LIX. О любви к Богу и ближним
Сущность Евангельского учения о любви человека к Богу, ближним и самому себе
I. Христианская любовь есть исполнение закона (Рим.13:10). Разъясним посему сущность евангельского учения о любви к Богу, ближним и самому себе.
II. а) Требуя от нас любви ко всем людям, Христианство узаконивает предпочтительную любовь к Богу. Первая и наибольшая заповедь, указанная Спасителем, есть: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим (Мф.22:37–38). Иисус Христос не только учил нас любить Бога больше всего в мире, не исключая и самых дорогих нам людей, но и Сам, живя на земле, дал нам образец такой беспредельной любви к Богу.
Современники земной жизни Спасителя ясно видели, что Он никого не любил так, как Отца Своего Небесного. Начиная с детского возраста и кончая предсмертными минутами на кресте, Иисус Христос всегда горел всецело любовью к Нему (Мф.2:49; Лк.23:46).
б) Евангелие настоятельно требует от человека возможной любовной заботливости, о благе его ближних в особенности, и даже готовности на всяческое разумное самопожертвование в пользу их. Мерой любви нашей к ближним должна служить любовь Того, Кто, будучи Сыном Божиим, обрёк Себя ради нашего блага на всяческие лишения и скорби. Как Я возлюбил вас, – говорит каждому из нас Спаситель, – так и вы да любите друг друга (Ин.13:34). Спаситель допускает разные степени любви к Людям. Прежде всего, нельзя не указать на то, что Он называет заповедью Божией заповедь об особом почитании родителей и об особой заботливости о них и осуждает фарисеев за непочтительное и беззаботное отношение к их отцам и матерям (Мк.7:9–13). Что касается самих родителей, то, по учению Иисуса Христа, их любовь и заботливость должны быть направлены на их собственных детей (Мф.15:26; Лк.11:11–13). С особенной любовью и попечительностью относился Иисус Христос к тем, кто принял Его учение и сделался членом основанного Им духовного царства (Ин.17:9). Не с безразборчивой любовью относился Иисус Христос к разным народам, какие жили в Его время. Особенно близкими Его сердцу были иудеи, как Его соотечественники (Мф.10:6 и др.). Говоря, что мать, братья и сёстры Его суть те, кто исполняют волю Отца Небесного (Мф.12:46–50), Иисус Христос учит лишь тому, что для христианина особая сердечная близость его к некоторым людям должна условливаться не одними только кровными связями, но и духовными отношениями.
в) Возлюби ближнего твоего, как самого себя, – такова евангельская заповедь (Мф.22:39; Лк.10:27). Уже из того, что евангельское учение предписывает нам любить ближних, как самих себя, очевидна законность нашей любви к самим себе и нашей заботливости о себе самих. Действительно, в евангелии мы не находим ничего такого, что требовало бы от нас пренебрежительно относиться к своей личности и нисколько не радеть о её благе. Человеческая личность, как созданная по образу Божию и предназначенная к теснейшему свободному общению с Самим Богом, имеет столь высокую ценность, что в сравнении с ней ничтожны все вещи мира (Мф.16:26). Евангелие допускает право человека и на материальные блага жизни и признаёт законной разумную заботливость его о приобретении их (Лк.11:3; Мф.9:16–17 и др.). Оно предписывает только, чтобы предметом главных помыслов и забот людей было высшее для них благо (Лк.12:31; Мф.6:33).
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о любви к Богу и ближнему
Лк.10:27. «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Втор.6:5; Лев.19:18).
Объясн. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4; Иак.1:27:2:14–17. Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5.
Рим.8:38–39. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Объясн. Эту уверенность в любви к Богу апостол не только словами, но и делом засвидетельствовал: 2Кор.11:21–29; засвидетельствовали такую уверенность и все прочие святые угодники Божии: Евр.11:33–40. Если об этих Боголюбцах говорится, что «весь мир не был достоин» их, то можем ли мы похвалиться такой любовью к Богу, какая была у святых угодников? напротив, не относятся ли к некоторым из нас слова Писания: 1Тим.1:7:4:1; Деян.20:30.
1Кор.2:9. «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис.64:4).
Объясн. Господь говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, любит Меня: Ин.14:21, а в числе заповедей Господних есть повеление и о том, чтобы слушать тех, кого Он послал на дело проповеди: Лк.10:16; Мф.10:40. Отвергающих пастырство, по словам Библии, постигла страшная кара от Бога: Чис.16:1–3:32; 2Тим.3:8–9.
Кол.3:14. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».
Объясн. Оканчивая Свою заповедь о любви к ближним, возвышающейся до любви к врагам, Иисус Христос прибавил: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»: Мф.5:48, показывая тем, что любовь есть ближайший путь достигнуть богоподобного совершенства. Апостолы с достаточной ясностью показали силу и важность любви – христианской добродетели, в которой сокращается весь закон: 1Ин.3:23:4:21; Рим.8:10; из этой же любви вытекают все добрые дела: Иак.2:22; 1Кор.13:4.
Об исповедании имени Божьего
Мф.10:32. «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным».
Объясн. Не всякий исповедующий или призывающий Сына Божия будет исповедан перед Богом: Мф.7:21, а только подвизающийся в истинной вере: Рим.10:9–10:15; 1Тим.6:12.
О служении Богу
Лк.1:74–75. «Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей».
Объясн. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22–24, а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28. Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26:17:24–26; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4–6.
Лк.7:42:47. «Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».
Объясн. Отсюда видно, что любовь ко Христу должна выражаться в подвигах служения Ему, в жертвах: кредитор прощает долг, а женщина миром помазала Христу ноги; стало быть, напрасно говорят, что Бог не требует Себе служения от рук человеческих: Лк.6:35; 1Кор.6:20; 1Ин.3:18; Лк.22:41.
Лк.19:41–42. «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
Объясн. На основании этих слов нельзя отвергать необходимости других разнообразных подвигов и жертв в служении Богу, как, напр.: Лк.6:35:8:3; Мк.12:41; на страшном суде не ради одного слышания слова Божия будет дано всепрощение: Мф.25:35, стало быть, вся христианская жизнь должна истекать из стремления ко всему Христову учению: Мф.28:20; Иак.2:10.
Евр.13:20–21. «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь».
Объясн. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь пастырь добрый»: Ин.10:11. Этот Пастыреначальник во время земной жизни Своей избрал Себе помощников апостолов: Мф.10:1–5; Лк.10:1, а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и др.: Еф.4:11; 1Кор.12:28–29. Бог и в Ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21, и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16; Пс.102:2–6.
О благодарности к Богу
Лк.17:18–19. «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».
Объясн. Иноплеменник, кроме веры, показал ещё высокую добродетель – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение, как, например, похвалил женщину, излившую миро на главу Его: Мф.26:12–13, или бедную вдовицу, пожертвовавшую последние лепты: Мк.12:43.
1Кор.15:10. «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною».
Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6, но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1; Еф.3:2–3; Евр.10:29. Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20, тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23; Евр.3:7–8. Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4.
2Кор.4:15. «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию».
Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18; 1Пет.4:11.
Флп.4:13. «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе».
Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10. Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11. В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Евр.4:16. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3. Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4, и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54; Мф.18:18; Иак.5:14.
О верности Богу
2Тим.2:13. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может».
Объясн. Спаситель предсказывал и угрожал, что те, которые отрекутся от Него, не будут признаны за христиан в день суда: Мф.10:33:7:23. За это отречение Господь, как верный исполнитель Своего слова, накажет тех, которые будут неверны данному в крещении обету: Евр.6:4–6.
Искание Бога
Деян.17:27. «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас».
Объясн. В Писании говорится, что Бог от нас далече отстоит, конечно, по грехам нашим: Пс.9:25–26, но бывает близок к человеку: Пс.33:19:144:18; в этом смысле и нужно понимать искание Бога, т.е. в смысле исправления своей греховной жизни: Иак.4:8–9, а не в том смысле, чтобы вечно скитаться по разным вероисповеданиям, ибо для всех и на все времена сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение»: Еф.4:5.
Флп.3:8. «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа».
Объясн. Все преимущества, даваемые человеку рождением или приобретаемые собственными его усилиями, апостол считает ничтожными и поставляет их ниже познания Христа. Ибо истинное познание Христа даёт жизнь вечную: Ин.17:3, и в этом познании сокрыты все сокровища премудрости и ведения: Кол.2:3.
Евр.2:12–13. «Возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Пс.21:23). И ещё: «Я буду уповать на Него». И ещё: «вот, Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис.8:17–18).
Объясн. Сын Божий сказал это через прор. Давида и Исаию в доказательство своей близости к нам, родства с нами: Ин.17:12. Иисус Христос, по своей человеческой природе, есть брат верующим в Него и исполняющим волю Отца Его: Мф.12:48–49; Лк.10:16.
О любви Божией к людям
1Ин.4:9–10. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18, и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23; Откр.3:19–20.
О соблюдении заповедей
1Ин.3:23. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам».
Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18; Деян.2:38; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18; Ин.15:12. Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4, тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17.
Рим.13:8–19. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона».
Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40; 2Ин.1:5–6. Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20.
Еф.2:15. «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир».
Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17; Иак.2:10; Ин.3:22–24.
Кол.2:6. «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».
Объясн. «Вы приняли Христа» – в таком же смысле, как Сам Господь говорил: кто принимает вас, принимает Меня: Мф.10:40. Господа приняли Колоссяне и тем, что уверовали в Него, приняли святое Крещение: 1Кор.6:11; Ин.3:5. Ходить во Христе Иисусе – значит ходить в вере в Него, в заповедях Его: Ин.15:10, освящаться благодатью через таинства Его: Ин.6:53–54, ходить во всём чине христианском.
Евр.7:18. «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности».
Объясн. Этими словами поясняется, в чём состоит побудительная причина к перемене закона, или заповеди: заповедь является немощной и бесполезной и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3. Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12, а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с той заповедью, которая её заменяет, например замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7, сравн.: Мф.26:28; Евр.10:9.
Евр.10:35. «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние».
Объясн. Словами «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:11–12:10:28–33.
Откр.22:14. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Объясн. Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И апостольскими вратами, т.е. их учением (Лк.10:16), войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наёмники (Ин.10:1), но вводимые привратником жизни (Толков. на Апокал.).
О любви к отечеству и вере Православной
Лк.19:41–42. «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих».
Объясн. Вот яркий пример любви к своему отечеству. Христос, зная будущность Иерусалима, пролил о нём слезы. Так ли поступают те, кто и родину, и веру Православную променяли на веру немецкую – лютеранскую и протестантскую, которые основаны не на мудрости Иисуса Христа: Мк.16–18, а на мудрости земной: Иак.3:13–15?
1Тим.5:8. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного».
Объясн. Под своими разумеются люди, соединённые родством телесным или духовным: Гал.6:10. Под присными разумеются, в частности, люди, составляющие один дом, одну семью: 1Кор.16:19. Отвергся от веры тот, кто говорит, что не нужно любить своего отечества, своего народа и своей семьи, а нужно любить всё человечество; такой человек в действительности никого не любит, ни единоплеменников, любить которых запрещает ему собственное суемудрие, ни остальных людей, с которыми у него нет никаких отношений.
О любви ко врагам
Мф.5:44–45. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Объясн. Здесь говорится о любви к личным врагам, но к врагам общественного порядка – нарушителям святыни храма, Сам Христос отнёсся строго: Ин.2:15–17; предостерегали и святые апостолы от врагов истинной веры и благочестия: Иуд.1:18–19; 2Пет.2:1–3:3:16–17.
О молитве за врагов
Ин.17:9–10. «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои;
И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них».
Объясн. Когда Господь говорит: «и Я прославился в них», то разумеет прошедшую и настоящую жизнь апостолов, исполненную любовью ко Христу – самоотречением: Мф.19:27 – и чудесными благотворениями: Мф.10:8; об них-то особенно и молился Господь. Но вообще из молитвы Иисуса Христа не был совершенно исключён даже и неверующий мир: «Отче! прости им»: Лк.23:34. Господь Сам повелел молиться за этот мир: Мф.5:44.
Ин.18:40. «Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник».
Объясн. Требовали распятия Господа и освобождения разбойника не христиане, а не уверовавшие иудеи: Деян.3:13–15, но Господь и о распинателях Своих молился: Лк.23:34; молись и ты, христианин, за врагов своих, это повелел Господь: Мф.5:44; Деян.7:60.
Основные места Священного Писания в учении о любви к Богу и ближним
Мф.22:37–39. Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Втор.6:5): сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).
Ин.13:34–35. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой.
Лк.12:31. Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам (ср. Мф.6:33).
1Ин.4:19–20. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
Рим.13:10. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Лк.19:41–42. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих.
1Тим.5:8. Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры, и хуже неверного.