Азбука веры Православная библиотека митрополит Иоанн (Вендланд) Митрополит Иоанн (Вендланд): «Будем делать дела любви!» : Дневники. Письма. Воспоминания
Э.Л. Меженная

Митрополит Иоанн Вендланд: «Будем делать дела любви!» : Дневники. Письма. Воспоминания

Источник

Содержание

От автора

«Без Церкви я мертв, а с Церковью – жив…» Детство Родовые корни Мама Папа Эли Путь к монашеству Репрессии тридцатых годов. Война Возрождение Троице-Сергиевой Лавры Возвращение Путешествие на Кавказ. Дневник Иоанна (Вендланда) Крутой поворот «Скучаю по Вам, по русской службе, по Родине» Пастырь, миссионер, дипломат. «Без Церкви – я мертв, и с Церковью – жив…» Европа Нью-Йорк – Переславль-Залесский Письма монахини Евфросинии из Переславля-Залесского духовному отцу митрополиту Гурию в Крым и брату митрополиту Иоанну в США Ярославская и Ростовская епархия Божий мир Отношения с властью О пастырском служении Иоанн Златоуст Путь к совершенной жизни Елизавета Александровна Живем или умираем – всегда Господни Последние годы По молитвам старца Воспоминания духовной дочери Митрополит Иоанн (Вендланд). О пастырской молитве Высота и сила пастырской молитвы Примеры пастырской молитвы некоторых ветхозаветных патриархов и святого апостола Павла Высочайший пример Господа нашего Иисуса Христа Пастырская молитва священников в Православной Церкви 1. Пастырская молитва совершается в атмосфере прославления Божества 2. Молитва священника о самом себе 3. Пастырская молитва о других 4. Священник ходатайствует не только перед Богом, но и перед людьми 5. Молитва священника вне алтаря 6. Личная молитва священника Заключение Под амофором его любви Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) Избранная библиография митрополита Иоанна Биографический словарь  

 

По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского.

Эта книга рассказывает об уникальном человеке – К. Н. Вендланде, митрополите Иоанне, который в 1967–1984 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна, оставившего мемуары о близких ему людях – родителях, сестре – монахине Евфросинии, духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Собственные дневниковые записи К. Н. Вендланда, а также письма его единомышленников, коллег позволили автору не только реконструировать на основе впервые публикуемых материалов биографию митрополита Иоанна, но и открыть читателю малоизвестные страницы истории духовного противостояния Русской Православной Церкви в пору «помрачения душ» в России, в 1920 – 1970‑е гг. Во второй части книги автор делится собственными воспоминаниями о дивном старце. В издание также включены работа митрополита Иоанна «О пастырской молитве», хронология его жизни, библиография публикаций, биографический словарь. Книга предназначена для широкого круга читателей.

От автора

Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн тридцать один год пребывал в самом высоком сане Православной Церкви – епископа. Господь даровал ему множество талантов, и каждый из них он развил, приумножил и применил в главном деле своей жизни – пастырском служении. Он был блестяще образован, безукоризненно воспитан в аристократической дворянской семье, унаследовав от родителей все самое лучшее. Владел многими иностранными языками, хорошо разбирался в литературе, музыке, искусстве, сам любил рисовать. Все эти таланты в полной мере послужили ему в пастырстве. Привлеченные неординарностью, исключительными качествами его личности, оказавшиеся рядом с ним люди следовали за ним по пути спасения.

Владыка Иоанн (в миру Константин Николаевич Вендланд) был талантливым проповедником. Об этом свидетельствуют многие из тех, кому посчастливилось слышать проповеди митрополита в храме. «Сама его личность, исключительная по простоте, искренности, открытой доверчивости, вызывала чувство беспредельного уважения и почитания», – писала друзьям одна из духовных дочерей Владыки.

Притягательная сила личности Владыки Иоанна складывалась из блестящего знания Священного Писания, высокой культуры, эрудиции и в то же время присущей ему общительности, изящного чувства юмора. А по простоте своей он был удивительным человеком и так служил людям, что подражать ему можно было как угодникам Божиим.

Богомолец усердный, Владыка имел редчайший дар неосуждения, покрывая недостатки других своей беспредельной любовью. Он никого не осуждал, а всем желал спастись. Незаурядная личность и святая душа, он в полной мере обладал той добродетелью, без которой молитва – ничто, добрые дела – ничто. Добродетель, без которой труд наш является ничем. Эта добродетель есть Любовь.

За полувековой путь пастырства Владыки многие испытали на себе силу его любви, успокаивающего духа и врачующей греховные боли молитвы. Он оставил своим духовным чадам пример благородства, неизреченной доброты, долготерпения, снисхождения к недостаткам, пример непрестанной молитвы. Все эти важнейшие пастырские качества Владыка Иоанн радостно пронес через всю свою жизнь: от алтарного мальчика Вознесенского храма в Ливадии (Крым) и до последних дней, когда явил себя духовным чадам благодатным старцем.

Он с детских лет любил Господа и беспредельно доверял Ему. Еще в студенческие годы Константин Вендланд познакомился с выдающимся проповедником – архимандритом Гурием (Егоровым), ставшим его духовным отцом. За спиной архимандрита было немало деяний во славу Церкви, пять лет провел он на строительстве Беломорканала, а восемнадцатилетний студент Горного института Костя Вендланд еще только начинал самостоятельную жизнь. Два будущих митрополита встретились, чтобы уже никогда не расставаться, – духовные узы, связавшие их, оказались самыми крепкими. Молодого талантливого ученого ожидала блестящая научная карьера, но по Промыслу Божию Константин Вендланд избрал иной путь, приняв от своего духовного отца тайный монашеский постриг с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна Златоуста. В труднейшие для Церкви годы душа его откликнулась на призыв Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф.9:37). Любовь к Господу одержала победу в душе молодого человека, определила жизненный выбор. Десять лет тайного монашества и священства Владыки Иоанна прошли на Ташкентской земле, где архимандрит Гурий (1891–1965) возглавлял тайную церковную общину.

После окончания Великой Отечественной войны Константин Николаевич Вендланд, к тому времени крупный ученый-геолог с двадцатилетним стажем полевых работ, заведующий кафедрой петрографии Среднеазиатского индустриального института и одновременно тайный иеромонах, выходит к открытому церковному служению. Такой переход потребовал мужества и помощи Божией. Потом были Троице-Сергиева Лавра, Саратовская епархия, ректорство в Киевской духовной семинарии и в течение десяти лет ответственное служение Русской Православной Церкви за границей: Иоанн (Вендланд) являлся представителем Московского Патриарха при Патриархе Антиохийском (Дамаск), Патриаршим Экзархом Средней Европы (Берлин), митрополитом Нью-Йоркским и Алеутским, Патриаршим Экзархом Северной и Южной Америки.

В Ярославле святитель запомнился необыкновенно содержательными проповедями, дивными богослужениями и необычайной доброжелательностью ко всем, кто окружал его. Он был открыт каждому человеку, который встречался на его пути: в церкви, вне церкви или в доме, где он жил, находясь уже на покое. Его любовь не делала различия между людьми другой веры или вообще лишенных ее. Духовные чада Владыки Иоанна на собственном жизненном опыте убедились в силе его молитвы. Некоторые из них встретились с Владыкой холодными атеистами, скорбящими и растерянными в быстро меняющемся мире. Его молитвы многих обратили к Богу и привели в спасительную ограду Церкви Христовой. Достойно удивления, как мог Владыка Иоанн облагодетельствовать такой поток людей, встретившихся на его жизненном пути. Он так просто и естественно говорил, часто как бы в шутку, но слова святителя… сбывались! Ибо это были благодатные плоды его молитвенных трудов. Всех приезжавших и приходивших Владыка встречал с истинной христианской любовью и необыкновенным радушием, каждого выслушивал и согревал своей сердечной молитвой.

Невозможно представить митрополита Иоанна говорящим что‑то нравоучительное, откровенно поучающее. Владыка не учил! Но его немногословные ответы, реплики, замечания, вопросы, одухотворенные молитвой в адрес того, с кем в данный момент он вел беседу, попадали в самую точку. Каждая встреча с ним оставляла в душе светлый след и запоминалась надолго. Одно из важных правил высокого пастырства Владыки заключалось в том, чтобы не предлагать другим делать то, что сам не усвоил хорошо.

Всю жизнь Владыка был прежде всего христианином, молитвенником за всех и потому с благодарностью встречал благоволение Божие, совершаемое через человека. Его просьбе никто не мог отказать. Как у истинного подвижника, у Владыки бывали и скорби, и искушения, но с помощью Божией он благодушно их переносил, благодаря Господа словами своего Небесного Покровителя: «Слава Богу за все».

Многогранный пастырский и архипастырский труд увенчал Владыку митрополита Иоанна многими духовными дарами. По своему необыкновенному смирению он скрывал их, но Благодать Святого Духа проявлялась зримо, и он увлекал светом своей личности всех, кто оказывался рядом с ним. Владыка оставил о себе память как о человеке мудром, умевшем в труднейших условиях церковной политики того времени найти выход в любой ситуации; как о человеке очень деятельном, бодром, с тонким чувством прекрасного, с бесконечной любовью ко Творцу и любому Божьему творению, как о человеке очень простом и до глубокой старости сохранившем чистую детскую душу.

Настоящее издание подготовлено на основе как изучения письменного и духовного наследия митрополита Иоанна, так и личных бесед автора с этим замечательным человеком.

Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна. Уйдя на покой, он написал мемуары о близких ему людях: о родителях, Николае Антоновиче и Нине Петровне Вендланд, о старшей сестре Елизавете Николаевне, монахине Евфросинии, или Эли, как называли ее дома, а также о своем духовном отце – митрополите Гурии (Егорове).

Кроме того, при подготовке издания были использованы дневники монахини Евфросинии (Вендланд), монахини Елизаветы (Елизаветы Александровны Александриной), на протяжении многих лет являвшейся личным врачом митрополита Иоанна, и записи устных рассказов митрополита Гурия. Мы обращаемся и к другим документам, сохранившимся в архиве митрополита Иоанна: к дневниковым заметкам о его путешествиях с Владыкой Гурием в Среднюю Азию и на Кавказ, а также к значительному эпистолярному наследию – его собственным письмам на родину из Сирии, Германии, США, письмам его сестры из древнего русского города Переславля-Залесского, письмам его духовных чад, единомышленников, коллег.

В первой части книги есть ссылки и на научные труды Владыки Иоанна. Среди них «О пастырской молитве», «О совершенствах человеческой природы Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», «Раскрытие тайны креста в творениях Иоанна Златоуста».

Почти все эти документы, за редким исключением, впервые видят свет. Все они – живой голос чад Русской Православной Церкви двадцатого века, времени борьбы за сохранение Святой Церкви и православного образа жизни на русской земле.

Во второй части книги автор делится собственными воспоминаниями о дивном старце. Их встреча произошла за год до смерти Владыки Иоанна. Ко всем подвигам его жизни добавился еще один – спасение душ тех, кто на тот момент и не помышлял о Боге и о Церкви. Потому что Пастырь Добрый и таких жалеет и хочет спасти. По молитвам Его предстателей свершается самое большое чудо – преображение человеческой души, наполняется она дарами Духа Святого.

Годы, прошедшие со дня блаженной кончины митрополита Иоанна, дали возможность осознать масштаб этого дивного светильника на ниве Божией и понять, что стяжание Святого Духа при земной жизни уничтожает границы миров. Вот почему и ныне пастырское служение Владыки продолжается. Однако теперь его возможности несравненно больше. Он слышит обращенную к нему молитву-просьбу и готов помочь. Но результат зависит от глубины нашей веры и силы нашей молитвы.

В жизни все совершается по Промыслу Божию и по нашей вере. Но от каждого из нас зависит, сможем ли мы противостоять внешним событиям мира, не поколеблется ли решимость жить по Заповедям Божиим, идти по светлому пути, указанному нам истинным Пастырем Христовым, сохранится ли вера Православная, без которой нет спасения.

Пусть эта книга людям верующим доставит утешение, а неверующим покажет, какое богатство духа, какую силу милосердия, любви, проницательности имел дивный старец Владыка Иоанн.

Благодарим духовных чад митрополита Иоанна – рукоположенных им священников и архиереев, православных верующих, коллег геологов, – всех, кто поделился своими воспоминаниями о старце, кто пронес любовь к нему через многие годы, увлекая этой любовь других людей, расширяя круг почитателей Владыки.

Отдельная благодарность Виктору Ивановичу Тырышкину за помощь в издании этой книги.


Источник: Митрополит Иоанн (Вендланд): «Будем делать дела любви!» : Дневники. Письма. Воспоминания / Э.Л. Меженная. - Ярославль : Изд. Александр Рутман, 2013. - 504 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle