Источник

LVIII. Об отлучении от Церкви (Анафематствование)

Сущность и дух церковной анафемы

Грозное слово анафема, которым карает Церковь отступников от правой веры, значит отлучение от Церкви, изгнание из общества верующих, отсечение от духовно-таинственного тела Христова, лишение всех духовных прав, коими пользуются верные чада Церкви. Быть отлучёнными от Церкви – значит лишиться всего, что даровал нам Отец Небесный через воплощение Единородного Сына Своего, и чего сподобляемся мы через веру в Него, – лишиться благодати крещения и усыновления Богу Отцу, печати Дара Духа Святого, коим знаменались мы в таинстве миропомазания. Лишиться пренебесной трапезы Плоти и Крови Сына Божия, без которой нет и не может быть для нас жизни вечной; лишиться благословения Отца Небесного, даже самого права молиться Ему о чём-либо; лишиться самой надежды на вечную жизнь, наперёд быть уверенным в своей погибели (полн. собр. Димитрия Херсон. Архиеп., т.4:260 и др. стр.). Такая грозная кара отступникам правой веры основывается на словах Господа Нашего Иисуса Христа: «аще и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник или мытарь» (Мф.18:15–17). Из учения Иисуса Христа о том, как поступать с теми, от кого происходят соблазны, истекает установление анафемы в Православной Церкви.

Вот как следует поступать с соблазнителями, по заповеди Самого Христа: если согрешит против тебя брат твой, станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающим словом, погибельным примером, – ты поступи так: обойдись с ним осторожно, благоразумно и терпеливо, обличи его наедине, между тобою и им одним; если он тебя послушает, то ты приобрёл брата твоего, сберёг твоего единоверца для себя, для Церкви, для Бога; если же тебя одного не послушает, то, чтобы не потерять его, возьми с собою ещё одного или двух свидетелей-единоверцев и обличи его перед ними, чтобы они подкрепили слово твоё. Если же не послушает и их и будет упорствовать в своём неверии или еретическом мнении, – поведай Церкви, – её предстоятелям; если же брат твой, твой единоверный, не послушает и Церкви, то пусть он будет для тебя чужой, перестанет считаться твоим братом, твоим единоверующим членом одной для вас истинной Церкви Божией.

Вот заповедь Самого Христа об анафеме. Вот её значение и назначение. Вот её происхождение от Самого Иисуса Христа, Который, однако же, говорит о Себе: «Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем».

Апостолы, следуя наставлению Господа, отлучали недостойных людей от общества верных (см.: 1Кор.5:13; 1Тим.1:20), употребляя отлучение как последнюю меру к исправлению виновных, когда все средства к вразумлению их оказывались безуспешными и когда предвиделась польза от отлучения и для отлучаемого, и для Церкви (1Кор.6:5). Святая Церковь, установив ежегодно совершать чин Православия, на котором возглашается анафема еретикам, имеет в виду показать им ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Будучи терпимы в недрах Церкви, они могли бы успокаивать свою совесть тем, что заблуждения их не заключают ещё в себе неизбежной гибели для их души, что образ их мыслей ещё может быть совмещён с духом Евангелия, что они, по крайней мере, не так далеко отклонились от общего пути, чтобы их почитать уже совершенно заблудшими. И вот, Святая Церковь, изводя на позор заблудших, сим самым отнимает у заблуждений прелесть особенной мудрости, коей они обольщают; поражая их именем Божиим, она отнимает надежду на безопасность; противопоставляя исповедание истинной веры суемудрию частных людей, обнажает ничтожество последнего. Таким образом, произносимая Святой Церковью анафема есть последний предостерегающий глас её к заблуждающимся. Вместе с этим Святая Церковь возглашением анафемы еретикам имеет в виду предостеречь верных чад своих от падения. Тысячелетний опыт свидетельствует, что никакая язва не распространяется так быстро, как вольномыслие, своеволие и развращение, что никакие гонения не отторгли столько душ от веры Христовой и не погубили навеки, как ереси и расколы. Потому-то даже самая любовь матерняя побуждает Церковь против такой опасности возвысить голос суда и прещения, чтобы предупредить всех от угрожающей погибели. С какой действительно высочайшей любовью совершается ныне самый суд церковный, можно видеть из того, что прежде чем приступить к изречению суда своего, Святая Церковь неоднократно и усердно молится о том, чтобы Господь, по бесконечному милосердию Своему, явил любовь Свою и к заблудшим от истинной веры; чтобы бесконечная любовь Божия не попустила дьяволу до конца ослепить и погубить навеки и ожесточенных врагов её; чтобы благодать Всесвятого Духа преизбыточествовала там, где преизбыточествует ожесточение и упорство, – просветила разум их в познание истины, согрела сердце их теплотой любви своей, сокрушила окаменение сердец их страхом суда Божия, обратила их от заблуждения и ввела в спасительную ограду Церкви Божией. Уже после сего дела милосердия Святая Церковь с горькой скорбью произносит не проклятие, как превратно понимают некоторые, а отлучение от общества верующих – тем несчастным, которые своим лжеверием и ожесточением, своими словами сами себя отлучили от святого общества. Т. о. не излишнюю строгость являет ныне Святая Церковь, а необходимый суд правды, растворённый любовью и милосердием к самим врагам её, причинившим ей многочисленные скорби; не погибели их ищет она, но обращения и спасения; не проклятию вечному предаёт их, но в самом отлучении предлагает им прощение и помилование, если вразумятся и покаются.

Не подумайте, однако же, что приговор анафемы незначителен. Нет. Есть таинственная связь между благорасположением людей и милостью Божьей к человеку. Непрощённый, неразрешённый на земле, он предстаёт в горний мир непрощённым, неразрешённым, связанным в своём грехе. «Аминь-бо глаголю вам», – подтверждает сие соображение Сам Господь, – «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Утверждаем далее, что Господь Иисус Христос завещал анафему только для грехов ума, для грехов против истины, для грехов против Святого Духа, но не против грехов собственной воли, – не против грехопадений, покрываемых покаянием, но только против грехов упорства и ожесточения. Это видно из того, что тут же сряду выступил апостол Пётр и предлагает Господу вопрос: «Господи! если я обличу согрешающего брата и он покается, сколько же раз я должен прощать моему брату, согрешающему против меня? Довольно ли до семи раз?» Иисус же говорит ему: «не говорю тебе до семи раз, но до седмижды семидесяти раз», т.е. прощай без конца, потому что и Отец Небесный, Которого мы оскорбляем беспредельно, прощает нам по беспредельному Своему милосердию. (Из проповеди Никанора, архиеп. Херсонск.).

Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к вопросу об отлучении от Церкви (анафематствовании)

Мф.18:16–18. «Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Объясн. Из этих слов видно, что Сам Господь установил отлучение от Церкви преслушников её. Апостолы так и поступали: 1Кор.5:5; 1Тим.1:20; в особенности они повелевали отвращаться и анафематствовать (отлучать) еретиков: Тит.3:10–11; Иуд.1:18–19; Гал.1:8; когда же отлучённый раскаивался, то получал прощение: 2Кор.2:7–8. Церковь составляют не одни верующие, но и пастыри: Мф.18:17, и власть вязать и разрешать, а стало быть, и отлучать дана не мирянам, а пастырям: Мф.16:19; Ин.20:23.

Иак.3:9–10. «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть».

Объясн. Под проклятием разумеется зложелательство, ругательство, вызванное необдуманностью, страстью, гневом, а не «анафема» – от «анатифими», т.е. откладываю, отделяю: Гал.1:8; Мф.18:17; 1Кор.5:5, 13; 1Тим.1:20. Но в последний день Самим Господом будет произнесено и проклятие над теми, кто его будет достоин: Мф.25:41.

Гал.1:9. «Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю; кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Объясн. В этих словах усматривается, что апостол, ещё раньше послания к Галатам, непосредственным распоряжением установил суд над смущающими христиан лжеучителями и повелел таковых предавать во власть сатаны: 1Кор.5:5; 1Тим.1:20.

Кому возглашается анафема

«Отрицающим бытие Божие и промысел Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова. Хулителям приснодевства Божией Матери, не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же мучения грешникам; не принимающим спасительных Таинств Церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства (См. «Последов. в неделю Православия»).

По свидетельству Священного Писания, отлучение установил Сам Господь Иисус Христос:

Мф.18:17. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви:

1Кор.5:5:13. Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа...

Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращённого из среды вас.

1Тим.1:20. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать.

В особенности неправомыслящих (еретиков) повелено отвращаться и анафематствоватъ (отлучать).

Тит.3:10–11. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён.

Когда же отлучённые раскаивались в своём заблуждении, то получали прощение.

2Кор.2:7–8. Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощён чрезмерной печалью; и потому прошу вас оказать ему любовь.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle