О посте
I. Православное учение о посте
Сам Господь Иисус Христос с апостолами постились. Постилась, конечно, и вся первенствующая Церковь и не только при чрезвычайных случаях, но и в определенное для этого именно время.
По примеру апостолов издревле и соблюдаются христианами посты в известное и определенное время. Таковы, например, посты годовые: св. Четыредесятница, или Великий пост, Петровский,Успенский и Рождественский, а также и еженедельные – в среду и пятницу. Важнейший из годовых постов и древнейший по своему происхождению – это Великий пост или св. Четыредесятница. Этот пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру и ведет свое начало от времен апостольских,
В 69 апост. правиле уже указывается на этот пост, когда говорится: «аще кто епископ или пресвитер не постится в св. Четыредесятницу пред св. Пасхою, или в среду и пяток, да будет извержен» (Корин. л. 19 об.).
О древности Вел. поста свидетельствует также св. Игнатий Богоносец, поставленный в 66 г. по Р. Хр. в епископа Антиохийского и правивший этой церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам св. Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского поста, по сошествии на них св. Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем (Петр. посте) уже упоминается в Постановлениях апостольских (5 кн. 20 гл.). «Отпраздновав Пятидесятницу, – говорится здесь, – празднуйте одну седьмицу, поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после прославления»24).
Посты – Успенский и Рождественский предписаны в конце VII и в начале VIII века, хотя они и прежде весьма строго сохранялись25.
Наконец посты еженедельные – в среду, в воспоминание предания Госпо да на страдание, и в пятницу, в воспоминание самых страданий, – ведут свое начало также с глубокой древности и были известны уже во II веке26.
На эти посты указывается и в Постановлениях апостольских (кн. 5, гл. 20).
Установление постов православной Церкви находит для себя весьма силь ное подтверждение и в св. Писании, и в свидетельствах истории Церкви есть ясные указания о соблюдении постов в определенное для сего время, а по тому как эти указания, так и прочие ярко обличают сектантское лжемудрствование о посте и тем более не соблюдение их.
На возражение сектантов:
«Если признавать посты, то признавать их нужно в смысле полного невкушения пищи, что де в св. Писании нет разграничения пищи постной от скоромной», – следует ответить:
Рим. 14:15. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи своею пищею того, за кого Христос умер.
20. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
Разграничение пищи на постную и скоромную само собою подразумевается при постах многодневных, так как для обыкновенного человека при его житейских занятиях дело невозможное, не вкушать пищи несколько дней; а посты многодневные при апостолах были (см. Деян. 27: 9.1Кор. 7:5). В раю люди ели пищу растительную (Быт. 2:16) и Господь во время земной Своей жизни вкушал исключительно пищу растительную и рыбную, т. е. пищу, называемую постною (Мф. 14:19; 15:36; Лк. 24:42; Ин. 21:12–13).
Если кто из сектантов хочет знать, с каким намерением св. Церковь Христова установила посты, то отвечаем, что все учители (Церкви) согласно нас научают, что цель и намерение установления поста состоят в том, чтобы укротить плотские страсти и покорить духу. И сие-то есть то самое, о чем св. Апостол Павел говорит: умерщвляю тело мое и порабощаю (1Кор. 9:27). Хотя Апостол Павел и другими средствами умерщвлял свое тело, как-то: проповеданием слова Божия, трудами, попечениями и управлением св. Церкви, но наиболее постом. По сему-то он и говорит: до ныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся и трудимся, работая своими руками (1Кор. 4:11–12). Указывая нам тот же путь, говорит: умертвите уды ваша, яже на земли (1 Кол. 3:5), и в другом месте говорит: подобни мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор. 4:16).
Церковь Христова не установила закона (правила) о количестве постной иищи, потому что таковое определение не может быть в одинаковой мере для всякого человека, например, для трудящегося и праздного, крепкого и немощного, путешествующего и пребывающого в доме, старого и молодого. Для сей цели она вообще для всех установила качества, т. е. чтобы мы соблюдали благоразумие и приличие в различении снедей, из которых одна Церковь позволяет употреблять в пищу, а другие запрещает. Особенно св. Церковь возбраняет вкушать те снеди, которые по своему свойству утучняют и услаждают тело наше, из которых наипаче, по общему разумению, мясо скотов и птиц.
Вы спросите: почему Церковь изрекает запрещение не на излишество мясной пищи, но прямо и решительно не дозволяет в пост употреблять мясо?
Отвечаем: излишество во всех снедях запрещает закон природы и закон Божий. Закон природы возбраняет излишнее употребление пищи, ибо таковое употребление несообразно с природой (противно естеству), обременительно для нее и бывает причиной многих болезней. Закон Божий запрещает неумеренное употребление снедей. Так Сам Христос о сем говорит: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21:34). Посему нет надобности постановлять новый закон касательно излишнего употребления пищи. Св. Церковь не благоволила определить количества снедей, по причине различия организма человеческого, а установила одно качество их, для обуздания неистовства плотских страстей, и весьма строго запрещает употребление мяса в известное время (именно в св. посты)27.
II. Основании из слова Божия для православного учения о посте
Заповедь о посте Бог дал еще Адаму и Еве в раю:
Быт. 2:17. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Хотя человеку в распоряжение предоставлен был весь мир, тем не менее полагался некоторый предел требованиям чувственной природы человека.
Чрез Моисея Бог дал положительный закон о посте. И мы видим примеры поста отдельных личностей:
Исх. 34:28. И пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие.
Пс. 34:13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
Постился пророк Божий Илия: 3 Цар. глав. 17 и 19.
Жители Ниневии постом и молитвою спасены от гнева Божия:
Ион. 3:5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
Евреи держали 4 поста в году:
Зах. 7:19. Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостию и веселым торжеством; только любите истину и мир.
Некоторые евреи, сверх того, постились еженедельно по два раза:
Лк. 18:12. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Сам Бог чрез пророка Своего Иоиля так напоминал евреям о посте:
Иоил. 1:14. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
Иоил. 2:12. Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
В Новом Завете Сам Господь соблюдал посты:
Mф. 4:2. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
Он показал и правила для поста:
Мф. 6:16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17.А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое;
18.Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
И предсказал будущий пост для апостолов:
Mф. 9:15. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но прийдут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
Апостолы и их последователи по вознесении Господнем также постились:
Деян. 13:2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
В апостольские же дни установлены были нарочитые времена для поста:
Деян. 27:9. Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел.
1Кор. 7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
О существовании постов в Церкви первенствующей свидетельствует апост. Павел и в других местах:
2Кор. 6:4. Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах.
5. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах.
2Кор. 11:27. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в ноготе.
А если посты установлены Самим Господом и апостолами, то велик грех сектантов, так как, не соблюдая заповеди о посте, сектанты еще стремятся соблазнить ближних вкушением скоромной пищи в посты, во преки наставлению ап. Павла, сказавшего:
1Кор. 8:9. Берегитесь однакоже, чтобы сия свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10.Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище: то совесть его, как немощного, не расположить ли и его есть идоложертвенное?
11.И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12.А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13.И потому, если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса во век, чтобы не соблазнять брата моего.
III. Для миссионерской полемики с сектантами о посте
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Mф. 15:11. Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. 17. Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево, и извергается вон? Примеч . В приведенных словах сектанты находят основание отвергать пост. | В этих словах Спасителя, как видно из всей 15 главы, отнюдь не воспрещается хранение постов, а лишь выражается та мысль, что нужно обращать главное внимание на злые помыслы, гнездящиеся в сердце, а не на мелочи, как наприм., можно ли держать при еде хлеб умытыми или неумытыми руками (см. ст. 2). Господь Сам постился 40 дней и этим дал пример к установлению постов Его последователям: Мф. 4:1–2. Лк. 4:2. | Мф. 4:1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. 2. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Лк. 14:2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в сии дни, а по прошествии их, напоследок взалкал: |
II | ||
1Кор 8:8. Пища неприближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Рим. 14:2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. 14. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. 17. Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во СвятомДухе. Кол. 2:16. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. 20.Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21.Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся: | Все приведенные места св. Писания сектанты изъясняют в смысле запрещения постов православной Церкви. Но если так, то почему тот же апостол неоднократно и разнообразно свидетельствует о своих собственных подвигах поста, как, например, он пишет коринфским христианам: 2Кор. 6:4–5 и 2Кор. 11:27. Если вышеприведенные места из послания ап. Павла, на какие ссылаются сектанты в отвержение постов, изъяснять в сектантском смысле, то выйдет, что с одной стороны апостол повелевает нам поститься, а с другой запрещает то же самое, но такого противоречия апостол не мог допустить; да никакого противоречия здесь в действительности и нет, так как смысл означенных изречений ап. Павла, приводимых сектантами против постов, как видно из контекста речи, совсем не подтверждает сектантского лжеучения: нужно обратить внимание на то именно, по какому поводу апостол писал к коринфянам и римлянам. Из той же 8 главы 1 Кор. ст. 9–13, видно, что апостол сам предпочитает вовсе не есть мяса, чем ядением соблазнить ближнего. В приведенных сектантами местах речь идет собственно о жертвах идольских, но ничего здесь не говорится относительно постов православной Церкви. Ап. Павел, хотя и сказал в 1Кор. 8:8 о пище, что «едим ли мы, ничего не приобретаем, и не едим ли, ничего не теряем», но в другом месте предостерегает от свободного выбора в пище: Рим. 14:15–20 и ясно указывает на различие пищи 21. Кто пренебрегает совокупностью наставлений ап. Павла, а руководствуется только излюбленными местами, тот проявляет непочтение к слову Божию, ибо не только соблазняет вкушением мяса в установленные посты, но и делается ослушником постановлений Церкви и ее предстоятелей, а потому к нему относятся грозные слова Самого Господа, сказавшого: «а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник» (Мф. 18:17). | 2Кор. 6:4. Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. 5. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах. 2Кор. 11:27. В трудах в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 1Кор. 3:9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода (в пище) ваша не послужила соблазном для немощных. 10. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12.А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13.И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего. Рим. 14:15. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи своею пищею того, за кого Христос умер. 20. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Рим. 14:21. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничеготакого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. |
* * *
Ф. Смирнов «Богослуж. христиан. современ. Апостолов». Киев. 1876 г. стр. 406.
Ир. Ветринский «Памятники дровне-христ. Церкви Спб. 1845 г. Т. V, стр. 99.
Ibid. стр. 102 и далее.
Учение правосл. Вост. кафол. Церкви о св. постах. Москва. 1875 г.