Источник

411. Мантия есть образ покаяния и смирения. Смирение в очах Божиих выше всех наших исправлений

М. св. о. н. Г. И. Х. Б. н. п. н.

Мать Пелагия!

Получил письмо твое, в котором описываешь свою скорбь о том, что другим, по твоему мнению недостойным, дают мантию, а тебе – нет. Из сего вижу желание тобою монашества не для спасения души и приобретения большого смирения, но для того, чтобы быть впереди других и величаться воскрылием ризы своея, не помышляя о том, что есть мантия и чего ради дается она. Это показует, что тобою обдержит не желание спасения, а гордость. Это еще яснее является из сего, что ты дерзнула назвать всеми уважаемого досточтимого старца Нилкой! Имея здравый смысл, можно ли так выражаться?

Если в таком душевном устроении удастся тебе получить мантию, то будешь ты в ней, как пень в шляпе. Как бесчувственному пню никакой пользы и украшения не доставляет шляпа, так точно будет и на тебе находиться мантия, да еще послужит к осуждению.

Мантия есть образ покаяния и смирения. И потому, желая иметь ее, должно утверждаться и обучаться главным образом в смирении, почитая себя недостойной сего Ангельского образа, а не то что домогаться ее, и притом с честолюбием, для тщеславия.

А в этом надо быть уверенной, что Господь руководит начальниками нашими в деле сем, и Сам возвещает, кому дать, а кому не дать. Значит, и в сем есть воля Божия, что той дали, и о. Нил помог в деле сем, и это – по Божию устроению. Видно, она достойнее тебя к принятию и ношению сего Ангельского образа. Достойна, если не делами, которых, ты пишешь, у нее нет, а живет нерадиво; то если не делами, то, должно быть, смирением, которое в очах Божиих выше всех наших исправлений. Посему-то Господь и возвестил о. Нилу устроить ее к принятию сего ига Его, которое есть благо и легко для смиренных сердцем. Поэтому, желая и ты носить образ сей, потщися стяжать смирение в сердце своем. Считай себя не только недостойной сего чина за свое нерадение, но даже недостойною и пребывания в св. обители. Старайся не осуждать никого и ни за что, считай себя последнейшей и худшей всех и никогда не полагайся на свой разум и свое смышление. Господь, видя твое такое устроение, сподобит и тебя приять сей св. образ, который и послужит тебе ко спасению души твоей, чего тебе усердно и желаю. Предоставь сие дело и желание твое в волю Божию и успокойся. Доказывай свое желание иметь ее не происками, не просьбами кого-нибудь, но усердным исполнением монашеских дел и правил, а наипаче смирением. И тогда Бог, видя тщание твое о спасении, подаст мысль и о тебе в сердце твоих начальников.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.


Источник: Письма преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского. [Электронный ресурс] // Оптина пустынь

Комментарии для сайта Cackle