Источник

XLIII. О приношениях в храм, о светильниках и фимиаме

Ветхозаветные кровавые жертвы отменены Христом Спасителем, однажды принёсшим Себя в жертву за грехи людей. Что же касается вещественных даров и приношений в храм, каковы, например, приношения свечей и фимиама, то таковые приношения не отменены и в Новом Завете. Сам Христос Спаситель не отверг этих приношений, когда, например, вифлеемские волхвы, пришедшие поклониться Ему, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:11), или когда женщина, в знак глубочайшего почтения к Нему, помазала ноги Его драгоценным миром (Лк.7:37–38). А Иосиф Аримафейский и Никодим почтили ароматами пречистое тело Христа Спасителя пред погребением (Ин.19:39–40). Святому Иоанну Богослову в откровении было показано, как 24 старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр.5:8), и как Ангелу, сходящему пред жертвенником и держащему золотую кадильницу, дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр.8:3–4). Святой Тайнозритель Иоанн видел и светильники, горящие пред Сыном Человеческим и пред престолом Божиим (Откр.1:12–13:4:5). Поэтому и православная Церковь повелевает благоухать фимиамом во время богослужения и возжигать светильники. Обычай же приносить в храм и возжигать свечи из чистого воска, а не из сала животных, основывается на следующих соображениях. Неприлично приносить в дар Богу сало животных в Новом Завете, где отменены кровавые жертвы. Воск, составляемый пчёлами из множества благоухающих трав, более всего приличен для такого дара Богу, а чистота воска напоминает христианину необходимость заботы о чистоте своей души. Употребление восковых свечей при богослужении ведёт своё начало от времён апостолов (Правило апостольское 72 – в Кормчей л.20). Из правил же апостолов видно, что верующие издревле приносили в храмы для богослужения и елей для лампад, и фимиам для курения (Правило апостольское 3). Не отверг Христос Спаситель и других приношений в храм. Не отверг Он лепт вдовы, пожертвовавшей их на храм. Жертва эта была приятна Ему, потому что приносилась с усердием, ибо вдова пожертвовала всё пропитание своё, какое имела (Лк.21:2–4). Если же Господь отверг жертвы фарисеев, приносивших в дар Богу десятую часть своего имения (Лк.18:10–14; Мф.23:23), то отверг только потому, что они, принося дары, приносили их без усердия, не с чистым сердцем, ибо не исполняли заповедей Божиих, «оставили суд, милость и веру, тогда как – и сие надлежало делать и того не оставлять», т.е., принося вещественные дары и жертвы Богу, должно в то же время исполнять все заповеди и повеления Господни. При таком только условии дары наши и жертвы будут угодны Богу. Поэтому-то Христос Спаситель и заповедал: если ты принесёшь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

В Слове Божием находим и другие постановления о приношениях.

Кто соблюдает закон, тот умножает приношения, кто держится заповедей, тот приносит жертву спасения. Кто воздаёт благодарность, тот приносит семидал, а подающий милостыню приносит жертву хвалы... Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо всё это по заповеди. Приношение праведного – утучняет алтарь и благоухание его пред Всевышним, жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С весёлым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лицо весёлое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с весёлым оком – по мере приобретения рукой твоей (Сир.35:1–9; Втор.16:16–17).

Сын мой! по состоянию твоему делай добро себе и приношения Господу достойно приноси (Сир.14:11). Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч.3:9).

Всё, приносившееся во храм, было священным в отличие от простого, не священного: И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукой простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди твои воздержались от женщин, пусть съедят (1Цар.21:4).

Священники должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто (Иез.44:23; Лев.10:10).

Приношения угодны были Богу; Он принимал их; почему и говорит о них так: «хлеб Мой» – (Иез.44:7), «трапеза Моя» – (Иез.44:16), «Моё серебро и Моё золото» (Мал.2:8) – и т.д.

О постановлениях Божиих, относящихся отдельно к каждому предмету, принадлежащему храму, читаем:

а) О елее (Исх.27:20); б) О лампадах (Исх.25:37:40:25); в) О светильниках (Исх.25:31:40:24); г) О курении фимиамом (Исх.30:1:7–8:34–36:40:26–27); д) О кадильнице (Лев.16:12–13); е) О ладане (Ис.60:6; Сир.24:1–2:18); ж) О церковной кружке (4Цар.12:9); з) О церковной земле (Иез.45:1:4, 48:10–11); и) О хлебном приношении (Исх.25:30; Лев.2:1–2:6).

Все эти постановления не временные, а вечные (Лев.23:14; Исх.27:20–21; Лев.24:1–4; Иез.46:14).

Что приношения в храм должны быть и в Новом Завете, это видно из пророчеств Исаии: Ис.2:2–3:56:4–7:18:7; Иез.20:39–41; Иер.17:26; Соф.3:9–10; Мал.1:11 и др.

Из примера и слов Самого Иисуса Христа также видно основание для приношения на храм: Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут подати или пошлины? с сынов своих, или с посторонних? Пётр говорит ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и открыв у ней рот, найдёшь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф.17:24–27).

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф.23:23).

Из примера женщины: Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу, увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила: ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела (Лк.21:1–4).

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокажённого, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф.26:6–7).

Из примера апостола Павла и первых христиан: После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения (Деян.24:17).

Из слов апостола: Я получил всё, и избыточествую, я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву благоугодную Богу (Флп.4:18).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании приношений на храм

Мф.2:11. «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Объясн. Ещё новорождённому Младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: злато, ладан и смирну. Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф.26:11; Лк.21:3. О приношениях в храм пророчествовали: Малахия Мал.1:11 и Исаия Ис.60:7.

Мк.12:41–44. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу».

Объясн. Отсюда видно, что жертва на устроение и украшение храма угодна Господу. Чтобы не соблазнить в этом отношении других, Сам Сын Божий дал пошлину на храм: Мф.17:27; конечно, это приношение должно быть чистосердечное: 1Пар.29:17.

Лк.8:3. «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим».

Объясн. Вот пример служения Христу, на котором основывается христианское чувство, выражающееся в пожертвованиях на храмы, иконы и всякие другие благотворения, соединённые с именем Христовым: Мф.17:27; Мк.12:41; Мф.25:35.

Лк.21:4. «Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела».

Объясн. После этих слов Господа, не остаётся сомнения, что дары, приносимые в храм, приносятся самому Богу (ст.4) и, стало быть, угодны Ему: (Мф.26:10–11; Сир.35:7–8; 2Кор.9:7).

О светильниках и фимиаме

Откр.1:12. «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мной; и, обратившись, увидел семь золотых светильников».

Объясн. Если в небесном чертоге Господа упоминается о золотых светильниках, то на каком же основании можно отрицать их необходимость на земле в храме для людей, облечённых чувственной плотью, требующей и в деле религии чувственные предметы: Лев.24:4; Деян.20:8. Правда, что здесь под семью светильниками разумеются семь Церквей: ст.20, но достаточно и одного сравнения Церквей с светильниками, чтобы последние были употребляемы как прообразы.

Ис.66:3. «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их».

Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11; Лев.24:4.

Иер.6:20. «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне».

Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4, суд превратили в отраву: Ам.5:7, руки полны крови: Ис.1:15. При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38. В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7; Мф.2:11; Флп.4:18; Откр.1:18:7:3–5.

О продаже в храме церковных свечей

Мк.11:15. «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул».

Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8; Исх.25:31; Лев.24:4.

Лк.19:45. «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих».

Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16; Мф.21:13, сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24; Мк.12:41.

Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросам о приношениях в храм, о светильниках и фимиаме

1Пар.29:17. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал всё сие (чит. ст.7–9), и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.

Мф.26:8–11. Увидев это, ученики его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда имеете.

Мф.17:27. Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его, и отдай им за Меня и за себя.

Исх.25:31. И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него.

Исх.27:20. И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время.

Мф.2:11. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Деян.20:8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

Откр.8:3–4. И пришёл иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом.

И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

2Ездр.8:57. И сказал им: и вы святы Господу, и сосуды сии святы, равно и золото и серебро данное по обету Господу, Богу отцов наших.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle