Источник

Псалом 71

Пс.71:1. О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, будучи уже при смерти, поручает Богу сына и наследника престола своего Соломона, прося, дабы наставил его в добродетели и разуме. В сем псалме пророчествуется и о Христе, предвечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирнаго и блаженнаго царства Его во всех народах.

ТОЛКОВАНИЕ

Хотя Давид, будучи близок к смерти, прилежно сына своего препоручает Богу, однако нет сомнения, что сими словами предписывает он и всей церкви общий образец молитвы, как для того, чтоб верные, будучи под единою главою, законную власть почитали, ежели хотят жить благополучно и мирно, так и для того, чтоб от онаго прообразовательнаго царства мысленно восходили ко Христу, высочайшему всех Царю. Сущность слов состоит в прошении, дабы Бог избраннаго Собою царя наставил духом правоты и мудрости. Ибо под именем правды и суда разумеет благоучрежденный образ правления противополагая его мучительской и необузданной власти нечестивых царей, которые, забыв Бога, царствуют по своей воле: а таким образом благочестиваго царя Израилева, небесным помазанием почтеннаго, от прочих царей земных различает. Но между тем из слов его заключить можно, что нет в мире ни единаго благоучрежденнаго царства, которое бы не зависело от власти Бога. Ибо ежели бы цари имели довольно силы в самих себе, всуе просил бы Давид свыше того, что мог сообщить сыну своему от себя самого. Ныне же, прося Соломону правды и суда у Бога, напоминает, что никто к царскому служению способен быть не может, ежели не будет образован рукою Бога. Сего ради Дух Святый у Соломона вещает: Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду (Притч. 8:15). А как государственное правление есть дело преважное, то не дивно, что Бог хощет признавать Себя виновником онаго и всю честь государскую относить к Себе. От сего общаго положения должно прейти к частному: ибо ежели учреждение царств и оных охранение вообще есть особенное дело Бога, то кольми паче нужно было ему в благоучреждении и охранении священнаго онаго царства, которое Сам избрал, проявить особенную благодать Своего Духа. Под именем сына царева должно разуметь не токмо Соломона, но и преемников его, а паче – вышенебеснаго онаго Помазанника. Ибо Пророк более взирает здесь на оное изречение Бога; от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс. 131:11). В потомках Давидовых не обрящем мы такого достоинства, донележе не дойдем до Христа: ибо известно, что по смерти Соломона твердость престола пала, а с нею купно и могущество сил умалилось. Народ отведен был в плен, где, по избиении царей, царство Израилево постигла пагуба. Да и по возвращении народа из плена не такое было возстановление, которое бы великую надежду обещало, донележе от корене Иессеова аки цвет произошел Мессия, Который между сынами Давида первый занимает степень.

Пс.71:2. да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;

Пс.71:3. да принесут горы мир людям и холмы правду;

Некоторые читают слова сии: судити людем – в желательном наклонении, другие – в будущем времени, относя к Пророчеству. Но лучше подразумевать нечто среднее, и толковать так, акибы сказал Пророк: утверди Боже царя, дабы праведно судил. Или сим образом: ежели царь одарен будет Твоею правдою, то праведно судить будет. Ибо управлять людьми правосудно есть дар самый превосходнейший, который не от земли происходит, но дается свыше. Хотя же в первом члене глаголет вообще о всем народе, но особенно упоминает о нищих, которые по бедности своей и по немощам требуют помощи, и для которых цари препоясуются мечем, дабы неправедным притеснителям за них отмщали. Отсюду раждается мир, о котором говорит в ст. 3. А как сие имя у Евреев означает не токмо мир, но и благополучные во всем успехи: сего ради Пророк научает, что народ тогда имеет жить благополучно, когда государственное правление учреждено будет по правилам правосудия. Речение: принесут – есть преносное, взятое от плодоносия земли, аки бы сказал, что не будет ни единаго места во всем государстве, где бы не было изобилия. Ибо горы по большей части бывают безплодны, или по крайней мере не имеют такого изобилия плодов, как удолия или низменныя места.

Пс.71:4. да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя,

Продолжает говорить о плоде правосуднаго правления, и что вкратце сказал о нищих, то здесь пространнее изъясняет. Ибо как Бог наипаче промышляет о нищих и убогих, то Давид, дабы не тщетна была молитва его, возсылаемая о царе, показывает, что сие творит для пользы и утешения нищих. Впрочем, хотя никакого лицеприятия у Бога нет, однако Он не без причины поставляет царей превыше жребия других. Ежели бы не было царей, законов и судебных расправ, то чем кто был бы сильнее, тем неистовее стремился бы ко угнетению бедных, яко неимущих покровительства и защиты. Сим-то беззащитным людям наипаче напоминает Давид, что они в лице Царя Соломона будут иметь покровителя и защитника в случае обид, причиняемых им со стороны сильных людей. А как царь, защищая и охраняя бедных, не может обойтися без того, чтоб строгостию и наказанием не усмирять злодеев, сего ради не всуе присовокупил рещи при конце: и смирит клеветника. Ибо не должно ожидать, пока злодеи сами собою перестанут злодействовать, но надлежит меч употреблять, дабы не усилилась дерзкая злость их. Следовательно, государь должен быть всегда готов укрощать злодеев, дабы кроткие и смиренные люди могли пользоваться своими правами.

Пс.71:5. и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.

Некоторые слова сии относят к Соломону и разумеют так, что главное достоинство царя, желающаго приобресть почтение и страх от подданных своих, состоит в том, ежели он будет воздавать всякому свое, то есть, ежели будет милостив и снисходителен к добрым, а правосуден и строг к злым. Но лучше и приличнее относить место сие к самому Богу; ибо хотя правосудие между людьми дар есть неоцененный, но почтение и страх к Богу несравненно большее заслуживают уважение. Сего ради Пророк не без причины похваляет здесь то любезное и святое правление, которое соединено с благочестием и страхом Божиим. Почему и Павел, повелевая молиться за царей, сию приводит причину: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2:2). Понеже убо зело опасался Давид, да не како, по разрушении государственнаго порядка, разрушится и вера, и самое падет богопочтение: сего ради желает и просит, чтоб Бог, храня царя, сына его, сохранил купно и славу имене Своего. А сим образом и царям напоминает о должности их, и народ поощряет к молитве, показывая, что нет ничего лучше, как всеми силами прилежать к распространению богопочтения. Но ежели ко Христу отнесем сии слова, то увидим, что они несравненно лучше приличествуют Ему, нежели Соломону: понеже не инде где, как токмо в царстве Его основано истинное благочестие. Ибо Давид, распространяя богопочтение за пределы мира, прикровенно означает, что он возносится умом к оному вечному царству, которое обещал Бог Сыну Своему и верующим в Него.

Пс.71:6. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

Сие подобие месту сему весьма прилично. Оно изображает, коликая происходит польза от благоучрежденнаго и законнаго правления для всех вообще. Известно, что кошение лугов бывает с начала лета, когда начинает сильно действовать солнечный жар. Земля ежели бы новым не оросилася дождем, то бы и самыя коренья злака, по причине наготы земли, изсохли. Отсюду научает Пророк, что Бог не иначе промышляет о благосостоянии церкви Своея, покровительствуя оную руками царей, как защищает землю от солнечнаго зноя чрез орошение дождя. Исполнение события сего наипаче видим во Христе, Который источая свыше таинственную благодать, соделовает церковь Свою и цветущею и плодоносною.

Пс.71:7. во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;

Сие изречение и следующия за ним другия зависят от перваго стиха, где Давид просил Бога, дабы Он наставил царя сына его в правде и суде к благополучию всего народа, а наипаче праведных людей. Итак должность Соломонова была защищать и охранять праведных людей; а праведными соделывать их, есть дело свойственное Христу, Который не токмо всякому свое воздаст, но и Духом Своим преобразует души, и сим образом вводит в них правду, которая иначе изгнана была бы от мира. За сею следует благословение Бога, которое сообщает Он всем живущим под мирным владычеством Царя Христа, дабы ничего не доставало к благополучию их. Но ежели кому угодно имя мира взять в собственном и пространнейшем знаменовании, мы не прекословим. Ибо к совершенно блаженной жизни подлинно нет ничего желательнее мира, когда среди военных мятежей не можно жить без опасности и страха, и когда всякое изобилие вещей или расхищается, или само собою погибает. А что дни царевы распространяет даже до кончины мира, отсюду лучше видим, что Давид не токмо объемлет здесь потомков своих, сидевших на земном престоле; но восходит даже до Христа, Который воскресши из мертвых небесную жизнь и славу Себе приобрел, дабы мог церковию Своею без конца управлять.

Пс.71:8. он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;

Пс.71:9. падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;

Понеже Господь, обещавая народу Своему дать землю в наследие, сии четыре предела Сим назначил, как видно из книги Бытия (Быт. 15:18): сего ради Давид глаголет, что владение обетованныя земли при цветущем состоянии царства пребудет незыблемо, дабы познали верные, что и благословение Божие во все времена пребудет при них неотъемлемо. Обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Измеряет обитаемую землю, во-первых, от моря Чермнаго, или от пролива моря Египетскаго, даже до моря Сирскаго: потом от рек Евфрата и Иордана до пустыни великия, которую иные Палестиною нарицают. Здесь ежели скажет кто, что сии толь тесные пределы не приличествуют царству Христову, которому надлежало распространиться от востока солнца до запада: на сие ответствуем, что Давид приспособляется здесь к своему времени, в которое распространение царства Христова еще не ясно открыто было. Итак полагает ему начало от онаго описания, которое из закона и Пророков известно было. Да и Сам Христос, прежде нежели проникнул до последних концев земли, царство Свое оттуду же начал, как сказано во Пс. 109:2: жезл силы послет ти Господь от Сиона. За сим далее распространяет пределы царства Израилева, показывая, что и цари, за морями живущие, будут данниками его. Пред Ним припадут Ефиопляне, под именем которых разумеет людей, обитающих в пустынях, сущих к востоку и удаленных от земли Ханаанския. Наконец и о покорении врагов глаголет: и врази Его персть полижут, в знак преданности и почтения. Ибо известно, что у восточных народов сей обряд был в употреблении, к которому и Александр Македонский, по покорении востока, хотел принудить своих подданных; но от того произошли великие споры, и Македоняне с презрением отвергли толь рабское и гнусное повиновение. Но Пророк глаголет здесь, что царь, избранный Богом во Иудеи, совершенно покорит врагов своих, так что они со всяким благоговением будут чтить его.

Пс.71:10. цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;

Пс.71:11. и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;

Продолжает далее начатую речь о распространении царства. Фарсисом нарицают Евреи всю страну, прилежащую к Киликии. Следовательно под именем островов разумеется весь округ Средиземнаго моря, простирающийся от Киликии до Греции. Ибо как Иудеи, довольствуяся выгодностями своего отечества, не так далеко мореходствовали, как другие народы, да и Бог с таким намерением ограничил пределы их, дабы предохранить нравы от растления внешних: то сие было причиною, что области, противоположенныя морю, названы островами. Под именем даров всякую дань или пошлину разуметь должно, а не добровольныя приношения: ибо Пророк говорит о врагах побежденных, и о покорности их. Но может быть с намерением употребляет имя даров, дабы смягчить ненавистное имя дани, или косвенно напоминая подданным, чтоб они не отрицалися дань давать царям своим. За сим особенно упоминает о царях Аравийских и Савских, сиречь Ефиопских, потому что области сии изобилуют вещьми драгоценными, яко-то златом, сребром, камением драгим, и всякаго рода благовонными ароматами, как видно из книги 3Цар. 10. В следующем 11 стихе обращает мысль ко Христу: ибо хотя царство Иудино никогда так не процветало, как при Соломоне, но и тогда немногие цари дань платили, и притом весьма умеренную. Сего ради Давид, начавши от сына своего и от внуков, пророческим духом восходит к духовному царству Христову, дабы видели все, что мы не всуе сопричислены к надежде спасения вечнаго, но потому, что Отец небесный подчинил нас Сыну Своему. Отсюду видим, что царям и в церкви Христовой дается главное место, которых здесь не обезоруживает Давид, ниже отъемлет у них диадимы, дабы в церковь допустить: но глаголет, что они с достоинством своим и купно с народами приидут, дабы поклониться Христу.

