Источник

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. Об усердии и опытности

Отцы и братия, мы, призванные Господом в Его войско, должны быть очень внимательны в брани против невидимых и бесплотных лукавых духов, в брани неравной и непрекращающейся, которая совершается без перемирий и компромиссов. Потому что результат поражения в этой брани – не потеря материальных благ, места жительства или достоинств мира сего, но вечная погибель нашей личности, которую так возлюбил Господь, что избрал ее и определил ей жить вместе с Собою в Его Царствии.

«Кацем подобает быти вам во святых пребываниих»(2Петр. 3, 11), так чтобы, исполняя волю Божию, заслужить обетование? Цель нашего сегодняшнего собрания и этой беседы заключается в том, чтобы еще раз напомнить вам быть усердными в духовной жизни и всегда избегать беспечности. И в своей повседневной жизни и в общении друг с другом никогда не забывайте о том, что важно и спасительно для исполнения этого.

Облекитесь в броню веры, возьмите щит смиренномудрия и оружие послушания, увенчайте свою главу шлемом спасительной надежды. Держите в руках «мечь духовный» (см. Еф. 6, 13–17) для противостояния всякому нападению страстей, которое совершается или через чувства посредством сластолюбия, или через разум посредством помыслов высокоумия и своенравия. Ибо разве и любая человеческая деятельность не требует хорошей организованности для достижения целей, ради которых она осуществляется?

Поистине, братия мои, «мнози суть борющие нас с высоты» (Пс. 55, 3), стремящиеся «низложити убога (добродетелями) и нища" (добрыми побуждениями), «заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся» (Пс. 36, 14–15).

«Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердей»сатанинских (ср. 2Кор. 10, 4). Наше оружие всегда будет готово к брани, по Благодати Христовой, если мы не будем уставать в послушании, смирении, сострадании и любви. Все мы «едино тело» и «един дух» (Еф. 4, 4), потому что Господь нас соединил вместе, в одно братство.

Не высказывайте неодобрения в отношении слабых и неустойчивых, но поддерживайте их, «друг друга тяготы носяще» (ср. Гал. 6, 2). Пусть доброта будет характерной чертой всего вашего внешнего обращения и поведения.

Разве нашей целью не является совлечение «ветхого человека» (Кол. 3, 9) и уничтожение «тела греховного» (Кол. 2, 11)? Как мы вообще можем терпеть компромиссы со старым образом жизни и мысли, от которого отреклись и лично и перед многими свидетелями? «Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света» (Рим. 13, 12), «ни едино ни в чем же дающе претыкание» (2Кор. 6, 3), так чтобы и миряне, находящиеся среди нас, получили поддержку, на деле увидев плоды исполнения заповедей Божиих. Результатом этого является добродетельная жизнь, приобщиться к которой хотят миряне, ради чего они и посещают нас. Поэтому среди вас должны светить и сиять такие добродетели, как любовь, бескорыстие, смиренномудрие и уступчивость, привлекающая мир, согласие и единодушие.

Как рассудительно апостол Павел описывает характер верных, являющийся для нас главным образцом! «Любы нелицемерна; ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому; братолюбием друг ко другу любезни; честию друг друга больша творяще; тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе; упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе» (Рим. 12, 9–12).

Как мы уже говорили, труд и терпение на послушании, когда оно исполняется безропотно, восполняет наш исповеднический подвиг. Как в прежние времена, так и теперь, все мы, «иже Христовы суть» (Гал. 5, 24), имеем один и тот же долг – исполнить волю Божию. Было время, когда верить в Бога запрещалось под угрозой гонений. Но верующие не отрекались от Христа, несмотря на то, что наказанием за это была смерть. По указаниям диавола их предавали на страшные мучения. Сегодня не совершаются сатанинские гонения подобного рода, но диавол все равно не прекращает своего гонения, пользуясь многими другими способами и добиваясь отступничества людей от божественной воли.

Таким образом, мы должны мобилизовать свои силы на поприще исповедничества ради соблюдения своей веры. Основанием нашего подвига являются слова, сказанные Господом: «Святы будите, яко Аз свят есмь» (1Петр. 1, 16) и: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48), поскольку «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин. 14,21).

Первая и главная наша заповедь, важнейший наш долг – это всецелая любовь к Богу. Однако «мнози суть борющие нас с высоты» (Пс. 55, 3) не только внешними вещами и материальными благами, но и внутренними страстями и помыслами. Итак, вот и наше время для исповедничества. Мы должны доказать, что и в мыслях, и в словах, и в делах мы отрекаемся от «злаго, прилепляясь (только) благому« (ср. Рим. 12, 9), и отстраняемся от всего того, что не согласно с заповедями Божиими. Наше послушание и наш исповеднический подвиг состоят в этом практическом делании во всей полноте. То же различными способами делали и наши предшественники. Исповедник догматов не выше мученика, страдающего за соблюдение нрава, потому что все мы – «церкви Бога Жива,.. и вселится и походит в нас Бог» (ср. 2Кор. 6, 16).

Страдания и труды, переносимые нами в борьбе с лукавыми духами, которые повергают нас в рабство страстям и смерти и заставляют предаваться скотскому состоянию, не ниже кровавых страданий святых мучеников, которые они претерпевали за догматы отеческой веры. Те же уста всевидящего Бога и Создателя нашего, которые заповедали не веровать идолам, изрекли заповеди и о нравственности, справедливости, кротости, смирении, благости, доброте, любви и вообще обо всей красоте, свойственной совершенному нраву. К этому стремятся и ради этого несут свои подвиги исповедники бескровного мученичества, кем являетесь и вы, «царское священие, народ свят» (1Петр. 2, 9).

