Источник

XLVI. О почитании Святого Креста

Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых.

Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя.

Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую (Рим.3:25; Евр.9:26–28:10:12–14; 1Ин.2:2) и примирил нас с Богом (Еф.2:14–16).

Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками (Быт.48:13–14), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя (Пс.21:1–19; Мф.27:27:35, 39:43, 49; Лк.23:35). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть (Ис.9:6:53:4–12; Мф.20:19:26:63:27:12). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей (Ин.3:14:12:32).

Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий (Лк.12:50); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех (Ин.12:32–33). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест (Мф.24:30).

Святые апостолы хвалились Крестом Христовым (Гал.6:14); проповедовали Христа распятого (1Кор.1:23) и от христиан требовали веры в Распятого (1Кор.2:2). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия (1Кор.1:18; ср. Рим.1:16). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту (Пс.98:5:131:7). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

Поклоняясь изображению честного Креста Христова, из какого бы вещества оно ни было сделано, мы не веществу поклоняемся, но изображению знамения Христова.

Только злых людей апостол называет врагами Креста Христова (Флп.3:18); всех же истинных последователей Его призывает: выйдем к Нему (Иисусу Христу) за стан, нося Его поругание, т.е. Крест (Евр.13:13).

Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия (Откр.7:2–3:9:4).

«Итак, не стыдись столь великого блага, поучает святитель Иоанн Златоуст о Кресте, да не постыдится и тебя Христос, когда приидет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных... Напечатлей крест в уме твоём и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввёл истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом всё враждебное нам низложено и попрано... Крест – наша похвала, начало всех благ, дерзновение и всё наше украшение» (Твор. святителя И.Златоуста, т.7, стр.558–559).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Креста Христова

Мф.5:34–35. «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя».

Объясн. Если здесь названа подножием ног – земля, то в других местах это же название применяется к подножию древесному, о котором сказано «прославлю»: Ис.60:13; это подножие, сокрушившее врагов, обнаружило силу: Деян.2:35–36; Мф.22:44.

Мк.10:21. «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест».

Объясн. Всякий должен следовать за Христом, неся крест свой, но не всякий непременно должен отречься от всего имущества своего, – можно служить Господу и имением своим: Лк.8:3; Закхей только половину обещал раздать: Лк.19:8–9. Крест Христов не везде разумеется в переносном смысле: Ин.3:14–15; Гал.3:1; Ин.19:16–19.

Лк.9:23. «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной».

Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только Крестом: Гал.6:14; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21; Евр.13:13; Ин.3:14–15.

1Пет.2:24; ср. Кол.2:14. «Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились».

Объясн. Грехи наши на древо Сам Господь вознёс «Телом Своим», бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко Кресту»: Кол.2:14; Еф.2:16. Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился: 1Ин.3:5, и если истреблением рукописания не осквернено учение Христово, или Евангелие, то не осквернился и Крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на Крест Господь вознёс грехи и рукописание Телом Своим, то Святость Тела Христова превозмогла всё нечистое, уничтожила на Кресте грехи и рукописание: Срав. Еф.2:16, а самый Крест честной Кровью Господа освятился: Кол.1:19–20. Крестом Христовым апостол даже хвалится: Гал.6:14, и только погибающие смущаются: 1Кор.1:18.

Гал.6:14. «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира».

Объясн. Здесь вразумление для хулителей креста. Если бы кто сказал, что апостол хвалится не крестом, а Господом, который был на нём распят, тому ответим: в том-то и заключается слава креста, что он называется у апостола вместо Самого Христа или служит знамением Самого Распятого и кто поклоняется кресту, тот чрез сие поклоняется Христу. Подобна сему слава имени Христова, о Котором сказано, что пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних: Флп.2:10, что только Им одним надлежит спастись нам: Деян.4:12.

Флп.3:18. «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова».

Объясн. Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же после этого осмеливаются некоторые утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой, он достоин отвращения и ненависти? Забывают эти люди то, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления: Прем.14:7; 1Пет.2:24; Еф.2:16. Слово о Кресте только для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, сила Божия: 1Кор.1:18. Вот почему апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Христовым: Гал.6:14; Евр.13:13.

Кол.1:20. «И чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив чрез Него, кровью Креста Его, и земное и небесное».

Объясн. Этими словами апостол лишний раз подтверждает славу и силу Креста Христова, обагрённого Кровью Спасителя для умиротворения всего земного и небесного. Вот поэтому-то крест и является знаменем нашей веры: Чис.21:8; Ин.3:14–15. Вот почему слово крест для нас – сила Божия: 1Кор.1:18.

Кол.2:14. «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».

Объясн. См. 1Пет.2:24.

Втор.21:22–23; ср. Гал.3:13. «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве; то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»...

Объясн. В этих местах проклятие касается не креста, а висевшего («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа: 1Ин.3:5; Ис.53:5. Поэтому негодование вследствие этого проклятия должно было бы направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних: Ин.13:34–35, – то всё негодование заблуждающиеся в мнении о кресте должны направить на самих себя за невежественное истолкование Слова Божия: 2Пет.3:16. В отношении Креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян.10:15.

Прем.14:7–8. «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его, за то, что сделал, а это тленное названо Богом»...

Объясн. Дерево, смотря по своему назначению, приносит людям пользу или вред: ст.1–6; 1Пет.3:20. Есть дерево благословенно: ст.14, как благословен и Святой Крест, чрез который воспоследовало спасение миру: 1Пет.2:24. Если из дерева делают идола и называют его богом, то такое дерево проклято и само и сделавший его: ст.8. Что же касается Креста Господня, то он здесь не только не проклинается, но, напротив, благословляется для чествования: ст.7. Слово о Кресте (только) для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия: 1Кор.1:18.

О чествовании Святого Креста

Гал.3:13. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» (Втор.21:23)».

Объясн. см. выше: Втор.21:22–23.

Еф.2:15–16. «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нём».

Объясн. Соединение язычников со Христом и Его Церковью совершилось, по апостолу, Кровью Христа: ст.13, Плотью Христовой: ст.15, и наконец Крестом: ст.16; Кол.1:20. Таким образом, действие плоти и крови или точнее смерти Христа приписывается кресту, а посему почитание спасительной смерти должно соединиться с почитанием и креста, как её орудия и знамения: Евр.13:13; Ин.3:14–15.

Пс.131:7. «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его».

Объясн. Под «подножием» здесь должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. «проклята земля»: Быт.3:17), а Святой Крест Господень, и на основании сего места должно воздавать «поклонение» и «прославление» честному Кресту, послужившему орудием чести и величайшего добра для всего человечества: Еф.2:16. Слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18.

Иер.10:3–5. «Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят: их носят, потому что ходить не могут»...

Объясн. Этими словами пророка осуждается то обделанное дерево (обточенный столп), которое для религиозных целей употребляемое было язычниками: ст.2, т.е. осуждаются идолы, но этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, например, не осуждается употребление придорожных и намогильных крестов, что уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем: Чис.21:8–9; ср. Евр.13:13.

Крест не везде разумеется в переносном смысле

Мф.10:38; ср. Мф.16:24. «И кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня».

Объясн. Если здесь слово «крест» употреблено в переносном смысле, то отсюда не следует, что и в других местах оно употребляется так же, а не в собственном: Ин.19:17–19; Мф.27:32; Евр.13:13.

Мк.8:34. «И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной».

Объясн. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16–19; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо Креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40. Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18, и враги Креста: Флп.3:18.

Лк.14:27. «И кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником».

Объясн. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово «крест» и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном: Мф.27:40; Лк.23:26. Одно воззрение на крест с верой избавляет от погибели: Ин.3:14–15.

Деян.2:35; ср. Пс.109:1. «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Объясн. Под подножием не везде разумеется земля, но и дерево: Деян.5:30; Флп.2:8–9; о прославлении подножия – земли, ничего не сказано; прославление же древесного подножия ясно указано – «прославлю»: Ис.60:13.

Здесь говорится о том подножии, которое попрало врагов Божиих: Мф.22:44; Деян.2:35, т.е. именно Крест Христов назван здесь подножием: Еф.2:16; Евр.10:12–13:13:13–15; Мф.27:32.

Ис.60:13. «Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих».

Объясн. Здесь под подножием должно разуметь святой Крест Господень, а не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала. «Проклята земля»: Быт.3:17, а посредством Креста Христова и под крестом-подножием попраны враги Божии и человечества: 1Кор.15:25–27; Еф.2:16; Евр.2:14:10:12–13; крест был причиной особенной славы Господа Христа: Флп.2:8–9; Евр.12:2. В Слове Божием кресту придаётся значение как орудию священному: «Кровью Креста Его»: Кол.1:20, посредством Креста: Еф.2:16, слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18.

Крест как подножие древесное

Пс.98:5. «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его, свято оно!».

Объясн. В Писании говорится «о подножии из дерева»: Ис.60:13; крест считается за подножие, поправшее врагов Божиих: Пс.109:1; Мф.22:44. О прославлении подножия – земли, ничего не сказано: прославление же древесного подножия ясно указано «прославлю»: Ис.60:13; подножие, сокрушившее врагов, обнаружило силу: Деян.2:35–36. Присматриваясь к свойствам Креста Христова, мы видим, что на нём стояли («сойди») пречистые ноги Господа, т.е. крест был подножием ног Господних: Мф.27:40:42. Он был причиной особенной славы Господа Христа: Лк.24:26; Флп.2:8–9; Евр.12:2; посредством Креста Христова и под крестом-подножием попраны враги Божии и человечества: 1Кор.15:25–27; Еф.2:16; Евр.2:14:10:12–13.

Только погибающим свойственно пренебрегать словом о Кресте

1Кор.1:18. «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия».

Объясн. Словом крестным апостол называет всю евангельскую проповедь. В том и является величие креста, что он знаменует всё Евангелие, что он есть образ распеншегося на нём Господа, что считать юродством о кресте значит, по апостолу, считать соблазном и безумием и проповедь о крестной смерти Спасителя: ст.23, а это свойственно только погибающим: ст.18; Деян.17:18; сам же апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Господа: Гал.6:14.

Основные места Священного Писания в учении о почитании Креста Христова

Ин.3:14–15. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ин.19:17. И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа.

Мф.27:32. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести Крест Его.

Деян.2:34–35. Давид не восшёл на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1).

Ис.60:13. Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

Прем.14:7. Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!

Флп.3:18. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова.

Гал.6:14. А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира.

Евр.13:13. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.

1Кор.1:18. Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle