О Таинстве Брака
I. Православное учение о таинстве брака
Брачный союз в Новом Завете возведен на степень великой тайны Божией; именно он есть образ союза Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины (Ин. 1:14), т. е. есть союз благодатный, истинный; потому и брачный союз должно почитать исполненный благодати, т. е. союз, на который ниспосылается от Бога благодать св. Духа и который, поэтому, есть истинный союз. На этом основании и заключается брачный союз не по одному родительскому только благословению, но с благословения Церкви, чрез поставленных в Церкви пастырей, совершением над брачующимися особого священнодействия, т. е. таинства брака, для преподания им благодати св. Духа.
Брак христианский свят и духовен, как свят союз Христа с Церковью. Поэтому апостол и говорит: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4) и заповедует христианским супругам: воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти нехотения, как язычники, не знающие Бога (1Фес. 4:3–5).
Брак должен быть нерасторжимым: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6), разумеется, самовольно: муж не должен самовольно оставлять жену, а жена – мужа (см. Рим. 7:1–3). Единственная достаточная причина для развода – прелюбодеяние; но и в этом случае муж и жена разводятся не иначе, как властью самой Церкви чрез ее законных пастырей, т. е. той властью, которая сочетала их: кто привязал жену мужу или мужа жене, тот только может и развязать их, ибо только апостолам и их преемникам Спаситель дал власть связывать и разрешать людей (Мф. 18:18).
Всякий иной развод, помимо Церкви, осуждается словами: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Апостол пишет: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем; если же разведется, то должна остаться безбрачною или примириться с мужем своим и мужу не оставлять жены своей» (1Кор. 7:10 – 11).
Какова цель Божественного установления брака?
Во-первых, умножение и сохранение человеческого рода, как это видно из слов Самого Бога, благословившего первых людей: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт. 1:27–28; 9:1).
Во-вторых, взаимное воспомоществавание супругов в этой жизни: «и сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2:18). В-третьих, обуздание греховных похотей человека и беспорядочных влечений его чувственности. На эту цель брака указывает апостол, когда говорит: «Хорошо человеку не касаться женщины, но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7:1–2).
Отсюда ясно, как глубоко заблуждаются те сектанты (хлысты, скопцы), которые называют брак скверною и гнушаются брачного сожития, как блуда, и какое величайшее преступление совершают они, прибегая к различного рода противоестественным средствам для уничтожения в себе способности деторождения и для вытравления плода. Поэтому-то таковых людей апостол и называет отступниками от веры, обольстителями, лжесловесниками, сожженными в совести своей, а учение их о браке – учением бесовским (1Тим. 4:13).
Что выше – девство или супружество?
«Относительно девства я не имею повеления Господня, – говорит ап. Павел,– а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так: соединен ли ты с женою? не ищи развода; остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль... я хочу, чтобы вы были без забот; не женатый заботится о Господнем, как угодить Господу; женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою телом и духом, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, что бы наложить на вас узы; но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, то пусть делает, что хочет: не согрешит; пусть такие выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стеснен нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, – тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1Кор. 7:25–38).
II. Основания из слова Божия для православного учения о таинстве брака
Естественный союз мужа и жены или брак непременно должен быть только «в Господе», т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Такой брак нерасторжим, за исключением случаев прелюбодеяния:
1Кор. 7:39. Жена связана законом, до коле жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
Mф. 19:6. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Рим. 7:2. Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если (умрет муж, она освобождается от закона замужства.
Mф. 5:32. А Я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Благословенный брак есть «тайна великая»:
Еф. 5:31. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. (Быт. 2:24).
32. Тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
И потому он уподобляется к союзу Христа с Церковью:
Еф. 5:23. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела.
24.Но как Церковь повинуется Христу, так жены своим мужьям во всем.
Сам Иисус Христос благословил и освятил брачный союз Своим присутствием на браке в Кане Галилейском (Ин. 2:1–11).
Цель Божественного установления брака такова: умножение и сохранение рода человеческого, взаимное вспомоществование супругов в этой жизни и обуздание греховных похотей человека:
Быт. 9:1. И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, (и обладайте ею). Срав. Быт. 1:27–28.
Быт. 2:18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
1Кор. 7:1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
По вопросу о том, сколько раз можно вступать в брак, свящ. Писание говорит следующее:
1Кор. 7:39. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе.
40. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Рим. 7:1. Разве вы не знаете, братия, (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив.
Ст. 2 см. выше.
3. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею.
1Кор. 7:7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8.Безбрачным же и вдовам говорю; хорошо им оставаться, как я.
9.Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить вбрак, нежели разжигаться.
1Тим. 5:14. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом, и не подавали противнику никакого повода к злоречию.
III. Для миссионерской полемики с сектантами о таинстве брака
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
О браке сектанты, (штундисты и им подобные) учат, что он учрежден Богом для взаимного вспомоществования между мужем и женою, для размножения рода человеческого и для избежания блуда. Брак, говорят далее сектанты, будучи божественным и гражданским учреждением, от обоих брачующихся должен получить утверждение. Первое будет посредством Слова Божия и молитвы в церкви (общине) Господней, а последнее производится по законам страны21. По такому толкованию сектантов выходит, что брак не есть таинство | Священное Писание опровергает такое учение сектантов о браке и учит о нем, как о таинстве, в котором подается благодать, содействующая брачной чете к достижению всех целей брака: Быт. 1:28. Mф. 19:5–6. По учению православной Церкви, в таинстве брака лицам брачующимся, по изъявлении ими пред Церковью обещания взаимной супружеской верности, преподается, чрез благословение священника, от Самого Иисуса Христа благодать Св. Духа, возвышаюшая брачныйсоюз их во образ духовного соединения Христа с Церковью и содействующая им к благословенному чадорождению, к исполнению взаимных супружеских обязанностей и христианскомувоспитанию детей. Несомненно, что таинство брака былоустановлено Самим Иисусом Христом, ибо оно существовало уже во временаАпостолов, а затем и в последующие времена древней Церкви при преемниках апостольских, о чем находятся ясные свидетельства как св. Писания, так и св. Предания. В писаниях апостольских есть не только указания на брак, как таинство (Еф. 5:31–32), но и подробные предписания относительпо обязанностей мужа и жены: Еф. 5:22–25. Что брак был священнодействием еще в апостольские времена, на это указывают и слова Апост. Павла: 1Кор. 7:39. Здесь выражение «только в Господе» естественно приводит к мысли, что брак христианский еще при Апостолах, в отличие от других брачных союзов, заключался «только в Господе» или во Имя Господне, т. е. был делом веры и Церкви и, следовательно, освящался и запечатлевался чрез какое – либо видимое священнодействие, без чего брак будет подобен тому незаконному замужеству в котором Господь обличил Самарянку: Ин. 4:17–18. | Быт. 1:28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Мф. 19:5. И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию (Быт. 2:24). 6. Так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Ср. Мк. 10:15. Еф. 5:22. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; 23.Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. 24.Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 1Кор. 7:39. Жена связана законом, доколе жив муж ее;если же муж ее умрет,свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Ин. 4:17. Женщина сказала в ответ: уменя нет мужа, Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебянет мужа: 18. Ибо у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала |
) Ушинскій, изд. 1886г.стр. 151.
* * *
Ушинский, изд. 1886 г. стр. 151