О праздниках
I. Православное учение о почитании праздников
Первоначальное установление праздников явилось еще в раю, где Творец мира Господь, совершивши в течение шести дней устройство неба и земли и всех их сил, благословил седьмой день и освятил его (Быт. 2:1–3).
После того, когда Господь освободил евреев из земли египетской, то Сам установил праздник Пасхи, в память выхода их из страны рабства, и повлел соблюдать этот день в роды родов, как установление вечное (Исх. 12:14–17; 24–25). Потом во время путешествия евреев из Египта преподаны были им на горе Синайской (в Аравии) заповеди Божии, в которых приказано было помнить день отдыха (субботний), чтобы святить его еженедельно. Затем установлены были для народа еврейского и многие другие праздники, например, праздник Пятидесятницы, праздник Кущей и подобные.
Когда пришел на землю Сын Божий Христос Иисус и утвердил в мире новую христианскую веру, то последователи Его – уверовавшие в Него люди – начали еженедельно воспоминать тот день, в который воскрес Христос из мертвых и назвали этот день воскресением и кроме того стали каждый год воспоминать и праздновать те дни, в которые Господь родился на земле, преобразился, страдал, вознесся на небеса и вообще в которые совершились какие-нибудь важные события из земной жизни Спасителя. Так учредились праздники Господни.
Когда скончалась Пресвятая Дева Мария, то христиане, почитая в ней Матерь Божию, начали также каждый год воспоминать особенным образом день ее успения или кончины, а также и день ее рождения и введения в храм. Так произошли праздники Богородичные. Наконец, когда умирали за Христа святые апостолы, ученики Господни, мученики и мужи, отличавшиеся какими-нибудь особенными подвигами, совершенными по вере во Христа и Его учение, или вообще заслужившие уважение Церкви своей святостью, то верующие записывали дни их смерти и ежегодно потом в эти дни праздновали память этих святых людей. От этого учредились праздники святых угодников Божиих.
Отсюда ясно, что все праздники православной Церкви в постепенном порядке раскрывают историю нашего искупления и освящения, и поэтому каждый христианин, по примеру, преподанному нам Господом (Ин. 13:15), должен особенно чтить их.
Наконец, и сами сектанты, хотя и восстают против праздников православной Церкви, но на практике и они празднуют некоторые дни. Так, молокане и многие из штундистов празднуют день Воскресный, Рождество Христово, Св. Пасху и проч. Правда, относительно, воскресных дней у штундистов идут оживленные споры, и не все из них соблюдают эти праздничные дни. Однако уже эти толки и разногласия, как нельзя лучше изобличают сектантов в их неосновательном ратовании против праздников православной Церкви.
Почитание праздников православ ной Церковью, против чего восстают сектанты, имеет для себя основание и в св. Писании. Напротив, отвержение праздничного богопочтения сектантами не может быть оправдано ни св. Писанием, ни историей Церкви. Кроме того, признавая некоторые праздники, сектанты сами себя изобличают в непоследовательности и невежестве по отношению к общепраздничному богопочитанию.
II. Основания из слова Божия для православного учения о почитании праздников
Самим Господом еще в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных:
Исх. 13:3. И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного.
8.И объяви в день тот сыну своему, говоря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда я вышел из Египта.
9.И да будет тебе это знаком на руке твоей, и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих; ибо рукою крепкою вывел тебя Господь (Бог) из Египта.
10.Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год.
Лев. 23:2. Объяви сынам Израилевым, и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания; вот праздники Мои.
5.В первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня.
6.И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу. Семь дней ешьте·опресноки.
24.Скажи сынам Израилевым: в седмый месяц, в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание (да будет у вас).
25.Никакой работы не работайте, и приносите жертву Господу.
27.Также в девятый (день) седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши, и приносите жертву Господу.
28.Никакого дела не делайте в день сей; ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего.
Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники, Пятидесятницы,– в память Синайского законодательства (Исх. 19.), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амона (Эсф. 9:20 –22, 24–28), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, оскверненного Антиохом Епифаном (1 Макк. 4:36–59 и пр.),так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении:
Лк. 4:16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботный в синогогу, и встал читать.
Ин. 5:14. Потом Иисус встретил его (расслабленного) в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел, не греши больше, что бы не случилось с тобою чего хуже.
Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел (милосердия).
Мф. 12:11. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12. Сколько же лучше человек овцы? Итак можно в субботы делать добро.
Лев. 13:15. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?
16.Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана, вот уже осмьнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботный?
По примеру Иисуca Христа, апостолы также посвящали праздничные дпи на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времен апостольских ведет свое начало день воскресный или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенно важное значение:
Мк. 16:9. Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой нагнал семь бесов.
Ин. 20:19. В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Так первый день недели уже при апостолах получает особенно знаменательное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых:
Деян. 20:7. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними, и продолжил слово до полуночи.
8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
В этот же день установлено и дело милосердия:
1Кор. 16:1. Касательно же сбора для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я прийду.
В день воскресный Апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий:
Откр. 1:10. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний.
Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресв. Богородицы, св. апостолов и св. угодников Божиих.
Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Св. Пасхи или Светлого Воскресения Христова, о котором апостол говорит:
1Кор. 15:14. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15. Притом мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают:
16.Ибо если мертвые не воскресают; то и Христос не воскрес.
17.А если Христос не воскрес; то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18.Поэтому и умершие во Христе погибли.
19.И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20.Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
1Кор. 5:8. Посему станем праздновать (Пасху) не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32).
Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными, например:
Деян. 2:1. При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе.
Обо всех праздниках новозавет ных – Господпих, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения Подобно тому как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего Искупителя и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.
И если когда,то именно в эти праздпичные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя служению Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях.
Лк. 24:53. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Сравн. Деян. 20:7.
И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники:
Кол. 2:16. И так никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу.
III. Для мисионерской полемики с сектантами о праздниках
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Ам. 5:21. Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Ам. 8:10. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши – в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет, как горький день. Примеч. Приведенные места из прор. Исаии и Амоса сектанты стараются изъяснить в смысле запрещения православных праздников. | Здесь идет речь, во-первых, о праздниках иудейских, во-вторых, о той потере духа благочестия, какая обнаружилась в этом случае со стороны иудеев. Устами пророков здесь изобличаются неблагодарные и вероломные евреи, оставившие Господа: Ис.1:4; превратившие суд в отраву и правду повергшие на землю: Ам. 5:7. В разбираемых местах из книги пророка Исаии и Амоса вовсе не отменяется четвертая заповедь о святости седьмого дня недели. Словами пророков запрещается в праздники особенно удаляться от греховных дел, могущих оскорбить духовное величие праздника. Дела же милосердия, как видно из слов Господа: Лк. 13:15 – 16, не только можно, но и должно было делать в праздничные дни (Исх. 20:8–10). Между тем иудеи полагали, что совершенным безделием они исполняют заповедь о седьмом дне. Такое-то ложное воззрение иудеев на праздничные дни и изобличается в разбираемых местах свящ. Писания. Господь чрез пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела (Ис. 1:17), удалите песни и главным образом идолопоклонство, тогда Я их приму (Ис. 1:18), и как бы в подтверждение приведенной мысли в следующей 2 главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3. Затем пророчество Амоса о возвращении скинии Давидовой падшей ясно показывает, что у нового Израиля, верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда говорится: «что в ней разрушено воссоздам». Деян. 15:16 –17; и наконец, об учреждении новозаветных праздников говорит пророчествовал Софония (3:18). | Ис. 1:4. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев,сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Ам. 5:7. О вы, которые суд превращаете в отраву, и правду повергаете на землю! Лк. 13:15. Господь сказал ему (начал, синагоги) в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? 16. Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Ис. 2:3. И пойдут многие народы, и скажут: прийдите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и словоГосподне из Иерусалима. Деян. 15:16. Потом обращусь и воссоздам Скинию Давидову падшую, и то, что в нейразрушено, воссоздам, и исправлю ее. 17. Чтобы взыскалиГоспода прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говоритГосподь, творящий все сие. (Ам. 9:11. 15). Соф. 3:18. Сетующих о торжественных праздниках Я соберу; твои они, на них тяготеет поношение. |
II | ||
Гал. 4:10. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 11. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. Примеч . Этими словами сектанты также осуждают праздники православной Церкви. | Здесь идет речь совершенно о другого рода празднествах и никак не о православных праздниках. На основании сопоставления приведенных сектантами 10 и 11 стихов 4 гл. с 8 и9 ст. той же главы ясно видно, что апостол в частности обличает Галатов за то, что они, будучи просвещены верой Христовой, снова «служили богам, которые в действительности не боги» (8ст.), служили немощным и бедным вещественным началам (ст. 9) и в честь их наблюдали дни, месяцы, времена и годы. (ст. 10). | Гал. 4:8. Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги; 9. Ныне же, познав Бога, иди лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им? |
III | ||
Евр. 4:9. Посему для народа Божия еще остается субботство. Примеч . Этими словами некоторые сектанты оправдывают свое жидовское празднование субботы. | В этом месте говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном, об удовлетворении религиозных потребностей (см. ст. 1 –11). В опровержение сектантского лжеучения достаточно указать на посланиеап. Павла к Кол. 2:16–17, др. места свящ. Писания: Деян. 20:7. Откр. 1:10. | Кол. 2:16. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие,или субботу. 17. Это есть тень будущего, а тело во Христе. Сравн. Деян. 20:7,Откр. 1:10 (см. выше). |