Стойте непоколебимо и держитесь нашего отеческого Предания, дабы прославилось всесвятое имя Божие и дабы Бог причислил вас к сонму предшествовавших Отцов, открыто претерпевших страдания, когда то попускалось Промыслом. Когда у монаха появляются предлоги к славолюбию, эгоизму, поводы выдвинуться на первое место, но он предпочитает нищету – разве это не является подвигом? Когда появляются поводы расслабиться и предаться неге, вызываемые «божеством» сластолюбия, а монах от этого отказывается, но словом и делом хранит злострадание и воздержание – разве это не подвиг? Каким тогда образом к нам сможет приблизиться лукавый грех, когда «иже Христовы суть» (Гал. 5, 24) отражают сами всякие поводы и представления о нем?

Таково наше свидетельство, честные мои братия, особенно в нынешние времена, когда развратились нравы и без жалости попирается достоинство человеческой личности. «Станем добре»85, братия, с мужеством и дерзновением. На основании указаний Святых Отцов постараемся освоить «практическую науку», посредством которой мы испытываем помыслы в момент их вхождения в воображение – так называемые прилоги – и тогда, согласно Писанию, «аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10, 4) и: "Воутрия (то есть в начале прилога) избивах вся грешныя земли» (Пс. 100, 8). Если постоянным памятованием и призыванием всесвятого имени Господа нашего мы встанем при «входе» прилогов и искушений, понуждающих нас пойти на компромисс с греховной жизнью, и не будем отступать, то с помощью нашего духовного всеоружия мы отвратим напасти, с дерзновением показывая свое доброе произволение и вдохновенное исповедничество. Мы знаем о чувственной и мысленной брани, имеем ощущение и опыт присутствия Господа нашего и Его всесильной Благодати. Мы готовы «не точию связаны быти, но и умрети... за имя Господа Иисуса» (ср. Деян. 21, 13).

Послушник должен пребывать на своем послушании. Певец и чтец – нести чреду с благоговением. Эконом – следить за правильностью исполнения послушаний. Ответственный за принятие гостей с кротостью и добротой должен понуждать к порядку и согласию посетителей. Повар должен следить за приготовлением пищи, чтобы не смущался никто, особенно старые и больные из братии монастыря. Прислуживающие за трапезой должны быть внимательными как в отношении чистоты в трапезной, так и порядка раздачи пищи. «Всё и вся» да совершается согласно с нашей святой традицией, так чтобы весь наш образ жизни свидетельствовал о нас, монахах, как о людях благочестивых и богобоящихся, а не напоминал собрание людей, «упования не имущих» (ср. Еф. 2, 12),

Если мы так будем думать и действовать, мы услышим от Господа: «Не далече еси от Царствия Божия» (Мк. 12,34). Когда мы станем подобны «светилам, сияющим в темнем месте» (2Петр. 1, 19) – в нашем спящем поколении, – мы не сможем бездействовать, потому что мы не воюем одни, но «болий есть Иже в нас, нежели иже в мире» (1Ин. 4, 4) лукавый диавол, родоначальник всякого зла и греха. Господь открыто возвещает нам; «Аз с вами есмь» и «не оставлю вас сиры» (Ин. 14,18), Господь наш пребудет с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Не будем малодушествовать в переменах и изменениях, случающихся в нашей непрестанной войне. Улучшения не совершаются сами собой даже в случаях телесных заболеваний, но всегда бывает необходимо время на излечение от болезни. Также и в духовной жизни: мы не можем автоматически отказаться от привычек и пристрастий, утвердившихся в нас, когда мы жили в нашем старом окружении. По этой причине я прошу вашу любовь – имейте терпение. Ожидая содействия божественной Благодати, мы заслужим награду, которой удостаиваются «претерпевшие до конца» (Мф. 10, 22).

Вспомним разговор одного святого Старца с неким благочестивым молодым монахом. Последний спрашивал, почему он не освобождается от брани и не видит у себя полноты Благодати и добродетелей. «Не исполняешь ли ты своего правила, чадо мое?» – спросил его Старец. «Исполняю», – ответил молодой монах, – «Чадо, сколько лет ты подвизаешься на монашеском поприще?» – «Восемь лет, отче». Тогда Старец с видом смирения скорбно говорит ему: «Чадо мое, я здесь уже семьдесят лет и еще не получил исполнения своих чаяний, а ты уже сейчас беспокоишься об этом»86.

Всемудрый Промысл Благодати Божией, неутомимо и по-матерински заботящийся о нас, не даст нам награды, если мы вместе с усердием не приобретем и опыта, как и мы сами не даем детям в руки опасных инструментов. Благодать легко приходит к тому, кто хочет покаяться и ищет ее помощи, даже если он грешен и неблагочестив. Однако она с трудом приходит к тому, кто имеет знание и опыт, но предает дарование. Когда отречение и оскорбление относится к самой Благодати Божией, которой изменяет отступник, она уже не возвращается с легкостью. Отступник должен с усердием стремиться приобрести опыт хранить Благодать, а не только трудиться, чтобы приобрести ее. Бог наших Отцов да дарует нам силу на предлежащем поприще.

* * *

85

Из возгласа диакона на божественной Литургии.

86

Ср.: О терпении и мужестве, 9. Древний Патерик, с. 109.


Источник: Слова утешения : беседы о духов. жизни и о монашестве / Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни]. – Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2005. - 469, [2] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle