Источник

Смирение, смиренномудрие

Смирение, смиренномудрие. Совершая добродетели, должно смиряться, вспоминая падения сильных (сл. 2, стр. 10). – Возлюби смирение во всех делах твоих, и какая от сего польза? (сл. 5, стр. 28). – Смиренномудрый – источник тайн новаго века (сл. 8, стр. 37). – Сокровище смиренномудраго внутри его, и это – Господь (сл. 8, стр. 38). – Уничижающего и умаляющаго себя упремудрит Господь, а почитающий себя премудрым отпадет от Божией премудрости (сл. 8, стр. 39). – Почитай себя меншим всех (сл. 9, стр. 45), во всем почитай себя ответственным, и всякое дело делай с смиренномудрием (сл. 9. стр. 46). – Лучше сам будь пренебрегаем и обижаем, а не пренебрегай и не обижай других (сл. 9, стр. 47; сл. 89, стр. 424). – Пока человек не смирится, не получает награды за свое доброделание (сл. 34, стр. 148). – Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать (сл. 34, стр. 148). – Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нея, но рождающемуся от них смирению. При оскудении последняго первые безполезны (сл. 34, стр. 148; сл. 46, стр. 198–199). – Доброе устроение ума достигается хранением заповедей и смиренномудрием (сл. 34, стр. 148). – При дарованиях духовных должно смиряться (сл. 34, стр. 149). – Скорби рождают смирение (сл. 34, стр. 149). – Без смиренномудpия ум не может чисто молиться (сл. 34, стр. 149). – Дарованию предшествует смирение (сл. 34, стр. 150). – Как смиренно думают о себе истинные праведники (сл. 36, стр. 155). – Лишаясь помощи Бoжией, человек познает свою немощь и смиряется (сл. 37, стр. 157–158). – Мудрость Духа сокровенно учит человека смирению (сл. 38, стр. 161). – Из чего узнает человек, что он достиг смирения? (сл. 38, стр. 161). – Как во время благодатных действий отвергать самопревозношение и склонять себя к смирению? (сл. 46, стр. 197–198, 199–200). – Изменения и поползновения ко греху попускаются на нас для смирения нашего (сл. 46, стр. 198). – Приобретай смирение воспоминанием согрешений своих (сл. 46, стр. 198). – Смирение и без дел многия прегрешения делает простительными (сл. 46, стр. 198–199). – Что соль для всякой пиши, то смирение для всякой добродетели (сл. 46, стр. 199). – Если приобретем смирение, то оно соделает нас сынами Божиими – и без добрых дел представит Богу (сл 46, стр. 199) – Что такое смирение? (сл. 48, стр. 205; сл. 53. стр. 235). – Как может человек приобрести смирение? (сл. 48, стр. 206–207). – Какия преимущества смирения? (сл. 48, стр. 211). – Характеристика смиренномудраго (сл. 48, стр. 211– 214). – Смиренномудрый всецело пребывает во Владыке своем (сл. 48, стр. 212). – Смиренномудрый терпит вред от многопопечительности (сл. 48, стр. 212). – Смиренномудрый не смущается никакими случаями (сл. 48, стр. 212–213). – Свойства смиренномудраго (сл. 48, стр. 212–213). – Не всяий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник (сл. 48. стр. 213). – За смирением следует кротость, целомyдpиe чувств и проч. (сл. 48, стр. 213). – Молитва смиренномудраго (сл. 48, стр. 213–214). – Если хотим обрести жизнь, то сохраним в себе веру и смирение (сл. 49, стр. 214). – Когда благодать усмотрит в человеке некоторое самомнение, то попускает на него сильныя искушения, чтобы познал он немощь свою – и смирился (сл. 49, стр. 219–220; сл. 57, стр. 294–295; сл. 61, етр. 335–337). – Какую высоту имеет смиренномудрие, и почему оно называется одеянием Божества? (сл. 53, стр. 232). – Для чего Господь облекся в смиренный образ? (сл. 53, стр. 232–233). – Облекающийся в смиренномудрие облекается в Самого Христа (сл. 53, стр. 233). – Смиренномудраго благоговейно почитает тварь словесная и безсловесная (сл. 53, стр. 234, 235). – Кто презрительно говорит о смиренномудром, тот как бы на Бога отверзает уста свои (сл. 53, стр. 234). – Злоухищрения демонов остаются бездейственными пред смиренномудрым (сл. 53, стр. 235). – Какая разница между смиренномудрым по видимости и сподобившимся истиннаго смиренномудрия? (сл. 53, стр. 235–236): – Как может человек достигнуть такого устроения? (сл. 53, стр. 236–237). – Смирение усовершает душу Божественными созерцаниями (сл. 53, стр. 237). – Да не осмелится человек помыслить, что он достиг смиренномудрия сам собою (сл. 53, стр. 237). – В чем совершенство смиренномудрия? (сл. 53, стр. 237; сл. 58, стр. 310). – Ответ на вопрос: «как соделаться достойным приять смирение»? (сл. 53, стр. 237–238). – Почему должно смиряться, вопиять мытаревым гласом и считать себя рабом неключимым? (сл. 55, стр. 255). – Когда св. Апостол Павел, будучи совершенным в добродетелях и по дарованиям, помнил свои согрешения и смирялся, то тем более мы должны это делать (сл. 55, стр. 255–256). – Кто не почитает себя грешником, того молитва, не приемлется Господом (сл. 55, стр. 257). – Какую пользу получаем мы от терпения уничижения и от смирения? (сл. 56, стр. 277). – Что препятствует нам иметь смиренныя мысли и смиренное сердце? (сл. 56, стр. 279–280). – Kaкиe плоды смиренномудрия, и какие – тщеславия? (сл. 56, стр. 280). – Лучше считаться необразованным – и быть нищим и смиренным (сл. 56, стр. 281, 286). – Смиренномудрым открываются тайны (сл. 56, стр. 285; сл. 66, стр. 345–346). – У людей почтено богатство, а у Бога – душа смиренная (сл. 57, стр. 292). – Кто терпит обвинения с смиренномудрием, тот достиг совершенства (сл. 57, стр. 294). – Смирение рождается от искушений и скорбей (сл. 57, стр. 299–300). – К смиренномудрию близка благодать, а к гордыне – болезненныя приключения (сл. 57, стр. 303). – Умаление себя пред людьми возвышает нас пред Богом (сл. 57, стр. 303). – Где произрастает смирение, там источается слава Божия (сл. 57, стр. 304). – Честь и достоинство смирения (сл. 57, стр. 304–305). – Всю жизнь свою признавай себя грешником, чтобы во всей жизни своей быть тебе праведным (сл. 57, стр. 305). – Совершенство смирения состоит в том, чтобы с радостью сносить ложныя обвинения (сл. 58, стр. 310). – О тех, которые ложно думают, что имеют смиренномудрие (сл. 58, стр. 310–311). – Господь призирает на смиренных и слышит молитву их (сл. 58, стр. 315–316). – От познания своей немощи человек приходить в смирение (Сл. 61, стр. 333). – Сердце, пока не смирится, не может избавиться от парния (сл. 61, стр. 334). – Когда человек смирится, окружает его милость Божия (сл. 61, стр. 334). – Благолепно все то, что имеет смирение (сл. 66, стр. 346). – Должно подражать смирению Христову, и какая от сего польза? (сл. 68, стр. 351–352). – Не верь, чтобы ты почил от страстей прежде достижения смирения (сл. 73, стр. 370). – Когда воцаряется в нас смирение, то какие бывают плоды сего? (сл. 74, стр. 372). – Истинное смирение есть порождение видения, а истинное ведение – порождение искушений (сл. 74, стр. 372). – Какия искушения бывают со смиренномудрыми? (сл. 78, стр. 389). – Врачевание в искушениях и победа над ними – в смиренномудрии сердца (сл. 79, стр.391–392). – Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение (сл. 85, стр. 403). – Кто и душою, и телом снисшел в глубину смиренномудрия? (сл. 85, стр. 404). – Стяжавший смирение мертв стал для мipa (сл. 89, стр. 420). – Бывает смирение от страха Божия, и бывает смирение от любви к Богу (сл. 89, стр. 421). – Собрание смиренномудрых возлюблено Богом, как собор Серафимов (сл. 89, стр. 421). – Смирение и целомудрие уготовляют в душе залог от Троицы (сл. 89, стр. 421). – О признаках смиренномудрия (сл. 89, стр. 425).

* * *

*

В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.

**

*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998


Источник: Слова подвижнические / Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности) / Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с.

Комментарии для сайта Cackle