Пс.71:12. ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.

Пс.71:13. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;

Пс.71:14. от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;

Сими словами паки свидетельствует, что власть царя Иудина будет не мучительская или безчеловечная, но кроткая и человеколюбивая, прикровенно давая знать, что большая часть царей, пренебрегши общее благо, бывают больше прилеплены к собственным пользам, и потому безчеловечно угнетают бедных подданных. Ежели бы цари знали, что смертные ничем так не подходят к Богу, как благотворением и кротостию, то стыдно было бы им не иметь тех добродетелей, которыя приближают их к Богу. Сего ради Давид, дабы соделать царя, избраннаго свыше, любезным Богу и людям, не без причины глаголет, что он не токмо будет хранить правосудие и справедливость, но и толико человеколюбив и милостив, что и самые низкие люди найдут в нем для себя готовое покровительство. А сие весьма редко бывает в таких царях, которые будучи ослеплены блеском своим, скрываются от бедных людей, так как бы иметь попечение о них было низко и недостойно величества их. Но Давид глаголет, что и самая кровь народная, которая обыкновенно бывает подлая, и почти за ничто почитается, будет драгоценна во очах богоподобнаго царя. В глаголах, избавит, пощадит и спасет, примечается великодушие или твердость духа царева. Ибо не довольно было бы для царя ненавидеть токмо коварства, грабежи и мздоимства, но он должен сильно противостоять порокам сим. Под именем коварства и нападения разумеет всякаго рода злодеяние, ибо человек, причиняющий вред, есть или лев, или лисица; поскольку иные открытою силою злодействуют, а другие коварством и сокровенными хитростями то же делают.

Пс.71:15. и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;

Некоторые глагол сей, жив будет, относят к нищим и убогим, но принужденно: ибо Давид утверждает, что царь, о котором глаголет, благословен будет долговременною жизнию, которая между Божиими дарами не последнее занимает место. Следующия слова: и дастся Ему от злата Аравийска, должно читать неопределенно, аки бы сказал: дастся Ему злато Аравийское. Пророк повторяет здесь то же, что выше сказал о сильном могуществе царя, присовокупляя к тому и великое богатство: ибо ежели одна отдаленная Аравия многую дань пренесет, то коликое множество богатства соберется с ближайших областей? Христос, хотя царствует над церковию своею не для собрания злата, но Давид иносказательно научает, что и самые отдаленнейшие народы послужат Ему, и не токмо имение свое, но и себя самих во власть Ему отдадут. Ибо это не новое, что слава духовнаго царства представляется под образом внешняго блеска. Итак царство Христово будет самое наибогатейшее, но токмо в разсуждении духовнаго свойства его. Далее под образом общих молитв, которыми препоручается здравие царево Богу, означает Давид, что подданные будут к нему усердны, так что ничего приятнее и желательнее для них не будет, как повиноваться власти его. И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Хотя иго Христово многим не нравится, а лицемеры скрытно на него ропщут, и ежели бы дано было им на волю, то охотно желали бы загладить и самую память Христову; однако сие изречение Пророка весьма прилично всем благочестивым. Ибо, ежели Священное Писание повелевает исполнить долг сей в разсуждении царей земных, то кольми паче обязаны мы пещися о распространении царства Христова, в котором и Божие величество сияет, и наше блаженство заключается.

Пс.71:16. будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;

Сими двумя подобиями, то есть горстию пшеницы, посеянныя на земле, да еще на самых вершинах гор, где по большей части ничего не родится, означается весьма изобильный урожай хлеба, так что класы его будут шуметь на подобие древ, растущих на горе Ливане. А сими иносказательными словами ясно изображается Божие благословение, аки бы сказал Давид, что при благословенном царствовании Помазанника его будет совершенное и полное изобилие всех благ. К сему присовокупляется еще и чадородие, аки бы сказал Пророк, что не токмо земля изобиловать будет всякаго рода плодами; но и грады наполнятся новорожденными людьми в таком множестве, в каком прорастает трава на земле.

Пс.71:17. будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его.

Здесь паки повторяет те же слова, которыя в стихе 5 сказал о вечности царства. Почему нет сомнения, что хотел он отличить царство сие от прочих земных монархий, которыя или от нападения врагов разрушаются скоро, или от своея тяжести падают, и падением своим показывают, что в мире сем нет ничего вечнаго и непоколебимаго. Откуду следует, что место сие не можно разуметь о царстве земном, которое в поколении Давида на краткое токмо время процвело, и не токмо при третьем преемнике увяло, но наконец и бедственно пало. Но Христово царство во веки не падет и не разрушится, и хотя на земли часто потрясаемо бывает то от нападения мира, то от сатаны, ненавистию дышущаго: однако, будучи подкрепляемо силою Бога, не испровергается. Мы увидим инде, что солнце и луна суть свидетели вечности Его (Пс. 88:38). Следующия слова: и благословятся в Нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат Его – взяты из книги Бытия (Быт. 22:18), и протолкованы от Апостола в послании к Галатом (Гал. 3:16). Итак все языки благословятся Богом во Христе, яко чрез Него отрожденные, и в Нем пребывающие. Сим бо сказано будет на суде: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34). Следовательно, благословение сие не что иное есть, как оправдание и усыновление о Христе. А якоже о Нем благословятся вся колена земная: тако и взаимно вси язы́цы ублажат и прославят Его.

Пс.71:18. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,

Пс.71:19. и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.

Пророк принесши молитвы о сыне и извещен быв Духом Святым, что желания его не тщетны будут, обращается к похвалам Бога. Ибо ежели бы не видел он очами веры всего того, что мы доселе видели во псалме сем, то не так бы свободно и радостно глаголал, якоже ныне, благословляя Бога, глаголет: благословен Господь Бог Израилев. Следующия за сим слова: творяй чудеса един – без сомнения, относит к настоящей материи, не токмо царство препоручая Богу, но и напоминая сыну и преемникам его, что к сохранению онаго потребна будет чудная Божия сила. В самом деле, преемники Давидовы почти все были таковы, что престол его стократно колебался, и наконец совершенно пал. Не распространяясь много, отпадение Соломона от Бога не было ли пагубно для престола? Прочие же преемники, выключая Озию, Езекию, Иосафата и других немногих, лучше ли были Соломона? Они как бы наперерыв стремились во грехи, и как бы нарочно привлекали на себя проклятие Бога, так что удивляться должно, каким образом Он не вдруг поразил их громом и не истребил всего рода? Но как Давид одарен был пророческим духом, то не скрытно было от него, что сатана всегдашний будет враг благосостоянию церкви; и потому мог заключить что благость Божия, о которой здесь глаголет, не без великих и важных затруднений будет пребывать в его роде. Событие после показало, с коликими чудесами исполнил Бог обещания Свои, возвращение ли из Вавилона возьмем в разсуждение, или другия последовавшия за сим избавления, донележе не произошел Христос, аки цвет от изсохшаго корени Иессеова. Сего ради достойно и праведно просит, да исполнится славы Его вся земля: понеже царство Его имело распространиться до последних концев вселенныя. А дабы и все благочестивые соединили с сими желаниями его таковое же расположение, присовокупляет подтверждение: буди, буди.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle