О Таинстве Покаяния
I. Православное учение о таинстве Покаяния
Покаяние есть таинство, в котором верующий, искренно раскаявшись, исповедуя грехи свои пред духовным отцом – священником, молитвами и видимым разрешением последнего – невидимо получает разрешение, прощениево грехах от Самого Господа Иисуса Христа и, таким образом, снова становится чистым, безгрешным, каким вышел из купели крещения. Такое определение покаяния, как таинства, установлено Господом Иисусом Христом, Который проповедью о покаянии начал свое служение роду человеческому (Мф.9:2; Лк. 7:47), обещал и апостолам, а в лице их и преемникам их –епископам и пресвитерам, – дать сию власть: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Mф. 18:18; срав. Ин. 20:21–23). Изъясняя эти слова, св. Иоанн Златоуст говорит: «как царь, посылая правителей, дает им власть и заключать в темницу, и освобождать из темницы, так и Христос облекает учеников такою же властью..., именно – вязать и отпускать грехи» (Толк. на Иоанна 523 стр.).
Так Господь положил в Церкви Своей основание власти – отпускать грехи, которая, как при самих апостолах, так и после них, всегда оставалась в Церкви, и всегда должна остаться в ней, пока будут грешники, т. е. до второго пришествия Христова, до дня судного. Таковыми люди, оказывается, всегда были и будут (1Ин. 1:8), – если бы доступа к св. причастию лишены были грешные люди, т. е. не было бы таинства покаяния, то некому было бы совершить и «преломление», и заповедь Господа об этом (Лк. 22:19) была бы напрасной. Напротив, Господь явился на землю спасти не праведников, но грешников, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5:31–32).
Сектанты утверждают, будто православная Церковь своею исповедью не только не удерживает злых людей от грехов, но даже потворствует им, так как, по сектантскому пониманию, каждый член православной Церкви может грешить, сколько ему угодно, и затем, после самых тяжких грехов, в ней может получить прощение. Неправильность такого сектантского мнения достаточно обнаруживается уже из того, что пастыри располагают правом не только прощать грехи, но и оставлять на них, связывать (Ин. 20:23, Мф. 18:18), что в потребных случаях пастыри и делают. Кроме того, высказываясь так, сектанты оскорбляют не только Церковь, но Самого Господа Иисуса Христа, так как Иисус Христос не только нам заповедал извинять и прощать все вины других (Mф. 6:14–15, 18:22),но Сам ради прощения пострадал и прощает людям все грехи. 1Ин. 1:7–9. Еф. 1:7. Кол. 3:13. Согласно Писанию, православная Церковь научает,чтобы люди не согрешали, согрешающим же она указывает на даровавшеготаинство Ходатая Иисуса Христа (1Ин.2:1).
II. Основания из слова Божия для православного учения о таинстве Покаяния
Установление таинства покаяния или исповеди высказал Сам Господь, и притом несколько раз. – Ап. Петру:
Мф. 16:19. И дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Всем апостолам до Своего страдания:
Мф. 18:18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Всем апостолам после Своего воскресения:
Ин. 20:20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа.
21.Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22.Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
23.Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Право совершать это таинство Господь дал апостолам, а в лице их и всем пастырям Церкви: Ин. 20:20–23.
Деян. 20:17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви.
28. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею.
Если по установлению Господню необходимым оказывается внешнее отпущение грехов, то несомненно необходимо и внешнее словесное исповедание их кающимся человеком; ибо если бы не было словесной исповеди, то на каком основании и каким образом мог бы пастырь – отпускать или держать, вязать или решить?
К апостолам верующие христиане «приходили», исповедывая и открывая свои дела:
Деян. 18:18. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
И апостолы прощали от лица Христова:
2Кор. 2:10. А кого вы в чем прощаете, того и я: ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова.
Мы также должны приходить к нашим пастырям и исповедывать наши грехи:
1Ин 1:9. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды.
III. Для миссионерской полемики с сектантами о таинстве Покаяния
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Лк. 5:21. Книжники и фарисеи начали рассуждать. говоря: кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Примеч . Вычитав этот текст, сектанты добавляют, что и священники не могут прощать грехов в своей исповеди. | Пастыри отпускают грехи не собственною властью, а властью, данной им от Господа Иисуса Христа: Ин. 20:23,– который имеет право отпускать: Лк. 5:24; Мф. 28:18, а потому сектанты, ссылающиеся на ст 21 гл. 5 ев. Луки, вполне ставят себя в положение тех книжников и фарисеев, которые враждовали против Иисуса Христа за то, что Он несчастным, покаявшимся грешникам давал отпущение грехов: Лк. 5:20,потому что и чрез священников отпускает грехи Сам Господь, ибо при отпущении грехов священники всегда говорят: «властью, данной мне от Господа, прощаю и разрешаю» (сравн. Мф.18:18). | Ин. 20:23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Лк. 5:24. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Мф. 28:18. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Лк. 5:20. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. |
II | ||
Иак. 5:16. Признавайтесь друг пред другом в проступках, и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Примеч . Этими словами сектанты доказывают, что каяться надо только взаимным признанием во грехах, не обращаясь к пастырям. | Требование апостола Иакова «признаваться друг перед другом в проступках» – относится не к таинству покаяния. Что в этих словах говорится о простой откровенности для взаимного извинения проступков и для взаимного назидания: Мф. 6:14. Кол. 3:13, сие видно из того, что о прощении грехов именем Господним при молитве пресвитеров высказано апостолом выше совершенно особо: Иак. 5:16 срав. ст. 14. Настоящее наставление апостола исполняется у нас тем, что люди, говеющие и приходящие к таинству покаяния, предварительно испрашивают себе друг у друга прощения («прощаются»). Исповедь принимается тайная ради того, чтобы чужими грехами при гласной исповеди не давать повода для пересудов злым членам общины, которые «судят по наружности» и «злословят» (Ин. 7:24.Иак. 4:11–12. Рим. 2:1–3; 14:12–13), и чтобы кающихся христиан избавить этим от неуместных и напрасных укоров: Иов. 19:1–4. | Мф. 6:14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. Кол. 3:13. Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы. Иак. 5:14. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Иов. 19:1. И отвечал Иов, и сказал: 2.Доколе будете мучить душу мою, и терзать меня речами? 3.Вот, уже раз десять вы срамили меня, и не стыдитесь теснить меня. 4.Если я и действительно погрешил, тο погрешность моя при мне остается. |
III | ||
Пс. 110:1. Славлю (Тебя), Господи, всем сердцем (моим) в совете праведных и всобрании. 2Цар. 12:13. И скавал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь. Примеч . По мнению сектантов, ошибочно основанному на приведенных текстах, выходит, что каяться надо только пред Богом, без посредства священника. | Подобная ссылка сектантов на Ветхий Завет уже потому одному не имеет особенно важного значения в вопросе о исповеди, что власть вязать и решить грехи дарована Иисусом Христом лишь пастырям новозаветным: Мф. 16:19.18:18. Кроме того в Пс. 110:1 пророк Давид говорит не о покаянии, а о славословии Божием. В 12 гл. 2 Цар. рассказывается история покаяния Давида и разрешение его от греха Богом чрез пророка Нафана. Здесь оправдывается, а не осуждается таинство исповеди пред Богом чрез пастыря. | Мф. 16:19. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Мф. 18:18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. |
IV | ||
1Ин. 2:1. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали: а если бы кто согрешил;то мы имеем ходатая пред Отцем, ИисусаХриста, праведника. Примеч . Ссылаясь на эти слова, сектанты отрицают необходимость пастырского посредничества в таинстве покаяния. | Действительно Иисус Христос ходатайствует перед Отцом за согрешивших и дарует им прощение. Но Он прощает только таких кающихся грешников, которые смиренно послушны Его распоряжениям и исполняют Его волю, по которой и установлено таинство покаяния: Ин. 20:22–23. Последователи Христа и выполняют волю Его: Деян. 19:18. | Ин. 20:22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23. Кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся. Деян. 19:18. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. |
V | ||
Евр. 10:26. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи. Примеч . А потому, говорят сектанты, бесполезна и исповедь грешников пред священниками. | Эти слова нужно читать в связи с дальнейшими стихами 28–29, откуда видно, что здесь должно разуметь не тех, которые состоят в Церкви и произвольно грешат, а тех, кои отвергли веру, отпали от Церкви и остаются не раскаянными. Православные христиане чрез посредство исповеди очищают себя для принятия Тела и Крови Христовой, а сектанты попирают Сына Божия. не почитая за святыню кровь Нового Завета. | Евр. 10:28. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,– 29. то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? |
VI | ||
1Ин.3:3. И всякий, имеющий сию надежду на Него,очищает себя,так как Он чист. 9. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха; потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Примеч . Считая себя рожденными от Бога и не согрешающими, сектанты отвергают таинство покаяния. | Этими местами нисколько не уничижается таинство покаяния, ибо здесь выражается та истина, что чадам Божиим прилично исполнять волю Отца своего, выраженную в законе (а воля Его: Ин. 20:21–23, см. п. IV). Тот, кто грешит, нарушает закон, след. поступает против воли Отца, или еще более, тот делается уже не сыном Божиим, а сыном диавола, к покаянию уже не прибегает, и сбываются над ним слова ап. Павла: Евр. 6:4–6. | Евр. 6:4. Ибо невозможно, однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5.И вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6.И отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему. |