Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Соловьёв О богодухновенности Библии и нашем достодолжном отношении к ней

О богодухновенности Библии и нашем достодолжном отношении к ней

Источник

Будучи, как говорит св. Ап. Павел, наздани на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф.2:20) все мы, именующие себя православными христианами, в своей вере и жизни христианской руководствуемся и должны руководствоваться первее всего Библиею или Словом Божьим.

Свящ. Книги, составляющие Библию, мы называем Словом Божьим не потому только, что в них говорится о Боге, а и потому главном образом, что они написаны Самим Богом через Пророков и Апостолов, как это прямо и исповедуем мы в символ веры, именуя Духа Святого глаголившим пророки ( т. е. говорившим через Пророков).

Потому-то эти книги мы и называем Боговдохновенными, т. е. написанными по внушению Духа Божьего1.

Что написанное Пророками и Апостолами в Библии есть божественное откровение – подлинное Слово Божье, об этом очень часто и ясно говорят сами же Пророки и Апостолы. Дух Господень глагола во мне и слово Его на языце моём, говорил о себе псалмопевец пророк Давид (2Цар.23:2; ср.Ис.61:1; Иер.30:2; Иез.1:4 и др.); то же самое говорит о ветхозаветных пророках и св. Ап. Петр, утверждая, что не своею волею, но от Святого Духа просвещаемы глаголоша святые Божьи человецы (2Пет.1:20), а Ап. Павел прямо называет ветхий завет богодухновенным (2Тим.3:16). Касательно же книг Нового Завета, Ап. Павел говорит также, что Апостолы имеют ум Христов (1Кор.2:16). И подлинно. Сам И. Христос обещал Апостолам ниспослать и действительно ниспослал им Духа святого, для того, чтобы Он научил их всему, вспомнил им всё и грядущая возвестил (Ин.14:26, 16:13), – обещал дать им уста и премудрость (Лк.21:15), которые без сомненья если необходимы были им всегда и во всякое время, то тем более тогда, когда они излагали в писании учение И. Христа для всех последующих времён.

Великое значение этих прямых свидетельств самих писателей Библии о богодухновенности их писаний в вопросе о действительности этой богодухновенности подтверждается теми чудесами, которые в подтверждение богооткровенности своей проповеди совершали Пророки и Апостолы. Сам Господь придавал чудесам важное значение в этом отношении, и потому, когда иудеи не верили свидетельству Его об Его Божественном достоинстве, прямо сказал: дела, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла (Ин.5:36; ср.10:25). По этому то Он и ученикам своим при посольстве их на проповедь Евангелия, дал власть на духов нечистых и целити всяк недуг и всяку болезнь (Мф.10:1). Точно также и в Ветхом Завете. Когда Бог посылал Моисея к Фараону с повелением отпустить народ еврейский, то Он дал Моисею власть творить чудеса, которые должны были служить знамениями божественности Его слова не только для Фараона, а и для самих евреев (Исх.3:12, 4:1–9, 21, 30, 7:9–22 и др.). Точно также поступали и другие Пророки (сл. Ис.7:11, 38:7–8 и др). Какое действие в качестве доказательств божественности возвышавшегося Пророками и Апостолами учения, имели эти знамения на слушателей их учения, об этом всего лучше свидетельствует то, что иудеи всегда требовали таких знамений даже от Самого Господа (Ин.6:30; Мф.12:38, 16:1; 1Кор.1:22), а Никодим, пришедший к Иисусу ночью, прямо говорит: Равви, в том, яко от Бога пришел еси учитель; никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним (Ин.3:2). И вполне это понятно. Чудеса – суть таких действий, которые не могут быть совершены ни силою, ни искусством человеческим, ибо превышают все естественные силы и законы природы и как такие – сверхъестественные могут быть совершены только силою Божьей. Следовательно человек, который творит чудеса, владеет этой божественной силой и если он подтверждает ими возвыщаемое им при этом учение, как учение божественное – богооткровенное; то несомненно, что он говорит правду; ибо не может же Бог даровать свои божественные силы в подтверждение лжи и обмана.

Если же мы обратимся к самому содержанию Библейских Писаний, то и в них мы увидим не менее очевидные доказательства того, что содержание это богооткровенное. Об этой Богооткровенности Библии в содержании её говорят прежде всего пророчества, рассеянные по всей Библии, начиная с книги Бытия и кончая Апокалипсисом.

Пророчествами называются предсказания о таких будущих событиях, которые не могут быть выведены разумом человеческим из настоящего состояния вещей, (как делают его напр. Астрономы в своих заключениях о будущих явлениях природы) и относятся не только к отдалённейшим явлениям видимого мира, а и к событиям жизни человеческой, вытекающим из сокровеннейших тайников свободной души человеческой. Если же эти предсказания, так непостижимые для разума по самого предмету своему, и при этом по характеру своего содержания глубоко религиозные и строго нравственные, а и по своей форме ясные и определенные, исполняются в указанные в них время с буквальной точностью даже в самых мельчайших своих подробностях; то это разве не ясный знак, что они суть произведения ума Божественного? А таковы именно по своему характеру все библейские пророчества, относятся ли они к жизни царства и народов древнего иного мира, или говорят о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Не даром Он, доказывая иудеям своё Божественное достоинство, говорил испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный; и та суть свидетельствующая о Мне (Ин.5:39). Если мы снесём содержащиеся в этих писаниях (в.з.) пророчества о Христе с записанными в евангелиях подлинными историческими событиями, предсказанными в тех пророчествах, то мы увидим между ними полнейшее соответствие и должны будем с блаж. Августином сказать: Novum Testamentum in Vetere Catet, Vetus in Novo patet т. е. Новый Завет в Ветхом скрывается – скрытым содержится, Ветхий в Новом открывается2.

Эта связь ветхозаветных пророчеств с их новозаветными исполнениями непререкаемо свидетельствует о богодухновенности обоих заветов, а вместе с тем и всего вообще Писания; ибо находящиеся в нем пророчества стоят с остальным содержанием Библии в неразрывной связи. А библейские предсказания об исторических судьбах отдельных царств и народов математической точностью их исполнения в самых мельчайших подробностях и частностях не раз заставляли самых закоренелых неверов слышать в них Божественный голос.

Несомненная истинность Богодухновенности Писания доказывается даже и всем остальным его содержанием – полной достоверностью его исторических сказаний, высотой и чистотой его религиозно-нравственного учения, совершенно отвечающего самым глубоким и существенным потребностям нашего духа. «Постоянно и внимательно читал я Св. Писание», говорит один разумный и беспристрастный исследователь, «и убедился, что в сих Божественных книгах заключается более истинной высоты, более совершеннейших красот, более чистой нравственности, более достоверных и важных повествований исторических, более поэзии и красноречия, нежели столько можно извлечь из всех светских и духовных книг, когда либо и где либо написанных».

В самом деле. В то время, как во всем остальном мире боготворима была, или в целом или в частях, природа видимая, и человек не имел даже правильного понятия о зле, – в то время, как даже лучшие люди древнего языческого мира, знаменитые философы, светила науки, неутратившие и доселе славы своей мудрости, едва возвышались над заблуждениями своих соотечественников, и при всём том в своих более или менее одухотворенных понятиях о Существе Высочайшем не доходили дальше понятия о Нём, как только димурге (создавшем мир из готового вещества, по Платону), а в своем учении нравственности не свободны были от утилитаризма и эгоизма, не могли отрешиться от учения и рабства и чувственности и т. д., – у одних только евреев, несмотря на довольно низкий уровень их научного образования Единобожия с его высокими истинами и чистыми правилами нравственности возвещалось во всех их священных книгах, бывших достоянием всего народа. Да, в одних лишь Библейских книгах, которые все – от первой до последней – написаны лицами из еврейского народа, проповедуется вера в Триединого, Личного премирного Бога-Духа, даётся самое высокое понятие о происхождении (из ничего) мира и человека – о его духовной природе, предназначенной к Богоподобию, о происхождении, сущности и следствиях греха, отразившихся даже во внешней природе, и об обещанном человеку спасении, и предлагается чистое нравственное учение – чуждое какого бы то ни было потворства страстям человеческим и стоического эгоизма, и заповедующее любовь ко всем во имя Бога, как основной принцип духовно-нравственной жизни. В своём решении всех этих насущных вопросов человеческого духа, вводя нас в глубочайшие тайны, превышающие человеческий разум, Слово Божье предлагает их нам в неразрывной связи и стройном согласии между собой, и со всеми остальными вопросами мысли и жизни человеческой, объясняя и освещая их собой, и тем успокаивая не только разум, а и наше мятущееся сердце. В этом отношении достойного особого внимания то, что Библия, изображая все сокровенные изгибы человеческого сердца – все душевные не дуги и беды человека, указывает не только исходное начало их и конец, а и средство к избавлению от них. И что особенно дивно – все эти глубочайшие истины и возвышенные образы изложены так ясно и просто, что доступно пониманию детей и могут быть переданы на их язык. Откуда все это в писаниях еврейских пастухов, рыбарей, мытарей, если не от вдохновлявшего их Св. Духа? Не менее знаменательно в этом отношении и то, что эти не ученые семиты знают свою историю с самого её начала, предлагают такие сказания о начале самого мира и происхождения человека, о его первобытном состоянии и т. п., которые носят на себе печать достоверности, подтвержденной твердыми научными данными и так отличаются от всех других сказаний, как история от басней. В частности, особенно чудное в этом отношении явление представляют собой наши Евангелия. Против исторической достоверности повествований этих четырех маленьких книжек направлено было столько стрел неверующей – самый строгой и не расположенной критике, сколько не было направлено ни против какой другой книги; между тем это достоверность стоит до селе непоколебленною даже в мельчайших чертах. А представленной в этих простых и безъискуственных повествованиях евангелистов духовных образ Спасителя дышит самой жизненной правдой и отличается такими свойствами и совершенствами, которые превышают самые идеальные представления людей о совершенном на земле, и к изобретению которых менее всего конечно способны были евреи того времени, каковыми именно и были писатели наших Евангелей.

Если же ко всему сказанному мы присоединим наконец и то ещё, что Библия есть произведение многих писателей, очень резко отличающихся друг от друга и по своим дарованиям, и по характерам, и по образованию, на целые тысячелетия отстоящих один от другого, и при всём том представляет собой действительно одну книгу, как по единству главного предмета своего, который излагает она всецело, так и по единству духа, которым она проникнута от начала до конца своего; то истинность сверхъестественного Боговдохновенного происхождения станет для нашего сознания выше всякого сомнения, и мы не только должны будем преклоняться перед ней, как перед святыней, а и в умилении сердца сказать вместе с Ап. Петром: Господи, к кому идем? Глоголы живота вечного имаши (Ин.5:68)!

Можно бы конечно привести тысячи примеров этого могущественного действия Библии на сердце человеческое, когда она не только просвещала, утешала и исправляла, а и совсем перерождала душу человеческую; но нужно ли это? Если кто не имеет ещё собственного опыта в этом отношении, пусть вспомнит историю обращения в христианство и на путь праведной жизни Иустина Философа, Пр. Антония Великого, Блаж. Иеронима, Августина и др. Здесь же достаточно отметить только, что возрождение человечества в христианстве исходной своей точкой имеет Библию, – как живое и действенное Слово Божье (Евр.4:12), как Божью силу, действующую паче всякого меча обоюдоостра, – что эта Библия теперь переведена больше чем на 250 языков, и самые просвещенные народы земного шара её имеют Книгою жизни и её ставят во главу своего просвещения.

И так, Библия есть подлинно Слово Божье, Богодухновенное Писание, т. е. Писание, вдохновенное Духом Святым и данное нам к учению, к обличению, к исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершенен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим.3:16–17). С каким же душевным настроением мы должны относиться к ней, и с какими чувствами приступать к чтению и слушанию её.

Прежде положительного разъяснений этого вопроса, напомним грозные слова Писания об уклоняющихся от него и стыдящихся его. Прельщается не ведуще писания, ни силы Божьей, говорил сам Господь наш И. Христос Саддукеям (Мф.22:29). Прельщаетесь, т. е. Заблуждаетесь, себя обольщаете, себя вводите в обман, в грех и пагубу; потому что, как говорит об этом Он же Господь: иже аще постыдится Мене и Моих словес в род сем прелюбодейным и грешным, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы Своими (Мк.8:38). А ветхозаветный мудрец пагубность уклонения от Слова Божьего так изобразил: уклоняя ухо свое не послушати закона, и сам молитву свою омерзил, т. е. кто уклоняет ухо своё от слушания закона, или, что тоже, Слова Божьего, того и молитва мерзость перед Господом – не угодна Ему (Притч.28:9). Поэтому то и Господь и Апостолы крепко заповедуют нам быть внимательными к Слову Божьему. Ублажая слушающих Слово Божье и хранящих его (Лк.11:28), Господь в другой раз прямо говорил иудеям: испытайте Писания, яко вы мните в них иметь живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин.5:39). Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще друг друга, писал Ап. Павел Колосским христианам (Кол.3:16). А царь и пророк Давид блаженным называет того мужа, который в законы Господни (в Слове Божьем) поучится день и ночь (Пс.1:2), и вот как сам он относился к этому закону: яко аще бы не закон Твой поучение моё был, тогда убо погиб бых в смирении моем… Коль возлюбих закое Твой, Господи, весь день поучение мое есть… Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устам моим...Светильник ногам моим закон твой и свет стезям моим (Пс.108:92, 97, 103 и 105). О важности и необходимости усердного чтения и слушания Слова Божьего много и прекрасно говорит Св. Иоанн Златоуст в своих истолковательных беседах на Св. Писание3. Но ещё лучше и прекраснее самым делом, примером своим учить нас постоянному и внимательному чтению Библии Св. Церковь. Она не оставляет ни одного богослужения без чтения Писания; чтением Писания и особенно Псалтыри она заповедует нам освящать каждое наше дело, каждое состояние, каждый шаг жизни; чтением Писания она напутствует нас и в загробную жизнь…

Но для того, чтобы чтение или слушание Слова Божьего было душеполезно, душа наша должна быть нарочито к тому приготовлена и исполнена приличных чувств и расположений. Вот какие заповеди относительно этого дают Святые Апостолы: Приемше Слово слышания Божьего, примите не аки слово человеческо, но якоже есть воистину, Слово Божье, еже и действуется в вас верующих (1Ин.2:13). Отложите всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное Слово, могущее спасти души ваша (Иак.1:21).

И так глубокое благоговейное внимание к Библии, чистота сердца и совершенное смирение – вот то расположение духа, с которым должно приступать к чтению или слушанию Слова Божьего. И это вполне понятно.

Благоговейное внимание, выражаемое даже внешним образом, оказываем мы слову царя земного; не тем ли больше должно быть оно при чтении Слова самого Царя небесного? Не даром сам Спаситель нередко заключал слово Своё таким возгласом: имея уши слышати, да слышит (Мф.11:15, 13:9, 43, 25:30; ср. Апок.2:7, 11:29, 3:6, 13:22). Древние христиане книгу Слова Божьего брали не иначе, как умовеными руками; при чтении же и слушании Слова Божьего, в знак благоговения к нему, мужчины обнажали головы, а женщины покрывались. Научая нас благоговейному вниманию при чтении Слова Божьего, Церковь перед этим чтением возглашает: вонмем (будем внимательны) и заповедует во время такого чтения преклонить главы. С благоговейным же вниманием неразлучна и чистота сердца; ибо, по словам Господа, только чистые сердцем Бога узрят (Мф.5:8); в злохудошнуже душу не внидет премудрость. Поэтому то, приступая к чтению Св. Писания, должно всячески очищать своё сердце от всяких нечистых помыслов и чувств; все предубеждения и предрассудки должны быть отложены. Слово Божье должно читать не из любознательности и не для обогащения ума только, а с чистым намерением для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; поэтому никакое сомнение и гордость не должны иметь места при чтении Библии. Сказанное в ней, что Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать (Притч.3:34), истинно не только в деле отношений наших к Богу и ближним, а и к Слову Божьему; ибо тоже Слово Божье говорит, что только кроткия наставит Господь на суд и смиренных научит путём Своим (Пс.24, 9).

Наглядным подтверждением истинности этого служит тот, самим Господом и Апостолом Его отмеченный факт, что разумнее Христова учения на первых же порах его появления стало уделом не мудрых и разумных, но младенцев по простоте сердца. – Писано есть, говорит Ап. Павел, погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну (Пс.29, 14). Где премудрость? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего?… Понеже и иудеи знамения просят, и еллини премудрости ищут. Иудеем убо соблазн, еллином же безумие; самим же званным иудеем же и еллином Христа Божью силу и Божью премудрость (1Кор.1:19, 20, 22, 23; ср. Лк.10:21). Этих званных Апостол называет также буиями мира, которых избрал Бог, да премудрыя посрамит (27 ст.). Раскрывая далее свойства Христовой премудрости в её отличии от языческой мудрости Апостол говорит, что душевен человек не приемлет яже Духа Божьего; юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовно востязуется (1Кор.2:14). Кто же разум ум Господень, иже изъяснит и, спрашивает далее Апостол и отвечает: мы же ум Христов имамы (ст.16). Почему же? Потому, говорит Апостол, что мы не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам. Яже и глаголем не в наученных человеческие премудрости словесных, но в наученных духа Святого, духовныя духовными срассуждающие (ст.12 и 13). Из этих слов Св. Апостола с очевидностью явствует, что для разумения вдохновенного Духом Святым Слова Божьего потребно содействию этого Духа (Божьего никто же весть, только Дух Божьий), Его (Св. Духа) благодатная помощь. А отсюда уже сама собою вытекает потребность теплой молитвы к Господу, да отверзет нам ум разумети Писания (Лк.24:45). Поэтому то и Св. Церковь пред чтением Писания во время богослужения возсылает нарочитые моления о еже услышати нам Св. Евангелия.

* * *

1

Эту Богодухновенность Свящ. Писания нельзя конечно понимать механически, подобно тому, как представлялось выдававшееся за вдохновенное свыше в языческой мантике. Языческие прорицатели в роде Пифии и др. являются действующими бессознательно и не произвольно. Путем разных искусственных возбуждений они приходили в состояние исступления, в котором и изрекали свои прорицания бессознательно и непроизвольно; и прорицания эти в большинстве случаев отличались неясностью, неопределенностью, и двусмысленностью и т. п. Такое понимание дела не может быть принимаемо просто по тому, что оно недостойно Премудрого и всевышнего Бога, вдохновлявшего пророков и апостолов и быть не может, чтобы Бог при сообщении Своих откровений помрачал Им же Самим дарованный разум и подавлял свободу, как способности добровольного принятия истины и употреблял такие, несообразные с разумом способы возвещения Своей воли. Из писаний пророков и апостолов мы знаем, что будучи в духе, т. е. находясь в состоянии вдохновения, они ясно и отчетливо отличали свои мысли и чувства от внушаемых им Богом, сознательно воспринимали преподаваемые им Божественные откровения и иногда в случае непонимания просили разъяснения. Так пр. Даниил спрашивал разъяснения сообщенного ему откровения у ангела Гавриила, посланного к нему Богом. Ап. Петр, засвидетельствовавший о том, что пророки и апостолы благоветствовали то, что открывал им Дух Св., говорит что пророки предрекая о назначенной нам благодати, исследовали, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов (1Петр.1:11). А во втором своем послании тот же апостол говорит, что Святые Божьи человецы (т. е. Пророки) глаголоша (говорили) от Святого Духа просвещаемы (2Петр.1:21). Из этих свидетельств Ап. Петра с очевидной несомненностью можно заключать что Божественное вдохновении было плодом благоговейного и молитвенного обращения и стремления пророков и апостолов к Богу (Блажени чистые сердцем, яко ти Бога узрят) и состояло в озарении и просвещении их разума Божественными истинами и их сердца благодатными силами св. Духа, при чем собственные силы их разума и сердца не подавлялись и не помрачались, а на оборот еще больше укреплялись и возвышались. Способы этого воздействия Духа Божьего на обращенные к нему души пророков и апостолов были конечно различны: они то видения видели, то сны, то слышали прямо голос Божьий и т. п. Но то несомненно, что озаренные в состоянии вдохновения Божественным светом – Богооткровенными истинами, они не теряли этого света и после и потому могли не только передавать эти истины устно, а и записывать их в том их чистом неповрежденном виде, в каком и получали. А так как благодатное воздействие Духа Св. на их ум и сердце не помрачало и не подавляло их естественных сил, а только возвышало и укрепляло их, то необходимым следствием этого было и то, что каждый из пророков и апостолов передавал сообщаемые ему Богооткровенные истины в такой форме, которая свойственна была его естественными силами. Отсюда то и происходит различные слога, языка и других особенностей речи священных писателей, которые различались между собой конечно и по дарованиям и по характеру и по образованию и т. п. С другой стороны не нужно забывать и того, что Божественное откровение, необходимое нам для спасения потому и дано нам в писаниях пророков и апостолов, что сами мы своими силами не могли и не можем дойти до сообщенных в нем Божественных истин; поэтому Дух Божий, открывая пророкам истины, превышающий разум человеческий и необходимы для нашего спасения, в удобопостигаемом и не относящемся непосредственно к делу нашего спасения воздействовал на дух пророков и апостолов, предохраняя их от противоречий и не согласия с теми истинами.

Таково православное учение о боговдохновенности Св. Писания, чуждое крайностей католического и протестантского учения о том же. Католическое учение и в этом пункте, как и везде, отличается механичностью понимания, протестантское же – рационалистично. Католики, представляя боговдохновенность Писания исключительным действием Св. Духа, воспринимаемым пророками и апостолами совершенно пассивно – т.е. хотя сознательно и свободно, но без всякого участия естественных сил, каждому слову Писания придают безусловное значение и вследствие этого осуждают как еретическое научное исследования самых общедоступных разуму истин, если только об них говорится в Писании (пример Галилея). Протестанты же, ограничивая воздействие Духа св. на пророков и апостолов в вдохновении лишь возбуждённым их естественных сил, представляя его лишь религиозным воодушевлением, совершенно отнимают у слова Божьего его сверхъестественный характер и достоинство и не будучи в состоянии объяснить в нем все естественно из начал разума, истины превышающие естественное разумение – Богооткровенные тайны его или отрицают, или искажают.

3

Вот между прочим некоторые из речей об этом: «Я всегда убеждал и не перестану убеждать вас, чтобы вы не только здесь ( в Церкви) со вниманием слушали то, что проповедуется, но и в доме постоянно занимались Св. Писанием. Никто не говори мне пустых и достойных всякого осуждения речей...я человек мирской, не моё дело читать Писание, а тех, которые отреклись от мира...Что говоришь ты, человек? Не твоё дело заниматься Писанием, потому что тебя развлекают бесчисленные заботы? Напротив, потому что самому это преимущественно есть твоё дело более, нежели пустынников… Медники, золотых и серебряных дел мастера и вообще занимающиеся каким бы то ни было художеством, имеют у себя наготове и в целости все орудия своего мастерства, и хотя бы им угрожал голод или их угнетала бедность, они согласны лучше всё перенесть, нежели продать какое либо из своих орудий и таким образом пропитывать себя. Так точно и мы должны поступать. Как у них инструменты суть молот, наковальня, клещи, так и у нас есть свои художественные инструменты – апостольские и пророческие книги и всё Богодухновенное и душеполезное Писание. И так не будем не радеть о стяжании Библии. Она доставляет великую пользу тем, которые имеют её… Ибо одно даже воззрение на Библию, само по себе, удерживает нас от греха. Когда же к сему присоединяется тщательное чтение, душа очищается и становится лучшей; поэтому через Писание беседует с нею сам Бог. Что же, скажет кто-либо, если мы не понимаем того, что в Писании заключается? Пусть ты и не понимаешь заключающего там, но от самого чтения бывает великое освящение. Впрочем невозможно, чтобы ты всего одинаково понимал; ибо для того и устроила благодать Духа, что эти книги сложили мытари, рыбари, скинотворцы (делатели палаток), пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке, чтобы всем удобопонятно было то, что говорится… Ибо для кого не ясно всё, заключающееся в Евангелии? Кто слыша, что блаженни кротции, блаженни милостивии, блаженни чистые сердцем и проч. сему подобное, будет нуждаться в учителе, чтобы понять что-либо из того, что говорится? Но не всякому понятны и ясны знамения и чудеса и повествования? Это только предлог, отговорка и покрывало лености. Ты не понимаешь того, что там заключается? Но как же и понять тебе, когда ты не хочешь даже и просто взглянуть на книгу? Возьми в руки книгу, читай всю историю, понятное удержи в памяти, а неясное и непонятное прочитай несколько раз. Если же и при постоянном чтении не можешь постигнуть того, о чём говорится, поди к учителю, снесись с ним о сказанном, покажи великое усердие, и Бог, видя твоё старание, не презрит твоей неусыпной заботливости. Но если человек не изъяснит тебе искомого, Он Сам откроет несомненно… Вспомни об евнухе царицы Ефиопской, который, будучи варваром, был обременён бесчисленными заботами и отовсюду окружён бесчисленными делами, читал, сидя в колеснице, хотя и не понимал того, что читал (Деян.8:27–35). Если он и во время путешествия показывал такое усердие, то тем более находясь дома… Бог увидел его усердие, принял его ревность, и тот час послал ему учителя. В нынешнее время хотя нет Филиппа, но есть Св. Дух, который подвигнул Филиппа… Великая потеря в деле спасения незнание Писания. Оно то породило ереси, ввело в обычай распутную жизнь, оно всё превратило. Напротив невозможно, совершенно невозможно, чтобы тот, кто постоянно и внимательно упражняется в чтении Писания, остался без плода. Что телесная пища для поддержания наших сил, то и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твёрдою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, ещё облегчая полёт её и вознося её, так сказать, на самое небо (Беседы 29 на Ев. От Мтф. ч.1,1859, стр.134; ср.Беседы на Быт.10, 14, 24, 29 и 35; ср. Иоан. Дамаск. Точное изложение прав. Веры. М.1844, стр.270–271. Всел. VII-го собора прав.2).


Источник: О богодухновенности Библии и нашем достодолжном отношении к ней / [Соч.] законоучителя Лицея цесаревича Николая свящ. И. Соловьева. - Москва : Тип. А.И. Снегиревой, 1894. - 16 с. (Оттиск из журн. "Радость христианина", кн. III и IV, 1894 г.).

Комментарии для сайта Cackle