Источник

Книга Есфирь

Книга Есфирь называется так потому, что через Есфирь Бог спас иудеев, которым всем угрожала погибель, а Амана, строившего против них козни, наказал. Царь Артаксеркс, отвергнув свою жену, искал в царстве своем красивейшую и благообразнейшую из всех женщин, чтобы взять ее себе в жены; такой и оказалась Есфирь, родом иудеянка. У нее был родственник Мардохей, взятый в плен в ту страну при Седекии. Царь, возвысив упомянутого Амана, повелел, чтобы все покланялись ему. Но так как Мардохей, служа Богу, не хотел поклоняться человеку, то Аман разгневался на него и, узнав, что он иудей, убедил царя Артаксеркса и предписал, чтобы все, находившиеся в царстве его, иудеи были истреблены в один день двенадцатого месяца. Узнав об этом, Мардохей сетовал и, совершив пост, обратился к Есфири с просьбой о помощи. Есфирь, после поста и молитвы к Богу, украсившись женскими нарядами, без приглашения и в неурочное время вошла к царю, – а входить без приглашения не позволялось; но она надеялась не на удобное время, а на молитву. Когда царь удивился необыкновенному ее поступку, она от страха упала. Но Бог переменил гнев царя на милость и кротость; он встал и поднял жену, увещевал ее не бояться и позволил ей просить, чего хочет. Она просила царя прийти к ней на пир вместе с Аманом, и не один раз, но дважды. Аман от радости и восторга, что удостоился приглашения от царицы, еще более возгордился перед Мардохеем и приказал поставить высокое дерево, намереваясь на следующий день повесить на нем Мардохея.

Между тем царь, по благому провидению Божию, не мог заснуть в ту ночь и приказал читать ему памятные записки его дел. При чтении их встретилась запись о добром деле, сделанном для него Мардохеем, именно: когда два евнуха злоумышляли против царя, то Мардохей открыл это царю и уличил их. Из внимания к услуге Мардохея, царь хотел оказать ему достойную почесть. Когда утром вошел к нему Аман, царь спросил его: какой почести достоин тот, кто оказал благодеяние царю? Аман, думая, что царь спрашивает о нем самом, отвечал, что такой человек достоин быть назван вторым по царе. Потому царь приказал удостоить такой почести Мардохея, а Аману приказал идти впереди него. Есфирь же, воспользовавшись случаем, стала ходатайствовать за иудеев. Когда царь, изъявив сожаление о беззаконном повелении против иудеев, разгневался на Амана, то сам Аман стал просить Есфирь в отсутствие царя, припав и обнимая ее колена. Царь, увидев Амана прикоснувшимся к ногам царицы и подумав, что он делает это с постыдной целью, приказал самого Амана повесить на том дереве, которое он приготовил для Мардохея. Тогда царь предписывает, чтобы все иудеи были оставлены в безопасности, а враги их были истреблены ими. Истреблено было пятьдесят тысяч человек. Потому учрежден праздник в четырнадцатый и пятнадцатый день двенадцатого месяца, который называется Адар; а сам этот день на их языке называется «фурим»14 (Есф.10:3). Потому в этот день иудеи сжигают изображение Амана и празднуют память своего избавления. Этим и оканчивается книга.

* * *

*

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»

14

У св. И. Златоуста: «фура»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691.

Комментарии для сайта Cackle