Источник

Обозрение книги Второзакония

Моисей кратко повествует о всем, прежде бывшем, приводя иудеям на память как благодеяния Божии, так и их нечестие. Увещание о том, чтобы не почитать идолов. Здесь находится и следующее изречение: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор.4:19). Выражение: «уделил» значит не то, будто Бог повелел (поклоняться им), – нет, оно подобно тому, что сказал блаженный Павел: «Предал их Бог превратному уму» (Рим.1:28). Это не значит, что Он «предал», но что попустил им, когда они сами захотели и оставались неисправимыми. Так и здесь: «уделил» им, т.е. попустил, когда они избрали заблуждение и не хотят исправиться. Здесь немного далее он говорит: «Свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете» (Втор.4:26). Потом показывает, что Бог никому не давал того, что дал им; и назначает три города при Иордане для убежища. Еще напоминает им о прежнем и говорит: «И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:7–9). Сказав, какие бедствия постигнут их, если они не будут послушны, ободряет их, чтобы не боялись врагов.

Опять напоминает о прежнем. Здесь находится изречение: «Берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое]» (Втор.6:12), которое и далее он часто повторяет им; он увещевает приписывать победы не собственной силе, но благодати Божией. Здесь же сказано: «Бог наш есть огнь поядающий» (Втор.4:24), которое употребил Павел в Послании к евреям (Евр.12:29). Здесь же Моисей увещевает их не превозноситься. «Не за праведность твою, – говорит, – и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой» (Втор.9:5). Припоминает им также о сооружении тельца. Здесь говорится: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор.10:16). Хвалит Землю обетованную. Здесь находится изречение: «берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое]» (Втор.6:12), и предсказываются бедствия непослушным, и блага послушным. Повелевает произнести «благословение на горе Гаризин и «проклятие на горе Гевал» (Втор.11:29), истребить идолов и места поклонения им. Заповедует не везде приносить жертвы Богу, а на том месте, которое Он изберет; не подражать язычникам и не слушаться никого, кто будет советовать поклоняться идолам, хотя бы он творил знамения; не слушать ни друга, ни кого-либо другого, но побивать камнями такого советника, хотя бы то был брат; и если бы целый город стал служить идолам, истребить его. Говорит о том, что должно употреблять в пищу, и чего не должно. Дает законы о прощении долгов, об отпущении и освобождении рабов, о первенцах, о пасхе. Здесь находится изречение: «Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе» (Втор.16:5).

Говорится о седмицах, о празднике кущей, о судьях, о царях, если они пожелают когда-либо поставить кого-нибудь царем; о левитах, и о том, что они должны получать; о том, что не должно прибегать к так называемым «очистителям» или чародеям, к волхвованиям, гаданиям и тому подобным (Втор.18:10). Здесь находится изречение: «Ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял [пред Господом, Богом твоим]» (Втор.18:5). Дается заповедь о городах убежища. Здесь говорится: «При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело» (Втор.19:15); и о лжесвидетелях, какому наказанию они должны подвергаться. Говорит, кого должно отправлять на войну, и заповедует не допускать междоусобной войны. Увещевает не убивать неприятелей, попадающих в их руки, кроме семи народов, и говорит: разграбляйте все города, которые возьмете, убивая только мужеский пол; из тех же, чью землю наследуете, не оставляйте в живых никого; плодоносных деревьев не рубите для устройства ограды во время осады. Дает закон о том, что должно делать, если найден будет убитый, а убийца не откроется. Если кто, имея двух жен, одну будет ненавидеть, а другую любить, и первенец родится от ненавидимой, то ему не должно предпочитать сына любимой. Говорит о непослушном сыне. Здесь находится изречение: «Проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор.21:23). Так как было определено тем, которые не исполняют закона: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним» (Втор.27:26), а Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому проклятию, то Он вместо одного проклятия принял на Себя другое, будучи повешен на древе.

Даются законы о том, что не должно презирать бессловесных животных, даже принадлежащих врагу, и другие; говорится о законах супружеских и полагается наказание развратителям дев. Указывается, кому запрещается вход в церковное собрание, даются и другие законы, между прочим о том, чтобы не брать процентов; чтобы не медлить исполнением обетов, чтобы давший какой-нибудь обет, тотчас исполнял его; о жене, получающей разводное письмо; о залогах, о краже, о плате наемнику, о сироте, о вдове, об оставлении колосьев и виноградных ягод для бедных. Здесь говорится о том, что не должно виновному в каком-нибудь проступке давать более сорока ударов; также о том, чтобы не заграждать уст волу молотящему, и о том, чтобы оставшийся в живых брат восстановлял семя умершему, и о том, чему первый должен подвергнуться, если не захочет восстановить; о весах, о мерах; об истреблении амаликитян; о начатках; о милосердии ко вдовам и сиротам. Отсюда начинаются проклятия и благословения, первые – непокорным, а последние – послушным, и произносится длинная речь об ожидающих их бедствиях. Это исполнилось при ассириянах и вавилонянах; а то, что они будут есть детей, исполнилось во время осад. Упоминается здесь и о Христе. «Жизнь, – говорит, – твоя будет висеть пред тобою» (Втор.28:66). Здесь находится изречение: «Да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь» (Втор.29:18), которое привел и Павел в Послании к евреям (Евр.12:15). Здесь же сказано: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века» (Втор.29:29); «ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"» (Втор.30:11–12). Эти слова, сказанные о заповедях закона, Павел отнес к вере во Христа (Римл.10:6). «Во свидетели, – говорит Моисей, – пред вами призываю сегодня небо и землю» (Втор.30:19). Тогда он призывает Иисуса Навина и заповедует вести народ, и не бояться врагов, имея помощником Бога; также внушает, чтобы в праздник кущей читали закон всему народу.

Бог предсказывает Моисею, что по смерти его народ будет служить идолам, и будет наказан. Пусть будет, говорит, эта песнь свидетельницей против них, потому что они никогда не забудут ее. И написал Моисей песнь, и предсказал им, что они будут предаваться нечестию. Здесь находится изречение: «Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» (Втор.32:21). Моисей получает повеление взойти на гору Аварим, которая называлась также Навав, и посмотреть на Землю обетованную; и, благословив каждое колено, он скончался. Никто не знает гробницы его до сего дня. Здесь оканчиваются пять книг Моисея, которые одни только и были приняты самарянами.

* * *

*

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691.

Комментарии для сайта Cackle