Источник

БЕСЕДА СОРОКОВАЯ. «Исповедайтеся Господеви» (Пс. 135, 1)

Отцы и братия, я не буду молчать, пока мы с вами находимся на поприще борьбы и идем по пути нашего возвращения в жизнь, которую мы потеряли при грехопадении. Мы похожи на потерпевших кораблекрушение или на жертвы величайшей катастрофы, которые, находясь под грудой развалин, все еще пытаются спастись. И спасение наше осуществил Господь через Свое воплощение и явление в мир, оплатив сначала долг за нашу вину, а затем возвратив нам Благодать, которую мы потеряли. Примером Своей добродетельной жизни Он дал нам мужество, необходимое для ведения брани, мужество, которое мы тоже потеряли вследствие растления и отдаления от Бога.

Мы знаем, что наши страсти и похоти, которые часто увлекают нас, неразумны и отвратительны перед Богом. Мы должны все испытывать, то есть распознавать. Как говорит Апостол, «вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего»154 (1Кор. 6, 12). Мы принадлежим не себе, но Богу, Который есть наш Творец и Воссоздатель. Не будем следовать примеру наших первозданных прародителей.

Господь говорит: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Из истории мы знаем о тех человеческих «достижениях», которые осуществлялись без Бога. Если о нашей здешней жизни Господь говорит, что Он «печется о нас» (ср. 1Петр. 5, 7) и что «весть Отец наш, ихже требуем, прежде прошения нашего» (ср. Мф. 6, 8), то разве не должны все наши усилия быть направлены на соблюдение заповедей и исполнение Его воли? Разве Господь не привлек нас к Себе и не велел Себе подражать? «Святи будите, яко Аз свят есмь» (1Петр. 1, 16) и: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48).

Наш общий долг – противостояние страстям и привычкам, которые мы унаследовали от противоборствующего закона. Эта брань есть практическое исповедание того, что мы одному Господу Богу нашему поклоняемся и Ему единому служим (Мф. 4, 10; Лк. 4, 8). Если мы будем бороться со своими страстями тогда божественная Благодать, полученная нами во святом Крещении и в божественных Таинствах, обратится из потенциальной энергии в действующую и освободит нас от ветхого человека. Все наши усилия должны состоять в том, чтобы показать, что мы отвращаемся от ветхого человека, исполненного лжи и тления, и хотим облечься в нового человека, в которого Благодать облечет всех послушных ей и прилагающих усилия.

Вкратце я напомнил вам о вашей главной цели, чтобы вы не расслаблялись, не унывали, исчисляя свои ошибки. Мудрования, свойственные нашему времени, и образ мыслей людей, живущих без надежды, не имеют для нас никакого значения. Апостол Павел хорошо определяет эту точку зрения: «От мнящихся же быти что, якови некогда беша, ничтоже ми разнствует: лица Бог человеча не приемлет»155 (Гал. 2, 6). Так можем ответить и мы новоявленным проповедникам и учителям. Основатели нашей Церкви, святые апостолы, предвидели, что в последние времена «лукавии человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы» (2Тим. 3, 13).

Мы, отцы и братия, следуя преданиям Отцов нашей Церкви, не станем отступать от той цели, к которой мы призваны. Даже если ангел с неба призовет нас на компромисс, «анафема да будет» (Гал. 1, 8). У нас одна цель, одна воля – всеми нашими смиренными усилиями осуществить волю Божию, «аще бо живем... аще умираем» (Рим. 14, 8). Мы противостоим нашему ветхому человеку. Мы не знаем никого, кроме «Иисуса Христа, и Сего распята» (1Кор. 2, 2), и спешим стать такими же, как и Он. «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих» (1Кор. 4, 1). Какими же мы были бы строителями, если бы нашими качествами были только неустойчивость, безразличие и беспечность? Но мы обретаем мужество, обращаясь снова и снова к апостолу Павлу: «Всяк же подвизаяйся не расслабляется, но от всех воздержится» (1Кор. 9, 25). Он воздерживается не только в пище, но и во всем своем поведении, «умерщвляя тело свое и порабощая» (ср. 1Кор. 9, 27), чтобы не оказаться преткновением немощным (1Кор. 8, 9) и не имеющим ведения.

Благословен Бог, дающий «нам победу Господем нашим Иисус Христом» (1Кор. 15, 57). Апостол Павел укрепляет нас в борьбе: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся; вся вам любовию да бывают» (1Кор. 16, 13–14). Во всем нами должны руководить любовь и сочувствие. Сатанинское лукавство всегда направлено на рассеяние того, что собирает и объединяет всеобъемлющая любовь Божия. Если монах всегда помнит, что Бог и Спаситель наш есть самосущая Любовь, этого одного достаточно, чтобы он умилился и чтобы совесть подвигла его стремиться к уподоблению своему Первообразу, потому что «пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин. 4, 16).

Так как мы живем общей жизнью, у нас случаются инциденты, которые вызывают разногласия и недоразумения. И хотя они несущественны и не стоят внимания, они становятся причиной тому, что невнимательные братия разочаровываются и приходят в смущение, задаваясь проклятым вопросом «почему?». Но, братия, если Писание говорит, что «несть человеку путь его» (Иер. 10, 23) и что Бог «печется о вас» (1Петр. 5, 7), то нет необходимости задаваться вопросами и пребывать в затруднениях. Нужна только вера и терпеливое перенесение диавольских искушений, случающихся с нами, когда мы расслабляемся.

Утешающая поддержка, подаваемая нам всеобъемлющей любовью Божией, разрешает все за труднения и немощи. «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя» (Пс. 49, 15); «Просите и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7, 7). Поскольку мы заговорили о молитве и обращении к Богу, приведем соответствующие места святоотеческого учения, чтобы освоить сие важное средство и орудие, помогающее в нашей непрестанной войне и брани.

Обычно Отцы рекомендуют односложный способ молитвы. Например: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Это простейший способ, потому что ум легко произносит и удерживает имя Господне. Однако мы не должны пренебрегать и так называемым исповедническим образом молитвы, который всегда существовал и имел даже преимущество в нашем церковном предании, потому что этот образ молитвы утешает быстро и ощутительно, особенно когда человек находится в великом искушении156.

Этот образ молитвы помогает сосредоточиться уму, который находится в рассеянии, распылении и мечтательности. Новоначальные и неопытные с трудом могут сосредоточиться, творя короткую молитву, потому что они еще не преуспели в этом делании. Однако когда мы обращаемся к Богу другим способом, мы первые начинаем чувствовать, что говорим. Ум не рассеивается на мечтательность, потому что он сам производит мысли и слова, и это становится причиной, почему он сосредоточивается.

Поскольку такое исповедание перед Богом чаще всего соединено с самоукорением и осознанием своего ничтожества и своей немощи, а также связано с чувством своей вины, такая молитва уязвляет сердце человека и не замедляет вызвать сокрушение и слезы, в которых одновременно содержится утешение и извещение, что молитва наша принята Богом. Мы приведем пример такого образа молитвы, чтобы желающие к нему прибегнуть могли получить пользу.

«Господи, Иисусе Христе, Боже сил, не отврати лица Твоего от меня, смиренного, и не помяни зла, которое я безрассудно соделал. Не пожелай воздать мне по деяниям моим, яко милостив и человеколюбец. Услыши, Господи, мое недостоинство по Твоей великой и неизреченной милости и даждь ми истинное покаяние и осознание моего убожества, в котором я бесчувственно упорствую, прогневляя Твое долготерпение. Ниспосли, Всеблаже, свет Благодати Твоея, да пробудит меня от сна окаменения и нечувствия, и разреши узы уныния и отчаяния моего. Ты, Господи, открывший очи слепым, отверзи помраченные очи сердца моего. Не отвращайся, Всеблаже, от моего убожества за неисправное и повинное мое житие, Ты, понесший всемирную дерзость и предательство. И как Ты благоизволил поместить меня посреди знающих Тебя, так сподоби меня исполнить мои обеты и благоугодить Тебе».

Если мы часто прибегаем к такому образу молитвы, имея при этом внимание и самоукорение, то пробуждается наш спящий разум. Благодать Божия радуется, когда человек имеет смиренное помышление и сокрушенное сердце, и, являясь, утешает такого подвижника. Описанный выше образ молитвы является предварительным и приближает человека к уразумению смысла молитвы, и таким образом ум легче приходит в чувство молитвы. Непрестанная молитва, к которой призван всякий верующий, желающий преуспеть, дается не так просто. Более всего плодов приносит уединение, когда подвижник творит молитву в безмолвии и молчании, стараясь поведать Богу о своих желаниях и скорбях.

Однако мы вполне можем научиться непрестанному совершению молитвы у святых Отцов, что относится, конечно, к молитве односложной. Несколько слов молитвы Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, в которых осуществляется весь смысл призывания имени Божия, легко произносимы в любое время на любом месте. Достаточно того, чтобы эти слова произносились принципиально, поскольку это нам необходимо, согласно завещанию апостола Павла: «Непрестанно молитеся» (1Фес. 5, 17).

Святые Отцы, исполнившие эту заповедь, получили награду, которая заключается в оставлении грехов, в просвещении и очищении. Они учат нас: «Следует поминать Бога чаще, нежели дышать»157, «с именем Иисусовым да будет соединен каждый твой вздох»158 и «именем Иисуса бичуй супостатов»159. Для нас не является чем-то недостижимым хранить несколько слов односложного призывания имени Господа нашего, где бы мы ни находились и чем бы ни занимались, если только мы этого захотим. Мы должны знать, что призывание имени Божия не есть лишь произнесение простых слов, но, с одной стороны, сила и энергия, страшная для сил тьмы, а с другой стороны, великое утешение нам, поскольку, согласно Писанию, «помянух Бога и возвеселихся» и «нощию сердцем моим глумляхся»160 (Пс. 76:4, 7).

Во всяком возрасте и в любой период своей жизни человек может, если хочет, находить связь со Христом, Который желает нашей безопасности и нашего спасения, каждого в отдельности и всех вместе, поскольку Он Сам говорит: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20) и: «Не оставлю вас сиры» (Ин. 14, 18).

Если всеобъемлющая любовь Божия убеждает нас, что «всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф. 7, 8), то ничего из того, что нас мучает и беспокоит, не останется неразрешенным. Кто остается без помощи, должен более осуждать себя, чем прекращать просить. «Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим» (Мф. 7, 11), разве наш общий Отец презрит моление ваше, когда вы просите Его избавить вас от врагов ваших и излечить от истления, которому вы подверглись по причине своего отступления от Него? Он обещает, что услышит моление наше вскоре (ср. Лк. 18, 8) и «по преизбыточествию, ихже просим или разумеем » (Еф. 3, 20), помилует нас, – Тот, Кто «Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8, 32).

* * *

154

Рус.: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

155

Рус.: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека».

156

Старец Иосиф имеет в виду молитву «своими словами», когда человек непосредственным образом обращается к Богу и просит Его о помощи. Этот образ молитвы располагает к исповеданию своих согрешений и своей немощи или, в зависимости от состояния человека, к славословию Бога, поэтому старец Иосиф называет его исповедническим. Все псалмы пророка Давида, например, составляющие значительную часть православного богослужения, относятся к этой категории молитвы.

157

Григорий Богослов, Слово 27, Против евномиан, 4. Собрание Творений, т. I, с. 387.

158

Ср.: прп. Иоанн Синайский, Лествица, Слово 27, 61.

159

Там же: Слово 21, 7.

160

Рус.: «ночью в сердце своем помышлял о Боге»


Источник: Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни / Старец Иосиф Ватопедский. - Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2004. - 147 с.: портр.

Комментарии для сайта Cackle