Глава 54
1–3. «Возвеселись, неплодная, нерождающая» (Ис.54:1). Акила говорит: «хорошо пой благословение, громко кричи». «Воскликни и возгласи, немучившаяся родами»: не стыдись своего бесчестия. «Потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих» (Ис.54:1, 2). Другие говорят: «дворы палаток твоих». «Не стесняйся». Акила говорит: «они распространятся и не разрушатся». «Пусти длиннее верви твои». Акила говорит: «соедини веревки твои». «И утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города» (Ис.54:2, 3). Этими словами обозначается возвращение. Это в действительности исполнилось в церкви, потому что она была лишена добродетели и не могла давать никакого плода. Видишь ли, какой оборот приняло дело? Она стала иною, чем была.
«Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании» (Ис.54:4). Я не в век гневаюсь, Я могу сотворить то, что не существует, потому что Я сотворил то, что существует. Ты была в бесчестии, но потом ты не будешь находиться во власти кого-либо, освободишься от позора, и Я сделаю тебя подобного тому, который никогда не подвергался мучениям.
«Ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего». Бог дарует такие благодеяния, что они не только удаляют скорби, но и самую память о скорбях. Таково именно превосходство даров Божиих. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис.54:5). Велико обещание и дивен вестник. Не удивляйся этому, потому что тот, кто совершает все это, есть Господь, Которому все легко, и тот, кто будет сохранять тебя, «Богом всей земли назовется Он»; прозовется, т.е. когда это исполнится. Итак, пророк говорит о Церкви, потому что все это исполнилось в Церкви. Когда Бог языков прозвался Богом всей земли, если не во время Своего пришествия? Имя идолослужения совершенно изглажено и все призваны во имя Христово.
6–7. «Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» (Ис.54:6). Симмах и Феодотион говорят: «притесненную». Хотя от начального возраста ты была такою, что ненавидела мир, но, говорит, не будет того, чтобы Я всегда имел к тебе ненависть; ты была ненавидима лишь на время. Любовь бывает трудной относительно женщин, ненавидимых в цветущем возрасте, потому что каждая женщина, какова она ни есть, подходяща для того, чтобы ее любили от юности; потому пророк здесь говорит: «и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» (Ис.54:6, 7). Акила говорит: «совокуплю тебя»; Феодотион говорит: «соберу тебя». Такая женщина, вместо того, чтобы быть любимою, скорее пребывает в забвении. Но ты будешь пользоваться Моим великим милосердием. То, что Я оставил тебя на некоторое время, есть знак любви и причина великой милости. Часто бывает милосердие тогда, когда прогневавшийся отлагает свой гнев.
8. «В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» (Ис.54:8). Симмах говорит: «во время мало была ярость твоя». «Но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя» (Ис.54:8, 9). А другие говорят: «как во дни Ноя», – потому что Он сохранил всю человеческую породу, сохранивши немногих от гнева. Каким же образом Он освободил ее? Потоп истребил всех, но праотцы были освобождены. Бог делает известным для всех, что, подобно тому, как Он освободил тех от потопа, так и этих освободит от плена. Не изменил ли Я гнева на милость? Как было тогда с теми, так будет теперь с вами.
9. «Как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя» (Ис.54:9). Однако Он не поклялся, но, чтобы убедить их, говорит: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются» (Ис.54:10). Однако, горы не переставлены и холмы не передвинуты со своих оснований; но этими словами пророк обозначает смятение и замешательство. «А милость Моя не отступит от тебя», говорит, в том, что Я не попущу не только потопа, но также никакого иного замешательства или движения на всем круге земном, но что он всегда будет пребывать твердо. Теперь Я клянусь относительно твоего плена, что Я не потерплю более быть тебе мучимым твоими неприятелями. Хотя и было совершено столько беззаконий прежде потопа, однако милость Моя оставила семя человеческое (для продолжения рода). «А милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь». Акила говорит: «союз».
11. «Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине» (Ис.54:11). Акила говорит, вместо «анфракса»: «сюрьмою», который также есть вид драгоценного камня. Симмах говорит: «слагаю сюрьмой», а еврейский текст: «pappoch». «И сделаю основание твое из сапфиров»; еврейский текст говорит: «usamti colcol vamtouta». Акила говорит: «сделаю colcol защитою твоею», Феодотион: «сделаю из анеракса дворец твой». «И сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин» (Ис.54:12). Акила говорит: «просверленные драгоценные камни»; Симмах и Феодотион говорят: «вырезанными драгоценными камнями».
12. Стеною огражду тя из камений избранных. Смотри, нам, опечаленным, даются великие благодеяния и великие блага для нашего утешения. «И всю ограду твою – из драгоценных камней». Пророк говорит возвышенно, намереваясь убедить их выйти из плена. Когда говорится: «криле голубине посребрене, и междорамия ея в блищании злата» (Пс.67:14), то никто, конечно, не видел такого голубя: здесь этими словами обозначаются будущие блага, подобно тому, как выше у самого пророка говорится: «сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского» (Ис.13:12). Как там то, что драгоценно, сравнивается с золотом, так здесь – с драгоценными камнями. Что за польза строить город из таких драгоценных камней? Эти камни совсем не были нужны для созидания стены, и стена потому не считалась более драгоценною. Если ты говоришь относительно этой жизни, то все это получили бы другие, тогда как они должны были быть преданными наказаниям и недостойными утешения. А если бы они получили что-либо в воскресении, то тогда и бедные пользовались бы такими благами, да в той жизни ни в чем подобном не будет необходимости. Что пользы в воскресении, если мы воскреснем к жизни, одинаковой с настоящей? Для того, чтобы кто-либо упавший назывался восстановленным, необходимо, чтобы он при этом получил большую славу. «И все сыновья твои будут научены Господом» (Ис.54:13): видишь ли, он показывает добродетели? «И великий мир будет у сыновей твоих». Ученики Бога и «великий мир будет у сыновей твоих», т.е.: они будут управляемы по законам и установлениям. «Ты утвердишься правдою» (Ис.54:14). Акила говорит: «утвердишься». Симмах и Феодотион: «будешь уготован».
14–17. «Будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе» (Ис.54:14). Послушай: почему ты боишься? Ничья жизнь так не печальна, так не смешна, так не слаба и шатка, как жизнь того, кто живет во грехах, потому что его жизнь есть как бы пыль ветра, как бы трава и тростник. Если угодно, мы исследуем этот предмет. Хотя и никто не обвиняет какого-либо беззаконника, тем не менее таковой всегда живет во страхе, и трепете и сомнении; праведник же пребывает безбоязненным и твердым. Хотя бы его во многом обвиняли многочисленные лжесвидетели, однако ему никто не может повредить. Что бы противное ему ни приключилось, хотя бы его удерживали и мучили многие, тем не менее он не получит никакого вреда. Если же он и получает какой-либо вред, то, умирая невинным, он все же в конце проводит добрую жизнь. Но скажут: он подвергается смерти. Да разве он не умрет наконец, если не умрет теперь таким образом? Но в действительности он не умирает. Не знаешь ли ты, что часто смерть бывает гораздо лучше жизни, а у многих жизнь бывает весьма жалкою, не лучше, чем у иных смерть. Не всегда должно презирать жизнь, и не всегда должно избегать конца жизни. Напротив – всегда должно избегать злого конца. То и другое (жизнь и смерть) само по себе не есть ни зло, ни добро, но быть ему тем или другим – будет зависеть от конца. Что блаженнее смерти Иоанна и что жалче Иродовой? Тот и по смерти возбуждал страх в живом: «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мф.14:1, 2) – Иоанн, которого я предал смерти. Теперь взвесим, что лучше: только ли жить, или хорошо жить? Ясно, что лучше – вести хорошую жизнь. Иисус знал живущих во грехах и говорил о том, чего не было, как бы о существующем: «лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк.14:21), показывая, что для него было бы лучше не существовать, чем проводить жизнь во грехах. А в другом месте говорится: «блажени умершии, которые уже умерли, более, чем живые» (ср. Еккл.4:2), так что благо составляет не жить, но хорошо жить. Если же не так, то разве не всякая смерть лучше, чем жизнь? Итак, теперь вы, живущие, желаете какой смерти? Я говорю – смерти Иоанна. У одного было очень много обвинителей, в особенности же его совесть, так как, поражаемый ее уколами, он боялся и трепетал и здесь уже пребывал в мучениях, и там также его ожидали казни и мучения; другой же беззаботно, подобно атлету, увенчанному победой, о доблести которого возвещается везде, заканчивая свои труды, возложил на свою главу венец, дивный по своим добродетелям, прославляемый, хвалимый не только людьми, но также и ангельскими силами, которые видели победу мученика, – ангелами, имя которых он имел, потому что и он назывался ангелом, как показавший ангельскую добродетель. Кому ты теперь будешь удивляться? Кого ты будешь хвалить: Нерона или Павла? Один пребывал во дворце, а другой в темнице; один убивал, а другой умер. Каждый из вас кем желает быть: Нероном, который убивал, или Павлом, который предан был смерти? Но зачем я вспоминаю древние истории? Желаете ли вы быть подобными тиранам, которые убивали, или подобными мученикам, которые были ими убиваемы? Продолжать этот вопрос бесполезно. Сами дела не отвечают ли вместо вас? Вы часто проклинаете тех, и считаете их жалкими; напротив, Память этих вы прославляете ежегодно с радостью. Итак, не только будем желать жизни, но жизни доброй; тогда, приключится ли с нами смерть или жизнь, – безразлично. Я, говорит пророк, отрицаю, что ты потерпишь какой-либо вред, и даже не придется тебе бояться, по написанному: «праведник смел, как лев» (Притч.28:1). Дух может быть спокойным только тогда, когда он не терзается уколами совести. Напротив дух подвергается мучению, когда он угнетается дурными помыслами и мучениями совести. Не видишь ли, как был велик, славен и разумен Давид? Однако когда он подвергался наказанию, и был обличен деревенским и бедным человеком, то обнаружил великое смирение: «согрешил, – сказал он, – пред Господом» (2Цар.12:13), почему в скором времени и были прощены его грехи.
«Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет» (Ис.54:15). Тогда они будут соревновать твоему благочестию, и многие пожелают тебе правильного порядка. Не малым даром было то, что иудеи после плена были достойными того, что им ревновали те, т.е. язычники. «И к тебе прибегнут... Мною» (в русском переводе этих слов нет), т.е. не ради твоей праведности, но ради милосердия Божия. «Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела» (Ис.54:16). Он вновь утверждает их веру: как кузнец исправляет поврежденный сосуд, раздувая угли, так, говорит, вновь будет отстроен ваш город. Как новый сосуд, произведенный с помощью поддувала, бывает блестящим, так будет блестеть по возвращении и город. «И Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно» (Ис.54:16, 17). Другие же говорят: «вот, Я поставлю вас не на погибель, сокрушу всякий уготованный сосуд». Я сотворил тебя не для того, чтобы предать тебя гибели. Откуда это ясно? Если бы Я сотворил тебя для погибели, то Я и не творил бы тебя. Что действительно так, ясно, из следующих слов: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно» (Прем. Сол.1:13–14).
«И всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь». А прочие переводчики говорят: «все погибнут» «Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь», т.е. хотя праведник падет семь раз, однако он восстанет. «Наследие рабов Господа», т.е. вера, надежда и устойчивые блага, которые предстоят им после плена.