Источник

XLV. Различия между кумиром или идолом и священным изображением

«Мы знаем, что идол в мире – ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого», – говорит апостол (1Кор.8:4).

Это означает, что идолов, каковы, например, Астарта, Ваал, Хамос, Молох (3Цар.11:5–7), Зевс, Эрмий, Артемида (Деян.14:12–19:27) и проч., живых нет на свете и никогда не было, они вымышлены людьми. Между тем на иконах изображаются лица живых существ: Лица Святой Троицы, Богородицы, апостолов, мучеников, святых угодников, которые в своё время жили и действовали на земле и теперь живут на небе.

Идолы поэтому выдуманы самими людьми, они произошли от вымысла и искусства человеческих (Деян.17:29), а святые иконы установлены Богом.

Бездушные, золотые, серебряные и каменные изображения идолов сами по себе почитались богами вследствие того, что содержавшие их люди «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21). «Не знав Бога, служили богам, которые в существе не боги» (Гал.4:8). «Все боги народов – идолы; а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5).

Хотя между святыми изображениями (иконами) и не святыми (идолами) есть сходство в том, что они делаются иногда из одних и тех же материалов, но «чистое нельзя смешивать с нечистым», ибо между святыми иконами и идолами величайшая разница:

1) Первоначальное происхождение

а) Идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла» (Деян.17:29; Прем.13:1–10:14:12–21; Иер.10:14–15).

б) Святые иконы делаются людьми верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Его (Исх.25:1:18, 26:1).

2) Изображаемые предметы и лица

а) Идолы не представляют собой решительно ничего божественного и священного, так как в них признаваемы за богов и чествуемы были бессмысленные камни и вообще вещи (Прем.13:10; Ис.44:17; Иер.2:27; Авв.2:18–19; фетишизм), разные глупые и скверные животные (Деян.7:41; Рим.1:23; Прем.15:18–19; зоолатрия), неразумные силы природы и светила (Деян.7:42–43; Прем.13:1–3; сабеизм), грешный человек со всеми его страстями (Рим.1:23; Прем.14:15–21:14:3–6; антропоморфизм).

б) Сделанные по заповеди Божией иконы херувимов представляют нам действительные священные личности, которые наиболее приближены к Господу (Пс.17:11; Иез.10:1–8:18–19). Христианские святые иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц.

3) Степень силы

а) Идолы обнаруживают бессилие вообще и особенно в сравнении с действительными священными предметами (1Цар.5:3–4; ПослИер.50; Дан.14:23–27).

б) Священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную силу (1Цар.5:4–7; 2Цар.6:6–7; Чис.21:8–9).

4) Религиозное значение

а) Идолов язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов (Пс.5; Прем.13:10:14:8:15:15; Ис.44:17; Дан.14:3–6).

б) Иконы не признаются и не называются богами, но прямо называются: «херувимами», иконами или изображениями херувимов, так что святые иконы суть только как бы портреты святых личностей (Исх.37:7; 3Цар.6:29).

5) Религиозное употребление

а) Язычники при чествовании своих идолов честь относили прямо к самой вещи или фигуре идола: (Прем.14:16; Ис.44:15–17; Дан.14:3:6).

б) При правильном христианском чествовании святых икон честь и поклонение относятся не к вещи, но чрез изображение возносятся к самому лицу изображённому (Исх.30:6–8; Лев.16:2; Догм. 7 вселен. соб.).

6) Нравственное влияние

а) Чествование идолов всегда действовало развращающим образом на идолопоклонников, так как в честь идолов они совершали детоубийства, блудодеяния и всякую скверну (Рим.1:24:32; 4Цар.23:7; Пс.105:35–39; Прем.14:22–29; Иер.19:5).

б) Смиренная молитва человека в храме, который наполнен был изображениями херувимов на дверях, на стенах, над Ковчегом завета (3Цар.6:23–35), производила и всегда производит успокоение совести и исправление человека (Пс.26:4–6:83:2–5; 3Цар.8:37–40; 2Пар.7:12–15).

7) Характер последствий

а) Следствием почитания идолов являются разные несчастья для человека, проклятие и гибель в жизни временной и вечной (Втор.27:1–15; Прем.14:8–10:30–31; Авв.2:18–19).

б) Изображения херувимов на крыше Ковчега вместе с собой принесли в дом благочестивого человека благословение, а другое изображение по воле Божией доставляло исцеление ужаленным змеями (2Цар.7:11; Чис.21:8–9).

8) Духовное общение

а) Чествующие идолов входят в общение с бесами (1Кор.10:19–20; Откр.9:20; Пс.95:4–5).

б) Чествующие святые иконы входят в общение с истинным Господом Богом (Исх.30:6; Лев.16:2; 3Цар.9:3).

9) Отношение воли Божией

а) Идолы, безусловно, воспрещены Господом (Исх.20:4; Лев.19:4:26:1; Втор.4:15:28; 4Цар.17:9–18; Прем.14:11).

б) Изображение херувимов и вообще святые иконы Сам Господь прямо повелел устроить и поставить в скинии и храме (Исх.25:18:26:1; 3Цар.6:23–35:9:3).

10) Смысл названий

а) Название «идол», «кумир» – ничтожество: 1Кор.8:4:10:9; Прем.15:17. Идол «мерзость» пред Господом: Иез.8:9.

б) Слово «икона», «образ», выражает понятие об изображении действительно существующего лица или события: Мф.22:20; 2Кор.4:4; Кол.3:10; Откр.13:15; икона «святыня великая»: Исх.30:29:40:9. (свящ. В. Черкесов).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о различиях между кумирами и священными изображениями

Деян.17:29. «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого».

Объясн. Изображаемые на святых иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например: Крещение Господне: Мф.3:14–17, Преображение Господне: Мф.17:1–5, Господь Вседержитель: Евр.1:3; Откр.14:14, Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф.2:14, апостол Пётр: Мф.16:17; между тем язычники называли богами такие существа, которые не управляли миром и произошли, действительно, от человеческого вымысла: Гал.4:8; Прем.14:12–14, напр.: Молох, Ремфан: Деян.7:43, Артемида и Диопет: Деян.19:35; поэтому настоящее место Писания нужно относить не к святым иконам, а к идолам и кумирам вымышленных богов.

Деян.19:26. «Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги».

Объясн. Здесь говорится о «богах», т.е. кумирах или идолах, которые действительно не суть боги. Но святые иконы мы не считаем за богов, а признаём за священные изображения событий и лиц, происшедших не от вымысла, а на самом деле, напр.: Крещение Господне: Мф.3:14–17, Преображение: Мф.17:1–5, Господь Вседержитель: Евр.1:3; Откр.14:14; Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф.16:17; апостолы и пророки: Мф.2:14. Какое же может быть сравнение этих изображений с идолами, вымысел коих – начало блуда и изобретение их – растление жизни: Прем.14:12–14; Деян.7:40–43.

1Ин.5:21. «Дети! храните себя от идолов. Аминь».

Объясн. Икону с идолом сравнивать нет никакого основания, ибо она отличается от идолов по своему происхождению и религиозному значению. Идолы, или кумиры, возникли вследствие человеческого неведения об истинном Боге: Деян.17:29; Прем.13:1–2; все эти обоготворяемые твари не представляют собой решительно ничего божественного и священного: 1Кор.8:4. Иконы же суть изображение или истинного Бога в том виде, в каком Он являлся миру, или святых ангелов небесных, посылаемых Богом для тех, которые имеют наследовать спасение: Евр.1:14, или святых угодников, предстательствующих за нас пред Богом своими молитвами: Откр.5:8.

Откр.14:9:11. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою... И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его».

Объясн. Антихристово изображение не имеет никакого отношения к святым иконам и не противоречит им; так как из Писания видно, что есть чаша Господня и есть чаша бесовская, трапеза Господня и трапеза бесовская: 1Кор.10:21, скиния Божия и скиния Молохова: Деян.7:43, храм Божий и храм Дагона; 1Цар.5:2; как видно отсюда, названия одинаковые, но сущность совершенно несовместимая. Поэтому, если по попущению Божию, будет икона бесовская, то она не может унизить своим названием достоинства священных изображений, равно как и поклонники изображения антихриста не имеют ничего общего с почитателями святых икон: 2Кор.6:16.

Исх.32:4. «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской».

Объясн. Святая икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения – мужчины: Исх.25:18; на святой иконе может находиться и изображение гада: Чис.21:8–9, однако поскольку святые иконы не суть идолы, т.е. изображают не ложного бога, то эти слова книги Исхода к ним не относятся.

Лев.26:1. «И не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Объясн. Изображаемые на святых иконах события и лица не суть кумиры и произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например, как и выше сказано: Крещение Господне: Мф.3:14–17, Преображение Господне: Мф.17:1–5, Господь Вседержитель: Евр.1:3; Откр.14:14. Между тем предметы, изображаемые и называемые «богами» у язычников, никогда не творили и не управляли миром вместо Бога истинного, так как они сами произошли от человеческого вымысла: Гал.4:8; Прем.14:12– например, Молох, Ремфан: Деян.7:43; Артемида, Диопет: Деян.19:35. Поэтому, указываемое место должно относить не к святым иконам, но к идолам и кумирам вымышленных богов.

Втор.5:8. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли».

Объясн. Вторая заповедь запрещает делать и чествовать кумиры и всякие изображения кумиров, т.е. ложных богов, и нисколько не касается истинных священных изображений. Слова второй заповеди: «никакого изображения» несомненно предполагают предшествующее слово «кумира»; так поясняет эти слова сам Моисей, когда в другом месте выражается – «изображения какого-либо кумира»: Втор.4:16. Кроме того, здесь слова – «никакого изображения», не исключают возможности истинных добрых изображений так же, как словами четвёртой заповеди – «никакого дела»: Исх.20:10; Втор.5:14, не исключается возможность законного совершения в субботу добрых и неотложных дел: Мф.12:5:10–12.

