Источник

НАЧАЛЬНИК

«Любовь долготерпит» (1Кор. 13:4), то есть не вдруг карает согрешающего, но терпеливо сносит его падения, вразумляя и наказуя его, между тем как свойство злобы – вдруг поражать противника или делать его несчастным, ввергая его в крайность. Удивительно, как мы злы и нетерпеливы! Согрешил брат, и мы не жалеем о том, что он грешит, не плачем из братской любви о его вольном безумии, о его увлечении, а злобимся на него, презираем его за его прегрешения, между тем как сами, может быть, или были виноваты в том же, и нам снисходительно прощали наши вины, и только благодаря снисходительности начальства мы наконец кое-как оправились от своих падений или пристрастий и пороков и сделались к чему-нибудь годными людьми; если даже теперь мы бываем виноваты в том же, только не так грубо, как согрешающий брат, значит тоже подлежим и мы ответственности, то как не снисходить к согрешающим братьям. Но наказывая других за грехи и преступления, надо помнить и свои слабости, свои пороки и страсти, бывшие или существующие и любя, жалея и долготерпя наказывать подчиненных, а не с озлоблением, безжалостно и нетерпеливо, поспешно. «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2:25, 26). Не напрасно первым признаком любви нашей к ближнему апостол поставил долготерпение и милосердие: «Любовь долготерпит, милосердствует» (1Кор. 13:4), ибо всякий человек немощен, слаб, опрометчив, удобопреклонен ко всякому греху, но и при всем том легко может одуматься, восстать, раскаяться при благоприятных условиях; и потому надо быть терпеливым к его немощам и погрешностям, как желаем сами, чтобы другие были снисходительны к нашим немощам и видя, как бы не видели их и не замечали их. Впрочем, там, где грех вредно действует на других, или где он соединен с опущением обязанностей по службе, или где он принимает большие размеры, там требуется немедленная строгость к обузданию и прекращению его или удаление вредного человека из среды людей благонамеренных. «Извергните развращенного из среды вас» (1Кор. 5:13) (6).

* * *

Ты начальник? Начальствуй со тщанием, входи сам во все дела: не во всем полагайся на помощников, чтобы не вышло кому обиды и неправды; будь ко всем справедлив и доступен, как отец; ибо ты высоко поставлен не для себя, а для других, чтобы тебя удобнее все видели и тем скорее могли найти тебя и найти в тебе покров и защиту. Такое служение твое при прочих добрых качествах и делах твоих будет истинным благоуханием Господу, Который для нашего спасения Сам принял вид раба и Сам Себя принес в жертву благоухания Отцу Своему (8).

* * *

Истинного христианина всегда отличает смирение: он считает себя меньшим из всех, никогда не превозносится, не гордится, хотя бы он стоял на высоте земного величия. И на высоте престола, и на высоте всякой верноподданнической власти и начальства, во всяком звании и состоянии он всем раб во благое, всем слуга во благое, и это-то смирение составляет его истинное величие, привлекает к нему сердца всех, тогда как, напротив, гордость, самолюбие, надменность, недоступность унижают его, отталкивают от него сердца народа или подчиненных (8).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle