Глава 11

1. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). Другие переводчики: «из пня», а еврейский текст говорит: «из стебля» (в современном еврейско-масор. т.: «из ствола»). Видишь ли дивное? Видишь ли пророчество? «И произойдет», говорит, «от корня», показывая, что это – дело будущего. Некоторые передают это за сказанное о царе Езекии, но Езекия царствовал раньше того времени, когда было это сказано. Пророк утверждает, что эта «отрасль» происходит из корней предков. Хорошо сказал: «от корня» т.е. от Авраама и даже раньше его, открывая рождение без брака, как и другие говорят; «из пня». «Отрасль», говорит, «произойдет» не из семени или из земли, но из корней, – «произойдет», как бы не проходя чрез корни, но – из самих корней, т.е. Он принял плоть не от какого-либо тела, которое прошло чрез другое тело, но от тела Девы, не принося тела с неба, ни воспринимая иное тело чрез новое творение, и Сам не изменяясь во плоти, но принимая тело истинное от Девы, вместе с духом и разумом, тело Свое, Слова Божия, а не тело какого-либо человека вне себя, как и Павел говорит: «пришло и произошло от жены» (ср. Гал.4:4), обозначая вместе с тем тело без брака, от плоти жены. Отраслью пророк называет также и царство, так как Писание везде называет отрасли и честь царства – жезлом, цари (по нему) держат в руке золотой жезл, – таким образом жезл по нему служит названием царства, страха и возбуждения. Посмотрим, как пророк говорит здесь о телесном пришествии Того, Кого он выше назвал Отроком, имеющим родиться от Девы. «И ветвь произрастет от корня его». Видишь ли, что этим означается также возрастание? Так как слова «произойдет» и «произрастет» означают преуспевающий и законосообразный рост, то он не говорит: возрастет от тебя, но от самой «отрасли», так что цвет «отрасли» никогда не завянет. А чтобы здесь не разумели отрасли вещественной, пророк хорошо прибавил: «Иессеева», как делают евангелисты, вразумляя, что Бог всяческих никого не гнушался.

2–3. «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума» (Ис. 11:2). Да устыдятся еретики, желающие толковать Писание по-иудейски. «Дух, – говорит, – совета и крепости, дух ведения и благочестия». А другие прибавляют также: «страха», т.е. «исполнит Его дух страха Господня». Акила: «над ним будет благовоние страха Божия». Симмах и Феодотион: «Он Сам будет благоухать страхом Божиим». Почему Он, Бог, исполнится Духа? Если Он боится Отца, как вы богохульствуете, то почему Он имел нужду в Духе, Которого вы считаете ниже Его? Далее, для нас Он, в духе и теле Своем, принимает Духа премудрости и разума, ведения и благочестия, представляя нам пример в Себе Самом, что мы нуждаемся в таких дарах Духа Божия. Будучи Господом, Он не нуждается в этом приятии Духа, но Дух является в Нем, чтобы благодеяния Его открылись нам. Он воплотился и вочеловечился не по какой-либо свой нужде, но только для того, чтобы людей сделать сынами Божиими. Точно также Он принял Духа не по какой-либо скудости, но только для того, чтобы даровать Духа в обилии – нуждающимся. Так как, если что принадлежит Отцу, принадлежит и Ему (Сыну), как сказано в Евангелии: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин.17:10), то ясно, что Дух, сосущественный Отцу, сосуществен и Ему, и как Себя Самого Он положил за стадо, так даровал сосущественного Себе Духа, с соизволения Отца и Св. Духа, чтобы оживотворить мир, который был мертвым. Пророк утверждает, что Он принял Духа не в меру, но весь был исполнен Духа Божия. Ничто не сродно Отцу, кроме одного лица Сына, и ничто Сыну, кроме лона Отчего, также ничто не исполнено Св. Духа, кроме сосущественного Ему Сына. «Дух, – говорит, – премудрости и разума, дух совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня» (Ис. 11:2, 3), потому что где находится страх Господень, там есть все. Показывающей в себе Духа со всеми дарами Его показывает ради того, чтобы нас привести к страху благочестия, и потому не говорит о Себе Самом: «Я убоялся Тебя», но: «Я возлюбил Тебя» (ср. Ин.14:31). Сыну возможно было любить, не бояться. Те, которые толкуют сказанное о другом человеке, исполнившемся Св. Духа, пусть укажут того, кто был способен к приятию всего Духа. Ты думаешь о Езекии или Зоровавеле? Не приводи других, об них я поговорю в своем месте, а теперь скажу об этих двух, т.е. о Езекии и Зоровавеле. Который из них мог получить полноту Духа? Если будешь настойчиво утверждать, что они были способны к этому, то почему ты не признаешь того же относительно Христа? Что мог Езекия? Хотя своей молитвой он сохранил город невредимым, но все это он сделал при помощи силы Божией; а какие силы явил Христос? Выслушай говорящего пророка: «владычество на раменах Его» (Ис.9:6). Этого недостаточно, – я обличу бесстыдных следующими словами: «и будет судить не по взгляду очей Своих». Видишь ли признак Его божественности? Акила: «не по видению очей будет судить, и не по речам будет обличать». Другие: «не по слуху ушей будет обличать». Таковые дела – не по человеческому образу, а по Богу, как сказано: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему» (Втор.29:29), «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Одному Богу свойственно судить не по подозрению, а нам свойственно – часто отступать от справедливости. Видишь ли? Все, что пророки повсюду приписывают божественной силе, тоже этот пророк (Исаия) приписывает Ему, – Он не говорит: то по подозрению, а то не по подозрению Он будет судить, но: никогда не будет судить по подозрению. Если бы Он был только пророком, то и Он мог бы заблуждаться, подобно Самуилу и Елисею, которые многого не знали наперед, и узнавали тогда, когда желала благодать Св. Духа. Опять, показывая строгий суд, пророк прибавляет: «и не по слуху ушей Своих решать дела». Видишь ли, какого призывает Судию, – который не только обличит по словам, но объявит и сердечные тайны, и таким образом совершит суд. Земные судьи судят только явное, и, вследствие незнания, часто поступают против права; но Бог исследует и сердечные тайны, пред Ним все открыто, по сказанному: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12): оно не только отделяет дух от тела, но и душу, т.е. благодать Духа, от души, и не нуждается в речах и письмах, как сказано: «отверзутся книги живых и воздастся суд» (ср. Дан.7:10).

4. «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:4). Там пророк показывает знание, здесь – строгость суда, подобно тому, как Он произнес суд о Лазаре и богаче, и – в другом месте: «не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф.20:23), именно, не от Меня Самого является препятствие (к этому), когда они (сыны Зеведеевы) считают себя достойными. Хорошо Он назвал славными земли, так как они не были славными неба. Смотри, как Он чрез Авраама осудил богатого, не применив Своего могущества, так как праведно судилище Его.

5. «И духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис. 11:4, 5). Это ясно сказал Павел об антихристе, которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8), причем не будет иметь нужды ни в оружии, ни в военных снарядах: достаточно только явиться свету, чтобы исчезла тьма. Желаешь ли ты знать, каким образом Он поразит? Подобно тому, как Он увидел готовившихся схватить Его и сказал: «кого ищете?» И они тотчас «отступили назад и пали на землю» (Ин.18:4, 6). «Поразит землю, и духом уст Своих,» – как сказано об Отце: «Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Он угрожает морю и сушит, иссушает все реки, Он говорит солнцу: «Не восходи», и оно не восходит. Как случается с нами, что мы теми же руками, которыми делаем что-либо, можем и разрушить, так и с Богом: «Словом Господним небеса утверждены» (Пс.32:6). «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина». Симмах и Феодотион: «грудь Его будет окружена верою», чтобы и мы облачились в эту одежду. Какой человек являлся имеющим вечную одежду, приличествующую одному Богу, о чем в конце этого пророчества говорится: «облечется в броню – в правду» (Прем.5:18; Ис.59:17) и в одежду Божию? «Тогда волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6). И опять: «жезлом уст Своих поразит землю», а в другом месте: «Он говорил и земля была изранена». Будешь ли (при этих словах) понимать тело, грехи которого были поражены жезлом, или, имеющее быть в конце мира, поражение на земле, – не впадешь в заблуждение.

6. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком» (Ис. 11:6). Акила переводит: «волк будет странствовать к агнцу»; Симмах: «вместе будут обитать»; Феодотион: «будут странствовать». Волками называются жестокие людские нравы, а агнцами – благоразумные. Если кто утверждает, что здесь говорится не то, а только – о зверях, тот пусть объяснит, какой жезл произошел из корня Иессеева? Что здесь говорится о злых и добрых людях, помимо прочего, ясно из того, что другие переводчики утверждают это даже точнее. Один говорит: «будет странствовать», другой: «вместе будут обитать». О зверях этого понимать невозможно, тогда как польза странствования наблюдается в людях. Под волками, пасущимися с агнцами и друг другу не приносящими вреда, разумей солдат, диких умом, жестоких, сотников и полководцев, которые, вследствие благочестия и любви ко Христу, придя в себя, не будут обнаруживать гнева относительно смиренных и простых людей. «И барс будет лежать вместе с козленком»: и это Бог может легко сделать, да и мы можем, когда пожелаем. «И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их».

7. «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Ис. 11:7). Пророк говорит, что они не только ходят в одном и том же месте, но находятся вместе на том же пастбище, когда пища готова, не так, чтобы изменилась природа, но нравы жизни: по его словам, волк не изменится в агнца, но, оставаясь в диком состоянии и имея господство по храбрости, он тем не менее не будет причинять смиренному вреда. И в другом месте Св. Писание свирепых начальников называет арабскими волками. «И барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе». Каждый из зверей оставит свой дикий нрав; это значит тоже, что сказано выше: «обличит язы́цы многи». Не то удивительно, что Он произнесет суд и обличит славных земли, но более удивительно то, что Он вложит в людей такие добродетели, что они станут подражателями небесных путников, и великих и малых подчинить тому же закону, чтобы никто не мог обижать бедных. Таковы дела Творца Бога. «И малое дитя будет водить их». Они будут так согласны, что не будут нуждаться ни в законах, ни в чем-либо ином подобном, но каждый будет управлять только самим собою, как и говорится: «закон положен не для праведника» (1Тим.1:9). Если кто придет для управления христианским городом, где все следуют Христу, то, хотя бы он и весьма мало знал и даже был малым отроком, тем не менее, обещая направлять жизнь по христианским нравам, он тотчас поведет всех легко, и они своему явившемуся вождю никогда не причинят никакой неприятности. «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе». Эти слова означают для нас тоже, что и прежние, т.е. жестокие и разумные будут обитать вместе, и, вследствие благочестия, не будут обижать друг друга. Смотри, как он низводит речь до малых отроков, которых ныне и видим обнаруживающими такую добродетель благочестия в отроческом возрасте. «И лев, как вол, будет есть солому». Если ты видел какого-либо полководца, который приготовлял свою обильную трапезу из награбленного, ел и пил таким образом, подобно неистовому льву, пожирал тела и размельчал кости других, свою трапезу наполнял кровью и мясом, а потом увидишь его, под влиянием благочестия, то постящимся, то умеренно употребляющим пищу, – тогда ты вспомни слова пророка, говорящего: «как вол, будет есть солому», так как он изменил свою дикость и грубость, не только относительно общества, но и относительно трапезы, так что в нем невозможно более найти свойств дикости и грубости.

8–10. «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» (Ис. 11:8, 9). Симмах: «и пойдет младенец на пещеры аспидов, и отрок, питающийся молоком, видя василисков, возьмет их руками, и они не обидят его, и не причинят вреда на всей горе святой Моей». Слабые, обитающие среди злых, не будут подвергаться неприятностям от их злобы. Бог дал нам такую силу, вследствие которой их злоба не может вредить нам. Если уколы чародеев и ложные заклинания, которыми они пользуются, могут сделать тела злых зверей невредимыми от ядов, то тем более, вследствие помазания Духа и духовных заклинаний, которыми закляты умы наши, свободны будем от зла мы, когда пожелаем. Таким образом мы не только будем отвлечены от зла, но и будем так сильны, что нам не в состоянии будет вредить злоба других. Каким образом это исполнится? «Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют моря». Все это творит познание Бога, которым обновляемся и изменяемся не только мы, но и вся земля. Не думай, что говоря, что вся земля наполнится познания Бога, пророк говорит только о Палестине: пророческие слова этой книги не допускают такой скудости, даже совершенно не согласуются с ней. «Как воды наполняют моря». Не без причины пророк говорит: моря, а не: море. Каким же образом можно открыть добрые дела или благочестие христиан? Не видим ли мы распри и тяжбы между христианами? Они завидуют друг другу, борются между собой из желания господства, любят славу и мир, погрязают в мщении и судах, обходят землю и море ради наживы и торговли. Не видишь ли ты вождей и начальников христианских поглощающими живых людей? Наконец, каким образом на христианах исполнились те слова, или – вся земля наполнилась познания Господа? Почему очень многие народы, услышавшие христианскую религию, не отступили от своих диких нравов? Таким образом, покажи, скажут, нам, где эти во всяком случае хорошие законы. Говорить так, как мне кажется, значит думать и говорить пустое многое, – возмущать и возмущаться, и – стараться обнаруживать пустые пророчества и ложные слова. Думают, что мы не в состоянии подтвердить истины. Не бойтесь! По милости Божией, когда будем говорить об этом, мы скажем все то, что даст благодать Духа, так как ради Его славы трудимся и за Него ведем войну. Я покажу тебе, сколько войн окончено. Не враждовала ли сама с собой природа? Не поклонялись ли деревьям и камням и не кропили ли на все жертвенники кровью? Чем они отличались от волков? Они были даже хуже волков. Последние заботятся и жалеют своих детенышей, напротив люди, вместо милосердия, которого требовала природа, оказывались жестокими. Зачем нам стараться доказывать это на основании язычников? Выслушай говорящего пророка: «и приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам» (Пс.105:37), или, как написано в книге царей: царь Амон110, когда вел войну, принес своего сына во всесожжение пред всеми (см. 4Цар.3:27). Ужели это кажется признаком малой жестокости? Почему же теперь никто не делает этого, даже язычник? Отроки свободно живут с отцами и матерями, имеют заботу и любовь к родителям. Тогда отцы вели себя относительно сыновей, как палачи, а теперь они доставляют им пищу, жизнь и почести. Желаешь ли ты понять, каким образом «младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи, и не будут делать зла»? Все это открывается в христианах. Хотя во время мученичества их бросали зверям, однако чрезвычайная сила последних не могла вредить им, и часто даже младенцы в этих битвах получали венцы, одни оставляли свои имения, другие раздавали их. Не видишь ли ты, сколько учреждено больниц для расслабленных, сколько вспомоществований оказано сиротам, сколько заботливости о вдовицах? Да зачем нам перечислять внешнее? Войди в церковь, и ты собственными глазами увидишь эти учреждения, и тот, кто против нас писал все это, сам засвидетельствует, что в церкви пользуются одинаковой честью бедные и богатые, знатные и слуги. Не видишь ли, что все они уходят от той же трапезы (пользуются той же трапезой)? Но тебе видеть невозможно. Каким образом рыси будут лежать вместе с козлищами, жестокий и храбрый воитель – с смиренными и кроткими? Если они полюбили добродетели не все вместе, это неудивительно; но более удивительно то, что некоторые предались многим добродетелям, – а другие, будучи не вполне совершенными, однако отрешились от жестокого характера. Но когда вся земля исполнялась ведения Господня? Когда «во всю землю вышло вещание их» (Пс.18:5).

11. «И будет в тот день» (Ис. 11:11). Видишь ли, когда все это должно было исполниться? Потом пророк говорит: «к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава». Кто надеялся на Зоровавеля или Езекию? «И покой его будет слава». Кого? Мы не знаем, чтобы это исполнилось на ком-либо ином; но на Христе, конечно, исполнилось: «и покой его будет слава», т.е. гроб, в котором Он был погребен, который всегда почитается и прославляется. «И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою; в тот день» (Ис. 11:11), т.е. во время пришествия Христова, исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностью, опять соберет остаток прочих людей, «какой останется у Ассура». Видишь ли, что все это совершит ревность Божия?

12–13. «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема» (Ис. 11:12–13). Хотя Иуда был не велик и заключал в себе только два колена, однако к нему перешло царство. Потом указывается на поражение египтян, имевшее быть после возвращения из плена, когда некоторые будут поражены, а иные – покорены.

16. «Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской» (Ис. 11:16): упоминаются прежние, бывшие с ними, происшествия.

* * *

110

Св. И. Златоуст, вероятно, имеет здесь в виду рассказ 4 Царств относительно Меши, царя моавитского, который, во время войны против него Иорама и Иосафата, на стенах города принес своего сына во всесожжение. Об Аммоне, царе иудейском, оставившем Господа и служившем кумирам, книга Царств такого свидетельства не содержит (см. 4Цар.21:19–26).

Комментарии для сайта Cackle