Втор.27:15. «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте».

Объясн. Страшная угроза и проклятие здесь высказывается язычникам, производящим и поклоняющимся идолам, какой бы вид они ни имели; напр.: Деян.14:11–13:23–24. К святым иконам эти слова не могут относиться так же, как не относились к Ковчегу завета, благоговейное почитание которого сопровождалось благословением Божиим: 2Цар.6:11–12; 2Пар.8:11.

Между человеком и животным есть много сходства, но никакой благоразумный человек не сочтёт за одно существо того и другое, потому что при этом возьмутся в расчёт отличающие человека от животного душа и совесть. Так должен рассуждать всякий и при сравнении святых икон с идолами, иначе можно навлечь на себя обличительное слово о жемчуге: Мф.7:6.

1Цар.5:1–3. «Филистимляне же взяли ковчег Божий, и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим к земле пред Ковчегом».

Объясн. Вот с какой поразительной ясностью различается здесь идол или кумир от святой иконы, или Ковчега Господня. Только поставили Ковчег Господень в храм идола Дагона, и последний неоднократно падал ниц пред Ковчегом и наконец разбился: ст.4. Как же после этого иконоборцы дерзают называть святые иконы – идолами или кумирами? Ведь не называют же они фотографии близких им лиц идолами; на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение святых икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов, разница между коими ясно указана и в Священном Писании: напр.: Мф.3:14–17; Мф.17:1–5; Евр.1:3; Откр.14:14; Мф.2:14; Мф.16:17, сравни описанные здесь изображения с предметами, изображаемыми и называемыми богами у язычников: Гал.4:8; Прем.14:12–14; Деян.7:43:19:35.

Пс.134:15–17. «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их».

Объясн. Здесь ясно указываются некоторые внешние особенности идолов: происхождение от руки человеческой, вещественность, безжизненность. Кто на основании этих черт внешнего сходства идолов с святыми иконами считает за одно, тот не различает священное от несвященного и чистое от нечистого: Лев.10:10; Иез.44:23. Моисей от имени Божия почти одновременно объявляет: не обращаться к идолам и не делать себе богов литых и кумиров: Лев.19:4; Исх.20:4, и повелевает сделать из золота херувимов: Исх.25:18:16:1. Значит, Моисей отличал иконы от идолов.

Ис.17:7–8. «В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву.

И не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала».

Объясн. У православных христиан нет и не было кумиров Астарты и Ваала, а есть только образа Бога невидимого, появившегося во плоти и с человеками пожившего: Ин.1:14:35–36. Следовательно, здесь говорится о падении язычества, которое в России совершилось при святом князе Владимире.

Ис.40:19–20. «Идола выливает художник, и золотильник покрывает его золотом, и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твёрдо».

Объясн. Нельзя относить эти слова к святым иконам, потому что здесь прямо говорится об идолах, которых себе делали язычники, а по примеру их и дом «Израилев». В идолах язычники видели своих богов: Откр.9:20; Прем.13:10. По заповеди Господней сделанные фигуры на крышке Ковчега завета и на занавеси представляют собой изображения небожителей херувимов, среди которых являл Себя Сам Господь: Исх.25:18:26:1; Лев.16:2. Не видно ли отсюда, какая разность между изображениями идолов и святых икон.

Ис.46:6–7. «Высыпают золото из кошелька, и весят серебро на весах, и нанимают серебреника, чтоб он сделал из него бога; кланяются ему, и повергаются перед ним.

Поднимают его на плеча, несут его, и ставят его на своё место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, он не отвечает, не спасает от беды».

Объясн. Хотя материал для идолов и святых икон бывает одинаков: золото, серебро, дерево и т.п., но религиозное значение их совершенно различно: идолов язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов: Пс.95:5; Прем.14:8; Ис.44:17; Дан.14:3:6. Иконы же не признаются и не называются богами, но прямо называются «херувимами», иконами или же изображениями херувимов, так, что святые иконы суть только как бы портрет святых личностей: Исх.37:7; 3Цар.6:29. При этом усмотри, какая несовместимость изображений кумиров с изображениями святых икон. Кумирные изображения: Дагон: 1Цар.5:2, Ваал: Иер.19:5, Вил: Дан.14:3, Астарта: 4Цар.23:7. Священные изображения: Рождество Христово: Лк.2:7, Распятие Господне: Лк.22:33, Херувимы: Исх.25:18, Божия Матерь: Лк.2:51, апостол Павел; 1Кор.9:1.

Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о различии между кумирами или идолами и священными изображениями

2Кор.6:16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (Лев.26:12).

1Кор.8:4. Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

Гал.3:1. О, несмысленные Галаты: кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

Пс.95:5. Все боги народов – идолы; а Господь небеса сотворил.

Мф.22:20–21. Чьё это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Лев.10:9–10. Это вечное постановление в роды ваши; чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого.

2Цар.6:11. И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца; и благословил Господь Аведдара и весь дом его (Срав. 2Пар.8:11).


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle