XLII. О почитании храмов Божиих
Ещё в Ветхом Завете Богу было угодно проявлять особенное присутствие Своё на отдельных местах, где делались жертвоприношения (Быт.4:4). Жертвенники в древней церкви заменяли собой храмы. Позже пророк Моисей устроил по повелению Божию первый храм на земле истинному Богу. В книге Исход читаем: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; всё (сделайте), как я показывал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте» (Исх.25:8–9). В другом месте читаем: «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертёж притвора и домов его, и кладовых его... Всё сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» (1Пар.28:11–19). Отсюда видно, что построить храм угодно было Самому Богу. Сам Бог повелел Моисею и Давиду построить храм для общественной молитвы.
В этом храме Бог обещал пребывать вечно, как говорит Соломон: «А я построил дом в жилище Тебе (Святой), место для вечного Твоего пребывания» (2Пар.6:2). Пророк Иезекииль говорит: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез.43:7).
А вот послушайте, что говорит Господь о храме устами пророка Исаии. Он обещает дать сынам Израилевым имя и место лучшее, нежели сынам и дочерям, имя вечное, которое не истребится.
Он говорит: «тем (которые будут держаться завета Его) дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис.56:5). Здесь пророк говорит о новом имени, имени христиан, которое Господь даст в доме Своём. Далее в седьмом стихе читаем пророческие слова об этом доме: «Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов».
Пророчество, что дом Господень назовётся домом молитвы для всех народов, Господь подтвердил во время Своей земной жизни. Войдя в храм, Он нашёл там страшный беспорядок. Люди забыли, что храм должен служить домом молитвы, и обратили его в разбойнический вертеп. Поэтому Христос напоминает им слова пророка Исаии, говоря: «написано: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:12).
Перейдём к Новому Завету. Господь наш Иисус Христос не только не умаляет значения храма, напротив, ещё более говорит о значении его. Он учит, как должен поступать христианин, приходя в храм Божий (Мф.5:23–24). Даёт пожертвования на храм (Мф.17:27) и одобряет эти пожертвования (Мк.12:43–44). О храме Спаситель прямо говорил: «дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов» (Мк.11:17; ср. Мф.21:13). Он повторяет ветхозаветное учение о том, что Бог «живёт» в храме (Мф.23:21; ср. Лк.2:49). Во время своего пребывания в Иерусалиме Христос Спаситель «каждый день бывал в храме» (Лк.22:53; ср. Деян.1:14:3:1:21:26:22:17:24:18). Апостол же Павел, часто посещавший храм для молитвы, увещевает к этому и христиан, когда говорит: «будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1). Он же (как и другие апостолы) требовал почитания рукотворенных храмов, когда говорил: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию?.. похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1Кор.11:22). Из 2-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам ясно видно, что храмы Божии, – в одном из коих пред кончиной мира «сядет антихрист, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:4), – будут существовать в Церкви Христовой вечно, до второго Христова пришествия. Наконец в Откровении святого Иоанна говорится, что ему «дана была трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник» (Откр.11:1), какие для образца были показаны ему на небе в видении. К чему бы заставляли его измерять, если бы не для того, чтобы по указанному образцу строить храмы в церкви новозаветной? «Исчислить» поклоняющихся в нём велено было (Откр.11:1), очевидно, для того, чтобы показать, что храмы должны по величине своей созидаться сообразно с количеством «поклоняющихся» в каждом приходе, или прихожан, что у нас и исполняется. С этой же целью Иоанну Богослову показаны были алтарь (Откр.8:3:5, 9:13–14:18), престол (Откр.7:15:11:16:4:10), кадило (Откр.8:3:5), семисвечник (Откр.4:5), священнослужители (7:15:11:16:4:10) и пр.
Святитель Златоуст так говорит о значении общественного богослужения в храме и о необходимости посещать храм.«Разве вы не слыхали, что у наших предков было всего сто двадцать человек верующих... а из ста двадцати – три тысячи, потом пять тысяч, затем всю вселенную наполнили они познанием Бога. А причина этого та, что они никогда не прекращали общения между собой, но все вместе постоянно проводили дни в храме, занимаясь молитвами и чтением; потому они и воспламенили такой великий костёр, что никогда не разъединялись, но привлекли к себе всю вселенную. Будем и мы подражать им... Будем стекаться сюда на каждое собрание. Если воспламенится в тебе похоть, ты легко можешь погасить её, только увидев храм; если возбудится в тебе гнев, ты скоро укротишь этого зверя; если будет осаждать тебя какая-нибудь другая страсть, ты можешь усмирить всякую бурю, и водворить тишину и великий мир в душе».
Должно заметить, что в Священном Писании слово храм применяется различно. Так, храмом называется тело Христа (Ин.2:21), храмом называется каждый добродетельный христианин, в котором живёт Дух Божий (1Кор.3:16); наконец, храмом называется здание, куда верующие собираются для общественной молитвы (Лк.24:52; Деян.5:42; Мф.21:12). Отсюда вытекает то, что при чтении Священного Писания нельзя смешивать различного по существу слова – храм, а понимать так, как написано, т.е. если говорится о духовном храме, то его надо понимать в духовном смысле, а если говорится про вещественный храм – здание, куда верующие собираются на молитву, надо понимать в буквальном. Итак в Слове Божием относительно храма даны прямые повеления и наставления и показаны ясные примеры, которым мы и должны следовать.
Подводя итоги сказанному, мы найдём, что построить храм повелел Сам Бог сначала Моисею (Исх.25:8–9), потом – Давиду, но Давид передал дело постройки храма Соломону, сыну своему (1Пар.28:6–19); в этом храме Бог обещал пребывать вечно (2Пар.6:2; Иез.43:7); что ветхозаветный храм по пророчеству должен перейти в Новый Завет (Деян.15:16–17); что храмы будут существовать до второго пришествия Христа (2Фес.2:3–4); христиане первых времён имели у себя отдельные молитвенные дома (1Кор.11:22; Деян.5:42; Деян.24:18).
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании храмов Божиих
О храмах вообще
Мк.13:1–2. «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».
Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, не уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мк.11:17; Мал.1:11; Деян.15:16–17, и до второго пришествия Христа: 2Фес.2:4.
Деян.3:1. «Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый».
Объясн. Храмом для христиан первого времени служил Иерусалимский древний храм; пока он не был разрушен, в него стекались христиане, как в место особенного присутствия Божия: Мф.21:13; когда христианство распространилось по другим городам и селениям, стали устраиваться особые места для священных собраний, или церкви: Деян.11:26, следовательно, кто отрицает необходимость храмов, тот отрицает и слова Спасителя, сказавшего: «домом молитвы наречётся для всех народов»: Мк.11:17.
Деян.16:13:16. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, севши, разговаривали с собравшимися там женщинами.
Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим».
Объясн. Но этот молитвенный дом принадлежал не верующим во Христа филиппским иудеям, просветить которых было видение апостолу Павлу: ст.9–10; неверующим иудеям подобны и те, кто собирается в своих незаконных собраниях: Откр.3:9, а не в домах молитвы: Мк.11:17,
1Тим.2:8. «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».
Объясн. Слова «на всяком месте» не должно понимать в смысле отрицания храмов: Мк.11:17. Эти слова как бы дополняют и объясняют другую заповедь апостола: непрестанно молитесь: 1Фес.5:17. Христианин не мог бы непрестанно молиться, если бы молился только в храме. Слова «воздевая чистые руки» ясно предписывают телесное богопочитание: 1Кор.6:20. Утверждающие, что молиться Богу должно только духом, забывают пример, данный Самим Господом и апостолами: Лк.22:41; Деян.20:36.
Евр.9:5. «А над ними херувимы славы, осеняющие очистилище; о чём не нужно теперь говорить подробно».
Объясн. «О чём» – относится к светильнику, трапезе, предложению хлебов, кадильнице, Ковчегу завета, стамне, жезлу Аарона и херувимам: ст.2–4, о чём не нужно было говорить подробно потому, что христиане из евреев устройство своего храма знали: ст.6. Не подробно о сем говорить, а в коротких словах, здесь же освятил своим примером сам апостол Павел. Если бы о херувимах нельзя было и говорить, то он не назвал бы их херувимами славы: ср. Лев.16:2. В Откровении Откр.11:19 говорится о Ковчеге завета, значит, говорится опять и о херувимах славы, составляющих его принадлежность: Исх.37:1–9.
4Цар.10:26:28. «И вынесли статуи из капища Ваалова, и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня. И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской».
Объясн. Царь Израильский Ииуй сокрушал идолов, запрещал поклоняться им и истреблял всех поклонников Ваала: 4Цар.10:17; но в таких действиях Ииуя ничего нельзя видеть противного почитанию святого храма и священных изображений, напротив, здесь есть ревность о святыне истинного Бога, какова, например, была ревность царя Иосии о восстановлении истинного богопочитания и между своими подданными, и в пределах царства Израильского: 4Пар.23:26–32. Об этой ревности царя Иосии было ранее предсказано пророком: 3Цар.13:1–4. У Иосии видна забота о восстановлении богопочитания, совершавшегося в Иерусалимском храме.
2Пар.34:4. «И разрушили пред лицом его (Иосии) жертвенники ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал, и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы».
Объясн. Здесь говорится о благочестивой ревности царя Иосии, очищавшего Иерусалим от идолопоклонства, дабы заблуждающийся народ свой от ложных богов привести к Единому истинному Богу, Которому Иосия старался возобновить «дом Господа Бога своего»: ст.8. Об этой ревности Иосии было раньше предсказано пророком: 3Цар.13:1–4. Стало быть, у Иосии видно опять-таки не нарушение, а восстановление богопочитания, совершавшегося в Иерусалимском храме.
Иер.3:16. «И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «Ковчег завета Господня»; он и на ум не придёт, и не вспомнят о нём, и не будут приходить к нему, и его уже не будет».
Объясн. Эти слова относятся к вероломным евреям, которые в Ветхом Завете нередко отступали от истинного Бога и Христа не приняли, за что пророк Иеремия обещает евреям находиться в стыде и сраме: ст.20–25, и лишиться Ковчега завета, что мы видим уже исполнившимся. К православным христианам эти слова пророка не имеют никакого отношения, а равно как и применение этих слов к храмам православным, в которых находятся изображения явлений и событий библейской истории, также не основательно, как не основательно было бы применение их к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:29–35:8:11, виденному прор. Иезекиилем: Иез.41:17–20:25, 43:5.
Иер.7:4–5. «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его».
Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.9, а между тем рассчитывали, что Господь пощадит их ради храма Своего: ст.10–11. В противность их ожиданиям, Господь грозно обещает за их грехи произвести разрушение храма: ст.13–14 и пленение народа: ст.15, следовательно, в этих местах достоинство храма Господня не умаляется, так как всё-таки он называется «домом Господним»: ст.2, дом, – где «Лицо Моё» и «имя Моё»: ст.10:14, т.е. лицо и имя Господне. Когда угроза исполнилась и храм этот действительно был разрушен, то всё-таки, по Божию внушению, построен был новый «дом Господа»: 1Ездр.1:1–3:5:2, а потому совершенно неосновательно приводить в отрицание новозаветных храмов тексты, относящиеся к ветхозаветному храму и народу иудейскому, а не к христианам. Кто дерзнёт, например, сказать, что новозаветный храм сделался «вертепом разбойников»: ст.11.
ПослИер.1 глава. В этой главе пророк Иеремия предостерегает евреев, шедших в вавилонский плен, от вавилонского идолопоклонства, от поклонения рукотворенным предметам, и заповедал поклоняться единому истинному Богу.
Объясн. Но тот же пророк пред ветхозаветным храмом сам благоговел и оплакивал разрушение святого Сиона. Из опасения, чтобы язычники не поругались над священными предметами, Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению... скинию, Ковчег, жертвенник кадильный скрыл в одной пещере, неведомой ни для кого: 2Мак.2:4–8.
Ион.2:2–3. «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой».
Объясн. Если Иона молился во чреве кита (конечно по необходимости) и Господь его молитву услышал, то это не значит, что Иона отрицал необходимость существования храма, напротив, Иона и во чреве кита свой молитвенный взор устремлял к храму: Ион.2:8. Значит, пример Ионы не служит доказательством равнодушного отношения его к храму.
Храмы не есть обычные жилища людей
Мф.21:12–13. «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» (Ис.56:7; Иер.7:11).
Объясн. Господь выгнал торжников и менял, превративших храм в бойкий рынок для собственной наживы. Торговля свечами беспорядка не производит и идёт в пользу самого храма – «дома молитвы»: Мф.21:13, для пребывания верующих людей: Лк.24:53; Деян.3:1:22:17–18; храм не есть жилище обыкновенных людей, а жилище Самого Бога: Мф.23:21; 3Цар.8:13; здесь Бог открывается людям: Исх.25:22.
Лк.2:49. «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».
Объясн. Что разумеет здесь Божественный Отрок под тем, что принадлежит Отцу Его? Несомненно храм: Лк.2:46. Господь всегда любил посещать храм; Лк.19:46–47; следовали Его примеру и апостолы; Деян.5:42; здесь различаются дома от храмов. Храм иногда назывался «церковью»: Деян.11:26.
Деян.2:46. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб».
Объясн. Под «домами», в которых совершалось преломление хлеба, очевидно, разумеются особо приспособленные для того дома, как, например, Сионская горница: Мк.14:15; Деян.1:13, или: Деян.20:8; иначе апостол не говорил бы так: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?»: 1Кор.11:22.
Святость храмов
Мф.23:16–22. «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянётся храмом, то ничего; а если кто поклянётся золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото».
Объясн. Отсюда видно, что Господь Сам приписывает святость (близость к Божеству) храмов, этих домов молитвы для всех народов (Мк.11:17; Деян.15:16–17).
Храмы должны существовать во все времена
Мф.24:2. «Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено».
Объясн. Это пророчество касалось только евреев и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове, а храмы православные – как домы молитвы, должны быть для всех народов и во все времена: Мк.11:17; Мал.1:11; Лк.24:53; Деян.11:26.
Ин.20:19. «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам!».
Объясн. По воскресении Господь являлся ученикам Своим в разных местах: на пути в селение Эммаус: Лк.24:13–31, в саду Иосифа Аримафейского: Ин.20:11–17, при море Тивериадском: Ин.21:1–2; но отсюда нельзя делать вывода, что храм не нужен, ибо Сам Господь сказал, что он наречётся домом молитвы для всех народов: Мк.11:17, а стало быть, и на все времена, до скончания века: 2Фес.2:4. Апостолы и по воскресении Христа ходили в храм для молитвы: Деян.3:1.
Деян.22:17–18. «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришёл я в исступление и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне».
Объясн. Отсюда видно, что даже ветхозаветный храм, уже обречённый на гибель, уже лишённый прежнего значения (так как воссиял уже свет новозаветной истины), продолжает служить для апостолов местом молитвы и даже местом божественных видений и откровений, как же после этого можно отрицать необходимость христианских храмов – этих домов молитвы: Мк.11:17; 1Кор.11:22, которые должны существовать до второго пришествия Господня: 2Фес.2:3–4.
4Цар.24:13. «И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома, и изломал, как изрёк Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем».
Объясн. Обетования Божии относительно храма вообще как Дома Божия – дома молитвы, остались непреложными и таковыми останутся до второго пришествия: ср. 2Фес.2:4. Если нарушено обетование относительно храма Иерусалимского, то оно, это обетование, дано евреям под условием соблюдения заповедей и уставов Господних: 3Цар.9:3–9; но так как заповеди Господа евреями постоянно попирались, то Господь и передал скинию Давидову, падшую... прочим человекам, которые возвестят имя Божие: Деян.15:16–17.
Дан.1:2. «И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов Дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внёс эти сосуды в сокровищницу бога своего».
Объясн. Нарушенное обетование о вечности храма по отношению к упорному народу Израильскому вновь восстановлено с «прочими человеками и всеми народами, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь»: Ам.9:11–12; Деян.15:16.
Рукотворенный храм есть средство к единению христиан
2Кор.6:16. «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»» (Лев.26:12).
Объясн. Здесь храмом называется не отдельный христианин, а совокупность христианского народа или общества; это уясняется и ссылкой апостола на слова, сказанные Господом в Ветхом Завете народу Израильскому: Лев.26:12; Пс.13:5. Если Господь живёт и как бы обращается в целом христианском обществе или народе, то почему нельзя считать местом Его особенного пребывания то место, где верующие составляют одно целое, где являются не разрозненным множеством, но именно обществом, соединённым посредством общих молитв и священнодействий? А таков и есть наш храм православный, что тоже дом молитвы: Мк.11:17.
Еф.2:21–22. «На котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Объясн. По учению апостолов, храмом духовным и домом Божиим является, прежде всего, Церковь, собрание верующих: 1Пет.2:5; 1Тим.3:15, а потом уже и отдельные христиане, но не иначе как под тем условием, чтобы они были истинными членами великого храма Церкви, глава которой есть Христос: Еф.1:23. Рукотворенные же храмы являются средством к единению отдельных членов Церкви, через которое (единение) они только и могут устроиться в Божие жилище. Вот почему апостол и умолял в другом месте, говоря: «не будем оставлять собрания своего»: Евр.10:25; и апостол Павел охранял святость собрания верующих: 1Кор.11:22. Апостолы в храме постоянно пребывали: Деян.5:42, а святой Павел получал в нём откровение: Деян.22:17–18.
Православные храмы не то, что Иерусалимский храм, – они строятся на всяком месте
Ин.4:21–22. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев».
Объясн. Православные христиане не на одной какой-либо горе и не в одном Иерусалиме кланяются и строят храмы, а на всяком месте, соответственно потребности верующих. Если Сам Христос оказывал почтение даже к Иерусалимскому храму и назвал его домом молитвы для всех народов: Мф.21:12–13; Мк.11:16–17, то как же нам не почитать новозаветных храмов, в которых, при собрании единомысленных молитвенников, есть особенное присутствие благодати Божией: 3Цар.9:3; Исх.25:22; Мф.18:19.
Деян.7:48–50. «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живёт, как говорит пророк: небо престол Мой, и земля подножие ног Моих; какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?» (Ис.66:1–2).
Объясн. Здесь святой архидиакон Стефан обличает горделивое мнение современных ему Иудеев, по которому Иерусалимский храм был единственным местом, достойным для поклонения Богу истинному: Ин.4:20. Архидиакон знал, что скиния и храм построены по воле Божией: Деян.7:44:46. Бог вездесущ, и в рукотворенном храме есть: Еф.4:10; Иер.23:24. Храм не единственное место жилища Божия: но место особого присутствия Бога: Исх.25:8; Мф.23:21; храмы отличаются от обыкн. жилищ: 1Кор.11:22.
Святые люди любили посещать храм
1Пет.2:5. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом».
Объясн. Этими словами выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душой есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в нём почил Дух Господень; однако такие люди Божии храм усердно посещали, как, например, пророк Давид: Пс.5:8:26:4, апостол Павел: Деян.22:17:24:18.
1Кор.3:16–17. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы».
Объясн. Эти слова нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его: Мф.21:13; Ин.2:17; Деян.7:47. В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих: Мф.18:19; 3Цар.8:29, и для таинственного общения с ними: Деян.22:17–18.
1Кор.6:19–20. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».
Объясн. Некоторые праведники были храмами Святого Духа, однако храм, дом молитвы, они усердно посещали: Пс.5:8; Деян.22:17. Не отрицается, а подтверждается здесь необходимость телесного поклонения Богу как в храмах, так и вне их: если мы людям оказываем честь посредством определённых движений и действий (снятие фуражки, поклон, рукопожатие, лобзание и т.п.), то и телесное прославление Бога должно происходить также через определённые движения и действия (преклонение колен, воздеяние рук и проч.): Лк.22:41; 1Тим.2:8. Отсюда возникают разные виды внешнего богопочитания, определяемые святой Церковью.
Евр.3:6. «А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца».
Объясн. Правда, что мы – дом Божий, но этот дом, состоящий из людей, верующих в Бога и уповающих на Него, столь обширен и велик, что заключает в себе не только нас, но всех ветхозаветных и всех новозаветных чтителей Бога истинного, и эти чтители Божии усердно посещали храмы рукотворенные: Пс.5:8:26:4; Деян.22:17:24:8.
Храм как особое Божие присутствие
Деян.17:24. «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт».
Объясн. Апостол Павел говорил эти слова в афинском ареопаге, обличая язычников, по понятию которых Бог живёт исключительно в храме, кумирнице, как в доме человек: Дан.14:6–11, но Бог живёт в храме не так, как идол, который никуда из капища двинуться не может, Он живёт в храме по всеблагому хотению, для блага и спасения верующих в Него и приходящих к Нему в Его дом молитвы: Мк.11:17; 3Цар.8:29–30.
О молитве в храме
3Цар.18:35–45. Здесь повествуется о плодотворности молитвы пророка Илии и вне храма.
Объясн. Пророк Илия молился не в храме по вынужденным к тому обстоятельствам: жрецы не могли принести своих жертв на дворе храма, а Илии нужно было принести жертву пред глазами жрецов; его жертвоприношение на Кармиле не было жертвой, которая приносилась в Ветхом Завете за грехи при храме: Втор.12:5–14; Лев.17:1–9. В Новом Завете Сам Господь и апостолы всегда предпочитали учить и молиться в храме, чем где-либо: Лк.19:46–47:24:52–53; Деян.11:26.
Дан.3:17–18; срав. 6:10:9:3–23. «Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся».
Объясн. Пророк Даниил, когда молился, обращал свои взоры к разрушенному Иерусалимскому храму. Во время молитвы он растворил окно в горнице и смотрел в ту сторону, где находился Иерусалим: Дан.6:10. Так поступал Даниил потому, что храмосоздатель Соломон, при самом освящении храма, просил Господа внимать молитвам людей, которые и из чужих стран будут обращаться к Иерусалимскому храму, и творить им оправдание: 3Цар.8:44–50. И три отрока, когда молились в вавилонской пещи огненной, то воссылали молитвы к святому храму с его рукотворенными изображениями херувимов: Дан.3:53–54. Они помнили обетование Божие (Исх.25:22), обращали свой взор к Господу, сидящему на херувимах 1Цар.4:4. Значит, все они, если молились Богу не в храме, то причина этого была явная невозможность для них молиться в храме, к которому они относились с должным почитанием.
Основные места Священного Писания в учении о христианских храмах Божиих
Мк.11:17. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников (Ис.56:7).
Лк.22:53. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь – ваше время и власть тьмы.
Деян.15:16–17. Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие (Ам.9:11–12).
Лк.24:53. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.
Деян.3:1. Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
1Кор.11:22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?
Деян.5:42. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе (Ср. Деян.11:26; Евр.10:25).