274. Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. Окружающие нас обстоятельства устраиваются не случайно, но по Божиему Промыслу
Сестра о Господе Лидия!
Получил твое письмо от 13-го июня. – В каждом письме ты все пишешь: жду ответа с нетерпением. А я тебе скажу: если хочешь ко мне относиться, то должна обучаться терпению. Ибо у меня, кроме твоих писем, лежат сотни писем от других лиц, с терпением ожидающих ответа.
Просишь ты от меня, грешного, благословения относиться к моей худости. Но ведь тебе не запрещается писать ко мне письма; и я при удобном случае, хотя нескоро, не отрицаюсь отвечать тебе на оные. Это и есть духовное отношение, на которое уже поздно просить разрешение, так оно и без того продолжается.
Пишешь, что вследствие сильного искушения чуть не вышла из монастыря. Но я хорошо не понимаю этого искушения. Может быть, ты разумеешь то, что настаивала в свое время, чтобы младшая сестра твоя вышла за мужа, который ей теперь не нравится. Но чем же он ей не нравится? Что в нем плохого? Ведь он священник, часто молится Господу за себя и за жену. Если при этом он живет аккуратно, по-христиански, то какого же еще ей желать мужа? А если ей не пришлось выбрать себе мужа по страсти или по плотской любви, то за это должна благодарить Бога, потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. И пусть она не думает оставлять своего мужа, ибо чрез это примет на душу свою великий грех. А если сестра твоя благоразумна, то всегда должна помнить мудрую пословицу: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устраиваются не просто, случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а все делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении. И если сестра твоя желает проводить по возможности тихую и безмятежную жизнь (так как совершенный мир в сей временной жизни и невозможен), то должна прежде всего и во всем укорять и обвинять себя саму, а никак не мужа своего, и приносить покаяние пред Богом и пред духовным отцом в своих неприязненных отношениях к мужу, и молиться за него такою молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего, любезнейшего супруга моего, иерея (имя), и его ради святых молитв помилуй и меня, окаяннейшую грешницу». Вот я написал, что должно делать для умиротворения сестре твоей, а ты ей напиши. Сама же ты к ней не езди, потому что ты своим присутствием нисколько ей не поможешь, а себя расстроишь.
Писала ты прежде, что имеешь привязанность к м. казначее. Если эта привязанность чистая, вследствие того, что получаешь от нее душевную пользу, то это ничего. Если же тут примешивается плотская страсть, то плохо – остерегаться должно.
Если м. казначея обойдется с учительницею хорошо, тебе делается неприятно. – Это ревность. Укоряй себя за это.
Читать мои письма не следует давать другим, а так можешь сказать, что найдешь нужным.
Мир тебе и Божие благословение!