Что такое чистота ума? (сл. 4, стр. 23) (сл. 81, стр. 396). – Чем отличается чистота ума от чистоты сердца (сл. 4, стр. 24). – Ум есть одно из душевных чувств (сл. 4, стр. 24). – Как очищается ум и как сердце? (сл. 4, стр. 24–25). – Возгнушавшийся парением ума зрит Владыку внутри своего сердца (сл. 8, стр. 37). – Какой вред терпит ум выступивший из памятования о Боге и парящий в памятовании о мире? (сл. 8, стр. 38). – Кто предан суесловию и парению ума, тот блудник (сл. 8, стр. 41). – Ум – кормчий и домостроитель чувств и помыслов (сл. 15, стр. 60) (сл. 16, стр. 64). – Ум – царь страстей (сл. 16, стр. 64). Молитвою приводиться ум в восхищение (сл. 16, стр. 65). – Когда ум может узреть свою чистоту? (сл. 16, стр. 67). – Ум наш без посредства ангелов может возбуждаться к доброму; познание же о зле без посредства демонов не приемлют чувства (сл. 17, стр. 73–74). – Как охранять ум от страстей человеку немогущему по немощи тела непрестнно плакать (сл. 21, стр. 99). – Уныние – от парения ума, а парение ума от праздности, чтения, суетных бесед и пресыщение чрева (сл. 30, стр. 137). – Чему уподобляется ум подвижника вступающего в общение с миром (сл. 32, стр. 146). – Без оскорблений ум не может прибыть в смирении (сл. 34, стр. 149). – Ум утончается и просветляется в молитве по мере оставления попечения о теле и мирских дел (сл. 39, стр. 164–165) (сл. 56, стр. 285– 286). – Что мешает уму прозирать сокровенное? (сл. 39, стр. 165). – Как ум научается отражать помыслы? (сл. 38, стр. 165). – Если ум не здрав в естестве своем то не действенно ведение духовное (сл. 43, стр. 182). – О действиях ума при благодати и безстрастии (сл. 43, стр. 185). – Каков ум подвижника? (сл. 43, стр. 185). – При успеянии духовном парение ума прекращается во время молитвы (сл. 45, стр. 191). Почему ум, действующий по благодати и приблизившийся к ведению духовному мало ощущает страстную и неразумную часть души (сл. 48, стр. 210). – Состояние ума обновленного благодатию (сл. 48, стр. 211). (сл. 55, стр. 259–260). – Ум на что взирает, от того приемлет и образы, и какие последствия сего? (сл. 55, стр. 261). – Когда ум станет в области познания истины, тогда не имеет нужды в вопросах, и почему так? (сл. 55, стр. 261). – Надлежит углубляться умом в св. Писание и в тайне Спасителева домостроительства (сл. 55, стр. 262). – Каким образом ум восходит к откровениям духа и как сподобляется созерцания Святыя Троицы? (сл. 55, стр. 263). – О различных созерцаниях ума (сл. 55, стр. 263–264)… Духовное созерцание предохраняет ум от парения (сл. 55, стр. 264). – Ум приемлет в себя духовные созерцания по мере возрастания в разумном житии (сл. 55, стр. 267). – Условия истинного созерцания ума и причины созерцания мечтательных (сл. 55, стр. 268–269) – Что бывает, когда ум станет в области любви? (сл. 55, стр. 269). – Два пути очищения ума и восхождения его к созерцанию откровния тайн (сл. 55, стр. 269–270). – Какой брани подвергаются монахи тонкаго ума? (сл. 55, стр.212). – Ум, занятый мирским, не может приблизиться к изследованию Божественнаго (сл. 56, стр. 286). – Смущенному уму премудрость не отверзает двери своей (сл. 57, стр. 292). – От чего происходит помрачение и смущение ума? (сл. 58, стр. 307). – Телесные труды без чистоты ума не приносят плода, и почему? (сл. 58, стр. 307–308). – Чем укрепляется ум, чрез покаяние недавно вышедший из пут страстей? (сл. 58, стр. 315). – Смехотворство и дерзновенное пapeниe ума есть дело блуднаго демона, и какой вред от них происходит? (сл. 68, стр. 351). – Чем побеждается пapeниe ума? (сл. 72, стр. 368). – Слава ума есть истинное созерцание Бога (сл. 74, стр. 371). – Царство ума есть распятие тела (сл. 74, стр. 372). – Ум и без дел телесных может совершать доброе (сл. 76, стр. 382). – Благодать предваряет в уме (тайно), но замедляет (не является) в чувстве (сл. 78, стр. 388). – Очищение ума совершается откровением тайн (сл. 81, стр. 396). – Мiрская мудрость – источник парения ума (сл. 85, стр. 409). – Когда умножается в человеке парение ума? (сл. 85, стр. 411). – В чем начало всех откровений уму? (сл. 87, стр. 415). – Дела телесныя без печали ума – безплодны (сл. 89, стр. 419). – Печаль ума – драгоценное даяние Божие (сл. 89, стр. 419). – Кто болен умом? (сл. 91, стр. 433).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998