Источник

XLIV. О почитании святых икон

А) Употребление священных изображений

Как только повелел Господь устроить для странствующих Евреев скинию, т.е. первый походный храм, или, то же самое, святилище земное (Евр.9:1–2), то тогда же для главнейшей части храма, святого святых (Лев.16:1–6:34), повелено было сделать из дерева ситтим и обложить золотом Ковчег откровения (Исх.26:33:25:10–11; Втор.10:1–3). Ковчег откровения, несмотря ни на то, что состоял из дерева и золота, ни на то, что был изделием рук человеческих (Исх.37:1–2), был самой великой святыней, пред которой даже первосвященник не мог являться больше одного раза в год (Лев.16:2:34), и был образом Самого Бога. Поднимают Ковчег в путь, Моисей говорит – «восстань, Господи»; останавливается Ковчег, – говорит: «Возвратись, Господи» (Чис.10:35–36); когда Мелхола укоряет Давида, что он скачет и пляшет пред Ковчегом (2Цар.6:11–16), святой Давид говорит – «пред Господом играть и плясать буду». Кого же напоминал всем евреям и Давиду Ковчег откровения и чьим он был образом, как не самого Бога? Вот первая рукотворенная святыня – Ковчег откровения, образ Бога! Кроме этого, вся скиния была в изображениях херувимов: два на Ковчеге (Исх.25:18), множество на всех стенах скинии, сделанных из покрывал (Исх.26:1), и на завесе, отделявшей святилище от святого святых (Исх.26:31:33). Следует заметить, что херувимы сделаны были из золота (Исх.25:18), из кручённого виссона и червлёной шерсти (Исх.26:1:31), т.е. из материала земного и тленного, – что сделали это Веселиил, Аголиав и все мудрые сердцем люди, т.е. всё это было делом рук человеческих (Ис.36:1:8, 35:37:7), – что, наконец, херувимы – имели изображения лица (Исх.25:20). Вот вторые рукотворенные святыни скинии – это Херувимы. – Когда за ропот против Бога на странствующий народ Еврейский послал Господь ядовитых змей, и умерли множество народа из сынов Израилевых, то Моисей, по повелению Божию, сделал медного змея и выставил его на знамя, и, когда змей ужаливал человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Чис.26:6–9). Хотя этот змей и был сделан из меди, но для спасения от смерти нужно было взирать на него, и Бог Спаситель посылал Своё исцеление (Прем.16:7), ибо, по объяснению Господа Иисуса Христа, как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому (Ин.3:14), т.е. змей был образом грядущего Спасителя Христа. Медный змей, прообраз Спасителя, также был одной из рукотворенных, данных чрез Моисея святынь. Соломон, вместо скинии, соорудил великолепный Храм (3Цар.5:13–18, б:37–38). В первый раз, и без особого на то повеления Божия, на всех стенах храма, на дверях и в святом святых, на разных предметах были вырезаны и изваяны (3Цар.7:36) изображения херувимов из масличного дерева и обложены золотом (3Цар.6:21–35; 2Пар.3:7:10–13). Из них особенно замечательны два, стоявшие посреди святого святых: вышина каждого десять локтей, а в ширину оба занимали двадцать локтей – от стены до стены; лицами своими – к храму, так что всякий, молившийся в храме, своим лицом обращался к Херувимам (2Пар.3:10–13). Не смотря на то, что всё это было вырезано и изваяно из дерева и золота, т.е. было изделием рук человеческих, – дерева и золота; не смотря даже и на то, что важнейшие работы были выполнены иноземным язычником (3Цар.5:1:7, 13–14:36, 40), Господь освятил сей храм, чтобы пребывать имени Его там вовек (3Цар.9:1–3).

Образец для второго храма показан был Богом пророку Иезекиилю. Здесь образы (Иез.43:10–11) были и на стенах внутри, и снаружи (Иез.41:17), и на дверях (ст.25), и во всём храме кругом (ст.19), так что куда молящийся ни поворачивался, везде имел пред собой священные изображения. Там были и лица человеческие (ст.19). В сем храме надлежало явиться Христу (Агг.2:7–9).

Как же Спаситель отнёсся к этому храму? Во-первых, Он сказал о нём: «дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов» (Мк.11:17), т.е. подтвердил необходимость его и на все дальнейшие времена. Напрасно поэтому сектанты, вопреки такому яснейшему слову Господа, силятся уверять, что в Новом Завете Бог отменил храм рукотворный. Во-вторых, Господь, зашедший во храм и осмотрев в нём всё (Мк.11:11), частью Сам устранил (Мк.11:15–16), а частью потребовал устранить (Ин.2:16) то, что в нём было неприлично и нехорошо, но против бывших там всюду священных изображений не сказал ни слова (Мф.21:12–13; Мк.11:11–18; Лк.19:45–46; Ин.2:13–17). – Значит признал их достойными находиться в храме. Наконец, по словам святого Павла в христианских храмах, даже и до второго пришествия Христова, будут предметы, которые у верующих называются «святыня», «Бог»: день тот, по словам апостола Павла, не придёт, «доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что во Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:1–4).

Итак, в то время, когда в отношении кумиров заповедано: «не поклоняйся им и не служи им», пред рукотворенными и священными изображениями в храме Бога Израилева и поклоняются и служат: возжигают светильники, курят фимиам, приносят жертвы, а в случае надобности выходят с ними на общественную молитву и вне святилища. И всё это не было нарушением второй заповеди.

Смысл почитания святых икон таков: когда верующие взирали на медного змея – на знамение спасения, то ожидали себе исцеления не от того, на что взирают, но от Бога Спасителя (Прем.16:6–7); когда лицами своими обращаются к построенному земному храму, то в это время всем сердцем своим и всей душой своей возносятся к Милосердому Богу (2Пар.6:38); когда священник воскурял фимиам пред Ковчегом со святыми херувимами (Исх.40:5), то делал это пред Господом (Исх.30:8); когда Иисус Навин и все старейшины преклоняли пред Ковчегом свои лица, то призывали Господа и Владыку и т.д. Из всех этих и им подобных случаев очевидно, что и поклонение, и фимиам, и светильники, и всё прочее совершаются пред святынями и священными изображениями не ради их самих, не ради того вещества, из которого они сделаны, но относятся к тем, кого эти святыни и изображения нам напоминают. Таким образом, у почитающего образы и мысль, и сердце, и весь дух, и смирение, и покорность, – всё это относится к тому, что на небесах, т.е. он поклоняется и служит не самим иконам, а только перед иконами, как заповедал это Бог (Лев.16:11–16) и как должно это совершаться до второго пришествия Господа Иисуса Христа (2Фес.2:4).

Выводы из всего сказанного:

1. Иконы получили своё начало не от вымысла человеческого, но от Бога (Исх.25:17–22; Иез.43:10–11).

2. Существование их будет продолжаться до второго пришествия Господа Иисуса Христа (2Фес.2:4; Мк.11:17).

3. Рукотворенные храмы Божии всегда были наполнены множеством образов на всех стенах и дверях (Иез.41:17).

4. Образы в храме Истинного Бога не только могут быть, но и должны быть (Иез.43:10–11).

5. Они напоминают нам Бога (Чис.10:35–36) и тех, кто близко к Нему (Пс.98:1).

6. На иконах должно употребляться и лицо человеческое (Иез.41:18–19).

7. Икона и по материалу, и по изделию есть творение рук человеческих (Исх.37:1–9; 3Цар.6:22–28).

8. Через дерево, где пишутся иконы, так же точно, как и через книги, где написаны слова Божии, удостоверяется или открывается людям Божия правда, а потому священные изображения суть дерево благословенное (Прем.14:7).

9. Пред образами поклоняются и служат (Нав.7:6; 1Пар.16:37).

10. Но поклонение и служение относится не к самим образам (Исх.40:5:30:8). («П.Е.В.»).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании почитания святых Икон

О святых иконах вообще

Деян.7:41. «И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих».

Объясн. Израильтяне просили Аарона сделать «богов» (ст.40) и, сделав тельца, принесли жертву идолу. Ничего подобного святая икона собой не представляет, она есть только изображение истинного Бога или угодника Божия, и воздаваемая честь перед образом восходит к первообразу – тому, кто на иконе изображён. В Иерусалимском храме были священные изображения: Исх.25:18, но Господь не назвал их идолами, а только выгнал меновщиков и сказал: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов: Мк.11:17.

1Пет.7:8. «И Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченной и преславной».

Объясн. Здесь говорится об отсутствии необходимости телесными очами видеть непосредственно Самого Господа, так как для этого каждый раз потребно было новое чудо, а чудес без особой нужды Господь не творит: Мк.8:11–12. На святых иконах, без чудес и знамений, мы можем и должны постоянно созерцать Господа: Гал.3:1, чтобы тем успешнее устраивать своё спасение; другими словами, святые иконы своими изображениями нам проповедают то же, что и Священное Писание: Ин.6:40:14:9.

Рим.1:21:23, 25. «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце...

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся...

Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».

Объясн. В этом месте изложено обличение римлян из язычников в идолопоклонстве. Хотя римляне и могли приобрести познание об истинном Боге из рассматривания окружающей природы (ст.20) и некоторые действительно узнали Бога (ст.7–8), но другие не познали, и, покорив под свою власть все народы древнего мира, они в свой храм (Пантеон) собрали богов всех завоёванных ими народов: Прем.12:24: здесь были Ваал вавилонский, Астарта финикийская, Апис (бык) и крокодилы египетские и пр. и пр. Об этих-то богах апостол Павел и говорит Римлянам. К спасительным изображениям истинного бога, т.е. святым иконам, это место никакого отношения не имеет, ибо в лице Иисуса Христа слава Бога нетленного не изменена в тленный образ: Кол.1:15; Евр.1:3; Он имел облик человека, испытывал все потребности и нужды человеческие: Мф.13:55–56; Флп.2:6–8, и отличался от тленного человека только отсутствием греха: 1Пет.2:22.

Гал.3:6–7. «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт.15:6).

Познайте же, что верующие суть сыны Авраама».

Объясн. Апостол здесь говорит не о том, что Авраам спасся без видимых священных изображений, а что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, и что все верующие суть сыны Авраама. Служение Авраама Богу было не только духовное, но и обрядовое: Быт.12:8.

Гал.4:8. «Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги».

Объясн. Здесь говорится не о христианском состоянии Галат, – а когда они служили языческим богам: Деян.7:40–43:19:35; следовательно, к священным изображениям это место не относится, так как они представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц: Лк.3:22.

Флп.2:5–7. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».

Объясн. Эти слова апостола позволяют нам спросить отрицателей священных изображений: достоин ли поклонения во Христе образ раба, вид человека, воспринятые Им для нашего спасения, или достоин поклонения в Нём только образ Божий, Божественное естество? Если достопоклоняем и вид человека – Христа, то, конечно, не иначе может совершаться поклонение этому виду, как только пред священным изображением Христа: Ин.1:14:14:9; Кол.2:9. Если Сам Господь к изображению кесаря отнёсся почтительно: Мф.22:20–21, и если мы чтим изображения (фотографии) своих близких людей, то можно ли не благоговеть перед изображением Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа? Гал.3:1; Лк.10:23.

Откр.9:20.«Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить».

Объясн. Эти слова безрассудно прилагаются к православным, чтущим святые иконы: они чтут не бесов и не идолов, изображённых в виде разных животных и пресмыкающихся: Рим.1:23, но Господа, Которому поклоняются в тех видимых образах, в которых Он, по Своему благоволению, действительно являлся людям: Ис.6:5; Дан.7:9–14; Лк.3:22. Услышания молитв православные надеются не от дерева, на котором начертана икона, но от Всевидящего и вездесущего Божества.

Быт.18:1–2; Срав. 32:29–30. «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр (свой), во время зноя дневного. Он возвёл очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр, и поклонился до земли».

Объясн. Здесь повествуется о богоявлениях совершенно сходных: является «муж», имя его «чудно», говорят о нём как о видении Бога. При этих богоявлениях Авраам и Иаков удостоены были приблизиться и лицом к лицу видеть Ангела Завета: Деян.7:35:38; Мал.3:1; однако при этом Господа Бога они не более видели, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда он беседовал с Богом: Чис.12:8; Исх.33:11:23. Вполне видеть Господа Богочеловека явилась для людей возможность только в Новом Завете: Ин.1:14–18:10:30. Если мы о смертных и грешных людях сохраняем память чрез портреты и фотографии, то как же не запечатлевать на священных изображениях нашего Искупителя Господа и свят. угодников Божиих, для памятования об их великом служении роду человеческому? ср. Мф.22:20–21; Рим.2:10.

Исх.21:6. «Пусть господин его приведёт его пред Богов, и поставит его ко двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно».

Объясн. В Ветхом Завете «богами» назывались богоизбранные судьи (Пс.81:1–2:6), потому что они, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1; следовательно, это место относится к тем, к которым было Слово Божие, а именно – к судьям; к вопросу же об иконопочитании оно никакого отношения не имеет.

Лев.19:4. «Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе».

Объясн. Под страшной угрозой высказывается запрещение производить и поклоняться кумирам или идолам, какой бы вид они ни имели, напр.: – мужчины: Деян.14:11–13, женщины: Деян.19:35, скота: Деян.7:41 и т.п. и из какого бы материала и каким бы способом они ни были сделаны, напр.: Исх.32:4; Иер.10:2–5. Святая икона изображает не ложных богов, в виде перечисленных выше, а действительные явления истинного Бога, в Троице славимого: Лк.3:22.

Прем.13 глава повествует об изготовлении идолов из обрезков дерева и о поклонении им. Люди-идолопоклонники называются суетными по природе.

Объясн. В 13 главе Премудр. Соломона говорится об идолах, которым Русский народ ещё при святом Владимире, приняв крещение, перестал кланяться и свергнул их в Днепр. Только в ожесточении сердца и в духовном ослеплении можно приравнивать иконы к идолам и не отличать священное от несвященного и чистое от нечистого: Лев.10:10. Мы знаем, говорит апостол, что идол в мире ничто: 1Кор.8:4, но об изображениях Иерусалимского храма апостол так не отзывался. Ковчег завета для евреев был образом Самого Господа Бога: Чис.10:35–36, и Бог избрал его местом Своего особого присутствия: Исх.25:21–22. Изображения херувимов говорили людям о носителях славы Божией – святых ангелах: Иез.9:3. Медный змей тайно указывал на Иисуса Христа, распятого на Кресте: Ин.3:14–15. Перед этими ветхозаветными иконами молились: Прор. Моисей, Аарон: Чис.20:6, Иисус Навин и старейшины Израилевы: Нав.7:б, Царь Давид: Пс.5:8:16:15. Иисус Христос осматривал всё в Иерусалимском храме: Мк.11:11, т.е. изображения херувимов, кланялся пред ними: Ин.4:22, и храм, наполненный священными изображениями, назвал домом молитвы для всех народов: Мк.11:17.

ПослИер.1:4–72. Рассказывается здесь о производстве кумиров, идолов, их чествовании и суетности всего этого.

Объясн. Относить это писание к святым иконам не разумно, ибо идолы обнаруживают бессилие вообще и особенно в сравнении с действительными священными предметами: 1Цар.5:3–4; ПослИер.50 ст.; Дан.14:23–27, тогда как священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную силу: 1Цар.5:4–7; 2Цар.6:6–7; Чис.21:8–9. Чествование идолов всегда действовало развращающим образом на идолопоклонников, так как в честь идолов они совершали детоубийство, блудодеяние и всякую скверну: Рим.1:24–32; 4Цар.23:7; Пс.105:35–39; Прем.14:22–29; Иер.19:5. Между тем как смиренная молитва человека в храме, который наполнен был изображениями херувимов на дверях, на стенах, над Ковчегом завета (3Цар.6:23–35), производила и всегда производит успокоение совести и исправление человека: Пс.26:4–6:83:2–5; 3Цар.8:37–40; 2Пар.7:12–15. Нельзя забывать той несовместимости в названиях «идол и кумир», которые – ничтожество: 1Кор.8:4:10:19, с названием «икона» – «образ» или изображение действительно существующего лица или события: ср. Мф.22:20. «Христос есть образ Бога невидимого»: 2Кор.4:4; Кол.3:10. Икона есть святыня великая: Исх.30:29:40:9. После этого сравнивать идолов или кумиров без разбора с святыми иконами, значит быть полным невеждой относительно Божия Писания: 2Пет.3:16; Притч.19:3.

Авв.2:18–19. «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на своё произведение. Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!». Научит ли он чему-нибудь? Вот он обложен золотом и серебром; но дыхания в нём нет».

Объясн. Нельзя относить эти слова к святым иконам, потому что здесь прямо говорится об истуканах и кумирах, которых себе делали язычники. Горе тому, кто боготворит этих кумиров и истуканов, но чрез почитание Ковчега и храма являлась слава Божия: Пс.28:9; Иез.9:3. Чрез них подавалось освящение и благословение: Исх.30:29; 2Пар.8:11; 2Цар.6:11. Нужно заметить, что бывает называние иконы Богом, но не в собственном смысле, так, например, Моисей говорил Ковчегу: «встань, Господи... возвратись, Господи»: Чис.10:35–36.

Возможность священных изображений

Мф.3:16. «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него».

Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9, Исаии: Ис.6:1–2. Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22, так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения?

Мф.22:19–21. «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий.

И говорит им: чьё это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29; Исх.25:18–21; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14, да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5; Дан.7:13.

Ин.1:18. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5; Дан.7:9; Лк.3:22; Ин.1:14; Деян.7:55.

1Ин.4:12–14. «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».

Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18; 1Тим.3:18; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20; но Богочеловек (Ин.10:30) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22; Флп.2:7. Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13; Ис.6:1–3.

1Ин.4:14. «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру».

Объясн. Слова этого стиха имеют таковую связь со стихом 12: хотя Бога по Его существу никто не видел, но Он открылся в Единородном Сыне Его: Ин.14:9. И апостолы, а также бывшие с ними все верующие сами видели своими собственными глазами и слышали своими собственными ушами и осязали своими руками: 1Ин.1:1–3, и по этому несомненному удостоверению свидетельствуют, что Отец небесный, по Своей неизреченной любви к людям, послал Сына Своего, Спасителя, или Искупителя, или Ходатая миру: Ин.1:14:4:42; 1Ин.4:10:2:2. Если мы дорожим портретами своих близких нам людей, то не тем ли более должны чтить и дорожить изображениями нашего Спасителя.

2Кор.5:7. «Ибо мы ходим верой, а не видением».

Объясн. Мы видим Христа (и угодников Его) на святых иконах не таким, как Он есть; для этого не наступило ещё время; наступит оно тогда, когда мы будем подобны Ему: 1Ин.3:2, т.е. преобразимся: 2Кор.3:18, изменимся: 1Кор.15:52. На иконе мы видим только образ Христа, а не Самого Христа. Если, однако, мы чтим икону, молимся перед ней, то, конечно, по той причине, что верим в бытие Христа, носившего плоть, как изображено на иконе; кто так не исповедует, тот носит в себе дух антихристов: 1Ин.4:3. Следоват. и в этом случае мы ходим верой, а не видением, мы видим только образ, а Первообраза не видим, в Него только веруем.

Гал.3:1. «О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый».

Объясн. Слово «предначертан», по буквальному смыслу указывает на обычай и искусство начертывать, писать, живописать предметы и лица отсутствующие и невидимые, так что они становятся для наших очей видимыми и как бы присущими. Точно так и мы теперь в священных изображениях распятия преднаписуем пред очами нашими Иисуса Христа, являвшегося на землю во Плоти: Ин.1:14; 1Тим.3:16; Который есть образ Бога невидимого: Кол.1:15.

1Фес.1:9. «Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному».

Объясн. Бог именуется живым в противоположность идолам, которые были мертвы, потому что они ничто в мире: 1Кор.8:4. В противоположность им Бог именуется живым как вечно сущий, имеющий в Себе полноту жизни: Ин.5:26. Изображение живого и истинного Бога не есть «ничто» в мире. Мертво дерево, мертвы краски, но изображаемый красками лик не мёртв, – он соответствует действительно бывшему явлению вечно живого Бога; явления же эти были пророкам Исаии: Ис.6:5, Даниилу: Дан.7:13–14, при крещении Спасителя: Лк.3:22, и во всей истории сошествия на землю Иисуса Христа: 1Тим.3:16.

1Тим.3:16. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе».

Объясн. Бог явился во плоти, и, присоединим, сделавшись видимым, соделал достопоклоняемым Свой видимый образ, или Своё изображение: Ин.14:9:1:14; Гал.3:1.

Откр.4:2–3. «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису».

Объясн. Описание наружного вида, в котором явился Тайновидцу Бог Отец, изобличает самоуверенность тех, которые отрицают всякую возможность изображать и представлять Божество в видимом образе. Правда, мы не должны думать, что Божество само по себе, по существу Своему, подобно золоту, или серебру, или камню: Деян.17:29. Однако невидимый Бог, когда благоволил явиться Иоанну, то принял видимый образ и представлялся подобным человеку, сидящему на престоле, и вид Его был, как вид ясписа и сардиса, драгоценных каменьев. Этим дана возможность верующему человечеству изображать Бога в тех образах, в коих Он благоволил показать Себя: Дан.7:9:13–14; Ин.1:14; Лк.3:22.

Исх.33:20. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

Объясн. Здесь говорится о невозможности видеть Господа по Его существу, ибо если Господа не мог видеть Моисей, с которым «говорил Господь... как бы говорил кто с другом своим»: Исх.33:11:23, то тем более не могли видеть Его другие люди. По сему в Новом Завете прямо сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»: Ин.1:18, и далее: «Бог явился во плоти»: 1Тим.3:16; сравн. Кол.2:9. В тех видах, в каких Господу угодно было являться людям, православные христиане и изображают Его на святых иконах.

Втор.4:15. «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня».

Объясн. Этими словами подтверждается та же истина, что Бога по Его существу, по Его совершеннейшей духовной природе никому невозможно видеть. На святых же иконах изображается не самое духовное существо Божие, а именно бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления на земле всемогущего и премудрого Бога. Таких явлений и в Ветхом Завете, и в Новом было очень много: Быт.18:1–10:32, 25–30; Чис.12:8; Ис.6:1–5; Дан.7:55; Ин.14:9; Кол.1:15:2:9; Лк.3:22. Лики Пресвятой Троицы воспроизводятся на иконах в таких именно образах, в каких Им угодно было обнаружить Себя пред людьми. Точно также воспроизводятся на иконах святые ангелы и святые угодники Божии: первые многократно являлись людям в различных видах, напр.: Быт.16:7–8:19и др., а вторые жили некогда на земле; в Православной Церкви сохраняются и жизнеописания их.

Суд.6:22:13:22. «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу...

И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём; ибо видели мы Бога».

Объясн. Здесь повествуется о Богоявлениях, каким удостоились Гедеон и Маной. Они были удостоены видеть лицом к лицу Ангела Завета: Деян.7:35–38; Мал.3:1; – при этом Господа Бога они видели не более, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда беседовал с Богом: Чис.12:8; Исх.33:11:18, 20:23. Вполне (но не всё существо) видеть Господа явилась возможность для людей только в Новом Завете: Ин.1:14:18. С этого Нового Завета и представилась возможность изображать Спасителя в тех видах и возрастах, какие Он имел при земной жизни.

Чествование святых икон

Ин.3:14. «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому».

Объясн. Медный змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завесе и на крышке Ковчега: Исх.30:1:6–8. Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т.е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4. Но этот случай не даёт повода к отрицанию почитания Креста и святых икон, как нельзя, например, уничтожить Священное Писание только потому, что его некоторые люди извращают: 2Пет.3:16.

Откр.13:11:15. «И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон...

И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя».

Объясн. Здесь говорится об «образе» (по-славянски – иконе) зверя, т.е. говорится об изображении диавола, который пред кончиной мира будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: ст.2:6. Употреблённым здесь названием «образ», «икона» не унижается достоинство наших святых икон или образов так же, как применением к капищу языческого бога Молоха названия «скиния» не унижена та священная скиния, которая сделана была Моисеем по повелению Божию и по образу, Господом показанному: Деян.7:43; срав. ст.44 (Исх.25:9), или как применением названия «чаша» к трапезе бесовской не унижена чаша Господня: 1Кор.10:21. Поэтому приравнивающие образ зверя к святым образам Господа и святым Его страшно богохульствуют, ибо какая совместимость образа зверя – диавола с образом истинного Бога, Матери Божией и угодников Божиих? Отсюда со всей ясностью исполняются слова святого апостола Петра, сказавшего, что «невежды» и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания: 2Пет.3:16.

Втор.4:28. «И будете там служить (другим) богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют».

Объясн. В этом месте говорится о языческих кумирах, или идолах, которые у язычников не только назывались «богами», но и совсем признавались ими за настоящих богов: Пс.95:5; Прем.13:10:14:8; Ис.44:17; Дан.14:3–6, так что и при чествовании их честь прямо относилась к самой вещи или фигуре идола или кумира: Прем.14:15; Ис.44:15:17. Иконы же отнюдь не признаются богами и суть только как бы портреты святых личностей: Исх.37:7; 3Цар.6:29; отсюда при правильном христианском чествовании святых икон, честь и поклонение относится не к вещи, но чрез изображение относится к самому лицу изображённому: Исх.30:6–8; Лев.16:2; Догм. 7 вселенск. собора.

Втор.7:25–26. «Кумиры богов их сожгите огнём; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое».

Объясн. Здесь, как и во всех подобных местах, говорится о кумирах и богах языческих, и к святым иконам слова этого места не могут относиться, тем более что благоговейное внесение святых икон в дом сопровождалось благословением Божиим ещё и в ветхом завете: 2Цар.6:11–12; ср. Чис.21:8, а в Новом Завете и невозможно исчислить всех благодеяний Божиих, явленных через святые иконы (Чит. Историю Церкви).

4Цар.17:33:41. «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их... Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их».

Объясн. Самаряне с чествованием Господа истинного соединяли чествования «истуканов», т.е. ложных богов и ложных изображений; православные же христиане поклоняются Господу и чествуют истинные изображения Господа. Богопоклонение православное и самарянское такое же имеет сходство, как, например, богопоклонение Соломона во дни юности его, за которое он был удостоен особых милостей Божиих: 3Цар.6:23–35:9:13, и богопоклонение во дни его старости, за которое Соломон навлёк на себя гнев Божий: 3Цар.11:4–11. Православные христиане за поклонение Богу чрез посредство священных изображений получали и получают не гнев, а благословение Божие, свидетельствуемое множеством чудес, описанных в истории Церкви.

4Цар.18:4. «Он (царь Езекия) отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей; потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан».

Объясн. Истребление медного змея сделано было не потому, что Господу неугодно было употребление и чествование фигурных изображений, тем более что змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9, и по Его же повелению было воскурение фимиама пред изображениями на занавеси и на крышке Ковчега: Исх.30:8. Из слов этого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т.е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого прообразовала медная фигура: ср. Ин.3:14; Прем.16:7. Наконец, для исправления недостатков в Новом Завете установлен совсем иной порядок, чем какой существовал и практиковался в Ветхом Завете, в котором по закону обязательно было истреблять каждую женщину-прелюбодейку, и их действительно убивали: Втор.22:22, но так ли в Новом Завете поступил Господь с женщиной, приведённой фарисеями? – Ин.8:3:11. Равным образом, когда некоторые еретики извращают Писания: 2Пет.3:16, то неужели нужно истреблять Священное Писание для того, чтобы поправить зло?

Пс.113:12–13:16. «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят... Подобны им да будут делающих их и все, надеющиеся на них».

Объясн. Эти места неприложимы к святым иконам, ибо в них со всей силой и ясностью, как бы с непременной целью обличается лжетолкование иконоборцев; говорится об идолах, кумирах, богах, которые из металла, камня, дерева делали себе язычники. О православных же, воздающих почитание святым иконам, при всём желании иконоборцев нельзя этого сказать. Помня постановление VII вселенского собора и слова святителя Василия Великого, что честь изображения переходит к первообразу, православные почитают иконы не ради икон, но ради тех, кого они изображают, например: Ин.14:8; Лк.1:46–48, поэтому православные вполне могут сказать иконоборцам, что они заблуждаются, извращая Священное Писание к собственной погибели: 2Пет.3:16.

Ис.44:9. «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены».

Объясн. Иконы отнюдь не признаются богами, они суть только как бы портреты святых личностей: Исх.37:7; 3Цар.6:29, отсюда, при правильном христианском чествовании святых икон, честь и поклонение относятся не к вещи, но чрез изображение относятся к самому лицу изображённому: Исх.30:6–8; Лев.16:2 (Догм. 7 Всел. Собор.). Существенное отличие идолов от святых икон состоит в том, что идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»: Деян.17:29; Прем.13:1–10; Иер.10:14–15. А святые иконы делаются людьми верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Его: Исх.25:1:18, 26:1.

Иер.2:26–28. «Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен; так осрамил себя дом Израилев, они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их. Говоря дереву: «ты мой отец», и камню:«ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лицо; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас». Где же боги твои, которых ты сделал себе? пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо, сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда».

Объясн. Здесь говорится о грубом идолопоклонстве царей, князей, священников и пророков «дома Израилева», которые дерево и камень признавали за «богов», ко Господу же «оборотили спину, а не лицо», – а не об иконопочитании православных людей, применение этих слов к которым, как молящимся перед деревянными святыми иконами, так же неосновательно, как неосновательно было бы применение этих слов к святому пророку Моисею: Чис.10:34–36.

Иконы – суть раскрытая Библия

Ин.20:29. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Объясн. Здесь говорится об отсутствии необходимости телесными очами видеть непосредственно Самого Господа, так как для этого каждый раз потребно новое чудо, а чудес без особой нужды Господь не творит: Мк.8:11–12; на святых иконах, без чудес и знамений, мы можем и должны постоянно созерцать Господа, чтобы тем успешнее устроить своё спасение; другими словами, святые иконы своими изображениями нам проповедуют то же, что и Священное Писание. О возможности святых изображений говорится и в Писании: Исх.25:18:26:1; 3Цар.6:23–35; Гал.3:1.

2Кор.4:3–4. «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

Объясн. «Богом века сего» апостол назвал мироправителя тьмы века сего, или духа зла; Еф.6:12. «Погибающие» и «неверующие» люди, в которых этот бог действует, суть «сыны противления» или вольнодумцы: Еф.2:2. Не принимающий учения о святых иконах Иисуса Христа тем не принимает благовествования о Христе, Которого они (святые иконы) суть образы, или, что то же, раскрытое для неграмотных и грамотных Писание о Христе. В Кол.1:15 говорится, что Иисус Христос есть образ Бога невидимого, подобно сему и святые иконы суть образы – изображения Спасителя.

Освящение икон

3Цар.8:29:63. «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Моё имя будет там», услышь молитву, которой будет молиться раб Твой на месте сем... И принёс Соломон в мирную жертву, которую принёс он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы».

Объясн. Отсюда видно, что в храм Соломона для молитвы пред изображениями люди стали являться только с того времени, когда этот храм с его изображениями был надлежаще освящён молитвой; так же точно и православные святые изображения получают молитвенное употребление только после того, когда они надлежаще освящены молитвой православного священника: ср. 1Тим.4:5.

Пусть прочтут сектанты чин освящения икон, и тогда не будут безрассудно сравнивать их с идолами.

О современных иконоборцах

4Цар.16:2:17. «Двадцати дет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его... И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол».

Объясн. Царь Ахаз «неугодное в очах Господа» сделал, когда снял и уничтожил даже не имевшие священного значения такие изображения, как фигуры медных волов в Иерусалимском храме: 3Цар.7:23–28. Иконоборцы в этом отношении поступают хуже царя Ахаза, и совсем не могут быть сравниваемы с истребителями идолов потому именно, что изображения своих близких родственников и знакомых (фотографии) они сохраняют в почётном месте, а священные изображения Искупителя нашего и Господа, а также друзей Его, угодников Божиих, презирают.

Ис.2:18–20. «И идолы совсем исчезнут... В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им».

Объясн. Здесь говорится об истреблении «идолов» и «кумиров». Скоро 1000 лет будет тому назад, как у нас в русской земле так были истреблены идолы и кумиры при святом князе Владимире, когда русский народ просвещён был святой православной верой. Указанными словами Исаии одобряется уничтожение вредных изображений языческих кумиров и идолов, но не даётся ни малейшего права для истребления добрых изображений священных, которые не суть кумиры. Царь Ахаз «неугодное в очах Господа» сделал, когда снял и уничтожил даже не имевшие священного значения такие изображения, как фигуры медных волов в Иерусалимском храме: 4Цар.16:2:17; ср. 2Пар.4:2–4:5:14. Истребители святых икон в этом случае поступают куда хуже Ахаза, ибо истребляют они изображения не вымышленного бога, а истинного Творца неба и земли и Его слуг.

О пострадавших за иконопочитание

Иез.6:4–5. «И жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими. И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших».

Объясн. Здесь говорится не об изображениях на святых иконах и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, святым мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Пет.3:16. Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать со сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 1Мак.3:58–59:9:17–18, а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казнёнными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»: Исх.32:19:27, 28.

Иез.8:10–12. «И вышел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом... И сказал мне: видишь ли сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию».

Объясн. Применение этих слов к священным изображениям на стенах православных храмов настолько же неосновательно, насколько оно неосновательно было бы к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:23:35, 8:11, а также к храму, виденному самим Иезекиилем: Иез.41:17–19:25. В этом месте устами пророка Иезекииля Господь осуждает чествование «идолов» и «нечистых животных», которое «старейшины дома Израилева» производили в языческих храмах и думали, что ничего этого «не видит Господь». Православные ни от кого не скрываются с изображениями истинного Бога, напротив, история нам показывает целый сонм мучеников, просиявших открытым подвигом защиты иконопочитания.

Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу об иконопочитании

Исх.25:18. И сделай из золота двух херувимов, чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. (Ср. Исх.26:1; 3Цар.6:23; 2Пар.3:7 и др.)

Ис.6:5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (Срав. Дан.7:9:13–14.)

Иез.10:4. И поднялась слава Господня с херувима к порогу Дома и Дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.

Ин.1:14. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца.

Ин.14:9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?

Лк.3:22. И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!

Мф.22:20–21. И говорит им (Иисус Христос): чьё это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle