Толкование на первое послание св. Иоанна
Глава III.
1Ин. 3:8. Творяй грех от диавола есть, яко иcперва диавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диаволя.
Так как диавол прежде всех обратился к греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело. В грешнике он производит множество худых мыслей, как в Иуде. Но скажет кто-либо, что диавол рождается в грешниках, когда тот, кто согрешил, дает ему место. Относительно этого нужно заметить, что в выражении: «давать место диаволу» (Еф. 4:27), делать грех то же значит, что грешить. Дает ему место тот, кто, будучи увлечен желанием, после его принятия, самым делом совершает грех, так как это значить: делать его; уместно сказать: делающий, но не: сделавший; покаявшийся уже не от диавола, а только (находится в его власти) тот, кто продолжает его делать. Таким образом и рабом греха бывает делающий (грех), а не сделавший его, так как делающий грех, говорить, раб греха.
1Ин. 3:17. Иже... имать богатство мира... и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем?
Если видишь бедного, не проходи мимо, а тотчас подумай, каким бы ты был, если бы был тем (бедным), чего бы ты не хотел, чтобы все тебе делали?
1Ин. 3:18. Чадца... не любим словом ниже языком, но делом и истиною.
Недостаточно прилагать труд, а нужно делать это с щедростью и беспечальным расположением, и не только с беспечальным, но с светлой и радостной душой.
Глава IV.
1Ин. 4:8. Не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть.
О какой любви говорит? О чистосердечной, не ограничивающейся словами, о любви по расположению и убеждению, по искреннему состраданию. Есть любовь и у злых: разбойники любят разбойников, человекоубийцы – человекоубийц. Но это не от доброй совести, а от злой.