Источник

236. В самохвалении и самооправдании кроется непокорность и гордость. Согрешив, немедленно приноси сердечное покаяние. Веруй, что и твои грехи потонут в бездне Божественного человеколюбия

М. св. о. н. Г. И. Х. Б. н. п. н.

Душе моя, вскую смущаеши мя, уповай на Бога,

Той спасение твое есть.

И сама подвигнися к исправлению себя

п-о-н-у-ж-д-е-н-и-е-м.

Честнейшая м. каз[начея] Магдалина!

Грешное письмо твое, т. е. с погрешностями, получил. Бог вземляй грехи всего мира; веруй, что и твои погрешности потонут в бездне Божественного человеколюбия. Только при этом старайся хранить ум и сердце от пищи ветхого человека. Но если и придется когда вкусить от запрещенного плода, как то: гнев, ярость, осуждение – после не оправдывай себя, как Ева говорила Богу: «Змий меня соблазнил, значит, он и виноват, а мне-де какое дело». В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог.

По согрешении немедленно надо «бежать». Скажешь, куда же? – К тихому пристанищу сердечного покаяния. Каждый вечер перед сном выскажи Богу Сердцеведцу все свои погрешности, соделанные в деле, слове, в помыслах. И верь, что Бог принимает твое сердечное покаяние, при этом старайся сокрушать свое сердце памятию внезапной смерти. Вот как случилось у нас. Один иеромонах умер на праздник Рождества Христова. Все служащие, т. е. иеродиаконы и иеромонахи, в 2 часа дня ходили поздравлять о. архимандрита, пили чай и прочее утешение праздничное, затем были все у нас в Скиту, тоже угощение. Ушли из Скита часа в 3 с половиной, а в 4 часа уже не стало одного иеромонаха. Никак нельзя было подумать, что он чрез час умрет. Паралич пал на сердце, и омертвело. Он, конечно, милости Божией не лишился, ибо ездил за послушание в село служить, т. е., значит, приобщался Св. Таин в день трехдневной Пасхи, но живущим – то назидательный и даже выше урок. Так и ты говори себе: «Бедная Магдалина, а ну-ка твою душу поймут в ночь сию. Куда пойдешь?»

Не смущайся тем, что писано то и это рукою другого письмоводителя, ведь я знаю, кому поручаю. Тот письмоводитель заболел. Одной монашенке, вроде тебя, духов[ному чаду], говорят другие при получении ею моего письма: «Да ведь это письмо писал не Батюшка». А она по своему благоразумию отвечает им: «Для меня безразлично, кем бы оно ни написано. Я пишу Батюшке, и получаю от Батюшки, и верую в молитвы Батюшки, и получаю желаемое по мере моей веры».

Говоришь: сестры обижаются, что долго приходится им ждать заниматься с тобою. Да ты не растягивай разъяснения и покороче говори. Варвару Владимировну не очень ласкай, а то нехорошо. Бог да простит тебя.

Мир тебе и Божие благословение призываю.


Источник: Письма преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского. [Электронный ресурс] // Оптина пустынь

Комментарии для сайта Cackle